Скрыть
Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 8-11 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги. Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас

Но тогда то, когда не знали Бога, вы служили идолам, кои по природе своей не суть боги. Но ныне вы познали Бога, лучше же - Бог Сам познал вас по делам вашим и избрал вас Себе в народ святой: как обращаетесь опять к ничтожным и немощным началам закона и, когда уже окончилось время их, хотите подчиниться игу рабства? Дни наблюдаете и месяцы и годы, кои соблюдал народ Израильский. Боюсь за вас, чтобы не унизились вы до перехода в иудейство и не напрасны были труды наши, коими мы трудились у вас.

Послание к Галатам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы

Из этих слов видно, что (иудействующие) проповедовали галатам не только обрезание, но и необходимость соблюдения иудейских праздников и новомесячий.

Толкование на послание к Галатам

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы

Слова Павла и годы, по моему мнению, относятся к седьмому году отпущения [рабов] и к пятидесятому году, который евреи называют юбилеем (Левит. 25).

Комментарий на Послание к Галатам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы

Отсюда видно, что лжеапостолы проповедовали не только обрезание, но и соблюдение праздников и новомесячий.

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

дни смотряете, и месяцы, и времена, и лета

Этим стихом ничего не прибавляется к выраженной мысли, а только дается пояснительный пример стихийного служения, рабства стихиям.

Дни смотряете - наблюдаете религиозно дни, например субботу, месяцы - новомесячие, времена - многодневные праздники, какова Пасха, потчение сеней, кои тоже напоминают и времена года,- лета, год субботный или юбилей пятидесятилетний.

Почему коснулся Апостол только времен, религиозно чтимых, а не другого чего? Или потому, что этими временами определяется и все прочее; так что, сказавши это, Апостол сказал как бы: наблюдаете дни и конечно все сопряженное с чествованием их, то есть весь закон. Или потому, что галаты, склоняясь к иудейству, начали только пока наблюдать дни, не касаясь прочего. Этими словами определяется мера совращения, в чем успели уже совратители. Обрезание еще не принято; недостало у галатов смелости принять что-либо и другое. Наблюдение же времен не представляло больших затруднений. Оно и принято. Хотя галаты успели, может быть, оказать религиозное чествование по-иудейски только к субботам и новомесячиям или другому какому подошедшему празднику; но Апостол перечисляет уже весь круг религиозно чтимых иудейских времен.

Блаженный Иероним спрашивает при сем: но как же и у христиан есть свои дни, кои они чтут,- что же? И они подлежат тому же укору? И отвечает: у христиан все духовно, и все совершается в духе свободы.

Прибавим к этому, что не дни только религиозно чтимые есть у христиан, но и свои священнодействия, свои и лица священные и свои места богослужебные. И все сюда относящееся определено уставом. Не есть ли это связа, узы, рабство? Все это есть у христиан, потому что без внешнего нельзя быть в выражениях наших благоговейных к Богу отношений; один ли кто изливает пред Богом душу свою, или многие собираются для сего в одно место - храмы. И святой апостол Павел отвергал все внешние иудейские учреждения не ради того, что внешнего ничего уже не нужно в христианстве, но ради того, что иудейская внешность уже не соответствовала духу новой во Христе веры, почему и должна была быть отвергнута. Святой Павел, как и все Апостолы, отвергая иудейское стихийное богослужение, заводил всюду свое христианское, - служение словесное, разумное, духовное. Предначертание всего внешнего нашего чина дано Апостолами; подробности определились впоследствии: время освятило их. Вот и устав!

Но все же это связа; где же свобода христианская? Она тут. Устав хоть и определяет: так и так действуй, но не говорит, что, исполнив все по писанному, ты справил дело, и довольно. Напротив, предписывает входить в дух уставленного, чтоб действовать из духа, как бы от себя, самоумно, самоохотно и, следовательно, свободно. Внешнее действование одно, точно, связа и узы; но когда то, для чего установлено это действование, воспринято умом и сердцем, тогда действование перестает быть связывающим,— оно свободно развивается из духа. И вся наша христианская внешность изошла из духа. Иудейство шло от внешнего к внутреннему. Христианство исходит извнутрь и облекается в благолепную внешность, как полное жизни растение одевается листьями и цветами. То, что все это установилось в определенную форму, не мешает тому быть во всяком месте и во всяком лице живым, исходящим из духа, свободным. Надо только держаться одного закона: входи в дух уставленного, сродняй его с умом и сердцем, и, всегда исполняя его, будешь действовать из себя свободно, не чувствуя никакой связы внешностию.

Так устав не вяжет свободы христианской, обязывая исполнять все уставное в духе. Но он не вяжет потому, что в христианских внешних чинопоследованиях ничего нет такого, о чем, как об иудейских чинах, можно было бы сказать: не коснися, ниже вкуси, ниже осяжи, исключая неизменной формы семи Божественных таинств. Мы имеем внешнее, потому что без внешнего нельзя нам быть, как людям. Чтим благоговейно установившиеся внешние чины ради того, что они освящены древностию и свое достоинство или целесообразность засвидетельствовали тем, что образовали и препроводили в небесные селения столькие сонмы святых. Но при этом установившиеся у нас чины не такого рода, чтоб Церковь была ими связана, как узами рабства, и ничего в них не могла ни изменить, ни отменить. Церковь, христианство, в отношении к ним, совершенно свободна, и, если найдет, что что-нибудь перестало быть полезным, она может то или совсем отменить, или заменить новым, равно как ввести вновь, чего нет, но что она признает нужным. И кто стал бы утверждать, что наши чины совершенно неприкосновенны, кроме образа совершения таинств, тот впал бы в иудейство с его: не коснися. Церковь Божия всегда пользовалась и пользуется такою свободою; только не так, что ныне одно, завтра другое.

Благоговейно, со страхом и трепетом должно быть совершаемо всякое действие уставное,- чтение, пение, движение, но не поколику таковое действие,- на месте его может быть и другое,- а поколику оно обращается к Богу. Творящий же дело Божие с небрежением проклят. Кто стал бы утверждать, что страх и трепет должны относиться к самым действиям, и совершать их в этом духе, тот обнаружил бы в себе иудействующий дух.

Благоговейно совершая уставные чины, веруем, что привлекаем Божие на нас призрение, Божие к нам благоволение; но не потому, что совершили такой именно чин: не в чине - сила, а в сыновнем, полном веры и преданности Богу возношении, при том, ума и сердца. Кто стал бы самым чинам, поколику таковым, кроме Божественных таинств, приписывать особую силу, тот стал бы иудействовать.

Иным желательно (есть секты такие) обнажить христианство от всякой внешности; и желание это они думают оправдать учением апостола Павла о ненужности закона иудейского для христиан. Они не обратили должного внимания на то, что тот же святой Павел, отстранявший все чины иудейские, везде заводил свои христианские. Им представляется, что мало-мало что внешнее, то уже и иудейство, и они вопят: иудейство, заслуга! А того понять не хотят, что не в том иудейство, что есть внешнее, но в том, что это внешнее совершается и чтится по-иудейски.

Сами они мечтают, будто разоблачились от всего внешнего и служат Богу духом, чисто по-христиански. Между тем, обращаясь к Богу, принимают известную позу и особую речь ведут к Богу. Что это, как не чин? Чин, только самочинный. Таким мудрецам нельзя иметь общих собраний: они и не признают их нужными и понятия о Церкви Божией, как о едином теле, не могут вместить Замечательно, что они и лба не перекрестят никогда. Не очевидно ли, что дух, учащий их и в них живущий, боится креста, сокрушившего всю силу вражию.

Без внешних чинов нам, временно пространственным, быть нельзя. И у Ангелов есть свои чины. И в будущем веке будут свои. И на всё в них свое время, место и порядок. Только в духе служение Богу может и должно быть непрерывно, не ограничиваясь ни временем, ни местом, ни положением.

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном

Николай Варжанский, мч. (†1918)

Спасение только в Церкви Христовой


Сектанты говорят: Рим.3:20,28. Нам не нужны церковные законы и постановления, потому что «делами закона не оправдается никакая плоть, ... ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона».

Православный ответ: Под законом разумеется Моисеев закон, и мы, православные, признаем, что «делами закона» – обрезанием, субботами и ветхозаветными праздниками нельзя спастись (Гал.5:2;4:9-10). Но к Церкви полагается принадлежать обязательно.

Оружие правды

Марий Викторин (†IVв.)

Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы

Чтобы показать, что он говорит это иудеям и об иудеях (а точнее, галатам, которые приняли обычаи иудеев), Павел добавляет так: наблюдаете дни, месяцы, времена и годы…- Ведь наблюдать дни - это одно (т.е. соблюдать субботу), наблюдать месяцы - другое (т.е. наблюдать новолуния и когда убывает или прибывает луна). Иное также наблюдать годы, иное - наблюдать времена (как, например, пост, пасху, опресноки и прочее в таком роде).

Комментарий на Послание Галатам

Амвросиаст (†IVв.)

Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы

Дни наблюдают те, кто, к примеру, говорит: завтра не следует отправляться в путь, послезавтра ничего не надо начинать; и так многих вводят в заблуждение. Месяцы наблюдают те, кто следит за движением луны и, к примеру, говорит: в седьмую луну не следует заключать договоры, а в девятую луну купленного раба не следует приводить в дом; и от всего этого обыкновенно происходят неприятности. Времена же наблюдают тогда, когда говорят: сегодня начало весны, праздник; а послезавтра - торжество Вулкана [Вулкан - римский бог огня (греч. Гефест), в честь которого 23 августа совершались особые торжества - вулканалии. - прим. ред.]. И такое говорят: второй день [праздника], из дома выходить нельзя. Годы же наблюдают, когда говорят: в первый день января - новый год; как будто не каждый день входит в год. Они чтут память Януса и держатся таких суеверий, которые совсем не подобают рабам Божиим. Если же Бога любят от всего сердца и Он - рядом, не может быть страха и подозрительности в отношении таких вещей.

На Послание к Галатам

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

(ст. 9–10) Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. 


Како возвращаетеся паки на немощныя и худые стихии, имже паки свыше служити хощете; дни смотряете, и месяцы, и времена, и лета. И мы, православные, различаем дни и месяцы (праздники и посты); не подлежим ли и мы за это осуждению от апостола? Нет, рассмотрим, за что он осуждает Галатов, бывших прежде язычниками и ставших потом христианами, и увидим, что к Православной Церкви это осуждение не относится. «Вы, говорит, не знав Бога, служили богам, которые в существе не боги. Нынче же, познав Бога, или лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам, и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы». Наблюдение времен апостол приравнивает к идолослужению, находя, что как идолы, так и наблюдаемые Галатами дни, месяцы и годы суть немощные и бедные стихии; посему и говорит, что Галаты «возвращаются опять»; т. е. как прежде служили тому, что не дает спасения, так и теперь хотят служить тому, что немощно (άσϑενη) и бедно (πτωχά), лишено спасающей силы, очевидно, что апостол хотел утвердить своих чад в вере в единую спасительную заслугу Христову и искоренении в них суетную надежду на спасительность служения всяким вещественным стихиям. Нужно было достигнуть того, чтобы Галаты держались Главы – Христа, не обольщаясь и не надмеваясь самовольным и бесполезным служением (Кол.2:18-22). В особенности здесь разумеется соблюдение священных времен по установлениям Ветхого Завета, – только там наблюдались годы – субботний и юбилейный. Но Православная Церковь, установивши свои священные времена, отнюдь не стремилась ограничить спасительность заслуг Христовых, а только стремилась к теснейшему единению со Христом, то сраспинаясь Ему чрез воздержание, то совостая Ему чрез праздничное ликование. Посему несомненно еще в век апостольский существовал пост в среду и пяток в память предания и смерти Христа и празднование первого дня недели в память воскресения. Не на постах и праздниках основываем мы надежду спасения (это и было бы обращением к немощным и худым стихиям), но употребляем посты и праздники для наибольшего сообразования со Христом, чтобы с Ним и страдать, с Ним и торжествовать. Присоединим сюда и следующий текст из той же главы: Чадца моя, имиже паки болезную, дóндеже вообразится Христос в вас (Гал.4:19). Вот высшая цель христианской жизни, – чтобы в христианине отобразился Христос, страдания Христовы в его подвигах самоумерщвления, воздержания, поста, торжество Христово – в его праздновании и священном ликовании. Посему-то и воспевает Церковь в день воскресения: вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави, Спасе, во царствии Твоем [Вчера я был предан погребению вместе с Тобой, Христе – восстаю сегодня вместе с Тобой, воскресшим; я был распят вместе с Тобой вчера – Сам меня ныне сопрославь, Спаситель, в Царствии Твоем].

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы

Предложение это отрывочное. Ап., не связывая новую, представившуюся его сознанию, мысль с предыдущим, облекает ее в форму восклицания: «дни наблюдаете вы, и месяцы». - Дни - это, во-первых, священная суббота, а также может быть два дня, в которые фарисеи постились каждую неделю (ср.: Лк. 14:12), и день 14-го Нисана, который именно требовалось наблюдать или вычислять, и, наконец, день новомесячия (ср.: 1Кор. 2:16). - Месяцы - это, конечно, прежде, всего Тисри, которым начинался гражданский год и который почти весь состоял из праздников, а затем Нисан, в который праздновался праздник Пасхи. - Времена - это праздники более продолжительные, как напр. праздник Кущей - с 15-го по 21-е Тисри и праздник опресноков с 14-го по 21-е Нисана. Годы - субботний, (каждый седьмой год) и юбилейный (каждый пятидесятый). Конечно, Галаты еще не имели возможности действительно спраздновать «годы», потому что только несколько месяцев прошло, как они стали наблюдать иудейские праздники. Но они могли уже спраздновать с Иудеями Пасху и вкушать опресноки, что очень обеспокоило Апостола.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Гал. 4:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

8. Но тогда, не знавши Бога, вы служили богам, которые в существе не боги:

9. ныне же, познавши Бога, или лучше, получивши познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам, и хотите еще снова поработить себя им?

10. наблюдаете дни, месяцы, времена и годы
 

Показывая непристойность Галатам держаться закона ЕврейскогоАпостол вспоминает, что они были язычники, служили мнимым богам, где все вращалось около разных материальных предметов. И теперь, познавши Бога и будучи приняты Им, как сыны, опять обращаетесь к материальным предметам, к солнцу, луне, как определяющим времена ветхозаветных праздников и разных служений Еврейских! Св. Иоанн Златоуст говорит: «здесь Апостол обращается уже к уверовавшим из язычников и говорит, что и служение идолам таково же, как и наблюдение дней, и что оно теперь заслуживает бо́льшего наказания, нежели прежде. Смысл его слов такой: тогда вы так прикованы были к земле потому, что проводили жизнь во тьме и заблуждении, а теперь, познавши Бога, или лучше, Им быв познаны, не заслуживаете ли бо́льшего и жесточайшего наказания, когда, презревши толикие о вас попечения, добровольно подвергаетесь опять той же болезни, которою страдали прежде». «Не вы своими усилиями обрели Бога, ибо вы жили в заблуждении, но Он Сам обрел и привлек вас к Себе» (ср. 2Тим. 2:19). А блаж. Иероним пишет: «немощные и скудные стихии – это закон. И таким он стал для тех, кои обращаются к нему теперь, по явлении благодати Евангелия. Прежде пришествия определенного Отцом времени, прежде проповеди Евангелия во всем мире, законные уставы имели свой блеск. После же того, как воссиял бо́льший свет благодати Евангельской, и Солнце Правды взошло над всем миром, сокрылся свет звезд, и лучи их померкли. Закон Моисеев до Евангелия богатый, обильный, светлый, по пришествии Христа Господа стал немощен, умален и совсем уничтожен Тем, Кто больше Соломона, Ионы, храма». «Но как же и у Христиан есть свои дни, кои они чтут? У Христиан все духовно и все совершается в духе свободы». Присоединяя к сему обширное и прекраснейшее суждение свое, преосв. Феофан в заключение говорит: «без внешних чинов нам, временно пространственным, быть нельзя. И на все в них свое время, место и порядок. Только в духе служения Богу может и должно быть непрерывно, не ограничиваясь ни временем, ни местом, ни положением».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

10. Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.

      Между тем галатийцы уже начали склоняться к служению им, начали религиозно соблюдать по иудейскому чинопочитанию дни – субботы, месяцы – новомесячия, многодневные праздники, времена и годы – субботний и юбилейный год. Не нужны они, как худые и немощные стихии, не могущие сами по себе оправдать человека без веры во Христа Господа! Но ведь и в христианском служении Богу есть свои стихийные начала, свои дни, и месяцы, и лета. Разве и они не нужны? Нет, сам святой Павел в каждой основанной им Церкви заводил свое христианское служение. И действительно, предначертание внешнего обрядового чина в нашей Церкви идет от Апостолов, и на основах их впоследствии расширилось. Без внешнего же нам, как духовно-телесным, обойтись нельзя, в выражениях наших благоговейных отношений к Богу. Но наше внешнее имеет только постольку свое значение, поскольку оно соответствует нашему христианскому духу, становится выражением нашего духа и веры, а одно, само по себе, не имеет значения, как и ветхозаветные обряды. Поэтому-то Церковь наша может изменять его (кроме таинств) по мере наших нужд.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible