Скрыть
Мы, братия, дети обетования по Исааку.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 21-31 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам. Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа. Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной

Неужели в самом Аврааме не усматриваете, что двух сынов имел. Который от рабыни был, по плоти рожден; ибо он не был по обетованию, как Исаак, сын свободной (Быт. 16, 17, 21 гл.). Но это были образы двух заветов. Один - с народом Иудейским, по закону в рабстве рождающий по подобию той Агари; ибо Агарь есть гора Синай в Аравии. Она служит подобием сего Иерусалима, поелику он в порабощении находится и вместе с чадами своими рабствует Римлянам. Вышний же Иерусалим свободен (есть), как Сара, и выше всех властей и начальств. Он есть мать наша, Церковь святая, которую мы исповедуем. Не мы изобрели это учение, ибо Исаия предсказал о ней: возвеселись бесплодная нерождающая потому, что много явилось детей Церкви неплодной, более чем у Израиля, имеющаго мужа (Ис. 54:1). Вы же, братья, по Исааку обетования чада есте. Но как Измаил обижал (гнал) Исаака (Быт. 21:9), так и мы теперь терпим преследования от них. И как сказал ему (Аврааму): изгони рабыню (служанку) и сына ея, да не наследует сын рабыни (служанки) с сыном свободной (Быт. 21:10), - так отделились и они, чтобы не быть им наследниками вместе с вами. Итак мы не оказываемся рабами благодаря той свободе, которую получили чрез Христа.

Послание к Галатам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Мы, братия, дети обетования по Исааку

Что значит: «обетования»? Как его не природа родила, так и нас родила не природа, но благодать Божия. И еще: «а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам» (Гал. 4:26), – а это есть церковь, потому что «но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев» (Евр. 12:22–23).

Беседа о том, что никому не должно отчаиваться.

См. также Толкование на Гал. 4:24

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Мы, братия, дети обетования по Исааку

Спрашивается: почему галатов, которых он назвал несмысленными (Гал. 3:1) и о которых говорил, что они начали духом, а окончили плотью (Гал. 3:3), теперь Павел называет чадами обетования по Исааку? Итак, мы говорим: апостол называл их чадами обетования по Исааку потому, что еще не вполне отчаялся в их спасении и полагал, что они снова обратятся к духу, которым начали, и будут сынами свободной (Гал. 4:23).

Комментарий на Послание к Галатам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Мы, братия, дети обетования по Исааку

Ибо рождены мы не по естеству, но по благодати. Как Исаак произведен не законом естественным, но по слову обетования, так и нас породило обетование, данное Аврааму.

Толкования на послание к Галатам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне

Церковь, говорит он, будучи неплодна, подобно Сарре, не только стала многочадной, как та, но и родила таким же образом, как последняя. Как ее не природа, но обетование сделало матерью (ибо Тот, Который сказал: Я опять буду у тебя в это же время (Быт. 18:10), вошел в чрево и сотворил плод), так и у нас, как и выше сказано, божественные слова, произносимые при крещении, совершают новое творение. Потом, чтобы кто-нибудь не сказал: какая эта свобода, когда иудеи бичуют верующих, а те, которые думают быть свободными, подвергаются гонению? - он говорит, что и тогда так же было. Измаил гнал Исаака, но, тем не менее, это нисколько не помешало преследуемому быть законным сыном Авраама и господином преследуемого. Итак, из самого этого преследования нас иудеями открывается наше сходство с Исааком и родство с Авраамом.

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Мы же, братие, по Исааку обетования чада есмы

Сказав, что мы чада нового Иерусалима, потом привел пророчество, возвеселяющее мать, рождающую нас; теперь говорит, что мы чада по Исааку, то есть рождаемся так, как тот родился; как тот родился не по плоти, а по обетованию, действием силы Божией, так и мы рождаемся благодатным действием Святаго Духа. Не очевидно ли, что поставленное среди сих указаний пророчество не на другое что указывает, как на духовное рождение?

Святой Златоуст видит в сих словах именно образ духовного рождения христиан. Он говорит «святому Павлу и сего не довольно (пророческого указания); он показывает еще и то, каким образом неплоды стала материю, чтобы и отсюда показать близость образа к рассматриваемой истине. Почему и прибавляет: мы же, братие, по Исааку обетования чада есмы. Ибо как Сарра сделалась материю не по природе, а по обетованию Божию; ибо Тот, Кто сказал: в сие время прииду, и будет Сарре сын (ср.: Быт 18:10, 14), Тот, Сам пришед, образовал в утробе Сарры младенца: так и в возрождении нашем ничего не принадлежит естеству; но Божественные слова, произносимые священником, сии самые слова в купели водной, как бы в утробе матерней, воссозидают и возрождают крещаемого».

Что касается до сочетания сих слов с предыдущими, то с сего стиха начинается у святого Апостола приложение указанного (стихи 22-23) события и предложенного (стихи 24-27) изъяснения таинственного его знаменования,— приложение, в котором, как замечено выше, показывается преимущество или преславность веры пред подзаконностию, для привлечения и склонения к ней воли Первая черта преславности есть духовное, сверхъестественное рождение чад веры. Почему оборот речи: мы же - можно понимать и как следствие: так, вот кто мы! - и как подведение под предыдущее толкование. Объяснил он, что Агарь, рождающая по плоти, есть образ Синайского завета, рабской подзаконности, качествующей ныне в Иерусалиме; а Сарра, рождающая по обетованию, есть образ нового, Евангельского, завета и полной духовной свободы, качествующей в новом Иерусалиме - Церкви Христовой. Теперь решает как бы вопрос: куда же мы должны принадлежать, клониться, льнуть? Туда, каковы мы по рождению. По рождению нашему в Церкви, которое всякий из вас принял делом и знает по опыту, Духа благодати сподобясь, мы никак не можем принадлежать к плотскому, рабскому, Агарину роду и, следовательно, рабствовать в подзаконности, как делается это в Иерусалиме, откуда пришли смутившие вас лжеучители. Мы чада по Исааку, Саррино потомство, рождаемое силою свыше, как Исаак. Следовательно, нечего нам в ту сторону и очи обращать, находясь в таком преславном положении и подлежа опасности потерять его, если склонимся туда.

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Мы, братия, дети обетования по Исааку

Христиане, как свободные граждане этого вышнего Иерусалима, соответствуют сыну свободной Сарры, которая потому может быть названа матерью всех нас, христиан.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Гал. 4:21

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

27. Ибо написано: «возвеселись, неплодная, нераждающая: воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа» (Ис. 54:1).

28. Мы, братия, дети обетования по Исааку.

29. Но как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.

30. Что же говорит Писание? «Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной» (Быт. 21:10).

31. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной

Продолжая сравнение, Апостол приводит свидетельство прор. Исаии о том, что чада церкви рождаются не плотски, а духовно, силою свыше, как Сарра родила по обетованию. Пророчество это сбылось на Христианах, обратившихся из язычества, которые потому дети Авраама – по обетованию, исполнившемуся во Христе – чрез Исаака, которому мы подобны и в рождении необычном. Подобие это имеется и в том, что необычайно рожденный Исаак (по обетованию) был обижаем рожденным естественно (Измаилом). Так и ныне плотски происходящие от Авраама преследуют духовно-рожденных от него во Христе. Но тогда Бог повелел изгнать обидчика и его матерь. То же очевидно должно быть и теперь. По изъяснению преосвящ. Феофана, особенности духовного рождения матери нашей церкви те, что она рождает без мужа плотского, без болезней и без самого рождения плотского; ничего этого плотского она не имеет, а между тем чад у ней более, нежели у имеющей все это, так что духовное рождение ни временем, ни местом не препятствуется. Оно может совершаться всегда, всюду, в одно мгновение и в большем количестве. Тут ни Иудей не имеет преимущества, ни Еллин не встречает отвержения, но кем бы кто ни был, не завистно рождается вновь и становится чадом нового Иерусалима. Этому и небо и земля радуются. Почему пророк и созерцает сие под образом торжественной радости». Св. Иоанн Златоуст восклицает: «кто сия неплоды? Кто сия пустая? Не очевидно ли, что это церковь из язычников, лишенная прежде познания о Боге. А кто имущая мужа? Очевидно, синагога иудейская. Но неплоды превзошла оную многочадством. Видишь ли, как Сарра вещью, а пророки словом преднаписали наше будущее? Но смотри, – Исаия сказал, что неплодная прежде сделалась потом многочадною. Сие прообразовательно случилось с Саррою, ибо она, бывши неплодною прежде, потом сделалась матерью многочисленного потомства». Павел показывает еще и то, каким образом неплоды стала матерью, чтобы и отсюда показать близость образа к рассматриваемой истине. Почему и прибавляет: мы же, братие, по Исааку обетования чада есмы. Ибо, как Сарра сделалась матерью не по природе, а по обетованию: так и в возрождении нашем ничего не принадлежит естеству; но божественные слова, произносимые священником в купели водной, как бы в утробе матерней воссозидают и возрождают крещаемого». «Итак, если мы дети неплодной, то вместе и свободные. Не безумно ли за столько веков прежде избранным, и ныне получившим свободу, добровольно подчинять себя под иго рабства?»

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

28 Мы, братия, дети обетования по Исааку.

    Если мы принадлежим к вышнему Иерусалиму, если нас породила мать наша Святая Церковь не от семени плотского, а духовно, по вере нашей, то очевидно мы дети обетования по Исааку, следовательно, свободны от подзаконности.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible