Скрыть
и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его;

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 3-4 И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его

После хвалы Господу почерпает воду со веселием от источник спасения прекрасно поклоняющийся Господу. Если народ, впадший в идолослужение, обвиняется: Мене оставиша источника воды живы (Иер. 2:13), то явно, что верующий в Бога и по вере в Него напоявающий душу спасительными догматами черпает воду со веселием от источник спасения. А каково бывает веселие удостоившихся черпать из сих источников, можем разуметь из подобия, употребленного Давидом: Возжада душа моя к Богу крепкому, живому (Пс. 41:3). Ибо чрезмерность пожелания производит какое-то неописанное веселие в достигших вожделенного. И поучающийся в законе Господнем день и ночь, тот, о ком сказано: уста праведнаго поучатся премудрости (Пс. 36:30), испытывая Писания и, вследствие правильного искания, обретая Господа, в веселии от такого обретения приближаясь к духовой цели Писаний, будет почерпать воду со веселием. Посему когда сами насытимся питием почерпнутого из источников спасения, тогда присовокупим к себе и других, возбуждая их и говоря: Хвалите Господа, возопите имя Его (слав.: воспойте). Вопияние есть напряженный голос, который может достигать и к находящимся вдали. Посему возопите, то есть не рассуждайте о Боге низко, но, высоким умом помышляя о всем, относящемся к Нему, так богословствуйте, чтобы слово ваше, по ясности учения, могло сделаться внятным и для далеких от спасения.

А сей смысл открывают и последующие слова. Ибо Пророк говорит: возвестите во языцех славная Его, изрекайте чудеса Его, покажите неразумным устройство мира, чтобы приведены были в любовь к сотворшему всяческая Богу.

Толкование на книгу пророка Исаии

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 1-6 И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог - спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь - сила моя, и пение мое - Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, - да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев

Итак, лучше имеющее глаза безумие, которое видит свои язвы, чем не имеющая глаз мудрость. И поэтому царь, побужденный духовным взглядом своего безумия, утверждает, что он поражаем несчастьями таким образом, что оказывается в состоянии найти лекарство раскаяния, которое Иуда, приобретший землю неправедною мздою (Деян. 1:18), не смог найти. Несчастьями, - говорит, - я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу (Пс. 37:7).

О каком пределе, до которого он согбен, идет речь? Или он согбен до предела, подобающего при раскаянии или гораздо сильнее, если узреть здесь намек на тайну Христа, являющегося пределом и концом закона, Христа, допустившего, чтобы Его погребли среди камней и чтобы было изранено Его мертвое тело. Но те раны источали не зловоние раскаяния, но благоухание милости. И не гной смерти, как у остальных людей, извергался из Его раны, но источник вечной жизни, как учит Писание, говоря: И будет бить ключом вода вместе с радостью из источников спасений.

Итак, из раны будет бить ключом вода, чтобы мы пили спасение. Все грешники на земле будут пить, чтобы освободиться от грехов. Впрочем, следует рассматривать каждый случай в отдельности. Христос был поражен несчастиями, чтобы сделать счастливыми людей, которые утвердились в несчастьях. Никто да не назовет несчастным того, кто праведен. Ибо он сказал: «Никто не сделает вас несчастными». Он был согбен, чтобы мы выпрямились; Он был опечален, чтобы дать нам радость, согласно Писанию: Ибо, если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною? (2Кор. 2:2). Следовательно, тот, кто опечален из-за Господа Иисуса Христа, сам радует Христа и Христос радует его. Потому-то мы и понимаем, что от нас не требуется формальных оправданий. Склонимся до предела, имея не только веру во Христа, но и твердость в наших страданиях, чтобы радоваться в них, как и Христос радовался во время Своих страстей. Страдания, которые Он принял за рабов своих, мы примем за Господа.

Даже если мне не хватает способностей, не прекращается помощь от чтения божественного Писания, как сказал апостол: Господь Иисус, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою (2Кор. 8:9). Итак, какова та бедность, которая делает богатыми? Рассмотрим ее, обратим внимание на само священное таинство. Что может быть чище его, что проще? Никто не орошается воловьей кровью, что, говорят, происходит при жертвоприношениях язычников. Не кровью козлов и баранов омывается грешник, ибо он при этом и не очищается; ведь омывается плоть, а вина не заглаживается. Но истечет, говорит, вода вместе с радостью из источников спасения, и приготавливается на виду у тебя небесная трапеза; сколь прекрасна преисполненная чаша (Пс. 22:5)! Это и есть богатство радушия, в котором заключается драгоценная бедность Христа. Да и нравам бедность полезна, поэтому и Господь сказал: Блаженны нищие духом (Мф. 5:3), - и в псалмах мы находим, что Господь смиренных духом спасет (Пс. 33:19). Бедность изобильна и в скудном пожертвовании, если изобилует вера. Поэтому апостол говорит: И глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия (2Кор. 8:2).

Толкование на 12 псалмов Давида

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 3-6 И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, - да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев

«И в радости будете почерпать воду из источников спасения». Здесь присоединяются еще другие слова: – «Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев». Всех, говорит, призовите во свидетельство, и всем укажите, чтобы все познали не стыдиться Меня, но призывать свободно.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 4—5 И скажете в тот день: исповедуйтесь Господу и призывайте имя Его; возвещайте в народах предначертания Его; напоминайте, что высоко имя Его. Пойте Господу, ибо Он соделал великое; возвещайте сие во всей земле

Это апостолами и остатком Израиля заповедуется уверовавшим из язычников, чтобы они исповедались одному Господу, и оставив идолов, призывали имя Его и проповедовали неверующим все дела Его, чтобы они знали, что Он один высок и что Ему одному должно петь, ибо Он соделал великое и во всем мире провозглашается милость Его.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 4-6 И речеши в день оный: хвалите Господа, воспойте имя Его, возвестите во языцех славная Его: поминайте, яко вознесеся имя Его. Хвалите имя Господне, яко высокая сотвори: возвестите сия по всей земли. Веселитеся и радуйтеся, живущии в Сионе, яко вознесеся Святый Израилев посреде тебе

О чудное дело! Только что посвященный в тайны (веры), за тем присушивший к источникам спасения и почерпнувший животворные струи видится получившим толикий придаток, - разумею в отношении к тому, чтобы быть верным и истинным, - что тотчас же показывает и апостольское служение, и не только сам один стремился к тому, чтобы славословить, но даже и другим всем повелевает делать это, говоря: хвалите Господа, воспойте имя Его. И кому именно повелевает воспевать, это ясно показывает, тотчас же прибавляя слова: возвестите во языцех славная Его. Ибо да не скрывается, говорит, слава Спасителя, всем да будет явною боголепная Его сила и власть. Он спас непамятозлобно; разрушил непреоборимую власть диавола и демонов; искупил обольщенных, освободил бывших в плену; благовестил слепым прозрение; оправдал чрез веру: освятил Духом; явил сынами Божиими тех, которые были древле беглецами и проводили жизнь, бесславную и проклятую. Чрез самые дела Он удостоверил в том, что есть по естеству и истинно Бог: воздвигал мертвых; очищал зараженных проказою; мановениями исцелял немощных; пресек устремления ветров; утишил свирепствовавшее (бушевавшее) море. Поэтому возвестите во языцех славная Его и делайте частое напоминание о том, что вознесеся имя Его: высокая сотвори. Ибо истинно выше (силы) руки человеческой, даже более того, - превыше всякого чуда то, что совершено Им. Итак, веселитеся и радуйтеся живущии в Сионе, то есть, имеющие твердую веру в церквах: яко вознесеся Святый Израилев посреде тебе. Ибо хотя и соделался человеком Святый Израилев и в зраке раба домостроительно сошел на землю ради нас, однако по светлости совершенных дел вознесся боголепно. И мы познали, кто Он по естеству.

Толкование на пророка Исаию

Магн Аврелий Кассиодор (†580)

Ст. 1-6 И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог - спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь - сила моя, и пение мое - Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, - да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев

Мы называем Бога… источником, ибо Он поит жаждущего и голодного насыщает.

Изъяснения Псалмов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-6 и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, - да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев

Евреи во дни Мессии будут приглашать и другие народы к прославлению Господа. Не указывает ли здесь пророк на проповедь апостолов Христовых, возвещавших спасение всему миру? Сам пророк приглашает ликовать жительницу Сиона, т. е. население Иерусалима, которое бы скорее всех должно отозваться на великую радость, какую принесет с Собою Мессия. Конечно, и население это мыслится у пророка как христианское, составившее из себя первую Церковь Христову (Деян. 2:44).

Критика библейская высказывает сильное подозрение относительно подлинности 12-й главы. Даже такие осторожные ученые, как Dillmann и Skinner, отказываются признать Исаию автором этих шести стихов. Но нам кажется, что основания, на каких построено это отрицание, недостаточно тверды. Говорят, что Исаии несвойственно так выражаться, как выражается автор этой песни, что мысли и тон песни напоминают песнь Моисея и позднейшие псалмы. Но что из этого следует? Разве пророк Исаия не мог пользоваться фразами из прежних песнопений? И выражения, какие встречаются в этой песни, опять не представляются несколько странными в устах Исаии. В заключение нужно сказать, что эта песнь является прекрасным, кратким и сильным, послесловием к пророчествам о пришествии Мессии, содержащимся в 7-11 главах.

3-6 стихи этой главы читаются как паремия на праздник Крещения Господня, потому что в них упоминается о «воде из источников спасения», и, следовательно, содержится предуказание на ту воду, которая освящена сошествием в нее Христа Спасителя во время Крещения.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 12:1

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

Паримия в навечерие Богоявления, читаемая на шестом часе и в чине водосвятия (Исаии XII:3–6). В сей паримии Израильтяне, имеющие собраться воедино, приглашаются пророком пить спасительную воду и славословить Господа.

Ст. 4-5 И речеши в день оный: хвалите Господа, воспойте имя Его, возвестите в языцех славная Его, поминайте, яко вознесеся имя Его. Хвалите имя Господне, яко высокая сотвори, возвестите сия по всей земли

Милость Господа к сынам Израиля, собранным в Христовой Церкви и в ней вкушающим многоразличные духовные блага, наполнить их сердца такою радостью, что они будут чувствовать непреодолимое желание делиться ею с другими и побуждать всех вместе с ними славословить Господа. Каждый будет говорить тогда (речеши в день оный): хвалите Господа, воспойте имя Его: давайте славословить Господа в песнопениях; – возвестите во языцех славная Его: давайте вслух всех народов (во языцех) исповедовать славу Его, явленную в делах Его милости к нам; – поминайте, яко вознесеся имя Его: давайте напоминать друг другу, как возвеличил Господь имя Свое, имя единого истинного Бога, когда путем многих тяжких испытаний во время разсеяния среди народов привел нас ко Христу; – хвалите имя Господне, яко высокая сотвори: давайте восхвалять Его за то, что Он из глубины уничижения возвел нас на высоту славы, ибо что может быть славнее, как быть и называться сынами Божиими по благодати; – возвестите сия по всей земли, – пусть знают все земнородные, все живущие по вселенной, как благ к нам Господь наш.

Толкование на паремии из книги пророка Исаии

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

И скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его.


В народе и народах прославляются великие цари-законодатели и полководцы. Так прославлялись знаменитые основатели Вавилона и Ниневии и приемники их – победители всех народов востока. Тем более должен быть прославляем Творец мира, Господь вселенной, Бог Израиля, за Его величайшие дела. Он побеждает народы, отводит их в плен вместе с царями; потом опять избавляет пленных, а величие и могущество победителей обращает в ничтожество. С именем Господа всегда соединяется представление о Его совершеннейших свойствах и воспоминание о величайших и, при великости, многочисленных делах. Такое имя Иеговы – Бога Израилева, достославное и достопамятное, должно быть открыто всем народам и признано ими единственным именем, достойным единого истинного Бога – Царя всех царей и народов мира.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible