Скрыть
Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же

сказуется и о человеке, разумеемом в Спасителе, – который то бывает младенцем, то преуспевает возрастом и благодатью, как говорит евангелист Лука: «яко лет тридесять начиная» (Лук. 3:23). Преуспеяние же и возрастание допускает тело, и оно есть тварь и создание. Посему утверждающие, что сущее от Отца Слово есть тварь, будучи обличены святыми, или да прекратят злочестивые хулы, или да будут от всех провозглашены Христоборцами; потому что в том самом, в чем побеждены, опираются на слова Сказавшего в притчах: «Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя» (Притч. 8:22). Они и в этом претыкаются. Ибо Соломон, пророчествуя о том Господнем от Марии человеке, который имел быть создан в благодеяние всему миру, от лица Его сказал сие: «Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя».

Слово пространнейшее о вере

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же

Если вчера и сегодня будете пребывать в Нем, то и во веки веков пребудете в нем.

Максим Исповедник, прп. (†662)

Слово Божие, однажды рожденное по плоти, вследствие человеколюбия [Своего] желает всегда рождаться по духу в хотящих [этого]. И становясь утробным плодом, Оно формирует Себя в них посредством добродетелей, обнаруживаясь настолько, насколько может вместить принимающий [Его]; Оно не умаляет завистью проявление Собственного Величия, но, видя силу жаждущих [Его], отмеряет им надлежащей мерой. Таким образом, Слово Божие и всегда обнаруживается в способах [осуществления добродетелей] у [людей], сопричаствующих [Ему], и остается всегда незримым для всех по преизбытку таинства [Своего]. Поэтому божественный Апостол, мудро созерцающий силу [этого] таинства, говорит: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. И ум постигает и зрит вечную новизну этого таинства, никогда не стареющего.

Различные богословские и домостроительные главы

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же

Ибо, казалось, некоторые искажали веру и говорили, что другой придет, которого евреи и доныне ожидают. Итак, говорит, что Христос Тот же вчера, то есть во все прошедшее время, и сегодня, то есть в настоящее, и во веки, то есть в будущие и бесконечные времена, и другой не придет. Итак, не заблуждайтесь. Или: как Он не оставил наставников ваших, но во всем помогал им, так и вам окажет помощь. Ибо Он - один и Тот же.

Амвросий Оптинский, прп. (†1891)

Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же

Святой апостол Павел в Послании к Евреям говорит: Христос вчера и днесь Тойже, и во веки. Что означают сии апостольские слова? Не то ли, что Христос Господь, как Бог, всегда одинаков, у Него же, по сказанному, несть пременение или преложения осенение. Мы же, христиане, скоропреложны и изменчивы: вчера были хороши, а днесь уже не всегда бываем таковыми. Вчера смирялись, сегодня начинаем оправдываться. Вчера мудрствовали о воздержании, а на следующий день нередко опять заботимся о наслаждении, часто даже негодуем, что пища и питие нехорошо приготовлены. Вчера довольствовались простой и скромной одеждой, ныне опять помышляем об одеянии лучшем. Вчера прилежали о молчании, сегодня паки начинаем разглагольствовать. Вчера любомудрствовали о самоукорении, сегодня опять уклоняемся в пересуды и осуждения, и тому подобное. Так только вчера и днесь. Кто же из христиан может поручиться, что он во весь век свой будет постоянен и неизменчив в добродетели. По сей причине апостол мнящихся стояти твердо в добре увещавает к смиренному и внимательному хранению себя, глаголя: Темже мняйся стояти да блюдется, да не падет (1Кор. 10:12). А унывающих и дремлющих в жизни своей возбуждает к бодрствованию, глаголя: востани, спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос (Еф. 5:14). Кроме сказанного, слова апостольские: Христос вчера и днесь Тойже, и во веки, имеют и следующее значение: время течет, годы один за другим проходят, жизнь некоторых сокращается, а у иных совсем прекращается. Праздники же Господни, по совершении обычного своего круга, тем же порядком возвращаются, и будут возвращаться до скончания века, напоминая христианам о великом таинстве воплощения Сына Божия и избавлении нашем от плена диавольского крестной смертью и воскресением Христовым. Напоминается же нам о сем во всех праздниках Господних потому, что мы унылы и забывчивы, а от уныния и забвения часто перестаем быть благодарными Богу за Его великие к нам благодеяния, временные и вечные. Благодарение же приемлющего, по слову преподобного Исаака Сирина, поощряет Дающего, еже даяти дарования болши первых. Благодарность в христианине такая вещь великая, что вместе с любовью последует за ним и в жизнь будущую, где он с ними будет праздновать Пасху вечную.

Письма

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же

Спаситель наш и ныне все Тот же, Каким Он был на земле, – Тот же кроткий и смиренный сердцем, Такой же благосердый и любящий.

Дневник. Том II. 1857–1858

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О Церкви Небесной


Сектанты говорят: Мы боимся и не допускаем прославления праведников, чтобы не впасть в идолопоклонство.

Православный ответ: Пс.52:6: «делающие беззаконие... там убоятся они страха, где нет страха». Так и сектанты, но мы отличаем славу Божию от прославления и почитания угодников. Сир.44-49; Евр.11; Евр.13:7-8.

Оружие правды

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же

Когда был болен Святейший Патриарх Тихон, некоторые говорили: вот умрет ваш Патриарх, и вся ваша Церковь рассыплется, он вас объединяет и без него вы распылитесь. Умер Святейший Патриарх Тихон. Первоиерархом Церкви Российской стал патриарший Местоблюститель митрополит Петр Крутицкий. И что же? Церковь Поместная наша не только не распалась, а еще более укрепилась. Митрополита Петра заключали в тюрьму. Его место занял в качестве заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий Нижегородский. Была тогда, кроме внешней (неверие), тяжелая скорбь внутренняя: обновленческий раскол и другие. Это – раскол ВВЦС, во главе с Григорием, бывшим Екатеринбургским, а также ложное выступление митрополита Агафангела.

Господь помог мудрому святителю митрополиту Сергию разбить в корне эти происки против Церкви Божией. И вот митрополит Сергий – в узах. Его место занимает смиренный инок, даже без академического образования, архиепископ Серафим Угличский (Самойлович). Скромный, верный и мудрый святитель и этот. И сердце покойно за Церковь Божию: Господь выдвигает в нужное время слуг Своих: что Господь судит впереди – на то Его святая воля.

Одно знаем, что Сам Христос Бог – Глава Церкви, ратует за Свою Церковь. Не люди, даже самые верные и мудрые, спасают Церковь Христову, а Сам Спаситель. Как в дни апостолов, в период первых гонений на Церковь Божию, так и ныне и до скончания века Христос Бог сохраняет Церковь Свою. В этом главнейшая наша радость и непоколебимая надежда при всех, самых хитрых нападках на Церковь Божию.

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания

Евфимий Зигабен (†1118)

Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же

Словом «вчера» он указал века прошедшие, а словом «днесь» век настоящий, словом же «во веки» время будущее, как бы говоря, что Он по божеству Своему был, есть и будет. Или же: так как некоторые говорили, что грядущий Христос будет иной, а не тот, который был распять, Апостол и говорить, что Иисус Христос, вчера умерший и днесь живущий, т. е. умерший в прошедшее время, a живущий ныне, тот же самый паки приидет и пребудет во веки.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же

Здесь словом вчера апостол означает все прошедшее время; словом днесь - настоящее; словом во веки - будущее, не имеющее конца. А смысл слов его следующий: вы слышали первосвященника, но первосвященника не временного. Он всегда тот же. Может быть, тогда некоторые говорили, что Распятый не есть ожидаемый Христос, но придет другой; потому и говорит: вчера и днесь, тойже и во веки, выражая, что придет опять пришедший Христос, что Он один и тот же, и прежде был, и есть, и будет во веки (Злат.).

Толковая Библия

священник Николай Рудинский (†1937)

Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. 

Для этого Апостол заповедует им хранить преподанную им веру. Вдумывайтесь, говорит, глубже в жизнь своих наставников - Апостолов и учителей, особенно тех, которые мученическою кончиною запечатлели свою веру, как, например, Апостол Иаков и первомученик Стефан. Они до конца своей жизни сохранили чистою свою веру во Христа Господа, и за нее пострадали. Такой вере и подражайте. Хотя вера их утверждалась личным учением Господа Иисуса Христа, при Котором они жили, но Он же, Христос, и в настоящее время живет между верующими благодатью Святого Духа, и утверждает веру их, как будет делать и до скончания века, потому что Он неизменяем, Один и Тот же вовек.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible