Скрыть
и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.

Святые отцы

Прочие

Иустин Философ, мч. (†165)

Ст. 22-25 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих

И другое таинство, которого вы не знаете, было предвозвещено событием во время Ноя. Оно заключается в следующем. В благословениях, которыми Ной благословил двух своих сыновей, он изрек и проклятие на своего внука, ибо пророческий Дух не хотел проклясть того сына, которого благословил Бог вместе с другими сынами. А так как наказание за грех должно было перейти на все поколение сына, осмеявшего наготу (отца), то он совершил проклятие, начиная с его сына. Но, говоря это, Ной предсказал, что потомство Сима будет обладать стяжаниями и жилищами Ханаана, а после потомство Иафета возьмет себе стяжания и жилища семитов - которыми последние овладели от ханаанитян, - лишивши их потомство Сима, как сами семиты овладели ими, отнявши их у племени Ханаана.

И послушайте, как точно исполнилось это. Вы, происходящие от племени Сима, по определению Бога, пошли на землю сынов Ханаана и овладели ею; известно также, что потомки Иафета в свою очередь, по суду Божию, напали на вас, взяли вашу землю и обладают ею. Об этом было сказано так: И Ной проспался от вина, и узнал, что сделал над ним младший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов, Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему (Быт. 9:24-27).

Таким образом, были благословлены два народа, сыны Сима и Иафета, и сначала сынам Сима было определено обладать жилищами Ханаана, а от них те же владения должны были, по предсказанию, получить в свою очередь сыны Иафета; и один народ, народ ханаанский, был предан в рабство тем двум народам. Затем Христос пришел по данной Ему от всемогущего Отца власти и, призывая людей к дружеству, и благословению, и покаянию, и совокупной жизни, обещал им, как было показано, обладание, имеющее быть в той же земле святых. Потому люди всех стран - рабы ли или свободные - если они веруют во Христа и признают истину в Его словах и в словах Его пророков, знают, что они будут вместе с Ним в той земле и получат вечное и нетленное наследие.

Разговор с Трифоном Иудеем

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 24-25 Истрезвися же Ное от вина, и разуме елика сотвори ему сын его юнейший, и рече: проклят (буди) Ханаан отрок: раб будет братиям своим

Истрезвися же Ное… и разуме, елика сотвори ему сын его юнейший. Так, Ной и спал, и бодрствовал: спал, потому что не чувствовал своего обнажения, бодрствовал, потому что знал, как поступил с ним младший сын его. И Ной проклял его. И рече: проклят… Ханаан отрок: раб будет братиям своим. В чем был бы виновен Ханаан, если бы он находился еще в чреслах отца своего, и наготу Ноеву видел не он, а отец его? Говорят: Хам приял благословение со всеми, входившими в ковчег, и потом снова дано ему благословение со всеми вышедшими из ковчега, а потому Бог не в собственном лице его проклинает его, но в лице сына его, хотя проклятие сына должно было причинить скорбь и отцу.

Другие же, на основании сказанного в Писании: и разуме Ное елика сотвори ему сын его юнейший, поскольку известно, что Хам был сын не младший, а средний, - заключают, что под сыном юнейшим разумеется Ханаан, и что сей малолетний Ханаан посмеялся над обнажением старца; Хам же со смеющимся лицом вышел и среди стогна возвестил братьям своим. Поэтому можно думать, что хотя проклят Ханаан не по всей справедливости, как сделавший это еще в детстве, однако же и не против справедливости, потому что проклят не за другого. Притом Ной знал, что если бы Ханаан в старости не соделался достойным проклятия, то и в отрочестве не совершил бы дела, заслуживающего проклятия.

Справедливость требовала лишить Хама благословения, а не подвергать его проклятию. Ибо если бы подвергнут был он и проклятию за то, что посмеялся вместе с отроком, то хотя был бы проклят по справедливости, но вместе с проклятым Хамом подверглись бы тогда проклятию все потомки Хамовы, вовсе не участвовавшие в посмеянии. Потому проклят Ханаан как посмеявшийся, а Хам только лишен благословения за то, что смеялся вместе с посмеявшимся.

Толкования на священное Писание. Книга Бытия

Василий Великий, свт. (†379)

и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих

Ной, узнав, что сделал ему младший сын его, сказал: проклят Ханаан, и хотя огорчителем был Хам, однако же проклинает не его, а порождение его и дело его, которое символически именуется Ханаан, ибо Ханаан толкуется как волнение. Итак, поскольку склонность, приведенная в движение, производит страсть, то проклинает не расположение, а дело, им произведенное. Ибо трудно в естестве человеческом сохраниться чистоте сердечной.

Толкование на книгу пророка Исаии

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 22-25 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих

Из всего, что мы сказали, главное - оказывать уважение родителям. Ибо мы читаем, что кто был благословен отцом, тот был благословен, а кто проклят отцом - проклят! Такую благодать даровал Бог родителям, чтобы они вызвали в детях глубочайшее уважение. Так что воспитание детей - дело отцов. Почитай же отца твоего, дабы он благословил тебя.

О патриархах

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих

Вот мы дошли до вопроса, который везде повторяется. От многих можно слышать следующие слова: почему это, когда отец согрешил и открыл наготу, подвергается проклятию сын? Так, прошу, со вниманием выслушайте и примите от меня разрешение этого (вопроса). Я скажу то, что внушит мне благодать Божия для вашей пользы. «И рече: проклят Ханаан отрок: раб будет братиям своим». Не без цели и не напрасно упомянуло Писание о сыне (Хама), но по некоторой сокровенной причине. Ной хотел и наказать Хама за его преступление и нанесенное ему оскорбление, и вместе не нарушить благословения, данного уже Богом: «благослови, – сказано, – Бог Ноя и сыны его», когда они вышли из ковчега (Быт.9:1). Итак, чтобы не показалось, что он проклинает того, кто уже получил благословение от Бога, Ной оставляет пока самого оскорбителя, а налагает проклятие на его сына. Правда, скажет иной, из этого видно, что Ной потому не проклял Хама, что этот получил благословение от Бога: но почему за грех отца подвергается наказанию сын? И это не без причины. В самом деле. Хам не меньше сына потерпел наказание и чувствовал мучение. Вы, конечно, знаете, как часто отцы готовы бывают вытерпеть наказание за детей своих, и как для них гораздо мучительнее видеть детей страдающими, нежели самим страдать. Итак, сделано это (т. е. вместо Хама наказан сын его) для того, чтобы и отец по естественной любви к сыну потерпел тягчайшую скорбь, и благословение Божие осталось ненарушимым, и сын, подвергшийся проклятию, понес наказание за собственные грехи, потому что, хотя он теперь подвергается проклятию за грех отца, но, вероятно, был наказан и за собственные грехи. Он подвергся проклятию не только за грех отца, но без сомнения и для того, чтобы в нем (сыне) отец понес тем большее наказание. Что ни отцы за детей, ни дети за отцов не подвергаются наказанию, но каждый наказывается за свои грехи, об этом говорят пророки во многих местах. Так, например, они говорят: «ядшему кислая оскоменятся зубы» (Иер.31:29); еще: «душа согрешающая, та умрет» (Иез.18:20), и еще: «да не умрут отцы за сыны, и сынове да не умрут за отцы» (Втор.24:16).

«И будет, – сказано, – Ханаан отрок раб братиям своим». Ты не воспользовался, говорит, по надлежащему честию, не вынес счастия – быть равным по достоинству (с братьями), – потому хочу, чтобы ты вразумился подчинением. Тоже случилось и в начале с женою. И она имела равную честь с мужем, но так как не хорошо воспользовалась дарованною ей честию, то и лишилась власти и услышала: «к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет» (Быт.3:16). Ты не умела, говорит, хорошо пользоваться властию, так научись лучше хорошо повиноваться, нежели худо управлять. Подобным образом и Хам теперь подвергается осуждению для своего вразумления, и терпит наказание в своем сыне, дабы известно было тебе, что, если сам он был уже и стар, за то наказание перейдет на его сына; а это сделало жизнь его скорбною и мучительною, от мысли, что, и после его смерти, сын его должен нести наказание за его проступок. Впрочем, и сын его был сам по себе порочен, и все потомки его были развращенны и уклонились к нечестию; об этом послушай, что говорит Писание с проклятием: «отец твой Аморреанин, и мати твоя Хеттеяныня» (Иез.16:3); и в другом месте с укоризною: «племя Ханаане, а не Иудино» (Дан.13:56). Но узнав, какому наказанию подвергся открывший наготу отца, надобно уже выслушать и то, каких наград удостаиваются оказавшие такое уважение и почтение к отцу.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 29

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 22-25 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих

Почему согрешил Хам, а проклятие пало на сына его, Ханаана? Почему за грех Соломона сын его принял кару в виде уменьшения царства? Почему согрешил Ахав, царствуя над Израилем, а кара распространилась на его потомство? Почему мы читаем в священных книгах: за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них (Иер. 32:18), и еще: наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода (Исх. 20:5)? Это число можно считать указанием на всех потомков. Неужели все сказанное - ложь? Кто способен сказать такое, кроме откровенного врага божественных речений? Просто телесное рождение, которое даже в народе Божием принадлежит к Ветхому завету и рождает в рабство, переносит грехи отцов на детей; духовное же рождение переменяет как наследие, так и угрозы и воздаяние за грехи.

Против Юлиана-пелагианина

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 18-27 Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему

О наготе Ноя и о Хаме

После того как все совершено было относительно ковчега и прошел потоп, когда Ной стал возделывать землю, тогда пусть слово наше исследует еще то, что сделано было ему от Хама. Оно, конечно, убедит избравших жизнь законную совсем ничего не ставить выше уважения к родителям и избегать, как самого опасного во всех отношениях дела, насмешки над ними, хотя бы они, увлекаемые немощью природы, легко уклонялись и к неприличному. Что мы обязаны всегдашним почтением к родителям, о том и Божественный закон наставляет нас. Повелев наперед любить единого и по естеству Бога от всей души и от всего сердца, он говорит: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле (Исх. 20:12): ибо родители как бы изображают собою Бога и подражают Ему. Помни, сказано, что ты рожден от них (Сир. 7:30). Посему еще сказано: Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные! (Притч. 30:17). Итак, что проклятием и осуждением преследуется мысль о том, что не должно чтить родителей и оказывать им всякое уважение, об этом всякий очень легко может узнать и из примера Хама. (Сказано) Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и [лежал] обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему (Быт. 9:18-27). Ной, насадив виноград, покончил труды свои и впал в необычное состояние опьянения. Вследствие неожиданного опьянения он невольно обнажился и в таком положении был дома, не видимый многими. Не твердый же в мыслях, разумею Хама, сделал неприличие зрелища сего поводом к преступной насмешке, тогда как должен был бы одеть и даже защитить родителя, побежденного опьянением и подвергшегося дурным последствиям излишнего употребления вина. Но оставив это и пренебрегая почтением к родителю, он стремится сделать и других свидетелями этого зрелища и, сделав из старца как бы театральную сцену, убеждает и братьев к смеху. Они же были выше его худого совета и, порицая случившееся и безобразие зрелища скрывая одеждами, шествовали лица их были обращены назад. Они предпочитали быть благочестивыми и уважать чресла отца, чрез которые получили и бытие. Когда же отец, пробудившись, узнал дело, то сейчас проклял того, который безрассудно нарушил законы приличия и уважения к нему, и по справедливости наложил на него иго рабское, именуя Ханаана ради происшедших от него хананеев, которые и имели быть причастными наказанию его: ибо он наказываем был со всем родом своим. Но почтившие Ноя были благословены от него.

Гадательно указываемо было еще и на другое таинство, касающееся иудеев. Три народа было всех: бывший в первое время, как и Сим; бывший в среднее время, соответственно проклятому Хаму, наконец третий, подразумеваемый в последнем — Иафете, имя которого толкуется как широта. Когда же Бог и Отец открыл нам Сына Своего, Который означается посредством чресл и, насколько можно сказать в отношении к мысленной красоте Божества, безобразен и непривлекателен по причине человечества: ибо нет в Нем ни вида, ни величия, по слову пророка (Ис. 53:2), — тогда, и только тогда, как могло бы засвидетельствовать и самое событие вещей, первый и последний народ, то есть как в начале и в числе первых уверовавшие, так и призванный в последних, постыдились Еммануила. Они же и благословены чрез Него от Бога и Отца. А бывший посреди двоих как бы посмеявшейся над Христом по причине безобразия человечества и от Бога явившегося Сына многообразно обесчестивший подпал состоянию рабства и потерял свободу отцов. Но что уверовавшие в последние времена из иудеев имели быть общниками и едва не домочадцами первых, так же как и собранными в один город или двор, или дом, то есть в Церковь, на это указал, сказав: да распространит Бог Иафета (Быт. 9:27), то есть третьего и последнего, так как Иафет — третий; и да вселится он в шатрах Симовых (ст. 27), то есть первого, и Ханаан же будет рабом ему их (там же). Это, я думаю, означает то же самое, что сказал Христос народу Иудейскому: истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:34-36). Ибо подсмеявшиеся над домостроительством Спасителя нашего несчастные иудеи, не почтившие Его откровения, бывшего к нам от Бога и Отца, пребыли в духе рабства.

Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 25 и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. 

Почему, когда не было еще установлено закона, повелевающего почитать отца и матерь, Хам осуждается, как отцеубийца? 

Творец самому естеству постановил необходимые законы; так, осудил Каина, потому что сама природа научала его, сколько беззаконно убийство. Поэтому Каин, употребив в помощь обман, и уведя брата от родителей, убивает его; и когда вопрошает Бог: где... Авель, брат твой (Быт.4:9)? – отрекается. Очевидно же, что зная, сколько худо им сделанное, отрекся от того, на что он отважился. А когда обличен праведным Судией, тогда признался, что согрешил непростительно. Ибо говорит: вящшая вина моя, еже оставитися ми (Быт.4:13). Да и Адам, ощутив Божие пришествие, покусился скрыться, как знавший, что татьба воровство – худое дело. Так и Хам подвергся обвинению в отцеубийстве, как нарушивший естественный закон. Ибо, что само естество научало почитать родителей, свидетельствуют об этом Хамовы братья, которые, узнав от него, что случилось с отцом, с большим уважением идоша вспять зряще (Быт.9:23), и покрыли отца, чтобы нимало не видеть наготы его; почему весьма справедливо приобрели себе благословение отца.

Почему, когда пал Хам, понес на себе проклятие сын его?

По прекращении потопа все вообще сделались причастниками Божественного благословения; поэтому Ной почел дерзостью произнести проклятие на соделавшегося причастником Божественного благословения. По этой-то причине наложил проклятие на сына его. В наказании же видна справедливость. Поскольку сам, будучи сыном, согрешил против отца, то и наказание приемлет в проклятии своего сына. Сверх сего нужно принять во внимание и то, что, если бы подвергся проклятию сам Хам, то наказание распространилось бы на весь его род. Но Бог перенес наказание на младшего сына. Должно же знать еще, что слова праведного суть предсказание, а не проклятие. Поскольку израильтяне, ведшие род от Сима, должны были принять во владение Палестину, в древности же населяли ее произшедшие от Ханаана, то сему предсказанию Ной дает вид проклятия, предрекая будущее и устрашая последующие роды, чтобы не согрешали против родителей. И этому ясно научает нас благословение, данное Симу; ибо сказано: благословен Господь Бог Симов: и будет Ханаан... раб ему (Быт.9:26). Не обоим – Симу и Иафету подчинил Ханаана, но одному Симу. И Иафету предрек многочисленность потомства, а Симу благочестие, ибо предсказал, что Бог вселится в селениих Симовых (Быт.9:27). Обитал же Бог в патриархах, происшедших от Сима, и в пророках, происшедших от патриархов, и сперва в Скинии, а в последствии в Иерусалиме. Определенным же концом это пророчество имело таинство домостроительства, когда сам Бог-Слово, Единородный Сын Бога и Отца – воплотился и вочеловечился, и Своим храмом нарек от семени Давидова и Авраамова воспринятую плоть: ибо от Сима вели род и Давид и Авраам. А рабство Ханаана приняло конец в Гаваонитянах (Нав.9:3-27).

Толкование на книгу Бытия

Максим Исповедник, прп. (†662)

Ст. 23-25 Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих

Отчего так случилось, что согрешил Хам, а проклят 
был Ханаан? И если кто-либо воспримет смысл 
Писания буквально, то окажется, что справедливый
 Ной здесь несправедлив, ибо один согрешил, а Ной 
проклял другого. Или, с другой стороны: если Ханаан 
был проклят, то точно следовало бы, чтобы и весь
 его род был проклят. Мы же, напротив, находим, что 
его род скорее других перешел в Христову веру.

Мы везде находим, что Бог и все святые сражаются со
 злом и проклинают его. Поскольку же зло сперва рождается в соответствии с состоянием [души], а от [греховного] состояния [души] происходит и грех на деле, то 
Ханаан, отображающий грех на деле, естественно, полу
чил проклятие.

Если же ты хочешь это проследить только применительно к движению души, которое реализуется посредством [взаимодействия] двух, говорю о душе и теле, [то 
греховное] состояние [души] до конца не доходящее, это 
и есть действие [остающееся только] в душе.

Вопросы и затруднения

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих

Слова Ноя хотя обращены к трем сынам его, но делятся на две части, то есть на проклятие и благословение. Содержание их и последовавший опыт показывают, что в них заключается суд не столько человеческий, сколько Божий; и не простые желания, но силою Духа Божия облеченные предсказания.

…проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Желая изъяснить, каким образом за поступок Хама проклятие пало на сына его Ханаана, евреи говорят, что сей первый увидел наготу своего деда и сказал о том отцу своему (Bereschith rabba, 37); другие присовокупляют, что Ной пощадил Хама, уважая благословение Божие, в котором сей участвовал по исшествии из ковчега, или желал сократить проклятие в одну отрасль рода вместо целого потомства. Дело объяснится совершенно, если с осуждением греха настоящего соединим в Ное предвидение будущих. Хам наказывается в том сыне, или в том племени, которому оставит в наследие свои грехи: наказание самое чувствительное для родоначальника, но не менее праведное в отношении к потомству; наказание даже милосердое, потому что двоякое преступление, родоначальника и рода, метится единожды.

Когда Ханаан называется рабом рабов, то есть рабом презреннейшим, сие показывает, что рабы произойдут и от других племен, но рабство племени Ханаанова будет самое тягостное и постыдное. Таково было рабство хананеев, сперва греховное и потом гражданское (Быт. 15:16, 18-21).

Толкование на Книгу Бытия

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Ст. 22-25 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих

…Об опьянении Ноя записано, чтобы мы, имея перед собой ясно начертанную картину падения, особенно остерегались опьянения. Поэтому-то благословляются Господом те [Сим и Иафет], кто прикрыли позор пьянства. Совмещая все в одном слове, Писание поэтому говорит: «Человеку воспитанному довольно вина, и на ложе своем он успокоится».

…Сын благородный не перенес неблагопристойного обнажения праведника. Нравственность покрыла, что опьянением было раскрыто, - для всех явный пример, как и помимо своего сознания можно пасть.

Педагог

Георгий Константинович Властов (†1899)

и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих

Ной проклинает первенца Хамова, провидя будущее значение хананитов для истории Церкви Божией. Впрочем, как племя Хамово было в рабстве гражданском, религиозном и нравственном в эфиопском царстве Мерое, в Египте, в Финикии и Карфагене.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих

Ной проклинает Ханаана

Три данных стиха заключают в себе вдохновенное пророчество Ноя, который, исходя из фактов, обнаруживших склонности и поведение его детей, предрекает будущую судьбу каждого из них, вместе с их потомством.

«проклят Ханаан…» На вопрос, почему вся тяжесть этого проклятия падает не на Хама, главного виновника всего, а на сына его Ханаана, существует несколько более или менее правдоподобных догадок.

Так, Ориген, следуя иудейской традиции объясняет это тем, что отрок Ханаан будто бы первый заметил непристойное положение своего спящего деда и указал на него своему отцу Хаму: но это объяснение, помимо всего прочего, не выдерживает критики уже по одному тому, что никогда нельзя считать в одном и том же проступке более ответственным юного, неразумного отрока, чем зрелого мужа.

Гораздо глубже и основательнее другое объяснение этого, предложенное Златоустом: «Не без цели и не напрасно упомянуло Писание о сыне (Хама), но по некоторой сокровенной причине. Ной хотел и наказать Хама за его преступление и нанесенное ему оскорбление, и вместе с тем не нарушить благословения, данного уже Богом: «благословил, - сказано, - Бог Ноя и сынов его», когда они вышли из ковчега (Быт. 9:1); далее Златоуст подробно разъясняет, что Ной, наложив проклятие на Ханаана, больше всех воплотившего в себе типические черты своего отца и потому особенно близкого и дорогого ему, нанес именно этим наиболее чувствительное наказание и самому Хаму. Наконец, не лишено значения и вышеуказанное нами соображение об исключительно важной роли племен в будущей истории Израиля, в духе пророческого прозрения которой Ной и изрекает проклятие на потомство одного только Ханаана, не касаясь других детей Хама.

«раб рабов будет он у братьев своих…» Это обычная в еврейском языке форма усиления мысли (превосходная степень), которая описательно всего лучше может быть переведена так: в полном подчинении и во всесовершенном рабстве будет потомство Ханаана у потомков Сима и Иафета. И история действительно дала полное оправдание этого пророчества. Так, потомки Ханаана были умерщвлены и обращены в рабство евреями при Иисусе Навине, во время завоевания им земли обетованной (Нав. 9:23). Не раз и еще, в особенности при Давиде и Соломоне, хананеи испытали на себе тяжелую руку потомков Сима и послужили им (3Цар. 9:20-21). А другие отрасли хамитов - финикияне и в особенности ефиопляне были покорены племенами Иафета - персами, греками и римлянами.

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

XVIII. Паремия, положенная на вечерне в среду четвертой седмицы Великого поста (Быт. 9:18–29, 10:1). В сей паремии предлагается повествование о пророче­стве Ноя относительно судьбы его потомства с предвари­тельным описанием случая к произнесению сего пророче­ства.

И рече: проклят [буди] Ханаан отрок: раб будет братиям своим

«Проклят буди:» да будет отринут Богом, да будет осуж­ден Им, или лишен Его милости. – «Раб будет братьям своим»: да будет он, в лице потомков своих, в неволе у потомков Сима и Иафета. Слова Ноева проклятия должны быть понимаемы как выражение не личного зложелательства, немыслимого в угоднике Божием (Быт 6:9), а проро­ческого прозрения в будущее и сочувствия к приговору праведного суда Божия. Ной как бы так говорит: «Ханаану предопределено в будущем унижение и презрение от Бога и людей. И я не жалею об этом. Ханаан и его потомки вполне заслуживают эту немилость Божию. Да совершится же над ними праведный суд Божий». Это пророчество сбылось в свое время на хананеях, бывших в порабощении у евреев, потомков Сима, и у македонян и римлян, проис­шедших от Иафета. Если проклятие произнесено не против Хама, вина которого описана выше, а против сына его Ханаана, это не значит, что сам Хам устраняется от нака­зания; напротив – он наказывается в лице сына с его потомками: наказание самое чувствительное для отца и родоначальника. Что Ханаан и его потомки заслужили наказание, и должны понести его не за чужую вину, это подтверждается преданием у евреев об участи Ханаана в грехе отца и историческими свидетельствами о крайнем нечестии хананеев, которое они наследовали от предков своих. – На остальных троих сыновей Хама проклятие не произнесено, но не произнесено также и благословение, какое дано Симу и Иафету с их потомками. Можно пред­положить, что, явно проклиная одного сына Хамова, Ной имел в виду и прочих его сыновей и не назвал их только потому, что судьба их потомков будет менее тяжела. И история свидетельствует о бедственном положении не только хананеев, обитавших в Палестине, в Сирии, в Фи­никии и в колониях (наприм. в Карфагене, Финикийской колонии), и везде или совсем истребленных, или порабо­щенных, но и народов, происшедших от других сыновей Хама. Например, негры, потомки старшего сына Хамова Хуса, до последнего времени вывозимы были из Африки в огромном количестве североамериканскими и английски­ми промышленниками на продажу американским планта­торам, и состояли у них под игом тягчайшей неволи и бесчеловечного обращения. Но еще поразительнее духов­ное унижение этого племени, дошедшее до того, что мно­гие перестали считать их за людей и отнесли к породе обезьян. Нельзя не видеть в этом следов проклятия, падше­го на Хамово потомство. Одно Евангелие может снять с него это проклятие. Ибо во Христе Иисусе все народы призваны ко спасению, не исключая отверженных Богом племен (Пс. 67:32. Жена хананейская, испро­сившая у Господа Иисуса исцеление своей бесноватой до­чери и Им одобренная за великую веру (Мф. 15:28), есть начаток Церкви из племени Хамова.

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible