Скрыть
и обрѣ́те мѣ́сто и у́спе та́мо, за́йде бо со́лнце: и взя́ от­ ка́менiя мѣ́ста и положи́ въ воз­гла́вiе себѣ́, и спа́ на мѣ́стѣ о́нѣмъ.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 11-13 Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте

Иаков шел целый день и ночевал в пути. И когда наступил вечер, вместо возглавия, какое употреблял в куще матери своей, положи в возглавие себе камень и спа… И сон виде: и се, лествица утверждена на земли, еяже глава досязаше до небесе, и Ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней: Господь же утверждашеся на ней. В образе лествицы показано было Иакову восхождение и нисхождение Ангелов над ним, когда он спал, и давалось уразуметь, что охраняется он не только во время бодрствования, но и когда спит, ибо тогда Ангелам повелено восходить и нисходить над ним для его охранения.

Толкования на священное Писание. Книга Бытия

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 10-11 Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте

Посмотри же теперь на этого юношу, воспитанного дома, никогда не испытавшего ни трудностей путешествия, ни житья на чужой стороне, ни других каких-либо беспокойств, – посмотри, как он предпринимает свое путешествие, и поучись высокому любомудрию. «Отыде, – сказано, – Иаков от кладязя клятвенного и иде в Харран. И обрете место, и успе тамо, зайде бо солнце: и взя от камения места того, и положи в возглавие себе, и спа на месте». Видишь несказанное любомудрие? Видишь, как древние совершали путешествие? Человек, воспитанный дома (опять скажу тоже), пользовавшийся такими услугами, «человек бо прост в дому живый», сказано (Быт.25:27), отправляясь в путь, не потребовал ни вьючных животных, ни свиты, ни дорожных запасов; но вступает в путь как бы уже по апостольскому примеру. Когда зашло солнце, он уснул там, где его застигла ночь. «Взя, – сказано, – камень и положи, в возглавие себе». Заметь мужество юноши: употребил камень вместо возглавия, и уснул на голой земле. За то, как он имел любомудрую душу, ум твердый и чужд был всякой житейской суетности, то и удостоился дивного видения. Таков наш Господь: когда видит благомыслящую душу, немного заботящуюся о настоящем, тогда являет о ней великое промышление.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 54

Иероним Стридонский, блж. (†420)

и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте

В то время, когда Иаков бежал от своего брата в Месопотамию, он пришел в Луз (см. Быт. 28:19) и там, как сказано, положил себе камень изголовьем. Камнем под его головой был Христос. Никогда ранее он не клал себе под голову камня, только в тот момент, когда бежал от преследователя… до тех пор, пока пребывал в доме своего отца и имел утешения плоти, не клал под голову камня. Он покинул свой дом бедным, с одним только посохом, и тотчас, в ту же ночь, нашел камень и положил себе изголовьем. Поскольку имел такую подушку для отдыха, то представьте себе его видение. И увидел, говорится, во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. Он видел ангелов, спускающихся с неба на землю, и других ангелов, восходящих от земли на небо. Хотите ли знать, почему этот камень под головой Иакова был Христос, камень краеугольный? (Ис. 28:16) Камень, который отвергли строители, соделался главою угла (Пс. 117:22; Мф. 21:42; Мк. 12:10; Деян. 4:11; 1Пет. 2:7). Камень этот, о котором написано в Книге Царств, называется Авен-Езер (1Цар. 7:12), и камень этот - Христос. Авен-Езер в переводе означает «камень помощи». Сказано далее, что утром Иаков пробудился. И что же он сказал? Это не иное что, как дом Божий. И что же он сделал? И взял камень, говорится, и возлил елей на верх его (Быт. 28:18). И если мы не постигли тайну Писания, то какой был смысл в том, что он возлил елей на камень?

Трактат на Псалмы

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 10-19 Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз

Итак, напутствованный от отца благословениями, Иаков отправился в предположенный заранее путь. А что затем случилось с ним, об этом мы можем узнать из самих Священных Писаний. Написано же так: Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на [одно] место, и [остался] там ночевать, потому что зашло солнце. И взял [один] из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его (Быт. 28:10-19). Итак, имя городу, говорим, было: Вирсавии (Кладязъ клятвенный), потому что так написано о нем: В тот же день пришли рабы Исааковы и известили его о колодезе, который копали они, и сказали ему: мы нашли воду. И он назвал его: Шива. Посему имя городу тому Беэршива до сего дня (Быт. 26:32-33). А почему он назван «кладязем клятвенным», о том мы также скажем, если кто хочет знать. Там постановили клятву мира с Исааком вожди Герарские, Авимелех и бывшие с ним. Итак, уходит божественный Иаков из отцовского дома и самого города и удаляется от рода своего. Поэтому он начал страшно унывать; ибо представлял себе, как и естественно, что будет странником и пришельцем и жить будет на чужой земле. Быть может должен будет подчиняться другим и принять на себя необычное иго рабства; потому что необходимо будет уступать власть имеющим и очень благородным. Но тотчас оказывает помощь и Бог, знающий сердца и утробы (Пс. 7:10), и не допускает душе праведника быть подавляемою столь тяжким унынием. Он показал, что множество Ангелов, восходящих и нисходящих, легко спасает преданных Богу. Ибо этому, я думаю, и не иному чему научаем был Иаков чрез сновидения: он чувственно созерцал лествицу, возводящую на небо. А она была знамением схождения и восхождения, хотя и в грубых как бы образах была начертываема. Слышал он также и глас повелевавшего Ангелам и говорившего, что на него перейдет благословение, данное ему от отца. И распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем (Быт. 28:14). Сказал Он также, что и Его самого он будет иметь везде защитником и спасителем. Встав же от сна, немало удивлен был божественный Иаков и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! (ст. 16). Но что хотел он этим обозначить? Каким образом это не достойно было того, чтобы ведать? У древнейших мы найдем лишь совершенно малозначительные мнения о Боге. Они думали, что Божество оставляло всякую другую землю, заключено же было лишь как бы в той одной земле, в которую они и призваны были от Него, оставив свои дома и поднявшись из земли Халдейской. Поелику идолопоклонники, недугуя заблуждением многобожия, каждому из демонов уделяли как бы свою какую-либо страну и, едва не поставляя тиранами поклоняемых в каждом городе демонов, предполагали, что они не могли все быть везде и не должны быть везде почитаемы: то и блаженные патриархи, еще только недавно освободившись от обычаев идолослужения и от заблуждения многобожия, и наученные тому, чтобы покланяться Единому истинному и по естеству Богу, еще не имея совершенных мыслей о Боге, думали, что Он не во всякой земле и не на всяком месте присутствует с ними и защищает их. Итак, научаем был Иаков и, как плод удаления своего из родной страны, имел веру; ибо научился тому, что Божество присутствует на всяком месте и во всякой стране, и что хотя обитает Оно на небе, однако же объемлет и всю землю и наполняет вселенную, и что Ему все подчинено, и духи небесные, получающие от Него повеление восходить на небо и нисходить оттуда, Его имеют главою и начальником. Поэтому-то Иаков и удивился, говоря: Господь присутствует на месте сем; а я не знал! (ст. 16). Подумав же, что камень соделался виновником тех сновидений, он и ему оказал почесть, возливая на него елей. И дом Божий, это врата небесные назвал место сие и взял камень …и поставил его памятником (ст. 17-18).

И это опять пусть сказано будет нами в более грубом смысле повествований. Но должно было сделать тонким то, что в истории кажется грубым. Перенося же предложенное к духовному созерцанию, мы опять скажем то, что новый и верующий народ, умосозерцаемый как бы в начатке, — в святых Апостолах, весьма старался избегать и удаляться от гнева убивающих, разумею иудеев. Переходя же как бы из города в город, он обручал себе общества языческие и очень желал как бы собирать их к себе посредством духовного и мысленного общения, подобно тому как и Иаков стремился к дщерям Лавана, когда Исав наводил страх на него и покушался совершить над ним дикое убийство. Когда же верующий народ успокоился во Христе, который есть камень испытанный, краеугольный, драгоценный (Ис. 28:16; см.: Пс. 117:22; Мф. 21:42), — ибо это, думаю, значит то, что Иаков спал на камне, — то мы научены, что только верующие одни не будут на земле, но будут иметь союзниками и помощниками святых Ангелов, восходящих на небо и нисходящих оттуда. Сам Христос сказал в одном месте: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин. 1:51). Это, думаю, значит лествица, по которой восходили и нисходили святые духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1:14). На лествице же утвержден Христос, причем как бы до Него достигают святые духи и Его имеют Начальником, не как подобного им, но как Бога и Господа. Сказал же в одном месте и Давид о всяком человеке, решившемся жить в помощи Вышнего: ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона (Пс. 90:11-13). Ибо мы попрали змиев и скорпионов и наступаем на всю силу вражию, по власти, данной Христом. Так те, которые во Христе, достойны и Боговидения и дерзновенной надежды, что Он будет с ними и защитит их, и везде спасет, и явит плодоносными. И се, Я, говорит Он, с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:20). А что и обогатились блаженные ученики, и соделались отцами бесчисленных народов, разумею в вере во Христе и как бы в рождении духовном, это всякому ясно, когда Павел ясно говорит уверовавшим чрез Него: Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием (1Кор. 4:15). Итак, семя их соделалось равночисленным песку; распространилось же и на восток, и на запад, и направо, и налево, разумею юг и север. Но был и камень, как бы в прообразе Христа почитаемый и поставляемый в столп, и обливаемый елеем. Ибо помазан был от Бога и Отца Еммануил елеем радости более соучастников своих (Пс.44:8). Воздвигнут Он также и из мертвых, хотя и снисшедши волею даже до смерти. И это, думаю, значит, что камень поставлен был в столп. Проповедуется же и чрез святых Апостолов, как помазанный от Отца во Святом Духе и воздвигнутый из мертвых Господь наш Иисус Христос, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь.

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте

Иаков, когда спал, положил камень под голову и во сне увидел доходящую до небес лестницу, на которой стоял Господь. Подумайте, братья, как много таинств в этом месте. Иаков - образ Господа нашего Спасителя; и камень, который он положил под голову, не меньше прообразует Христа Господа. Послушайте апостола, объясняющего, почему камень у изголовья означает Христа: всякому мужу глава Христос (1Кор. 11:3). И, наконец, обратите внимание на то, что благословенный Иаков возлил елей на камень (см. Быт. 28:18). Обратите внимание на елей, и вы узнаете Христа: Христос означает «помазанник».

Проповеди

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте

Пришел на одно место и проч. Место сие было близ города Лузы; называвшегося потом от сего самого места Вефилем (Быт. 28:19), лежавшего в таком расстоянии от Беэр–шавы, какое человек, не обремененный много, может перейти в один день. Итак, Иаков, совершив первое дневное путешествие, проводит ночь на том месте, где она его застала; и здесь‑то Бог его напутствует откровением.

Удивителен подвиг Иакова, который имеет отца богатого, в дальний и опасный путь вступает один (Быт. 32:10), неся на себе дорожный запас (Быт. 28:18), и проводит ночь в пустом месте. Дабы утаиться от Исава, он выходит из отеческого дома без сопутников; будучи же без сопутников, не смеет поручить себя странноприимству Хананеев, но совершенно вверяет себя единому Богу.

…Положить камень в возглавие, продолжает тот же учитель, значит утвердиться во Христе. Между тем как полагающие главу на земле блуждают в темных и суетных мечтаниях, утвержденный во Христе полагает как говорит Пророк, в сердце своем восхождения (Пс. 83:6) или степени добродетелей, по которым его помыслы и чувствования непрестанно восходят в любви Божественной и непрестанно нисходят в смирении (Быт. 28:12).

Толкование на Книгу Бытия

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о святых иконах

Святые иконы в Православной Святой Кафолической Церкви имеют начало и основание в Божественном Писании.

Сам Господь Бог есть начало образа, так как Он родил Сына, Который есть образ Бога невидимого (Кол. 1:15). И человека Он сотворил по образу Своему и по подобию (Быт. 1:26). И виден был в образе Старца, ветхого днями, и одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна (Дан. 7:9), И еще: Адаму явился Бог, как человек, ходящий в раю во время прохлады дня (Быт. 3:8). Ходить в раю, беседовать с Адамом и Евой, делать кожаные одежды и одевать в них Адама и Еву – все это знаменует, по толкованию святых Отцов, образ человека, а не невидимого духа. И еще: Иаков видел во сне лестницу, на которой стоит Господь (Быт. 28:10-17). И еще: Господь говорит Моисею: ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо (тебе) (Исх. 33:23). И снова: Исаия видел Господа, сидящего на Престоле (Ис. 6:1). Также и Пророк Михей видел Господа сидящим на престоле (3Цар. 22:19). И еще: видение Святого Духа, сходящего, как голубь (Мф. 3:16). Все это образы самого Бога Создателя.

Это же можно сказать и об Ангелах, которые, хотя и бестелесны по существу, являлись в телесном образе Аврааму, Товии, Исаии, Даниилу, мироносицам при гробе Господнем и прочим при Вознесении Христовом.

Если и бесплотные и невидимые духи являлись в человеческом образе, то что возбраняет изобразить их в таком же виде?

Что вы на это скажете, противники святых икон? Или отвергните все образы и вознегодуйте на Того, Кто повелел их создать, или примите всякий образ по рассуждению и приличному рассмотрению.

ГОВОРИТЕ: Но ты советуешь принять нам кумиров?

ОТВЕЧАЮ: Я говорю об образах, а не о кумирах. Одно дело образ, другое же кумир. Кумир, или идол, по слову Павла, есть ничто: Мы знаем, что идол в мире ничто (1Кор. 8:4), поскольку образует бога, который Богом не является. Икона же образует нечто истинное, как, например, икона Христа образует Христа, истинного Бога нашего. Икона Богородицы образует истинную Богородицу, и так далее.

Не может быть грехом то, что повелевает делать Господь Бог. В Писании сказано: Ибо Тебе, Боже, неугодно беззаконие (Пс. 6:5). И еще: возненавидел Ты всех, делающих беззаконие (Пс. 6:6), так как создавать образ повелевает Сам Бог, о чем свидетельствуют приведенные выше тексты из Священного Писания о херувимах, о медном змее и о скинии.

Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе (Исх. 25:40). И сам Бог являлся в человеческом образе. Поэтому создание образа не является грехом.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Георгий Константинович Властов (†1899)

Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте.

В 5 милях на юг от Сихема, сколько можно догадываться, на южном склоне горы Гаризима. Имя этому месту было Луз (ниже, Быт. 28:19), оно названо домом Божиим лишь после видения Иакова. От Беер-Шебы (Вирсавии) до Гаризима около градуса расстояния по меридиану, поэтому трудно предположить, чтобы Иаков в один день сделал этот путь, тем более, если он вышел пешком и без спутников, как можно заключить из Быт. 28:10, 18, где о них не упомянуто. Впрочем, нет нужды полагать, что видение ему было именно в первый день пути. Иаков, вероятно, шёл один, дабы скрыть путь свой от Исава, боясь засады или нападения.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте

Место остановки Иакова, названное им именем Вефиль, лежит в 12 римских милях от Иерусалима, на пути в Сихем; Иаков мог идти до этого места не один день (по раввинам, Иаков был «сыном дня», т. е. в день выхода из Вирсавии прибыл в Харран, что, конечно, невероятно). Слав.: обрете место точнее отвечает евр. pаgа (и греч. ἀπαντάω). Талмудисты понимают это выражение о молитве Иакова и именно на основании данного стиха приписывают Иакову введение вечерней молитвы (Исааку — дневной минха, на основ. Быт. 24:63; а Аврааму — утренней); самое место отождествляют с местом жертвоприношения Исаака. В этих домыслах верна лишь мысль, что Иаков находился в молитвенном настроении. Ночевал он, без сомнения, на открытом месте, так как избегал общения с хананеями после только что полученной заповеди отца — не вступать с ними в родственные отношения (ст. 1).

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

XXX. Паремия на вечерне в Богородичные праздники (Быт. 28:10–17). В сей паремии повествуется о видении Иаковом Лест­вицы.

И обрете место и успе тамо, зайде бо солнце: и взя от камения места [того], и положи в возглавие себе, и спа на месте онем

Место, где заночевал Иаков, было близ ханаанского города Лузы (Быт. 35:6) и названо им Вефилем, т.е. домом Божиим, в память Богоявления, которого, как сейчас уви­дим, он сподобился в этом месте. Впоследствии, когда Луза завоевана была евреями, она по соседству с местом этого Богоявления переименована была ими в Вефиль (Быт. 35:9). Вефиль лежит к северу от Иерусалима, в 15 верстах от него, а от Вирсавии в 60 верстах. Иаков мог совершить столь значительный дневной переход не иначе, как поднявшись в путь рано утром, что сделано, вероятно, для того, чтобы не быть замечену Исавом. Иаков, застигнутый в поле ночью, не пошел искать ночлега в соседнем городе, потому ли, что по недоверию к хананеям не заблагорассудил вру­чить себя их гостеприимству или, вернее, потому, что хотел оставаться под охраной одного Бога, своего Защитника и Покровителя. Ночуя среди поля, он мог опасаться нападе­ния разбойников и хищных зверей; но его не покидала надежда на сего Всемогущего Защитника. Утомленный длинным переходом и зноем дня, он спокойно заснул на камне, который положил себе в изголовье. Ночная роса, обильная в жаркой стране, смочила верхнюю одежду и члены его, но не обеспокоила, а только освежила его.

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible