Скрыть
и помяну́ завѣ́тъ Мо́й, и́же е́сть между́ Мно́ю и ва́ми, и между́ вся́кою душе́ю живу́щею во вся́кой пло́ти, и не бу́детъ ктому́ вода́ въ пото́пъ, я́ко потреби́ти вся́ку пло́ть.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти

Что говоришь ты, блаженный пророк? – «Помяну, – говорит, – завет мой», т. е. мой договор, условие, обещание; и это не потому, чтобы Бог сам имел нужду в припоминании, но – чтобы мы, взирая на этот данный знак, не страшились никакой опасности, но тотчас, припомнив обетование Божие, были уверены, что не потерпим подобного несчастия.

Видишь, как велико снисхождение Божие, какое прилагает Он попечение о нашем роде, какое оказывает человеколюбие, не потому, чтобы уже видел перемену (к добру) в людях, но – чтобы всем этим внушить нам мысль о безмерном величии Своей благости? «И не будет к тому, – говорит, – вода в потоп, яко потребити всяку плоть», такого наводнения больше уже не будет. Так как Бог знает, что человеческая природа боится этого, то смотри, как часто Он повторяет обещание, как бы так говоря: если вы когда увидите и сильное пролитие дождей, и тогда не опасайтесь никакого несчастия, потому что «не будет к тому вода в потоп, яко потребити всяку плоть», такого наводнения уже не будет, такого гнева (Моего) более уже не испытает человеческая природа.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 28

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Ст. 13-17 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле

Знамением завета избрана дуга в облаке (Быт. 9:13). Сопутствуя обыкновенно дождю, она долженствовала представлять человекам образ начинающегося потопа (Быт. 9:14), но Бог хочет, чтобы она уверяла их о безопасности от потопа. Такое сопряжение знака с означаемым особенно отражает в себе свойство завета. Являя знамение безопасности в самом действии опасности, Бог сколько возвышает благодать, столько искушает веру. Впрочем, неосновательно было бы выводить из сего постановления о радуге, что она получила бытие только после потопа. Она могла быть до потопа, так же как вода и омовение были прежде крещения.

Ключ ко внутреннейшей тайне завета Ноева и радуги, можно находить в Пророках Исаии (Ис. 54:8-10) и Иезекииля (Иез. 1:28) и в Откровении Иоанна (Откр. 4:3).

Завет Бога с Ноем и его сынами означает вечный завет мира между Богом и Церковью. Дуга, как печать завета сего, есть образ благодатного действия в душах Солнца правды (Мал. 4:2). Три главные цвета радуги: огненный, червленый и смарагдовый (зеленый), изобразуют огнь Божия правосудия, кровь Христову, Его угашающую, и благодатное обновление жизни.

Толкование на Книгу Бытия

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-16 и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле

«Я вспомню завет Мой…» Это не более, как антропоморфическое изображение идеи божественного промышления о людях, которое, по аналогии с человеком, представляется вспоминающим о них всякий раз, когда им грозит какая-либо скрытая опасность. Это общее промыслительное отношение Бога к людям не исключает и частных специальных действий божественного промышления, вытекающего из факта заключенного между Богом и Ноем завета.

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

XVII. Паремия, положенная на вечерне во вторник четвертой седмицы Великого поста (Быт. 9:8–17). В сей паремии повествуется о завете Бога с Ноем и о знамении завета.

Ст. 14-17 И будет егда наведу облаки на землю, явится дуга Моя во облаце: и помяну завет Мой, иже есть между Мною и вами, и между всякою душею живущею во всякой плоти, и не будет ктому вода в потоп, яко потребити всяку плоть. И будет дуга Моя во облаце: и узрю ю, еже помянути завет между Мною и землею, и между всякою душею живущею во всякой плоти, яже есть на земли. И рече Бог Ноеви: сие знамение завета, егоже положих между Мною и между всякою плотию, яже есть на земли

«И помяну завет Мой. И узрю ю [радугу], еже помянути завет». Бог, как существо неизменямое и всеведущее, ниче­го не может забывать, следственно и вспоминать Ему не­свойственно. Если же сам Бог говорит о себе: помяну завет, то это человекообразное выражение должно понимать в том смысле, что Бог каждый раз, как явится радуга, будет взирать на нее, как на знамение Своего непреложного обе­тования не опустошать земли всеобщим потопом, и потому люди, имея пред глазами то же знамение, должны почитать себя безопасными для всеобщего потопа. Таким образом радуга есть красноречивый проповедник милосердия и долготерпения Божия, и в этом отношении имеет великое значение в истории домостроительства спасения челове­ческого. Истинный Бог, по слову ап. Павла, «попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносныя» (Деян. 14:16-17). Люди не уразумели этого свидетельства и, за исключением избранного племени, позабыли истинного Бога, своего бла­годетеля, и впали в идолопоклонство и нечестие. Большая часть человеческого рода находилась в этом состоянии до явления в мир Искупителя и походила на блудного сына Евангельской притчи, своевольно удалившегося из дома отеческого и на чужой стране расточившего доставшееся ему имущество и пришедшего в крайнюю нищету. Но как сын блудный самою этою нищетою приведен был к раская­нию, и раскаянием возвращен к отцу своему, так и язычни­ки, забывшие истинного Бога, сознали наконец свою ду­ховную нищету и сим сознанием приведены были к вере во Христа Искупителя. – В этом и состояла, главным образом, цель долготерпения Божия, возвещаемого раду­гой. Но и в новозаветные времена радуга, продолжая сви­детельствовать о долготерпении Господа к людям, забыва­ющим Его даже в недрах христианства, побуждает их к покаянию. Всемирный потоп, по непреложному Божию обетованию, не повторится, как бы тяжко люди не грешили: но это не значит, что люди безнаказанно могут грешить. Чем больше долготерпит им Господь, тем хуже для прене­брегающих долготерпением Божиим: «они сами себе соби­рают гнев на день гнева и откровения праведного суда Бога, Который воздаст некогда каждому по делам его» (Рим. 2:5-6) и нераскаянных грешников накажет не водою, а огнем. Таким образом, радуга, возвещая о долготерпении Божием, вместе с тем проповедует о покаянии.

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible