Скрыть
Я́ко внеза́пу воста́нутъ угрыза́ющiи его́, и ободря́т­ся навѣ́тницы тво­и́, и бу́деши въ разграбле́нiе и́мъ.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 5–8 И как вино обманывает пьющего, так будет и человек надменный, и не будет тот украшаться, который расширил душу свою, как преисподняя; он как бы смерть, и не насытится. И соберет к себе все племена и сгонит к себе все народы. Разве же не все они будут говорит о нем притчу и загадочные слова его: Горе тому, кто умножает богатство не свое. До какого времени увеличивает он против себя густую грязь? Разве не восстанут внезапно те, которые будут кусать тебя; разве не поднимутся терзающие тебя и разве не будешь ты для них предметом грабежа? Так как ты разграбил многие народы, то будут грабить тебя все те из народов, которые останутся, за кровь человека и неправду земли, города и всех обитающих в нем

Так как все это есть обетование о пришествии Христа или, – как некоторым угодно думать, – об окончании видения и исполнении помощи Божией; то имеющий веровать пришествию Его будет жив от веры своей, а тот, кто будет неверующим, будет неугоден душе Господа; а Навуходоносор, царь Вавилонский, будет обольщен гордостию своею. И как вино производит на упивающегося такое действие, что когда он поднимется, то ни ноги его, ни мысли не исполняют своих обязанностей, а быстрота мысли приходит в расстройство; так и человек надменный не будет величаться, и не доведет своего желания до исполнения, и, – как говорит Симмах, – οὐχ εὐπορήσει т. е. «будет находится в скудости» во всех отношениях. Тот, кто подобен смерти и аду, не насытится и не будет видеть конца своей жадности, даже когда подчинит под свою власть все племена и все народы. Разве все они не скажут против него обвинений (πρόβλημα), сравнивая его прошлое величие с его падением, когда он будет опьянен чашею Господнею и усыплен цельным вином? Горе тому, кто, опустошая весь мир, не насыщается грабежами, и не перестает грабить даже нагих, и при этом так свирепствует, что растерзывает их и угнетает себя тяжестию беззаконий и добычи, как бы самыми тяжкими оковами. Обрати вместе с тем внимание и на то, как тонко он назвал густою грязью накопленные богатства. Разве не внезапно восстанут Мидяне и Персы, которые при разграблении Вавилонского царства его первого поразят и потом растерзают? И не сделается ли Навуходоносор предметом их грабежа, и опустошитель всего света не будет ли предметом добычи тех остальных народов, которые были в силах ускользнуть от его руки и жестокости? А будет это ему за кровь человека, т. е. Иуды, и за неправды земли, т. е. Израиля, и города, – чем без сомнения он обозначает Иерусалим и вообще весь народ, живущий в нем.

Рассмотрим теперь и Семьдесят. Все, что́ мы сказали о Вавилоне и Навуходоносоре, может быть отнесено к этому миру и к диаволу, который по истине высокомерен и величается, и думая, что он есть что то такое, ничего не доведет, или, не доводит до конца, – ибо всякое усилие его и всякий труд его будет заключать в себе погибель. Тот, кто подобен смерти и аду, не насытится убитыми: он услаждается, обманывая все народы и собирая к себе все племена. Когда же они увидят его низверженным в бездну, и брошенным в тартар, то, вспоминая исполнение прочитанных ими в пророческих книгах притч и загадочных изречений (αὶνιγματωδῶς) и относя их к нему, они единогласно возопиют: „Горе диаволу, который умножил себе богатство не свое! Горе куропатке, собравшей то, чего она не произвела на свет!“ «Доколе?» – это слово принадлежит или тем, которые обвиняют, или тем, которые показывают день суда. «И отягощая оковы свои тяжестию беcконечною». И это слово вполне прекрасно: так как он горд и величав (гордость же обнаруживается в вытягивании шеи и поднятии головы), то цепь будет весьма тяжела, так что согнет то, что́ было возвышено. И произойдет это потому, что внезапно поднимутся те, которые будут терзать его, т. е. или ангелы, с которыми, или, которым диавол будет предан наказанию, или плененные им, которые потом принесут покаяние и которые возвратившись к знамени Христа, будут терзать его, как об этом говорится и в другом месте: Люди бывшие в мире с тобою устроили тебе козни (Иер. 38, 22); а потом следуют слова: «И будут бодрствовать те, которые замышляют тебе козни», т. е. ты будешь подвергнуть нападениям тех, которых ты прежде этого усыпил и опьянил, которые опустошают царство твое и возвращают в войско Христово тех, которые были твоими пленниками. Ибо ты сделал своею добычею народы многие и отнял одежды и украшения у народа иудейского, которые Я дал ему: а по тому все остальные народы, которые не покорили (или не покорят) выи своей под власть твою, будут грабить тебя и обнажать тебя; это потому, что ты убил весьма многие народы и пролил кровь их. Но кроме этого на главу твою обратятся и причиною ограбления твоего будут и нечестия земли, т. е. земли Иуды, и города Иерусалима, и всех жителей их, которые вопили против Творца Своего: Распни, распни Его: кровь Его на нас и на детях наших (Ин. 19, 6; Мф. 27, 25). Но эти слова могут быть истолкованы также и в отношении антихриста, который будет настолько горд и надменен, что сядет в храме Божием, представляя себя Богом; и как ад и смерть он погубит и соберет к себе столь многих, что, – если бы это было возможно, – будет обольщать даже избранников Божиих (Мк. 13, 22). А соберет он к себе все племена и подвергнет своему обольщению все народы. Но те, которые впоследствии увидят, что он убит духом уст Христовых, поймут, что было истинно прежде предсказанное о нем, и скажут слова, которые следуют за сим в тексте, понимая их в том смысле, в каком мы изъяснили их в отношении к диаволу. А слова: „И будут грабить тебя все остальные народы за кровь людей, за нечестие земли и города и всех живущих на ней“ – мы будем понимать в отношении к тем остальным народам, которые не послужили антихристу, и чрез которых будет ограблен нечестивый за нечестие, которое он распространил по всей земле, за опустошение града, т. е. Церкви и за преследование всех, которые обитали в ней. В конце мира в Церкви опустошение будет столь велико, а нечестие столь губительно, вследствие свирепствования антихриста, и вследствие умножения неправды многих, а любовь охладеет в такой степени (Мф. 24, 12), что Господь, знающий сокровенные тайны сердца и ведающие имеющее быть, сказал: Не думаешь ли ты, что Сын Человеческий во время пришествия найдет на земле веру (Лк. 18, 8)? Согласно же с словами Апостола Иоанна, который пишет: И как вы слышали, что придет антихрист, то вот теперь… много антихристов (1Ин. 2, 18), – из чего мы узнаем, что это время последнее, мы можем также под гордыми и величавыми разуметь всех еретиков и всякое извращенное учение людей, хвастающихся, будто у них есть знание, и презирающих простоту веры Церкви, т.е. тех, которые ничего не доводят до конца, а наслаждаются погибелию многих, мы можем и все содержание отрывка расположить в отношении к их учению: они по истине умножили себе богатство не свое, и собирая себе как бы густейшую грязь и приготовляя тягостнейшие цепи, которые увлекают их к погибели, они разграбляют народы многие и проливают кровь людей и совершают нечестие в церкви среди всех обитающих в ней. Остальные же народы, т. е. люди, принадлежащие к церкви, но не бывшие под действием их обольщения, внезапно восстанут, и как бы пробудятся от тяжелого сна и начнут растерзывать их, и устроят им козни, и захватят их, как добычу себе. Некоторые думают, что слова: «Горе тем, которые умножили себе богатство не свое» можно понимать в отношении в богатым, которые расширяют границы владений и собирают себе то, что́ не принадлежит человеку, считая это принадлежностию его, и чего они внезапно будут лишены. А что земное не принадлежит человеку, животному разумному, это и Господь показывает в словах: Если же в чужом вы не были верны, то кто даст вам то, что есть ваше (Лк. 16, 12)? – и весь текст отрывка эти толкователи относят к этому лицу богатого. Но я не знаю, могут ли они удержать последовательность между вопросом пророка и разрешением его.

Две книги толкований на пророка Аввакума к Хроматию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Яко внезапу востанут угрызающии его, и ободрятся наветницы твои, и будеши в разграбление им

Говорит, что неожиданно восстанут угрызающие его и военными нападениями разоряющие страну его. Это были Кир и его воины персы и мидяне, и еламиты, которые, как бы стряхнув сон с очей своих и отрезвившись как бы от опьянения, с трудом освободятся от прежнего страха, и, предприняв войну против него, мужественно устремятся на него. Потом после многообразных военных совещаний легко победят, унося с собой богатства халдеев и расхищая страну вавилонскую. То же самое, как увидим, потерпел и преступный сатана. Он собрал к себе все народы, расширяя сеть многобожного заблуждения и привязывая путами греха. Но восстали угрызающие его, то есть проповедники евангельских учений, как зубами терзающих тело его, то есть имеющих одинаковый с ним образ мыслей и чувств; ибо как «прилепляяся же Господеви един дух есть с Господем» (1Кор.6:17), так и соединяющийся с дьяволом есть одно тело с ним. Итак, ободрятся злоумышляющие против него, так как уразумев, что он покорен наконец под ноги святых, потому что Христос ясно говорит: «се даю вам власть наступати на змию и скорпию, и на всю силу вражию» (Лк. 10:19), они будут расхищать единомысленных с тем и легко приводить их к познанию истины, научая их, кто есть действительный и истинный Бог, и изъясняя им тайну Христа, Который оказывается первым, начавшим расхищать его. Поэтому надобно послушать, что Он говорит: «или како может кто внити в дом крепкаго и сосуды его расхитити, аще не первее свяжет крепкаго, и тогда расхитит сосуды его» (Мф. 12:29). Как только Он родился от святой Девы, Он начал расхищать сосуды его; ибо пришли с востока волхвы, глаголюще: «где есть рождейся Царь Иудейский? видехом бо звезду его на востоце и приидохом поклонитися ему» (Мф. 2:2). И они поклонились Ему и почтили Его дарами, и сделались начатками наследия народов. Будучи сосудами дьявольскими и по преимуществу почетнейшими из всех других членов его, они обратились ко Христу. А что Он будет расхищать сосуды крепкого, об этом прикровенно предвозвестил и пророк Исаия; о нем же опять он так сказал: «зане прежде неже разумети отрочати назвати отца или матерь, приимет силу Дамаскову, и корысти Самарийския пред царем Ассирийским» (Ис. 8:4). Мне кажется, что смысл сих слов намекает на одно из исторических событий. Самария опустошены была царем и властелином ассирийским; но в них несколько открывается и духовная тайна, ибо пророческое слово возвестило нам, что могущество Спасителя победит опустошивших народ Его.

Толкование на пророка Аввакума

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.7-8 Не восстанут ли внезапно те, которые будут терзать тебя, и не поднимутся ли против тебя грабители, и ты достанешься им на расхищение? Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за пролитие крови человеческой, за разорение страны, города и всех живущих в нем.

     
Преоборов многих, низложен будешь немногими. Долгое время терпевшие твое мучительство, как бы восстав от сна, устроят твою погибель; по­несешь наказание за тысячи убийств, за великое злочестие, за беззаконные поступки с городами, которые запустели, быв лишены тобою жи­телей.

     

Толкование на пророка Аввакума

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-8 Но не все ли они будут произносить о нем притчу и насмешливую песнь: «горе тому, кто без меры обогащает себя не своим, - на долго ли? - и обременяет себя залогами!» Не восстанут ли внезапно те, которые будут терзать тебя, и не поднимутся ли против тебя грабители, и ты достанешься им на расхищение? Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за пролитие крови человеческой, за разорение страны, города и всех живущих в нем

Пятикратное «горе» на нечестивых, безбожных победителей

Первое «горе»: народу - врагу, олицетворявшему, как и в ст. 5, в образе одного человека, вменяется в вину его безмерная стяжательность, из-за которой он немилосердно грабил многие народы и города; он безмерно обременил себя «залогами» или «заложниками», евр. абтит (ст. 6). Последнее темное слово раввины и сирийский перевод понимали, как сложенное из аб, облако, густота, и mum, грязь, - «масса грязи»; такое понимание известно было от еврейских учителей и блаженному Иерониму: «обрати внимание - говорит он - и на то, как тонко назвал он густою грязью накопленные богатства» (с. 162). Преступлению Вавилона будет вполне соответствовать наказание: ограбленные им народа с лихвою, с процентами (ст. 7: евр. ) взыщут с него свое добро, а он достанется им на полное разграбление (ст. 7-8, ср. Ис XXXIII:1).

Толковая Библия

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 6-8 Но не все ли они будут произносить о нем притчу и насмешливую песнь: «горе тому, кто без меры обогащает себя не своим, – надолго ли? – и обременяет себя залогами!» Не восстанут ли внезапно те, которые будут терзать тебя, и не поднимутся ли против тебя грабители, и ты достанешься им на расхищение? Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за пролитие крови человеческой, за разорение страны, города и всех живущих в нем. 

И вот тогда-то все, уповающие на Иегову и все, ожидающие от Него суда над гордым хищником и откровения чрез этот суд славы Его, «не все ли они будут произносить о нем притчу», слово для всех понятное (ср. Мих.2:4; Ис.14:4), «насмешливую песнь», в виде загадки переходящую из уст в уста и потому общеупотребительную? Да, произнесут и скажут они: «горе тому, кто без меры обогащает себя не своим», кто захватывает себе чужие владения! «надолго ли?», долго ли он будет продолжать, по-видимому, это бесконечное хищничество? пусть он как можно скорее гибнет, заметят они мимоходом. Горе тому, кто «обременяет себя залогами», кто как жестокий ростовщик отбирает у чуждых ему народов множество богатств как залоги, которые в свое время он принужден будет возвратить все сполна, потому что «не восстанут ли», обратившись к хищнику, будут говорить и ему, «внезапно те, которые будут терзать тебя», которые внезапно потребуют от тебя возвращения, да еще с процентами насильственно и немилосердно награбленного тобою капитала, которые отнимут у тебя все сокровища, как твои собственные, так и отнятые у других народов? «И не поднимутся ли против тебя», не поднимутся ли со свежими и обновленными силами и не бросятся ли на тебя «грабители»? И вот ты будешь для них расхищаемою добычею, которую они с жадностью будут захватывать себе. Такого порядка дел требует закон справедливости. «Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за пролитие крови человеческой», неправедно пролитой, «за разорение страны, города и всех живущих в нем» уцелевшие остатки погубленных тобою народов. Это первая притча.

Пророк Аввакум

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible