Скрыть
Кро́ви бо ва́­шей, ду́шъ ва́шихъ, от­ руки́ вся́каго звѣ́ря изыщу́ : и от­ руки́ человѣ́ка бра́та изыщу́ ея́.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1, 4-6 И благослови Бог Ноя и сыны его, чтобы растились и множились, и чтобы страх их был на всякой плоти, в море и на суше. Точию мяса в крови души да не снесте, то есть не вкушайте незакланного животного и мяса, пока не истекла из него кровь, в которой душа животного. Так, Бог Ною и детям его оставляет три завета: во-первых, повелевает не есть крови животных, во-вторых, обещает воскресение, в которое взыщется кровь от всех зверей, в-третьих, изрекает, что всякий убийца должен быть умерщвляем. Крови бо вашей… от руки всякаго зверя изыщу… и от руки человека. Взыскивает Бог крови и здесь, и в будущем веке. Здесь взыскивает, определяя убийце смерть, потому повелел побивать камнями даже вола, который избодет человека (Исх. 21:28). Взыщет и при конце, потому что в день воскресения звери возвратят пожранную ими плоть человеческую. От руки человека брата изыщу душу человека, как определил наказание и Каину за кровь Авеля. То же означают и эти слова: Проливаяй кровь человечу, в ея место его пролиется между человеками. Словами же: яко во образ Божий сотворих человека, - показывается, что человек, подобно Богу, облечен властью живить и мертвить.

Толкования на священное Писание. Книга Бытия

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 5-6 Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию

Что смысл сказанного таков, подтверждают и дальнейшие слова, ибо говорит Бог: Я взыщу и вашу кровь… взыщу ее от всякого зверя… взыщу также… от руки человека. Нечестие человека Он сравнивает с животной злобностью, более того, считает его худшим, чем зверство животных, когда говорит: от руки человека, от руки брата его. Ведь звери по природе не имеют с нами ничего общего и не связаны никакими узами братства. Если они убивают людей, то убивают их как бы вчуже, не преступая законов естества и не попирая чувства родства. Человек более тяжко грешит, строя козни брату, и потому Господь обещает суровее покарать его, говоря: взыщу кровь… человека от руки человека, от руки брата его. Разве не брат нам тот, кого породила разумная природа и кого рождение от одной матери соединило с нами? Ибо одна и та же природа есть мать всем людям, и потому все мы - братья, рожденные одной матерью и связанные общими узами родства.

О Ное

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его

Бог дает эту заповедь людям с намерением сделать их более кроткими, слушай следующие слова: «крови бо вашей, – говорит, – душ ваших, изыщу ее от руки всякого зверя и от руки человека брата изыщу» душу человека. Что же? Душа человека в крови? Нет, не это хочет сказать Бог, но выразился так по обычаю человеческому, как если бы один человек сказал другому: я держу в руках моих твою кровь, вместо: имею власть умертвить тебя. А что душа человеческая не заключается в крови, об этом послушай Христа, который говорит: «не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити» (Мф.10:28).

Беседы на книгу Бытия. Беседа 27

Иоанн Дамаскин, прп. (†749)

Ст. 5-6 Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию

И Божественное Писание также свидетельствует, что будет воскресение тел. Так говорит Бог Ною после потопа: как зелень травную даю вам все. Только плоти с душею ее, с кровию ее, не ешьте. Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его. Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию. Каким же образом Бог взыщет кровь человеческую от руки всяких зверей, если не воскресит тел умерших людей? Ибо зверей за человека не предают смерти.

Изложение веры

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его

Я изыщу и вашу кровь и проч. Поелику закону о крови животных, по–видимому, можно было противоположить, что они сами не щадят крови человеческой и все твари видимые живут разрушением других, то Законодатель непосредственно присоединяет закон о человекоубийстве от зверя; а к сему как бы мимоходом прилагает закон о человекоубийстве между человеками. Таким образом, сей последний закон, будучи существенною целью двух предыдущих, является в виде случайного их дополнениями; и сие на тот конец, дабы закон сколько можно менее предполагал действительное преступление и оно казалось бы тем более ужасно и чудовищно, чем менее ожидаемо. Некоторые изъясняют также взаимную связь сих законов восхождением от меньшего к большему.

Изыскание крови значит изыскание и наказание виновного в кровопролитии (Быт. 42:22). В сем смысле Бог называется Изыскателем крови (Пс. 9:13). Изыскуется же кровь человеческая от зверя ловцом и законом положительным (Исх. 21:28-29). Бог поставляет Самого Себя изыскателем крови как для того, чтобы сим дать полномочие и важность правосудию человеческому, так и для того, чтобы никакой убийца не ласкался ненаказанностью, ибо, уклоняясь от суда человеческого, впадает он в руки Бога Мстителя, карающего злодеяние в жизни, в смерти и по смерти.

Толкование на Книгу Бытия

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 5-6 Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию

Человек сотворён по образу и подобию Божию: он имеет способность познавать Бога и, познавая, любить Его, а вследствие этой любви направлять, но совершенно свободно, свои действия сообразно закону Его, поэтому каждый человек находится в союзе с Богом, и Бог является сам мстителем за того, у которого другой человек отнял его естественное право жить и совершенствоваться и, исполняя закон Божий, творить добро. Бог мстит именно за образ Свой, за уничтожение того отблеска добра Создателя, который есть в каждом человеке, за то добро, которое он мог сделать. В этом тексте лежит основание всеми признаваемого права общества взыскивать кровь брата с убийцы его. Если с расширением христианского всеобъемлющего милосердия смертная казнь заменяется в обществе попытками возвратить убийцу на путь добра, щадя жизнь его, то это внесённое Богочеловеком в мир чувство сожаления даже к убийце, возвышая и облагораживая душу человеческую и самоё общество, не уничтожает однако ответственности убийцы и не разрушает самого права общества в отношении к нему.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его

«Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша… от всякого зверя…» Эти слова дают прекрасное подтверждение только что приведенного нами взгляда на кровь, как седалище души. Даже и к крови животного Господь внушает должное уважение строгим взысканием; и чтобы еще рельефнее оттенить мысль о преступности убийств, Бог и говорит, что за кровь человека Он взыщет не только с сознательного убийцы, но даже и с неразумного животного и дикого зверя, что впоследствии получило даже и определенную законодательную санкцию (Исх. 21:28).

«Взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его…» Если убийство человека неразумным животным подвергалось суровой каре, то, разумеется, гораздо преступнее и посему во много раз сильнее преследовалось убийство человека человеком же… В самих словах данного текста некоторые не без основания видят осуждение двух родов убийства - самоубийства (человека от руки человека, т. е. себя) и убийства других.

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

XVI. Паремия, положенная на вечерне в понедельник четвертой седмицы Великого поста (Быт. 8:21–22, 9:1–7). В сей паремии содержится обетование и заповеди Божии Ною после потопа.

Крови бо вашей, душ ваших, от руки всякаго зверя изыщу [потребую] [ея]: и от руки человека брата изыщу ея

Так как цель запрещения кровожадности и жестокости при употреблении в пищу животных состоит, главным образом, в том, чтобы люди не были жестокими и крово­жадными в отношении друг к другу, то сие запрещение Господь ограждает угрозою неминуемой казни за челове­коубийство. Даже неразумное животное, пролившее кровь человека, не остается безнаказанным. Господь потребует «из руки» его [из лапы его] пролитой крови человека, взыщет с него за совершенное душегубство, хотя оно совершено без сознания вины. Законом Моисеевым впоследствии оп­ределено побивать камнями вола, который забодает челове­ка до смерти (Исх. 21:29-32). И у других народов было в обычае, что всякий мог безнаказанно убивать таких живот­ных. Но если бы случилось, что зверь, проливший челове­ческую кровь, скрылся от мщения человеческого, Бог, Изыскатель пролитой крови, Сам найдет его, – т. е. или погубит его молнией либо водой, или предаст его на рас­терзание другому зверю. Но если животные, которым не­свойственно грешить, должны отвечать за человекоубий­ство, то еще меньше может надеяться на безнаказанность человек, дерзнувший посягнуть на жизнь того, с кем связан братскими узами, как происшедший от одной с ним крови, в самой единокровности имевший сильное побуждение к человеколюбию.

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible