Скрыть
В городе осталось запустение, и ворота развалились.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 12-13 И останут града пусти… якоже аще кто отрясает масличину… и (якоже) аще останет от обымания винограда, то есть в земле Израильской так мало останется обитателей, как мало остается маслин на масличном дереве и гроздов на виноградной лозе после уборки плодов. Если и остаются на них плоды, то или потому что не замечены собирающими, или потому что гнилые, или потому что еще не созрели.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 7-12 Возстенал виноградник, уныла виноградная лоза, возплакали все радовавшиеся сердцем. Прекратилось веселие с тимпанами, умолк шум веселящихся, затих приятный звук гуслей: с песнею не будут пить вина, горек будет напиток для пьющих его. Сокрушен город суеты, заперт всякий дом, и никто не входит. Будет плач о вине на улицах, оставлена всякая радость, изгнано веселие земли. И оставлено в городе запустение, и бедствие стеснит ворота

В кончину мира воспоминание о прежних наслаждениях будет причиною мучений. Поэтому и оный богач, облекавшийся на пиршестве в порфиру, получивший благое свое в жизни своей, возведши глаза свои из ада, видит Лазаря на месте покоя (Лк. 16). И Господь, обличая богатых утопающих в удовольствиях и смеющихся, говорит в Евангелии: горе вам богатым, ибо вы получили утешение ваше. Горе вам, которые ныне насыщены, ибо вы взалчете. Горе вам, которые ныне смеетесь, ибо вы восплачете и возрыдаете.

Итак, когда будет воскресение здравых и настанет день суда, тогда восплачет вино и виноградник, о котором Моисей говорит: от виноградов содомских виноград их, и розга их от Гоморры: гроздь их — гроздь желчи, гроздь горести их. Ярость змиев вино их, и ярость аспидов неисцельна (Втор. 32:33).

Тогда всякий напиток, или как говорится сикер, т.е. опьянение, которое извращает состояние ума и не позволяет людям бодрствовать, заменится горечью, которая употребляющим ее ложно представляется медом, а потом окажется горче желчи. Тогда всякое приятное пение веселящихся и звук тимпанов и гуслей превратится в плач и стенание. Укажем на это свидетельство тем, кои на пиршествах предаются наслаждениям не только сластолюбия и опьянения, но и слуха, чтобы крепость души ослаблять посредством всех чувств.

Сокрушится город суеты, — или всякий город, или духовный Вавилон, который восседает в порфире на семи горах, о наказаниях которого читаем в Апокалипсисе Иоанна (Откр. 18). И прекрасно сказал: город суеты, Ибо если о небе и земле и о всем земном говорится: суета сует и всяческая суета (Еккл. 1:2), то не тем ли более следует сказать это об одном городе, который составляет малую часть всего мира? Тогда дома, у которых теперь позолоченные потолки, стены которых одеты мраморною инкрустациею и блестят лоснящеюся резьбою из слоновой кости.

Тогда как бедняки умирают от холода без крова и хижины, эти дома останутся пустыми. Плач будет на улицах о вине, — не на узком и тесном пути, ведущем к жизни, а на широком и пространном, ведущем к смерти (Мф. 7). О вине и опьянении заблуждения тех, кои уснули сном своим, и ничего не нашли все мужи богатства в руках своих (Пс. 75:6).

Ибо перенесена на небеса радость земли, и в некогда знаменитейшем городе осталось запустение, и ворота многолюдных дорог, чрез которые входили многочисленные толпы народа, угнетен бедствие жителей. И чтобы мы ясно видели, что возвещается о погибели всего мира, присовокупил: это будет среди земли, среди язычников или народов (Ис. 24:13).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 7–12 Восплачется вино, возрыдает виноград, возстенут вси радующиися душею. Престало есть веселие тимпанов, преста высокодерзость и богатство нечестивых, престал есть глас гуслей. Усрамишася, не пиша вина, горька бысть сикера пиющим. Опусте всяк град, заключит храм, еже не внити. Плачитеся о вине всюду, престала есть радость вся земная, отиде вся радость земли. И останут гради пусти, и домове оставлени погибнут

Бог всяческих часто обвинял потомков Израиля, тяжко согрешавших, за то, что они, зная, что будут наказаны, не старались однако ж отвратить гнев Божественный подвигами покаяния. Ибо говорил: и призва Господь Саваоф в той день плачь и рыдание, и острижение и препоясание во вретища, тии же сотвориша радость и веселие, закалающе телцы, и жруще овцы, яко ясти мяса и пити вино, глаголюще: да ямы и пием, утре бо умрем (Ис. 22:12-13). И чрез другого пророка говорит: спящии на одрех от костей слоновых, и ласкосердствующии на постелех своих, ядущии козлища от паств, и телцы млеком питаемы от среды стад … пиющии процеженое вино, и первыми вонями мажущиися, и не страдаху ничесоже в сокрушении Иосифове (Ам. 6:4-6). Итак, уклонившись в весьма великую распущенность, они неблаговременно предавались роскоши, когда бы должны были орошать ланиты неудержимыми слезами и просить прощения грехов. (Посему) несчастие войны справедливо послано на них, и те, которые некогда предавались роскоши, сверх чаяния подверглись бедствиям. Возрыдал виноград, – не самое растение, но те, которые пьют от плода его: те, говорит, которые некогда увеселяли свою душу, восстенают и вопли будут для них постоянным занятием; ибо престало есть веселие тимпанов, преста высокодерзость и богатство нечестивых. А высокодерзостью называет чрезмерное высокомерие или гордость. Престает, говорит, и то, что доставляется богатством, и звуки гуслей, и сикера становится горькою для тех, которые некогда роскошествовали: опустели города и домы, ибо прекратилась всякая радость земная. Если же кто будет, разуметь (здесь) и самую кончину века, когда настанет время суда; то опять скажет, что исчезнет всякая роскошь мирская, напротив будут стон и зубовный скрежет тех, которые пойдут во ад. И не принесет богатство никакой пользы темь, которые стяжали его, исчезнет всякое наслаждение и престанет все телесное. и вожделенное некогда плотоугодие приведет напротив к горькому концу тех, которые были преданы греху: ибо они отдадут отчет Судии всех, как пишет премудрый Павел: всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2Кор. 5:10).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-13 Плачут о вине на улицах; помрачилась всякая радость; изгнано всякое веселие земли. В городе осталось запустение, и ворота развалились. А посреди земли, между народами, будет то же, что бывает при обивании маслин, при обирании винограда, когда кончена уборка

На улицах - по переводу Orelli, на полях.

Веселие земли - возможно точнее: веселие с земли. [В Славянском переводе 70-и - Плачитеся о вине всюду, престала есть радость вся земная, отиде вся радость земли. Прим. ред. ]

Что бывает при обивании маслин. Деревья, лишившиеся плодов, служат символом исчезновения обитателей земли (ср. 17:5 и сл.).

См. также Толкование на Ис. 24:7

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

11–12. Плачут о вине на улицах; помрачилась всякая радость; изгнано всякое веселие земли. В городе осталось запустение, и ворота развалились. 
 

Прежде, в мирное время, при благословении Божием, все и всюду в святой земле радовались о хорошем сборе винограда и о множестве вина, как необходимом условии житейских радостей (праздник церковный и народный, день рождения, брак и пр.). Так бывало особенно в дни Соломона. А теперь, при проклятии Божием, все и всюду в проклятой земле будут плакать и изливать чувство скорби в грустных песнях, потому что нигде, ни у кого не будет никакой радости – ни церковной, потому что храм будет заперт, ни народной, потому что города будут опустошены, ни семейной, потому что большая часть населения будет истреблена мечем врагов, голодом и т.д. (ст. Ис.24:1,6,17,19,22); а оставленные ими дома погибнут, т.е. вскоре превратятся в развалины.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible