Скрыть
я́ко напо́лнит­ся вся́ земля́ вѣ́дѣнiя сла́вы Госпо́дни, я́коже вода́ мно́га въ мо́ри покры́етъ я́.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 12–14 Горе тому, кто устрояет город на крови и приготовляет укрепление на беззаконии; разве это исходит не от Господа воинств? ибо народы будут нести великий труд в поте многом и племена – понапрасну, и дойдут до истощения: так как земля наполнится тем, что они будут познавать славу Господа, как бы море водами покрывающими его

Никто не станет сомневаться, что в буквальном смысле речь пророческая еще и здесь говорит против Навуходоносора, и горько вопиет над ним, потому что он устрояет город на крови и воздвигает стены его из развалин и погибели многих. Так как он сделает это для города, который он устроил на крови, то и услышит он затем сказанное от Господа; в самом деле, далее следуют слова: «Разве это», – т. е. то, что говорится, – исходит «не от Господа воинств? Народы будут нести труд в огне, и племена – понапрасну», т е. по сожжении Вавилона напрасно будут трудиться народы и будут стремиться к ничтожным делам; и дойдут до истощания народы халдейского племени, так как земля наполнится познанием славы Господа, т. е. когда Вавилон будет низвержен, то для всех сделается очевидным могущество силы Божией, подобной могуществу вод, покрывающих моря: слава Божия так наполнит всю вселенную, как воды покрывают бесконечную глубину моря. Таков буквальный, как мы сказали, смысл. – С другой стороны очевидно также, что и диавол, и антихрист, и извращенные учения еретиков устрояют город на крови, т. е. церковь свою на погибели тех, которых обманывают, и приготовляют укрепление на беззакониях, говоря неправды против Бога, и высоко поднимая лице свое. Когда они это будут делать, то ясно обнаружится, что они сами по себе устрояют город на крови и приготовляют его на беззакониях. Ибо далее следуют слова: «Все это не от Господа Всемогущего?» т. е. это устроение есть не от Господа «воинств» (sabaoth), каковое имя LХХ переводят словом: «Всемогущего». Действительно, оскудеют народы многие, и хотя беcконечно многое количество племен будет увлечено их заблуждением, однако они или будут доведены до истощения, – что́ лучше обозначается словом δλιγοφύκησαν (стали малодушны), или же сократятся до крайней тесноты, и не могут войти в сравнение с множеством членов Церкви. Так как они изнемогают в огне (под чем разумеется или то, что они были охвачены огнем вождя их диавола, или то, что они сожжены огнем Господа, о котором Он говорит: Огонь пришел Я низвести на землю и хочу, чтобы… он возгорелся (Лук. 12, 49) как и то, что они отвлечены от прежнего хождения своего и приносят покаяние и оставляют начатый путь свой, что и обозначает слово ὀλιγοφυκία – (малодушие) то наполнится вся вcеленная славою Господа, когда, – во время проповеди Апостолов, – по всей земле пройдет вещание их (Пс. 18, 5), как воды, покрывающие море, т. е. так что воды Господни покроют всю соленость и горечь века сего, которою напоялась земля, когда диавол посылал сверху дождь. Посему в псалме и говорится: Блаженны те, беззакония которых отпущены и грехи которых покрыты (Псл. 31, 1). Но, – хотя это и не согласуется с порядком чтения и не стоит в связи с настоящим текстом Писания, – город полный крови пророков можно относить и к Иеруеалиму, о котором Св. Писание упоминает (Мф. 23, 35), что в нем от ворот до ворот пролита кровь святых, а также и то, что говорится о страданиях Господа: Кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27, 25); также и то, что к нему говорит Бог в книге пророка Исайи: Когда вы воздвигнете руки ко Мне, Я не услышу вас, ибо руки ваши наполнены кровию (Ис. 1, 15). Согласно с словами того же пророка на беззакониях построен тот город, в котором справедливость как бы уснула. И построение его не от Господа воинств. Поэтому изнемогли в огне народы многие и многие племена доведены до бессилия в то время, когда город быль окружен войсками Тита и Веспасиана и они явившиеся к торжественному дню пасхи были заключены в городе, как бы в темнице, и были в изнеможении от голода и бедности, и до крайнего разорения довела их осада Адриана. А по разорении города кровей и крепости неправд, по уничтожении народов огнем и по рассеянии племен, которые пришли к ним на помощь, то там, то здесь, и которые опустили истомленные руки, вся вселенная наполнилась славою Христовою и, как бы водами, весь мир покрылся проповедию и учением Его.

Две книги толкований на пророка Аввакума к Хроматию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Яко наполнится вся земля ведения славы Господни, якоже вода многа в мори покрыет я

Божественное Писание часто подразделяет различия во временах и будущее изображает уже свершившимся. Это самое мы здесь и найдем; надобно сказать «наполнится», а сказано: «наполнися». Итак, когда над Вавилоном разразился гнев божественный, и все это сбылось над ним через Кира и его воинов, и прежде страшный, несокрушимый и всегда обнаруживавший тяжкую для других жестокость, напоследок оказался жалким и бессильным, и всячески опустошенным, и под ногами врагов; тогда-то, наконец, вся поднебесная уразумеет, как велика и какова божественная слава и наполнится ведения о ней. Ибо государство халдеев было так могущественно и так знаменито, и ужасно, и неодолимо потому, что Бог долго терпел и дозволил ему овладеть и самой Иудеей и разорить столь многие города. Когда же Бог определил подвергнуть его заслуженным им бедствиям, тогда-то оно было сокрушено и пало, и предано опустошению. Нечто подобное говорит и Иеремия: «како сокрушися и сотреся млать всея земли? како обратися в пустыню Вавилон во языцех? Взыдут на тя, и пленен будеши, и не познаеши, яко Вавилон еси: обретен и ят еси: понеже разгневал еси Господа. Отверзе Господь сокровища своя и изнесе сосуды гнева своего, яко дело есть Господу Вседержителю в земли Халдейстей: яко приидоша времена его» (Иер. 50:23-26). Надобно заметить, что после разорения Иерусалима Христос переселился к язычникам, и наконец вся вселенная познала Бога и Отца, то есть самого как бы источника, напояющего землю; ибо подобно реке Христос разлился по ней, что Он древле и обещал, говоря устами пророка: «се, аз укланяю на ня аки реку мира, и аки поток наводняемый славу языков» (Ис. 66:12). Когда же Израиль устроил в пустыне тельца и тем оскорбил Бога, тогда Он обетовал явление и изобилие благодати чрез Спасителя, говоря: «но живу аз, и присно живет имя мое и наполнит слава Господня всю землю» (Чис. 14:21). Ибо все со Христом, Который есть слава Отца. Посему и говорил: «аз прославих тя на земли, дело соверших, еже дал еси мне да сотворю» (Ин. 17:4).

Толкование на пророка Аввакума

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.12-14 «горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою!» Вот, не от Господа ли Саваофа это, что народы трудятся для огня и племена мучат себя напрасно? Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море.

     
Поисти­не слез и сетования достоин ты, неправедными убийствами распространивши царство свое, и не уразумевший, что Бог всяческих потребует от­чета у поступающих противозаконно. А если бы приобрел ты это знание; то силы своей не упо­требил бы, как некоего огня против многих народов, подвергая их чрезмерным казням. И не думай, что приобретение ведения Божия трудно; напротив того знай, что весь человеческий род весьма скоро приимет сей луч, и озарится светом Боговедения так, что горькое море неверия покроется сладкими водами ведения.

Толкование на пророка Аввакума

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-14 Вот, не от Господа ли Саваофа это, что народы трудятся для огня и племена мучат себя напрасно? Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море

Мысль предыдущей строфы продолжается и в настоящей строфе, но развивается с большею широтою: ранее обличаемый враг представлялся строителем дома неправды, здесь целых городов и крепостей, и в качестве строителя выступает уже не один, а целая совокупность народов. Совершенное ничтожество совершаемых на основе беззакония трудов целых народов (ст. 13, ср. Иер LI:58), пророк показывает в самом имени Бога, по определению Которого, ничтожными оказываются все их начинания без содействия Божия (ср. Пc CXXVI:1), - именно наименовании Господа Саваофа, Иеговы воинств (Иегова Цебаот; о значении этого имени Божия, употребительного именно в царско-пророческий период библейской истории, см. в книге свящ. - проф. А. А. Глаголева, Ветхозаветное библейское учение об Ангелах, 1900, с. 238-256). В противоположность ничтожеству человеческих деяний (ср. Мих III:10; Еккл I:3; V:15), тем ярче просияет величие и слава Господа во суде его над гордым и нечестивым царством (халдеев), и знание этой славы должно распространиться по всей земле (ст. 14, ср. Ис ХI:9).

Толковая Библия

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 12-14 «Горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою!» Вот, не от Господа ли Саваофа это, что народы трудятся для огня и племена мучат себя напрасно? Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море. 

«Горе» тому, скажут в своей третьей притче праведники, кто, стремясь чрез худой прибыток прочно основать в царстве свою династию, с этою же целью созидает «город на крови» и строит «крепости неправдою», кто для своих целей употребляет относительно покоренных народов убийство, кровопролитие, переселение и вообще всякого рода насилие; насилием подчиненные народы, потом и кровию строящие города для своих жестоких властителей, «трудятся для огня», который пожрет все, ими созданное, и потому «племена мучат себя напрасно», созданные ими постройки скоро обращены будут в развалины, так как они от Бога обречены уже на разрушение (ср. Иер. 51, 58). Так определено «от Господа Саваофа», потому что «земля наполнится познанием славы Господа», имеющей открыться в суде и окончательном низвержении Боговраждебной силы, «как воды наполняют море» (сн. Ис.2:12-21, 6:3; Чис.14:21

Пророк Аввакум

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible