Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Но Я знаю, что царь Египетский не позволит вам идти, если не принудить его рукою крепкою;
Святые отцы
Прочие
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Вопрос 8. Почему Бог, предвидев непокорность фараона, не наказал его вначале?
Что Бог предвидел, сие дал Он видеть, ибо говорит: «вем, яко не отпустит вас фараон царь Египетский, аще не рукою крепкою; и простер руку, поражу египтяны» (Исх.3:19-20). Однако же, будучи благ и человеколюбив, не соизволяет наказать по одному предведению, но ожидает окончания дел и всем показывает справедливость наказания. А с другой стороны, гораздо справедливее было обнаружиться злости и лукавству фараона, нежели утвердиться мысли, будто бы Бог немилосерд. Если бы же наказал Он прежде обличения, то показался бы и жестоким, и несправедливым. Но теперь и долготерпение Божие доказано, и обличены злочестие и зверство фараона.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Но я знаю, что (Фараон) царь Египетский не позволит вам идти, если не принудить его рукою крепкою.
И Я простру руку Мою, и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю среди его; и после того он отпустит вас.
Ст. 19–20 Отказ Фараона, по предведению Божию, входит в план Божественного промысла; по всей вероятности, он еще более сплотил Израиля в одно целое, и еще скрепил узы крови, связывавшие Евреев в стране чужой.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 19-22 Но Я знаю, что царь Египетский не позволит вам идти, если не принудить его рукою крепкою; и простру руку Мою и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю среди его; и после того он отпустит вас. И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками: каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян
Несмотря на упорство фараона (ст. 19), Моисей и старейшины не должны сомневаться в исполнении божественного определения об изведении евреев из Египта. За его непреложность ручается совпадение обстоятельств предстоящего исхода с тем, что было предсказано о нем Аврааму. Если ему было возвещено, что «над народом, у которого его потомки будут в порабощении, Господь произведет суд, после чего они выйдут с великим имуществом» (Быт. 15:14), то так и случится. Пред выходом из Египта Бог «прострет руку Свою» (Исх. 6:6; 7:5; 9:15), поразит его чудесами, знамениями, «казнями», «судами великими» (Исх. 7:3, 4; 11:9; Втор. 6:22; Неем. 9:10; Пс. 104:27; 134:9; Иер. 32:20; Деян. 7:36), после чего фараон отпустит вас, и вы пойдете не с пустыми руками (ст. 20–21), — «оберете египтян» (ст. 22). Выражение «оберете египтян» представляет перевод третьей формы от еврейского глагола «нацал» (nazal), означающего буквально «брать что-либо силою, властью, в качестве добычи». Евреи будут брать у египтян вещи, как победители у побежденных. Мысль о возможности в данном случае насилия со стороны израильтян устраняется тем, что при описании того же самого события в Исх. 12:36 стоит выражение: «дали египтяне» в буквальном переводе с еврейского «подарили» (5-я форма от «шаал»).
Глагол «шаал», употребленный еще раз в 1Цар. 1:28, — в рассказе о том, что Анна, мать Самуила, отдала его на служение Богу, — содержит указание на добровольный дар, но не вынужденный. Тот же самый вывод подтверждается выражением ст. 21: «и дам народу сему милость в глазах египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками», а равно и 36 ст. 12 гл.: «Господь же дал милость народу в глазах египтян, и они давали ему». Сам Бог Своей силой расположил египтян к щедрости. Замечание: «и вы нарядите ими, т. е. взятыми вещами, cыновей ваших и дочерей ваших» (ст. 22) указывает на то, что вещи относятся к предметам украшения (см. Быт. 24:53; Исх. 35:22; Чис. 31:50).