Скрыть
Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 11, 13, 17 Заключив завет с Ноем и со всеми, вышедшими с ним из ковчега, Бог говорит: не умрет всяка плоть ктому от воды потопныя. И вот, дугу Мою полагаю во облаце, и будет в знамение завета (вечнаго) между Богом… и между всякою плотию, яже есть на земли.

Толкования на священное Писание. Книга Бытия

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею

Так вот, после словесного обещания, даю (говорит Бог) и это знамение, т. е. радугу, которую некоторые производят от лучей солнечных, падающих на облака. Если, говорит, недостаточно слова Моего, то вот Я даю и знак того, что впредь уже не наведу такого наказания. Смотря на этот знак, будьте уже свободны от страха.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 28

Максим Исповедник, прп. (†662)

Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею

Что означает радуга, которую Бог положил в облаке как [знамение] завета с человеческим родом?

Поскольку радуга четвероцветна, она показывает, что плоть Господа, как и наша, состоит из четырех стихий и что у нее, как и у радуги, нет причины возникновения. Он положил ее в облаке, то есть в мире — мир есть облако по причине гнева Божия, или наказания смертью. Ведь иногда облако воспринимается как благо, когда оно орошает тихим дождем или смягчает жару, давая тень, а иногда и как [знак] гнева, если низвергает сильный ливень или град. Потому [Господь] и говорит, что полагает радугу в облаке, то есть Воплощение Господа в мире гнева, дабы человеческий род никогда более не был потоплен водами зла. А радугу [Он полагает] для того, чтобы мы знали, что примирение Господа с нами есть война с нашими врагами и противниками, иначе говоря, война Господа с врагом обернулась примирением с нами.

Вопросы и затруднения

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Ст. 13-17 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле

Знамением завета избрана дуга в облаке (Быт. 9:13). Сопутствуя обыкновенно дождю, она долженствовала представлять человекам образ начинающегося потопа (Быт. 9:14), но Бог хочет, чтобы она уверяла их о безопасности от потопа. Такое сопряжение знака с означаемым особенно отражает в себе свойство завета. Являя знамение безопасности в самом действии опасности, Бог сколько возвышает благодать, столько искушает веру. Впрочем, неосновательно было бы выводить из сего постановления о радуге, что она получила бытие только после потопа. Она могла быть до потопа, так же как вода и омовение были прежде крещения.

Ключ ко внутреннейшей тайне завета Ноева и радуги, можно находить в Пророках Исаии (Ис. 54:8-10) и Иезекииля (Иез. 1:28) и в Откровении Иоанна (Откр. 4:3).

Завет Бога с Ноем и его сынами означает вечный завет мира между Богом и Церковью. Дуга, как печать завета сего, есть образ благодатного действия в душах Солнца правды (Мал. 4:2). Три главные цвета радуги: огненный, червленый и смарагдовый (зеленый), изобразуют огнь Божия правосудия, кровь Христову, Его угашающую, и благодатное обновление жизни.

Толкование на Книгу Бытия

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 12-14 И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке

Есть два предположения, почему Бог дал радугу символом и заветом, что потопа не будет: первое заключается в том, что потоп предполагает огромную массу вод, рассеянную в атмосфере. Марсель де Серр говорит, что в тропических странах доселе дожди никогда не бывают настолько редки, чтобы радуга могла появиться.
Второе предположение имеет связь с Быт. 2(см. комментарий к Быт. 2:6). Быть может, согласно 2 главе, дождь не орошал ещё земли до потопа, а растительность поддерживалась росой и туманами. Если до потопа, что всего вероятнее, дождя не было, то естественно, что радуга должна была служить после потопа утешительным и успокоительным явлением для людей, трепещущих при виде чёрных туч, облагающих небо, потому что в памяти их восставало во всём ужасе наказание предков.
«Ясно, что великое уважение, которое питали древние перуанцы к радуге, имеет основание в библейском сказании, которое тем сильнее могло между ними сохраниться, что нигде природа не носит на себе сильнейших следов гигантского переворота» (Nicola, Moïse en regard des sciences).

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст.12-13 И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею

Дарование знамения радуги.

В качестве внешнего, видимого знака, удостоверяющего неповторяемость мирового потопа, Бог указал человеку на радугу, известное атмосферическое явление, состоящее в преломлении и разложении светового солнечного луча в прозрачной среде (массе) воды. Что касается того, как понимать самое значение этого знамения, то мнения экзегетов здесь расходятся: одни думают, что радуга с этого момента появляется только впервые и что раньше ее не существовало совершенно потому, что не было вовсе дождя, а земля орошалась только туманом и росою, как это можно предполагать на основании (Быт. 2:6). Другие более основательно допускают, что радуга существовала и раньше; но прежде она была совершенно безразличным небесным феноменом, - теперь же ей усваивается особенное символизирующее действие. И то обстоятельство, что для данной цели избрана именно радуга, а не что-либо иное, имеет свое полное оправдание: дело в том, что радуга, т. е. видимое нами преломление солнечных лучей, возможно лишь при том условии, чтобы тучи не сплошь покрывали собой небо, а оставляли просвет и для солнца, и дождь не представлял собой сплошной водяной массы, могущей угрожать потопом. Естествоиспытатели и теперь наблюдают, что радуги не бывает при тропических ливнях. Отсюда, появление радуги есть естественное доказательство того, что дождь не имеет угрожающего характера и непохож на наводнение пред потопом (Быт. 7:11). Этому-то естественному натуральному явлению Бог и благоволил усвоить особое символическое значение, избрав его знамением Своего завета с Ноем. Аналогичные с данным примеры представляет, напр., ползание змия на чреве, ставшее символом унижения, или погружение в воду при таинстве крещения, сделавшееся символом очищения от первородного греха.

В Священном Писании мы встречаемся и с другими выражениями символического значения радуги: она служит одним из атрибутов божественного суда над миром вместе с молнией (Пс. 17:14) или же является знамением божественного величия и славы (Иез. 1:27-28; Сир. 43:12-13; Откр. 4:3; Откр. 10:1). Идея об особом таинственном знаменовании радуги, по-видимому, нашла себе отклик и в универсальных мифах языческой древности, где радуга чаще всего изображалась в виде кроткой посланницы небес, несущей на землю радость, мир и благоволение богов.

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

XVII. Паремия, положенная на вечерне во вторник четвертой седмицы Великого поста (Быт. 9:8–17). В сей паремии повествуется о завете Бога с Ноем и о знамении завета.

Ст. 12-13 И рече Господь Бог Ноеви: сие знамение завета, еже Аз даю между Мною и вами, и между всякою душею живою, яже есть с вами, в роды вечныя: дугу Мою полагаю во облаце, и будет в знамение завета [вечнаго] между Мною и землею

«Дуга во облаце», или радуга, происходит от преломления лучей света в дождевых каплях, при чем свет разлагается на семь цветов, как и при прохождении чрез стеклянную призму. Судя по такому происхождению радуги, должно полагать, что это метеорологическое явление видимо было и до потопа, ибо трудно допустить, чтобы до потопа радуга была только естественным признаком и последствием дождя, теперь же Господь обращает ее также в знамение Своего благоволения к людям. В продолжение потопа небо повсюду покрыто было сплошными облаками, совершенно закрывавшими свет солнечный, и потому люди целый год не видели радуги. После же потопа никогда не будет столь продолжительного мрака. Будут покрывать небо темные облака, лить сильные дожди, особенно в жарких странах: но это не должно тревожить обитателей земли, они не должны опасаться возобновления всемирного потопа. В радуге они должны видеть успокоительный признак. Она должна напоминать им не только о гневе Божием, как сопутствующая дождю, от которого был потоп, но вместе о милости Божией, как произведение солнечного света, величественное и радующее взоры. – «Дугу Мою». Господь называет радугу Своею, потому что красота ее преимуще­ственно свидетельствует о величии Его, как Художника мира, и невольно располагает зрителя к прославлению Его. «Взгляни на радугу, – говорит сын Сирахов, – и прославь Творца ее. Как она прекрасна в цветном сиянии своем! Своим величественным кругом обнимает она небо; рука Всевышнего распростерла ее» (Сир. 43:12-13).

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible