Скрыть
И положи́ Иа́ковъ обѣ́тъ, глаго́ля: а́ще бу́детъ Госпо́дь Бо́гъ со мно́ю и сохрани́тъ мя́ на пути́ се́мъ, въ о́ньже а́зъ иду́, и да́стъ ми́ хлѣ́бъ я́сти, и ри́зы облещи́ся,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 16 Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!

Ст. 18-20 И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз. И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться

Ст. 22 то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть

И рече Иаков: «Подлинно есть Господь на месте сем, и Он охраняет меня; аз же не ведех». Елей же, который возлия Иаков верху столпа, был взят в соседнем селении или принесен им с собой. И елей, излиянный Иаковом на камень, изображал тайну сокрытого в нем грядущего Христа. И прозва Иаков имя месту тому Вефиль, то есть дом Божий, как и ранее называл он. И положи… обет над камнем, глаголя: аще будет Господь Бог со мною… и даст ми хлеб… и ризы… и камень сей… будет ми дом Божий, и от всех, яже ми даси, десятину одесятствую та Тебе. В камне же изображалась тайна Церкви, которой воздаются обеты и приношения всех народов, вошедших в нее.

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться

Так как Господь сказал: Я с тобою и сохраню тебя на пути, в который идешь, то поэтому и он говорит: если сделаешь мне то, что обещал. Потом присовокупляет и от себя прошение в таких словах: «аще даст ми Господь хлеб и ризы облещися». Не богатства и не излишнего чего-либо просит, а хлеба и одежды, – одежды для прикрытия тела, а хлеба для необходимого пропитания. Заметь, как этим прошением назнаменовал он нам дух апостольский. Столь великого любомудрия исполнена была душа праведника! То, что Христос говорил: «не стяжите ни злата, ни сребра,… ни двою ризу» (Мф.10:9–10), то он уже знал, еще никем не наученный, а сам собою – от учителя, находящегося в природе нашей, и желал получить себе от Господа только «хлеб ясти и ризы облещися».

Беседы на книгу Бытия. Беседа 54

Нил Синайский, прп. (†430)

И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться

Сказанное Иаковом: «аще даст ми хлеб ясти, и ризы облещися» (Быт. 28:20), – закон для монашеской жизни.

Письма на разные темы. Монаху Лимению

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться

Обет Иакова не есть договор с Богом о Его благодеяниях или корыстное прошение без преданности воле Его; но благодарное соответствие обетованию Божию, почему обетное прошение и изображено почти все словами откровения. «Если Бог, — говорит праведник, — по Своей благости дарует мне Свои обетования, то да приимет и обет моей благодарности и любви; если Он дает мне еще грядущие блага в испытание веры, принесу Ему в жертву будущие мои стяжания во свидетельство веры». Посему вопрос, что было бы, если бы обетное прошение не исполнилось, совсем не должен здесь иметь места.

И даст мне хлеб есть и одежду одеться. Так ограниченны и всегда одинаковы желания праведных. И прежде пришествия Господа они молились молитвою Господнею: хлеб наш насущный дай нам на сей день (Мф. 6:11).

Толкование на Книгу Бытия

Георгий Константинович Властов (†1899)

И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться

Митрополит Филарет замечает, что и прежде Иисуса Христа призванные Господом к благодатной жизни испрашивали у Господа лишь необходимое, и они молились «хлеб наш насущный даждь нам днесь».

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-22 И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, - то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть

3-е действие Иакова: его обет Богу — первый из отмеченных в Библии обетов. В этом обете (у раввинов считавшемся образцом или нормой всех обетов и на все времена) 3 элемента:

1) внутреннее и искреннее признание Всевышнего своим Богом, с посвящением себя самого на служение Ему;

2) особое посвящение и почитание места видения; и

3) обещание Богу десятины из всего.

По-видимому, свою веру в Бога Иаков обусловливает внешними и личными интересами. Но, во-первых, это условие обета у Иакова есть простой перифраз непосредственно предшествующего обетования Божия (ст. 13–15); во-вторых, Иаков испрашивает у Господа лишь хлеба и одежды и таким образом исполняет завет евангельский о нестяжательности (Иоанн Златоуст, Филарет); в-третьих, с каким смирением и благодарностью понимал Иаков благодеяния Божии, видно из молитвы его (Быт. 32:10).

Десятина, как видно из примера Авраама (Быт. 14:20), была древним обычаем и в общежитии, в отношении к царям. Здесь впервые читаем о десятине Богу.

«Камень… будет… домом Божиим» (beth Elohim) — может быть, в связи с этим представлением стоит ветхозаветное величание Бога — Zur Israel, скала, твердыня Израилева (Быт. 49:24; Ис. 30:29).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible