Скрыть
И что будет с народом, то и со священником; что со слугою, то и с господином его; что со служанкою, то и с госпожою ее; что с покупающим, то и с продающим; что с заемщиком, то и с заимодавцем; что с ростовщиком, то и с дающим в рост.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И что будет с народом, то и со священником; что со слугою, то и с господином его; что со служанкою, то и с госпожею ее; что с покупающим, то и с продающим; что с заемщиком, то и с заимодавцем; что с ростовщиком, то и с дающим в рост

И будут людие аки жрец, то есть во время пленения, потому что в плен отведены будут и знатные, и простолюдины, и сильные, и немощные. И раб аки господин, ибо при переселении Израильтян будут переселяться без различия люди всякого звания.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Григорий Богослов, свт. (†389)

И что будет с народом, то и со священником; что со слугою, то и с господином его; что со служанкою, то и с госпожею ее; что с покупающим, то и с продающим; что с заемщиком, то и с заимодавцем; что с ростовщиком, то и с дающим в рост

И не мирянин только поступает так, а священник иначе. Напротив того, мне кажется, что ныне явно исполняется изреченное древле в проклятии: И что будет с народом, то и со священником (Ос. 4:9; Ис. 24:2). Не один простой народ таков, а сильные, как говорится, в народе и начальники - другие. Напротив того, они-то и ведут открытую войну со священниками, в качестве предлога к убеждению обращая благочестие. С кем бывает это, поскольку он стоит за веру, за самые высокие и первые истины, того не порицаю и, если сказать правду, того хвалю и сорадуюсь с ним.

Слово в оправдание (Слово 3)

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-3 Вот Господь опустошит землю и обнажит ее, и поразит лице ее, и рассеет жителей ее; и будет как народ, так и священник, и как раб, так и господин его; так служанка, так и госпожа ее; как покупающий, так и продающий; как заимодавец, так и получающий взаймы, как дающий в рост, так и должник. Опустошением опустошена будет земля и расхищением разграблена будет, ибо Господь сказал слово сие

После частного обличения всех народов в отдельности, Иудеи, Вавилона, Филистимлян, Моава, Дамаска, Израиля, Египта, пустыни приморской, Идумеи, Аравии, долины видения и наконец Тира, в объяснение чего мы сказали что могли, теперь пророческая речь изображает, что потерпит весь мир в кончину свою, и пророчествует не об отдельных народах, а одинаково о всех. И прежде всего говорит, какие муки потерпят нечестивые, как, сообразно и с Евангелием и Апостолом, небо и земля и образ мира сего прейдут (Мф. 24; 1Кор. 7) и грешники отведены будут в ад (Пс. 30),— грешники, о которых написано: впадут в преисподния земли, предадутся в руки оружия, части лисовом будут (Пс. 62:10).

Затем, так как по качеству заслуг, у Отца обителей иного, то говорится, как святые восхищены будут на облаках в сретение Господу на воздухе, и всегда будут с Ним (Ин. 14:1-4). Вместо опустошена земля LXX перевели: развращена вселенная, и вместо поразит лице ее, т. е. земли, они перевели: и откроет лице ее, чтобы мертвые вышли из гробов своих; или обнажит ее, так что все дела ее откроются перед всеми и жители ее будут рассеяны по разным местам, быв предназначены к наградам или наказаниям. Не будет тогда никакого различия между знатными и незнатными, священником и мирянином, рабом и господином, служанкою и госпожою, богатым и бедным, ростовщиком и тем, кто стоит под гнетом чужих денег, покупающим и продающим. Ибо все одинаково станут пред судилищем Христовым и не будет лицеприятия у Бога (Рим. 14; Кол. 3). Об этом почти теми же словами говорит и Иов: малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего (Иов. 3:19), и Спаситель, которому передан весь суд, свидетельствует в Евангелии подробною речью.

Итак опустошена будет земля и все дела земные обратятся в ничто, чтобы по уничтожении образа перстного, (χοϊκού) оставался образ небесного. Ибо первый человек от земли перстень: вторый человек Господь с небес. Яков перстный, таковы и перстнии: и Яков небесный, тацы же и небеснии. И якоже облекохомся во образ перстного, да облечемся и во образ небеснаго (1Кор. 15:47-49). Поэтому тот же Апостол говорит: плоть и кровь царства Божья наследите не могут (1Кор. 15:50), — не в смысле еретического учения, что телесная природа уничтожится, а в том смысле, что тленное сие облечется в нетленное, и смертное сие облечется в бессмертное. И это все исполнится, ибо что будет это, Господь сказал чрез пророков.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 2-3 И будут людие аки жрец, и раб аки господин, и раба аки госпожа: будет купуяй яко продаяй, и взаим емляй аки заимодавец, и должный аки емуже есть должен. Тлением истлеет земля, и расхищением расхищена будет земля: уста бо Господня глаголаша сия

Когда царствует мир, тогда города и страны в силу совершенной как бы необходимости управляются подобающими законами, божескими и человеческими, и соблюдаются (в них) степени достоинств и преимуществ, и предоставляется (в них) богатыми, увеличивать свое богатство, а свободным пользоваться своею свободою. Когда же вторгаются вражеские войска и город или страна делается жертвою варварской жестокости; тогда наступает замешательство в делах и не бывает никакого порядка. Ибо тщетна (не имеет значения) честь священников, в одинаковом положении (находятся) слуга и господин, служанка и госпожа, покупатель и продавец, дающий и получающий взаймы, должник и заимодавец, – сими словами обозначается вообще богатый и бедный. Ибо всех одинаково постигает тление и расхищение, то есть, грабительство и хищничество. Истину этого подтверждает пророк, присовокупляя следующие слова: уста бо Господня глаголаша сия. А кто дерзнет сказать, что на престоле Божественном суд не бывает нелицеприятным? Ибо преимущества высокого положения не спасут никого, кто не имеет благих плодов сообразной с законом жизни, и богатство не принесет никакой пользы имеющим его: но все мы в равном и одинаковом положении предстанем пред Судиею, малый и великий, богатый и бедный, поелику несть на лица зрения у Бога (Рим. 2:11). Об этом написано и в книге Иова: мал и велик тамо есть, и раб не бояйся господина своего (Иов. 3:19).

Толкование на пророка Исаию

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

И что будет с народом, то и со священником; что со слугою, то и с господином его; что со служанкою, то и с госпожею ее; что с покупающим, то и с продающим; что с заемщиком, то и с заимодавцем; что с ростовщиком, то и с дающим в рост

Стражами поставленные в виноградниках, мы свой виноградник охраняем в наименьшей степени, потому что в то время как мы запутываемся в чужих делах, мы пренебрегаем служением нашему делу. Я полагаю, братья любезнейшие, Бог терпит не больше ущерба от других, чем от священников, когда видит, что те, кого Он поставил для исправления других, дают собой примеры порочности, когда грешим мы сами, - те, кто должен был обуздывать грехи. Часто, что тяжелее, священники, которые должны были отдать собственное имущество, расхищают чужое. Часто, если они видят тех, кто смиренно, умеренно живет, высмеивают их.

Итак, задумайтесь, что происходит со стадами, когда пастухи становятся волками. Ведь охрану стада берут на себя те, кто не боятся подстерегать божественное стадо; те, от которых должны были охранять стадо Бога.

Мы не ищем никакой пользы для души, ежедневно предаемся своим страстям, желаем земного, мы стремимся поймать, напрягая разум, человеческую славу. И так как благодаря тому самому, чем мы вознесены над остальными, мы имеем гораздо большую свободу делать то, что следует; мы обращаем служение полученного благословения для демонстрации суетности; мы оставляем дело Бога, предаемся земным делам, мы получаем звание святейшества и запутываемся в земных делах. Исполнилось в нас действительно то, что написано: И что будет с народом, то и со священником.

Сорок бесед на Евангелия


Очевидно, что в справедливом гневе воздаяния Господь угрожает через пророка, говоря: И что будет с народом, то и со священником. Конечно, священник как народ, если он, исполняя священную обязанность, совершает то, что подлинно делают те, которые до сих пор находятся под осуждением за плотские влечения.

Правило пастырское или о пастырском служении

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И что будет с народом, то и со священником; что со слугою, то и с господином его; что со служанкою, то и с госпожею ее; что с покупающим, то и с продающим; что с заемщиком, то и с заимодавцем; что с ростовщиком, то и с дающим в рост

Несмотря на различие в общественном положении, все люди будут подвергнуты наказанию от Бога.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 24:1

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

1–2. Вот, Господь опустошает землю и делает ее бесплодною; изменяет вид ее и рассевает живущих на ней. И что будет с народом, то и со священником; что со слугою, то и с господином его; что со служанкою, то и с госпожею ее; что с покупающим, то и с продающим; что с заемщиком, то и с заимодавцем; что с ростовщиком, то и с дающим в рост. 
 

Предвозвестив разрушение главных городов, сильнейших государств древнего мира – Халдеи, Моавии, Филистии, Сирии, Египта, Финикии и других, пророк Исаия созерцает будущее как настоящее и восклицает: «вот Господь опустошает землю!» – т.е. превратит в развалины города всех населенных стран (ст.Ис. 24:13; ср.гл.Ис.14:26; Ис.23:9); тогда страны эти представят одну необъятную пустыню; на опустошённых пространствах не появится никакой растительности и поверхность земли будет открыта, как бы обнажена. При бедствиях этого опустошения и жители разрушенных городов разбегутся в разные стороны, избавляясь от грозной смерти. При всеобщем бедствии не будут уже думать о преимуществах друг над другом: горе и лишения всех сравняют. Прежде только простой народ шел на войну и приносил на это общественное дело свои силы и свое достояние, и при всем том попадал в плен, делался рабом иноплеменников; а теперь тоже будет и со священным сословием жрецов. Прежде только раб и раба переносили всякие тяжести, оскорбления, побои, лишения и страдания, а теперь такими будут господин и госпожа их. Прежде только купец и заимодавец признавались людьми состоятельными, потому что владели средствами к жизни до избытка, а теперь и они так же будут бедны, как их покупатели и должники, все и без всяких средств к жизни: у одного нечего будет продать, а другому не на что купить; одному нечего будет дать в долг, а другому нечем уплатить. Это время всеобщего народного нищенства (ср.гл. Ис.3:5-8).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible