Скрыть
Весели́тесѧ и҆ ра́дꙋйтесѧ, живꙋ́щїи въ сїѡ́нѣ, ꙗ҆́кѡ вознесе́сѧ ст҃ы́й і҆и҃левъ посредѣ̀ тебє̀.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Яко вознесеся Святый Израилев посреде тебе. Велик Тот, Кто пришел и вселился среди тебя; Он Еммануил, что значит; с нами Бог. Поэтому веселитеся и радуйтеся, живущии в Сионе, яко высокая сотвори, потому что велик Сам Он.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 1-6 И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог - спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь - сила моя, и пение мое - Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, - да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев

Итак, лучше имеющее глаза безумие, которое видит свои язвы, чем не имеющая глаз мудрость. И поэтому царь, побужденный духовным взглядом своего безумия, утверждает, что он поражаем несчастьями таким образом, что оказывается в состоянии найти лекарство раскаяния, которое Иуда, приобретший землю неправедною мздою (Деян. 1:18), не смог найти. Несчастьями, - говорит, - я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу (Пс. 37:7).

О каком пределе, до которого он согбен, идет речь? Или он согбен до предела, подобающего при раскаянии или гораздо сильнее, если узреть здесь намек на тайну Христа, являющегося пределом и концом закона, Христа, допустившего, чтобы Его погребли среди камней и чтобы было изранено Его мертвое тело. Но те раны источали не зловоние раскаяния, но благоухание милости. И не гной смерти, как у остальных людей, извергался из Его раны, но источник вечной жизни, как учит Писание, говоря: И будет бить ключом вода вместе с радостью из источников спасений.

Итак, из раны будет бить ключом вода, чтобы мы пили спасение. Все грешники на земле будут пить, чтобы освободиться от грехов. Впрочем, следует рассматривать каждый случай в отдельности. Христос был поражен несчастиями, чтобы сделать счастливыми людей, которые утвердились в несчастьях. Никто да не назовет несчастным того, кто праведен. Ибо он сказал: «Никто не сделает вас несчастными». Он был согбен, чтобы мы выпрямились; Он был опечален, чтобы дать нам радость, согласно Писанию: Ибо, если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною? (2Кор. 2:2). Следовательно, тот, кто опечален из-за Господа Иисуса Христа, сам радует Христа и Христос радует его. Потому-то мы и понимаем, что от нас не требуется формальных оправданий. Склонимся до предела, имея не только веру во Христа, но и твердость в наших страданиях, чтобы радоваться в них, как и Христос радовался во время Своих страстей. Страдания, которые Он принял за рабов своих, мы примем за Господа.

Даже если мне не хватает способностей, не прекращается помощь от чтения божественного Писания, как сказал апостол: Господь Иисус, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою (2Кор. 8:9). Итак, какова та бедность, которая делает богатыми? Рассмотрим ее, обратим внимание на само священное таинство. Что может быть чище его, что проще? Никто не орошается воловьей кровью, что, говорят, происходит при жертвоприношениях язычников. Не кровью козлов и баранов омывается грешник, ибо он при этом и не очищается; ведь омывается плоть, а вина не заглаживается. Но истечет, говорит, вода вместе с радостью из источников спасения, и приготавливается на виду у тебя небесная трапеза; сколь прекрасна преисполненная чаша (Пс. 22:5)! Это и есть богатство радушия, в котором заключается драгоценная бедность Христа. Да и нравам бедность полезна, поэтому и Господь сказал: Блаженны нищие духом (Мф. 5:3), - и в псалмах мы находим, что Господь смиренных духом спасет (Пс. 33:19). Бедность изобильна и в скудном пожертвовании, если изобилует вера. Поэтому апостол говорит: И глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия (2Кор. 8:2).

Толкование на 12 псалмов Давида

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 3-6 И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, - да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев

«И в радости будете почерпать воду из источников спасения». Здесь присоединяются еще другие слова: – «Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев». Всех, говорит, призовите во свидетельство, и всем укажите, чтобы все познали не стыдиться Меня, но призывать свободно.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Веселись и хвали, население Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев

Сначала нужно сказать по смыслу буквальному. Население Сиона! веселись и хвали Бога твоего, так как Он, казавшийся прежде только твоим Богом и ограничивавшийся небольшими пределами земли Иудейской, теперь наполнил всю землю ведением о Себе и, воскресши из мертвых, царствует над язычниками, и Ему молятся и Его почитают народы, так однако, что во второй раз Он приложит руку Свою для овладения остатком народа Своего, для собрания рассеянных из Израиля и соединения расточенных из Иуды от четырех стран земли; ибо рассадник Евангелия, чрез происходивших из иудейства апостолов, получил начало из источников Израилевых. Лучше же под Сионом, т. е. башнею поставленною на возвышенности, разуметь церковь, о которой и пятьдесятый псалом воспевает: ублажи Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския (Пс. 50:20), — чтобы в ней угодны были Богу жертва правды, приношения, и всесожжения, и тот телец, которого для раскаявшегося сына заклал премилосердый отец (Лк. 15).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 4-6 И речеши в день оный: хвалите Господа, воспойте имя Его, возвестите во языцех славная Его: поминайте, яко вознесеся имя Его. Хвалите имя Господне, яко высокая сотвори: возвестите сия по всей земли. Веселитеся и радуйтеся, живущии в Сионе, яко вознесеся Святый Израилев посреде тебе

О чудное дело! Только что посвященный в тайны (веры), за тем присушивший к источникам спасения и почерпнувший животворные струи видится получившим толикий придаток, - разумею в отношении к тому, чтобы быть верным и истинным, - что тотчас же показывает и апостольское служение, и не только сам один стремился к тому, чтобы славословить, но даже и другим всем повелевает делать это, говоря: хвалите Господа, воспойте имя Его. И кому именно повелевает воспевать, это ясно показывает, тотчас же прибавляя слова: возвестите во языцех славная Его. Ибо да не скрывается, говорит, слава Спасителя, всем да будет явною боголепная Его сила и власть. Он спас непамятозлобно; разрушил непреоборимую власть диавола и демонов; искупил обольщенных, освободил бывших в плену; благовестил слепым прозрение; оправдал чрез веру: освятил Духом; явил сынами Божиими тех, которые были древле беглецами и проводили жизнь, бесславную и проклятую. Чрез самые дела Он удостоверил в том, что есть по естеству и истинно Бог: воздвигал мертвых; очищал зараженных проказою; мановениями исцелял немощных; пресек устремления ветров; утишил свирепствовавшее (бушевавшее) море. Поэтому возвестите во языцех славная Его и делайте частое напоминание о том, что вознесеся имя Его: высокая сотвори. Ибо истинно выше (силы) руки человеческой, даже более того, - превыше всякого чуда то, что совершено Им. Итак, веселитеся и радуйтеся живущии в Сионе, то есть, имеющие твердую веру в церквах: яко вознесеся Святый Израилев посреде тебе. Ибо хотя и соделался человеком Святый Израилев и в зраке раба домостроительно сошел на землю ради нас, однако по светлости совершенных дел вознесся боголепно. И мы познали, кто Он по естеству.

Толкование на пророка Исаию

Магн Аврелий Кассиодор (†580)

Ст. 1-6 И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог - спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь - сила моя, и пение мое - Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, - да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев

Мы называем Бога… источником, ибо Он поит жаждущего и голодного насыщает.

Изъяснения Псалмов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-6 и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, - да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев

Евреи во дни Мессии будут приглашать и другие народы к прославлению Господа. Не указывает ли здесь пророк на проповедь апостолов Христовых, возвещавших спасение всему миру? Сам пророк приглашает ликовать жительницу Сиона, т. е. население Иерусалима, которое бы скорее всех должно отозваться на великую радость, какую принесет с Собою Мессия. Конечно, и население это мыслится у пророка как христианское, составившее из себя первую Церковь Христову (Деян. 2:44).

Критика библейская высказывает сильное подозрение относительно подлинности 12-й главы. Даже такие осторожные ученые, как Dillmann и Skinner, отказываются признать Исаию автором этих шести стихов. Но нам кажется, что основания, на каких построено это отрицание, недостаточно тверды. Говорят, что Исаии несвойственно так выражаться, как выражается автор этой песни, что мысли и тон песни напоминают песнь Моисея и позднейшие псалмы. Но что из этого следует? Разве пророк Исаия не мог пользоваться фразами из прежних песнопений? И выражения, какие встречаются в этой песни, опять не представляются несколько странными в устах Исаии. В заключение нужно сказать, что эта песнь является прекрасным, кратким и сильным, послесловием к пророчествам о пришествии Мессии, содержащимся в 7-11 главах.

3-6 стихи этой главы читаются как паремия на праздник Крещения Господня, потому что в них упоминается о «воде из источников спасения», и, следовательно, содержится предуказание на ту воду, которая освящена сошествием в нее Христа Спасителя во время Крещения.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 12:1

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

Паримия в навечерие Богоявления, читаемая на шестом часе и в чине водосвятия (Исаии XII:3–6). В сей паримии Израильтяне, имеющие собраться воедино, приглашаются пророком пить спасительную воду и славословить Господа.

Веселитеся и радуйтеся живущии в Сионе, яко вознесеся Святый Израилев посреде тебе

Это слова пророка, с которыми он обращается к уверовавшим во Христа сынам Израиля, живущим в Сионе, т. е. в Церкви Христовой, которая во времена новозаветные сделается таким же средоточием истинного Богопочтения, каким был Сион или Иерусалим с своим святилищем во времена ветхозаветные. Церковь Христова будет новым Иерусалимом или Сионом. Живущие в этом новом Иерусалиме или Сионе должны, по слову пророка, радоваться тому, что с ними живет Святый Израилев. Он, как Бог избранного народа, свято чтимый им, благоволил обитать среди него в скинии и храме, являя здесь особенное Свое присутствие. Он же в лице единородного Своего Сына, Господа Иисуса Христа будет неотлучно пребывать среди нового Израиля, в новозаветной Церкви. Ибо неложно относящееся к сему обетование Христа: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Не даром потому Христос называется Эммануилом, что значит: с нами Бог. И благо святой Церкви, с которою Он находится в теснейшем общении. Находясь в таком общении, она пребудет до скончания века неодолимою врагами. Рассмотренная паримия назначена для чтения в праздник Крещения Господня потому, что заключающееся в ней приглашение: почерпите воду с веселием от источников спасения, имеет отношение к празднуемому событию. Вслед за погружением в водах Иордана, когда Иисус вышел из воды, на Него сошел Святый Дух в виде голубине и исполнил Его по самому человечеству своими дарами, потребными Ему для прохождения предстоящего Ему великого служения пророческого, первосвященнического и царского. С того времени во все продолжение Его земной жизни благодать обильно изливалась на верующих в Него, которые от полноты в Нем благодати получали благодать на благодать (Ин. 1:16). Когда же Он вознесся на небо, то ниспослал Святаго Духа, Источника благодати, которая чрез многоразличные посредства и непосредственно действует доселе в Христовой Церкви к нашему освящению и спасению. К числу этих посредств относится вода, освящаемая в память крещения Христова в праздник Крещения, и делающая верующих причастниками, в некоторой степени, тех даров Святаго Духа, которые излились на Богочеловека при крещении в Иордане. Посему в чине освящения воды на Богоявление поется такая стихира: «Глас Господень на водах вопиет глаголя: приидите приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия явльшагося Христа».

Толкование на паремии из книги пророка Исаии

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев.

 

Чувство внутренней душевной радости, в сильной степени своего возбуждения, неизбежно выражается во вне – в славословии и пении. Так должны будут веселиться Иудеи и в особенности обитатели Сиона. Это достопамятное и достославное место много видело народных бедственных событий, много оставило следов варварского разорения и грабежа. Но впоследствии, с восстановлением народной государственной жизни, Сион снова обстроится, укрепится и, в лучшем своем виде, представит лучшее свидетельство милости Божией к нему. Для всех будет очевидно, что истинный устроитель народа не царь, обитавший на Сионе, а Господь – во святом Своем храме. Как Господь прежде помог Давиду овладеть Сионом и обстроить его (ср.;Пс.47:12;15), так и впоследствии, будучи верен своему завету и обетованиям роду Давида, Он возвратит его Своему народу и поможет ему воссоздать из развалин древне-священный Иерусалим.

По возвращении из плена Вавилонского, евреи, действительно, признали Бога своим царем, постоянно прославляли Его за свое спасение и старались проповедовать о Нем всем язычникам: «проходили сушу и море» и обращали в иудейство (Матф.23:15). Радость народа о своем спасении и мирной жизни в Палестине была особенно торжественна в праздник Кущей. Известно, что, по возвращении из плена Вавилонского к древнему празднику Кущей евреи присоединили торжественный обряд почерпания воды, совершавшийся в последний день этого праздника (ср.;Ис.12:3). Священник приносил воду к алтарю, смешивал ее с жертвенным вином и выливал, как жертву, в благодарность за утоляемую всегда жажду в Обетованной земле, в противоположность тем лишениям, которые иудеи терпели в пустыне (и, конечно, в Ассирии и Вавилонии). Вылитая вода посредством труб протекала в Кедронский поток. Это была самая тор­жественная минута в продолжении всего праздника. Но спасение из плена Ассиро-Вавилонского было только прообразом спасения верующих от греха и от власти дьявола. Посему Христос-Спаситель, однажды, находясь в Иерусалиме во время праздника Кущей и стоя во дворе храма, в последний, великий день этого праздника, «возгласил, говоря: «кто жаждет, иди ко Мне, и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (ср.;Ис.12:3) . По объяснению евангелиста Иоанна, это сказал Он о Духе, которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен. Многие из народа, услышав эти слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?» (Иоан.8:37;41). Но впоследствии, Апостолы-галилеяне, восприняв силу Духа Святого, распространили учение о Боге – Спасителе, об истинном богопочтении и вечном спасении, не только избранным во всей Иудеи и Самарии, но и всем народам, даже «до края земли» (Матф.28:19;20), (Марк.16:20), (Деян.1:8).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible