Скрыть
И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая

Сними обувь твою и иди, попирай египтян, потому что вот уже тридцать лет, как настало время собирания их как виноградных гроздьев. Моисей пошел [посмотреть], потому что не испугался, но, когда ему явилось видение, которое было невыносимо для глаз его, закрыл лицо свое, потому что боялся взирать на Бога, хотя он прежде смотрел на ангела.

На Книгу Исхода.

См. также Толкование на Исх. 3:1

Григорий Богослов, свт. (†389)

И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая

Кто намеревается вступить в землю святую и носящую на себе следы Божии, тот да «снимет обувь», как и Моисей на горе, чтобы не внести чего-либо мертвого и составляющего среду между Богом и людьми.

Слова. Слово 45

Григорий Нисский, свт. (†394)

И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая

Возвышенный Моисей, о котором мы слышим, что он стряхнул с себя царское достоинство, подобно праху, приставшему к подошвам ног. Он сорок лет, удалившись от общения с людьми и живя один, наедине с собой, в безмолвии нерассеянно предавался созерцанию невидимого. После этого он, просвещенный Светом неизреченным, освободил основание души от кожаной и мертвой оболочки.

О надписании псалмов


Обремененному мертвыми кожами своей обуви Моисею глас этого света воспрещает подходить к горе, позволяет же иззув сапоги от ног, потом уже касаться этой земли, осияваемой Божественным Светом.

…Этим Светом научаемся и тому, что нам делать, чтобы стать в лучах истины, а именно что невозможно связанными ногами взойти на ту высоту, где усматривается свет истины, если не будет разрешена на душевных стопах эта мертвенная и земная кожаная оболочка, возложенная на естество вначале, когда обнажило нас преслушание Божией воли. И, таким образом, как скоро совершится это с нами, последует за тем ведение истины, которое служит очищением от предположения о несуществующем, т.е., по моему понятию, определением истины не составлять себе ложного понятия о сущем. (Ибо ложь есть какое-то рождающееся в уме представление о не сущем, будто бы существует то, чего нет, а истина есть несомненное понятие о сущем.) И это, кажется мне, познал тогда великий Моисей, наученный Богоявлением, а именно что из всего объемлемого чувством и созерцаемого умом ничто не есть сущее в подлинном смысле, кроме превысшей всего сущности, которая всему причина и от которой все зависит. Ибо если мысль и другое что усматривает в числе существ, то ни в одном из этих существ не видит ум такого, которое бы не имело нужды в другом и которому было бы возможно прийти в бытие без причастия истинно Сущего.

О жизни Моисея законодателя

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая

Ведь если Моисею, жаждущему подойти, чтобы почерпнуть познание небесного таинства, сказано: сними обувь с ног своих, то уж тем более мы должны разуть ноги души нашей, дабы освободить поступь от оков мира сего.

О покаянии


Таков Моисей, которому сказано: Сними обувь с ног твоих, чтобы тот, кому суждено призвать народ к царству Божию, совлек прежде препоны плоти и ступал босой стопою духа и ума.

Об Исааке, или душе


Итак, стойте в сердце вашем, чтобы никто вас не подвигнул с места, чтобы никто вас не смог поколебать. Апостол показал нам, что значит это стояние, о котором сказано Моисею: Место, на котором ты стоишь, есть земля святая. Ведь никто не стоит иначе, как верою, никто не стоит, кроме как тот, кто тверд в убеждении своего сердца.

Послания


Прейди, подобно Моисею, дабы увидеть Бога Авраама, Исаака и Иакова, дабы увидеть явление великое… Но если хочешь увидеть Его, совлеки обувь с ног твоих, совлеки все оковы нечестия, совлеки оковы мирские, оставь обувь, которая от земли. Так, Иисус без обуви, золота, серебра и монет послал [на проповедь] апостолов, с тем, чтобы не имели они при себе ничего земного. Ведь того, кто ищет блага не в обуви, а в быстроте и красе ног, Писание восхваляет словами: Как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! (Рим. 10:15). Так сними же обувь с ног твоих, да будут они прекрасны, чтобы благовествовать.

О бегстве от мира

Нил Синайский, прп. (†430)

И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая

Когда слышим, что говорит нам Божественное Писание: «иззуй сапоги твои» (Исх. 3:5), тогда должны знать, что дается нам повеление оставить, отложить и отринуть прежней худой обычай и навык.

Письма на разные темы. Араксию

Августин Аврелий, блж. (†430)

И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая

Какой обувью мы пользуемся? Это ремни из кожи павших животных. Кожаные ремни мертвых животных служат для нас покровом для ног. Что же от нас требуется? Отказаться от мертвых дел. Это показано к славе на примере Моисея, когда Господь говорит ему: Сними обувь, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. Что есть святая земля, как не Церковь Божия? Стоя на ней, давайте снимем обувь, откажемся от мертвых дел.

Проповеди

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-6 Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога

А поелику Он есть благ, то послал с неба, как нашего Спасителя и Искупителя, Сына Своего, Который соделался подобен нам, то есть явился человеком. И это опять гадательно предвозвещало нам Священное Писание. В нем сказано так: Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога (Исх. 3:1-6). Закон Бог дал в помощь, по слову пророка (так как он, по Божию смотрению, провозгласил Моисея «пестуном», Гал. 3:24) и, так сказать, установил сень в знамение совершеннейшего, до того, конечно, времени, когда имела воссиять истина. И целью пестунства было таинство Христово, которое очень ясно указано было в видении. Ибо купина есть кустарниковое растение, бесплодное и мало отличающееся от терновника. Великий же пламень объял ее. В образе огня явился святый Ангел. И пламень весьма высоко поднимался, но нисколько не вредил купине, в которой явился. Дело было поистине необыкновенно и выше всякого разума. Огонь объемлет терние и только согревает его тихим прикосновением своим, как бы забывая свою естественную силу и совершенно спокойно облегая то, что мог бы истребить. Посему-то божественный Моисей и поражен был видением. Какой же смысл этого видения? Огню Священное Писание уподобляет Божественное естество по той причине, что оно всесильно и легко может все побороть; древам же и траве полевой уподобляет человека, из земли происшедшего. Поэтому и говорит в одном случае: Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12:29; сн.: Втор. 4:24); а в другом случае: дни человека - как трава; как цвет полевой, так он цветет (Пс. 102:15). Но как огонь нестерпим для терния, так и Божество для человечества. Впрочем, во Христе оно стало стерпимо: ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, как и премудрый Павел засвидетельствовал (Кол. 2:9). И Который обитает в неприступном свете (1Тим. 6:16), то есть Бог вселился в храме Девы, снисшедши до кротости досточудной и как бы смягчая непобедимое могущество естества своего, чтобы доступным быть для нас, как стал доступен и огонь тернию. Но то, что по естеству своему доступно повреждению, то есть плоть, Он явил высшею тления, истребления; на это преобразовательно указывает огонь в купине, совершенно неповрежденным сохранивший древо. А что от Бога происшедшее Слово свой собственный храм оживотворило и соделало нетленным и высшим смерти, будучи по естеству Жизнь (Ин. 14:6), в этом как мог бы кто усомниться? Итак, огонь щадил терние, и пламень был стерпим для малого и весьма слабого древа; потому что доступно стало человечеству Божество. И это было таинство во Христе. И в нас вселилось Слово Божие, не наказания требуя и не суд наводя, но озаряя нас благостными и весьма тихими приражениями. Так Оно и Само говорит: не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин. 3:17). Итак, купина не сгорала, хотя и объята была пламенем; потому что и на нас не налагается наказание за согрешения, как я только что сказал; напротив, нас также осиявает Христос чрез Святого Духа и пребывает в нас чрез Него, и в Нем мы можем вопиять: Авве Отче (Рим. 8:15). Изумленный же видением, блаженный Моисей прибавлял еще следующее, говоря: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает (Исх. 3:3). Но ему тотчас же препятствует в сем блаженный Ангел, говоря как бы от лица Бога: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (ст. 5). Пустыню безводную, произращающую только терние, среди которой была и купина, называет землею святою. Но и всякое место, на котором находится Христос, свято. Премудро и то, что это является в пустыне, представляющей собою образ Церкви из язычников, к которой относится и слово Священного Писания: Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс (Ис. 35:1). Обещает Бог также и в другом месте сотворить пустыню сделаю озером и сухую землю - источниками воды (Ис. 41:18). Ибо обильно излилась на нас, призванных из язычников, благодать Спасителева, и как бы некая река, изливающая вышние струи, напаяет обильно. О сем говорит нам и божественный Давид: Он превращает реки в пустыню и источники вод - в сушу, землю плодородную - в солончатую, за нечестие живущих на ней (Пс. 106:33-34). Итак, купина — в пустыне, и земля, на которой она была, есть святая и посвященная Богу. И Моисей, приступая к ней, встречает препятствие и получает повеление снять обувь с ног. Это есть знамение мертвости и тления, так как всякая обувь есть остаток умершего и предавшегося тлению животного. Итак, Христос недоступен для тех, которые под законом и под детоводительным служением. Необходимо прежде омыть скверну и стереть нечистоту греховную. Но невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи (Евр. 10:4); ибо законом никто не оправдывается (Гал. 3:11). А коль скоро грех еще не упразднен, то необходимо, чтобы тление имело силу, и смерть еще властвовала над оскверненными. Таким образом, желающие видеть таинство Христово должны наперед отложить служение в прообразах и тенях, не побеждающее ни тления, ни греха. Ибо тогда они уразумеют и вступят в святую землю, то есть в Церковь. А что не отказавшиеся от служения по закону подлежат власти тления, это уяснит Сам Христос, говорящий: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6:53). Это и было таинство, не у живших по закону, но у приявших веру, оправданных во Христе и получивших наставление, высшее законного, разумею евангельское. Итак, под властью тления и как бы в законе находятся те, которые еще не свергли с себя чрез веру бремя матери смерти, то есть греха: и таковые еще далеки от Христа. Когда же снимут обувь, то есть тление, не имеющее силы к оправданию, и приимут истинно животворящую благодать, тогда приблизятся к оправдывающему нечестивого то есть ко Христу, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь.

Феодорит Кирский, блж. (†457)

И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.


Вопрос 7. Для чего повелено Моисею изуть сапоги?


 

Иные говорят: для того, чтобы отверг он от себя житейские попечения, сопряженные со смертной жизнью, потому что мертва кожа сапогов. Иные же говорят: для того, чтобы босыми ногами освятил он землю. А я не принимаю ни того, ни другого; во-первых, потому, что Моисей не был еще рукоположен ни в архиерея, ни в пророка; а потом и потому, что пoелику Бог освятил уже место и наименовал его святым, то напрасно, как полагаю, утверждать, будто бы Моисей освятил оное ногами. И посему думаю, что означается сим следующее: во-первых, Бог самого Моисея словом сим делает благоговейным, чтобы со страхом внимал он повелеваемому, а потом предварительный дает урок, как надобно священникам служить в скинии. Ибо и они священнослужение и жертвы совершали с босыми ногами.

Толкование на книгу Исход

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая

Наконец, видите, что Господь сказал Моисею и Иосии: развяжи ремни обуви твоей, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. Разве кто-нибудь, дражайшие братья, может это понять буквально? Ибо откуда эта земля, по которой они ходили, могла бы быть святой, хотя она, несомненно, напоминала землю обетованную? Но прислушайтесь внимательно к тому, что сказано: ибо место, на котором ты стоишь, что значит: Христос, образ Которого ты носишь и подобием Которого ты, как кажется, обладаешь, есть земля святая. Поистине святая земля есть плоть Господа нашего Иисуса Христа, через Которого спасено все небесное и земное, о Котором апостол говорит: примиряющий кровью Своей [тех], кто на небе и на земле.

Проповеди

Иоанн Дамаскин, прп. (†749)

И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая

Купина была образом Богоматери, и Моисею, намеревающемуся к ней подойти, Бог сказал: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. Итак, если земля святая, на которой был явлен Моисею образ Богородицы, то во сколько раз больше этот образ? Ибо он не только святой, но, осмелюсь сказать, даже среди святых святой.

Три слова об иконах

Григорий Палама, свт. (†1359)

И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая

Какие же были первые слова Бога Моисею после того, как он бежал из Египта и восшел на гору? – «Иззуй сапоги от ног твоих». Здесь открывается иная тайна Креста, естественным образом вытекающая из первой. Ибо хотя ты, – говорит, – убежал из Египта и отверг служение фараону и презрел носить наименование «сына дочери фараона» и, насколько от тебя зависело, упразднил и покончил с миром злого рабства, но тебе долженствует к этому прибавить и самого себя. Что же означает это: «Иззуй сапоги от ног твоих»? – Это значит: разреши кожаные одежды, в которые ты оделся и в которых грех имеет действие и отстраняет тебя от святой земли. Итак, «Иззуй сапоги от ног» – это тоже, что и сказать: не живи более по плоти и в грехе, но да будет упразднена и умерщвлена противная Богу жизнь и рассуждение плоти и закон в членах, противящийся закону духа и пленяющий законом греха; пусть он более не одерживает верх и не имеет действия, будучи умерщвлен силою боговидения. Разве это не есть Крест? – Ибо Крест, опять же согласно божественному Павлу, означает: «Распять плоть со страстьми и похотьми» (Гал.5:24). Итак, «иззуй сапоги от ног твоих: место бо, на немже ты стоиши, земля свята есть». Эти же слова показали ему будущее освящение, имеющее наступить на земле благодаря Кресту, после явления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Ибо тогда, взирая на величие зрелища: купину орошаемую в огне, – он предузрел имеющее некогда наступить пришествие Христово: потому что созерцание в Боге есть тайна Креста, и оно-то проистекает из второй тайны (т.е. – из распятия Себя миру), которая больше – первой (т.е. самого удаления от мира). Что то и другое неразрывно связаны друг с другом, явили и великий Павел и божественные отцы наши: первый, говоря не только, что: «мне мир распяся», но и присовокупляя: «и аз миру»; а они – предписывая нам не спешить восходить на крест прежде креста; ибо, конечно, и то и другое являются выражениями и тайнами Креста. Итак, первая тайна Креста заключается в бежании от мира и удалении от близких по плоти, если они препятствуют благочестию и отвечающему сему образу жизни, и в телесном аскетизме, что само по себе, мало полезно, как говорит Павел (1Тим.4:8). Таким образом, согласно сей первой тайне Креста, нам мир и грех распяты, когда мы бежим от сего. Вторая же тайна Креста заключается в распятии себя для мира и страстей, когда они бегут от нас. Но не могут, конечно, они убежать от нас, ни мы не возможем разумно действовать, если только не будем в созерцании Бога: ибо когда упражнением в добродетели мы взойдем к созерцанию и когда украсим и очистим нашего внутреннего человека, изыскивая скрытое в нас самих божественное сокровище и вновь рассматривая находящееся внутри нас Царство Божие, тогда мы распинаем себя миру и страстям.

Омилия 11. О Честном и Животворящем Кресте

Евагрий Понтийский (†399)

И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая

Если Моисею, пытавшемуся приблизиться к купине неопалимой, пылающей на земле, было запрещено это до тех пор, пока он не снимет обувь с ног, то разве тебе, желающему созерцать Того, Кто превыше всякого чувства и мысли, и стать собеседником Его, не должно снять с себя всякую страстную мысль?

Главы о молитве

Георгий Константинович Властов (†1899)

И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.
Ст. 5 А.К.Б. замечает, что это место Святого Писания служит доказательством, что уважение, оказываемое святым местам, опирается на Божие повеление. Место не было свято (как думали некоторые) до чудесного явления, иначе Моисей знал бы об этом в продолжении 40-летнего жития своего в этих местах. Оно сделалось свято, освященное проявлением на этом месте силы Божией.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-5 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая

По абсолютной святости явившийся недоступен для смертного человека: «не подходи сюда». Последний должен испытывать в присутствии Его чувство глубочайшего смирения и почтения: «сними обувь с ног твоих» (ср. Нав. 5:15).

1) В Славянской Библии этот стих читается так: «Ибо Младенец родился нам, Сын, и дан нам; владычество Его на раменах Его, и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века; ибо приведу мир князьям, мир и здравие Его»

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

IV. Паримия на праздник Благовещения (Исх. 3:2–8). В сей паримии повествуется о явлении Господа в купине Моисею.

Он же (Господь) рече: не приближайся семо, иззуй сапоги от ног твоих: место бо, на немже ты стоиши, земля свята есть

По повелению Господа, Моисей должен был не только в почтительном расстоянии остановиться пред купиною, но еще иззуть сапоги, – т.е. снять сандалии, или кожаные подошвы, которые прикрепляемы были к ноге ремнями. Таким образом, иззуть сапоги значило развязать ремни от сандалий. Господь повелевает это сделать потому, что место, на котором стояли ноги Моисея, по соседству с купиною, освященною явлением в ней Господа, есть земля священная, на которой надлежит стоять необувенными ногами, чистыми от пыли или грязи, прилипающих к сандалиям. На сем основании восточные жители не христианские и некоторые христианские (Абиссинские христиане) оставляют сандалии у дверей, вступая в свои храмы. Вообще этим выражается чувство благоговения к священному месту и смирение. Делали ли то же священники скинии и храма Иерусалимского, не сказано в священных книгах, – если только не должно подразумевать это в повелении им омывать ноги при входе в святилище для принесения жертв (Исх. 30:19). По свидетельству путешественников, некоторые из Африканских владетелей требуют не только от подданных, но и от чужестранцев, чтобы являлись пред лице их босыми. Если такой почести требуют для себя недостойные ее люди, то не паче ли подобало оказать ее Господу Богу?

Толкование на паремии из книги Исход.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible