Источник

Книга IV. Письма

1. Ученику

Вновь пишем тебе зная, что ты ожидаешь от нашего смирения назидательных слов, желая спастись и прийти в познание истины. Брат, не предавайся развлечениям, заботам и попечениям этой вредной для души жизни. Чего ты ждёшь? Будет ли у тебя время на покаяние? Человек подобен дуновению; дни его – как уклоняющаяся тень (Пс. 143:4). А ты не радеешь о себе, украшая неодушевлённые стены. Господь сотворил тебя беспечальным, а ты мучишь себя хлопотами, Он избавил тебя от забот, а ты сам запутываешь себя в дрязгах. Всё, чем ты занимаешься, – не принесёт пользы душе.

Смотри же сын, чтобы, ища славы человеческой, не лишиться тебе славы Божией. Потому что достигнуть славы можно, лишь избегая её, а пока мы гонимся за славой, она бежит от нас. Если хочешь быть славным – не вожделей славы. Если хочешь возвыситься – не возвышай себя. Будь внимателен к себе чадо, не обольщайся мыслями о священстве и настоятельстве. Опасаюсь за тебя, чтобы спасая других, не погубил ты свою душу. Ибо свят спасающий свою душу.

Поэтому чадо, послушай меня, смиренного отца, во Христе любящего и жалеющего тебя. Оставь пресмыкающиеся по земле замыслы. Безмолвствуй в келье, закрыв её от всех, чтобы не общаться ни с кем, кроме одного богослужения в субботу и день воскресный. Тогда узнаешь ты, что полезно для души и то, что предстоит тебе претерпеть много скорбей, искушений, немощей. Но блажен ты, если претерпишь. А если не сделаешь этого, то лучше перейди оттуда в другое место.

Желая прийти в сокрушение, не читай языческих книг, ни исторических, ни иносказательных, не касайся даже Ветхого Завета, лучше читай Новый Завет, мученические акты, писания отцов и повествования о преподобных от этого ты получишь великую пользу. Не советую читать ветхозаветных книг, не потому, что они отвергаются Церковью. Напротив, Церковь принимает их и не может без них обойтись, они изречены Духом Святым. Но в монахах и безмолвствующих они не вызывают сокрушения.

Будь внимателен к себе, брат: жатвы много, а делателей мало (Мф. 9:37). Не оставляй её, чтобы вместо колосьев не пожать солому. Сбор винограда обилен, не прекращай собирать духовные плоды, не начинай искать гроздья после собравших виноград. Оставь земное и займись небесным. Пожинай и собирай плоды правды. И если хочешь успокоиться и стать другом Господа – стань мертв для всякого человека. Стань рабом единого Владыки, тогда как ты порабощён многими. Кто благоговеет перед Единым, тот не убоится многих, лучше же сказать, многие убоятся одного.

Для чего чадо, ты уклонился с пути, который говорит: кто я? прах и пепел (Быт. 18:27). Ты хочешь идти путем неправым, полным скорбей и опасностей. Где оставил ты мои слова, хранимые для тебя день и ночь? Где ты был и где видишь себя преобладающим? Где ты был и где я желаю быть тебе? Где ты теперь, потому что любишь начальствовать и неумолкающий язык свой не держишь на привязи? Где данные тебе мной заповеди? Не будут ли на тебя жаловаться?

Плачь и проливай слезы, не предавайся любоначалию, ни в чём не сравнивай себя с другими. Обрати свою любовь на другой путь, отвергнись мира, взойди, наконец, на крест, воспари от земли, как сказано: отрясите прах от ног ваших (Мф. 10:14). Пренебреги стыдом, отдавай всякому человеку предпочтение перед собой, оплакивай своего мертвеца: вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Лк. 6:42). Устрой угрожающий падением дом твой. Возопи: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня (Мк. 10:47). Знай, что: заграждаются всякие уста (Рим. 3:19), и не ленись благодарить во всякое время. Запри дверь твою для врага, и пусть слова твои: взвешиваются на весах (Сир. 21:28). Затвори дверь твою и не засыпай в беспечности, чтобы не услышать тебе внезапно: вот, жених идет, выходите навстречу ему (Мф. 25:6). Что ты скажешь тогда? Не время, я занят. Господь успокоил тебя, а ты хочешь трудиться.

У тебя нет времени скорбеть, проливать слезы и плакать о грехах своих. Помни, что сказал Господь о том, что двери будут затворены. Спеши, чтобы не остаться вне с неразумными девами. Прейди помыслами от этой суетной жизни в будущую. Отложи земное и взыщи небесное. Оставь тленное и обрети нетленное. Беги мыслью от временного и встретишь вечное. Умертви плотское, чтобы жить совершенной жизнью. Ты знаешь, зачем я говорю это, так образумься. Трудись над этим тщательнее и обретёшь сокровища в Боге. Не посрами седин моих, молящегося о тебе день и ночь.

И не говори, брат: как все монахи, так и я. Говорю тебе – много растений на горах, на холмах, в лесах, на полях, но плодовитые достойны сада, бесплодные же пригодны к сожжению огнем. Сказано: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34), священник ли он, царь или монах: Ибо нет лицеприятия у Бога (Рим. 2:11). Если сподобившийся облечься в святую схиму не творит дел, приличных ей, он как дерево, покрытое многочисленной листвой, но бесплодное. Поэтому тебе, говорящему – как все монахи, так и я, не принесут эти слова никакой пользы в тот час, когда душа твоя разлучится с телом. Напротив, это станет напутствием к мучению.

И не превозносись, брат, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6). Смотри, брат, чтобы, надеясь на покаяние и собрав множество зол, не пожать тебе греха, и не остаться не помилованным. Как сказано: Бог поругаем не бывает (Гал. 6:7). Потому что сделанное невольно заглаживается искренним покаянием, а сделанное по произволению лишено всякого извинения.

Чадо, бегай сластолюбия. Пойми, что плод его – покаяние будет для тебя горче желчи и меча обоюдоострого: ибо, кто кем побежден, тот тому и раб (2Пет. 2:19). Если даже за праздное слово мы дадим ответ Богу, то тем более за сластолюбие. Написано: Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм вы (1Кор. 3:17), и: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! (1Кор. 6:15). Бегай, брат, сластолюбия – матери погибели и смерти, не слушайся его, потому что оно как волк, ласкающий овец. Избегай всякого развлечения, всякой забавы, праздности, роскоши, красоты лица и соблазна очей. Сладкая речь как стрела для слуха, она предаёт члены сладострастию. Душа такого человека – приятное место для лукавых духов, а тело – сохранение нечистых помыслов, которые утаивает он от себя самого.

Почитай, брат, Ангела Хранителя твоего, не печаль святых Ангелов и не радуй демонов. Помни о зловонии жён и о том, что нет от этого никакой пользы, кроме огня неугасимого, червя неумирающего и скрежета зубов, потому что сластолюбие – вражда против Бога. Помни о неусыпном Оке, наблюдающем за твоими поступками, приникающем в сердце, знающем помыслы и обнаруживающем мысли. Как сказано: а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10:28). Испытай себя самого. Познай природу свою, познай, что тело твоё смертно, а душа бессмертна. Презирай плоть, потому что она преходяща. Пекись о добродетели бессмертного духа. Велик и тяжёл грех – поэтому ты нуждаешься в исповеди, в горьких слезах, в усиленной молитве, в непрестанном бдении и непрерывном посте.

Будь внимателен к себе, чадо, потому что ты ходишь среди сетей, среди скрытых врагом силков. Берегись, не укрывай в сердце своём беззаконие, потому что: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5:28). И хоть многие и не согрешают телом, но у согрешающего в намерении, с быстротой мысли свершается грех. Помни, что приятное тебе в настоящем, приведёт к горькому концу. Удовольствие, возбуждающее тело, породит неумирающего червя, который будет мучить нас в геенне огненной, а возбуждение плоти породит вечный огонь.

Подумай чадо о скорбях и прекращении молитвы. А я чадо, что мог сделал по слову пророка: Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтоб он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих (Иез. 3:17–18). И в прежних письмах говорил я тебе и вот говорю то же самое. Не полезна для тебя степень священства, не полезно учить других и начальствовать над кем-либо. Многие монахи, благочестиво отличаясь постом и воздержанием в пустыне, стали подобны воссиявшему светилу, но волей или неволей возведённые на степень священства, сблизились с миром, погубив те добродетели, которые приобрели с великим трудом. Придя послужить другим, сами пали, предавшись страсти чревоугодия и сребролюбия, впали в блуд, а напоследок, изувечив себя, умерли душевной и телесной смертью. Потому и советует нам апостол: Каждый оставайся в том звании, в котором призван (1Кор. 7:20).

Говорю тебе, брат, как проницательному, способному понять слова мои. Да даст тебе Бог разум понять и сотворить на пользу. Ибо думаю, что ты не отошёл далеко от учения отцов, напротив, пребываешь образцом на пользу другим. Смотри, брат, да не похулится ради тебя имя Божие. Не стань соблазном для желающих спастись, лучше будь агнцем, а не волком. Иначе станешь губителем, кислым, а не сладким плодом, плевелом, а не пшеницей, соломой, а не золотом, волнением, а не тишиной. Да не исполнятся на тебе слухи – не стань посмешищем для мирян. Потому что, обратив на них внимание, утратишь благоразумие. Скорее: Уклоняйся от зла, и делай добро (Пс. 36:27). Ибо верю, что ты послушаешься нашего ничтожества. Но да будет, как и есть, благодать Божия с хранящими заповеди Господа нашего Иисуса Христа! Ему слава и держава во веки веков! Аминь.

2. Тимофею

Если запах речной рыбы мог обратить в бегство демона и отогнать его от дочери Рагуила, то тем более аромат Святого Духа изгонит из тебя демона сластолюбия, укрывающегося в теле твоём и возбуждающего в тебе сластолюбие и похоть и помрачающего твои помыслы.

3. Монаху Орисию

Сильнее, чем свирепые ветры, волнующие море, обуревает душу принявшего священный сан тщеславие. Поэтому более всего борись с тщеславием, не предавайся беспечности. Постись, воздерживаясь не только от хлеба, вина, мяса и другой еды, но гораздо больше воздерживайся от помыслов, от слушания и разговоров о чём-либо дурном и вредном. Воздерживайся от раздражительности, от зависти, от смеха и тому подобных непристойностей.

4. Ему же

В миру при наборе солдат выбирают только крепких мужей и юношей, старцев призирают, детей оставляют, рабов не одобряют, а женщин по немощи естества гонят прочь. Для подвигов же в Боге, при наборе воинов благочестия, и старцы призываются, и юноши стекаются, и дети прибегают, и рабы с дерзновением предстают, и женщины удостаиваются выбора. Все с горячностью, мужественно устремляются на дьявола и, подвизаясь, побеждают врага, воздвигая победные памятники, увенчиваются за одоление супротивников.

5. Ему же

Духовно понимай написанное: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло (Мф. 6:22), телом здесь называется душа, а оком – ум.

6. Ему же

Во время блудной брани отказывайся от приглашений на пир. Если же к тебе придёт гость, услужи ему и успокой его, а самого себя огради тайно воздержанием.

7. Диакону Флорентию

Душа, оставленная Богом, рассеивается и развлекается всеми возможными грехами, поэтому и говорит Господь: И рассею тебя по народам, и развею тебя по землям (Иез. 22:15).

8. Ему же

Когда, пав во зло, человек блуждает, утопает и обуревается страстями, но впоследствии, отрезвившись, возвращается к естественному добру, тогда Бог говорит ему: и положу конец мерзостям твоим среди тебя. И сделаешь сам себя презренным перед глазами народов, и узнаешь, что Я – Господь (Иез. 22:15–16).

9. Идросию

Гнушается тобой одежда твоя, то есть плоть твоя возненавидела ум твой, который заставляет её делать запрещённое. За погибель подчинённых будут наказаны и настоятели умалчивающие тогда, когда нужно говорить. Как сказал Господь: Когда Я скажу беззаконнику: смертью умрешь!, а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтоб он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих (Иез. 3:18).

10. Лириану

Говоришь, что желаешь не бояться ни одного человека, но бояться только Бога. Если желаешь преуспеть в этом, отрекись от всего земного и временного и ничего не имей у себя. Даю тебе слово, что никого не будешь бояться, ни консула, ни градоначальника, ни исполнителя казней, ни грабителей, ни морских разбойников, ни князя, ни царя, ни самих демонов и дьявола.

11. Пановию

Зачем тебе ходить далеко, человек? Представь, что ты сын вдовы144, то есть такого состояния, которое вдовствует, утратив праведный и твёрдый образ мыслей. Поэтому молись слёзно, чтобы Владыка Христос, прикоснувшись к одру, то есть к страстному твоему телу, остановил носящих, то есть стремление к греху. Потому что, когда остановится их преуспеяние во зле, тогда воскреснет ум и живым будет отдан сетующей матери вышнему Иерусалиму. Как сказано: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий (Мф. 2:18). В Раме – означает в вышних, – где слышен плач и рыдание о падшем человечестве.

12. Епископу Аристовулу

Подражай великому Иову, который соскребал гной и очищал червей из ран. Очистись от всех забот настоящего века, отложи скверные помыслы и земные удовольствия, гнездящиеся в тебе подобно червям. Если Иов страдал видимо, то ты втайне должен подвизаться и бороться, чтобы обрадовать Ангелов. Потому что Ангелы Божии радуются, когда мы каемся и обращаемся ко спасению, и печалятся, когда понимают, что мы добровольно порабощаемся демонам.

13. Силентиарию Хионию

Что будешь делать, когда придёт конец? Когда оскудеют источники жизни? Когда случится с тобой затруднение и скорбь? Когда и врачи от тебя откажутся? Когда ближние твои в тебе отчаются? Когда, мучаясь сухим и учащённым дыханием от сильного жара, будешь вздыхать из глубины сердца, но не найдёшь разделяющего с тобой тоску твою? Настанет смерть и уведут тебя угрюмые и немилосердные ангелы? Когда повлекут душу, связанную грехами, обращающуюся назад и вопиющую без голоса?

Как же ты будешь плакать тогда, но уже иссякнут источники слёз! Как же будешь вздыхать, оплакивая совершённое тобой по злому умыслу! Что скажешь ты, когда увидишь радость праведных и унылость грешников в глубочайшей тьме? Что же скажешь ты? Увы, не сбросил я с себя греховного бремени покаянием! Увы, не омыл я скверн и ношу на себе знаки беззакония! Теперь бы я праздновал и веселился с Ангелами! Наслаждался бы вечными благами! За временное греховное наслаждение мучусь вечно! За плотское удовольствие предан я вечному огню! Правдив суд Божий! Меня учили, а я не внимал! Свидетельствовали мне некоторые из благочестивых, а я смеялся!

Это и подобное тому скажешь ты, оплакивая себя самого, если не послушаешь сейчас добрых увещеваний, когда будешь отведён туда, где не принесёт тебе пользы всё располагающее к покаянию.

14. Оривасию

Хоть мы и почтены свободой воли, однако без содействия свыше не можем совершить ни одного достойного дела. Ибо сказано: Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим (Иер. 10:23). Поэтому не станем приписывать себе победу в подвигах. От нас зависит только избрать лучшее и стараться совершить его. Но только Бог может исполнить наши добрые желания.

15. Антиоху

Не повторяй бесполезных отговорок, будто по нищете твоих добродетелей ты боишься просить Господа. Сказано: Сей нищий воззвал, – и Господь услышал и спас его от всех бед его (Пс. 33:7). А что может быть прискорбнее греха для познавших самих себя?

16. Монаху Игизиппу

Хоть я далек от добродетели – говоришь ты – однако принимаю и восхваляю добродетельных мужей, а в особенности пребывающего в безмолвии Руфина. Знай же – принимающий питомцев добродетели получает большую пользу, будучи вознаграждён Богом. А упомянутого тобой мужа и я почитаю.

17. Монаху Литорию

Ни в чём мы не нуждаемся так, как во времени. Учение долго, а жизнь наша коротка и конец ее близок. Поэтому бодрствуй больше, человек.

18. Иподиакону Приму

Ты хотел узнать, как Бог предаёт тех, кто пренебрегает Его заповедями, становиться рабами нечистых страстей, по сказанному апостолом: Потому предал, их Бог постыдным страстям (Рим. 1:26). Это подобно тому, как если бы кто сказал: солнце ввергло в ров человека, не хотевшего его видеть. Ясно, что не само светило стало причиной падения в ров человека, не воспользовавшегося светом. Так и Бог не внимающих законам Его, отринув, ввергает в ров греха.

19. Кассандрию

Труд, усилие, страдание кратковременны в этой жизни, а вечные дары, даваемые Христом любителям и делателям добродетели, велики и многочисленны. Поэтому прежде чем наступило время вечных мук, воспользуемся лекарством покаяния, поскольку Бог никогда не отвращается от приступающего к Нему со слезами и умоляющего о милосердии. Так, плачущие о своих грехах получают великое утешение.

20. Даглефу

Полезно исповедовать свои грехи, не откладывая день за днём обращение ко Господу. Ибо устами Исаии говорит Господь: говори ты, чтобы оправдаться (Ис. 43:26). Потому что если будешь исповедовать грехи свои и просить в частых молитвословиях, то Господь скажет тебе в ответ: Я Сам изглаживаю преступления твои (Ис. 43:25).

21. Каллиопию

Как прекрасно, когда и человек спешит на служение Богу, и Бог немедленно приближает к Себе Своего искреннего служителя. Действительно желанен благоговейный страх и трепет, чтобы не быть лишённым вечной жизни и благодати Святого Духа.

22. Араксию

Когда слышим, что говорит нам Божественное Писание: сними обувь твою с ног твоих (Исх. 3:5), то должны понять, что нам повелевается оставить и отринуть прежние дурные привычки.

23. Ходатаю по делам Парнасию

Сластолюбие – дьявольская сеть, ведущая к погибели. Сластолюбие уготовляет нам вечный огонь и питает неусыпающего червя. Сластолюбие смерть бессмертной души. Сластолюбие дает небольшое наслаждение, а затем производит горькую отрыжку. Сластолюбие с жаром, насильно побуждает человека наслаждаться нечистотой, а когда осквернение совершено, оставляет обольщённому укоризну, печаль, смятение и страх.

24. Монаху Кириллу

Кто из мужей благоразумных захочет обливаться грязью? Кто из здравомыслящих пожелает нюхать гниль, любоваться червями? Кто согласится сидеть у открытых отхожих мест и при истоках нечистых городских подземных канав, непрестанно смотреть на человеческий помет? Кто согласиться ежедневно нисходить в ров страстей и в тину гибели (Пс. 39:2)? Кто из трепещущих Бога решится когда-либо, подобно твоему неразумию, домогаться Каллиникиной гнили?

25. Сабину

Хранилище души надо расширять верой и добрыми делами, чтобы достойно принять Божью благодать. Ибо сказано: открой уста твои, и Я наполню их (Пс. 80:11). Когда, подобно ласточке, мы отверзаем уста разума, чувствуя свою греховность и уничижённость, всей душой обратившись к Богу, тогда благодать Господня не замедлит посетить нас и дать нам пищу, как птенцу, открывающему рот. Благодать Господня сообщает нам божественное утешение, услаждение, умиление, страх, премудрость, любовь и радость, открывающую нам откровение великих Таинств.

26. Силентиарию Гавдентию

Сказано: Пусть придёт возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладкие плоды его (Песн. 4:16). Здесь говорится о том, что Господь пришёл в сад Свой, промыслительно Им и ради Него сотворённый, то есть в мир наш. Так принесём же Ему евангельские плоды, которые Он вкусит с удовольствием. А именно: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал. 5:22–23). Поскольку мы не под законом, а под благодатью, как истинные сыны, послушные Отцу.

27. Иподиакону Виталию

Всякий человек, по демонскому наваждению отпав от добродетели, и впав в дурную жизнь и приобретя порочный навык, без сомнения, чувствует себя утомлённым, о чём неоднократно говорит пророк: мы работаем и не имеем отдыха (Плач. 5:5).

28. Ему же

Сказано: вспомните издали о Господе, и да взойдет Иерусалим на сердце ваше (Иер. 51:50). Иерусалимом называется мирное состояние души. Бывшие прежде далекими от Господа из-за своего дурного расположения, ныне прилепились к Нему надеждой, верой и молитвой. Сказано: Вспоминаю о Боге и трепещу (Пс. 76:4). Потому что во время тесноты и отчаяния воспоминание о Боге не только утоляет печаль, но приносит радость, утешая сердце, отягчённое бременем искушений, неизреченным утешением.

29. Архимандриту Павлу

Тот, кто не питает подчинённых словом Божиим, – уготовляет свой хребет духовным бичам, и да претерпит он мужественно всякое искушение.

30. Юлиану

Ты читал у Иезекииля: И сказал мне: видишь ли, сын человеческий, что делают старейшины дома. Израилева в темноте, каждый в расписанной своей комнате? ибо говорят: «не видит нас Господь, оставил Господь землю сию"145 (Иез. 8:12). Если ты читал об этом, смотри, в тайной комнате души своей не ставь кумиров бесстыдных страстей, не обоготворяй их и не служи им. Тайной комнатой души называется сердце, в котором совершаются многие беззакония, видимые только Богу. Поэтому часто и старейшины в сердце своём совершают беззаконие.

31. Акиле

Спрашиваешь, за какое время можно преуспеть в том, чтобы не клясться. Не думаю, что потребуется и десять дней для избавления от этой привычки. Но если и после десяти дней продолжишь клясться, то наложим наказание, определив, чем загладить каждое прегрешение. Чем же? Тем, чтобы падшему не оставаться в падении, но в покаянии искать спасения, как Ламех, как блудный сын, как разбойник, висящий на кресте, который через одно слово веры стал обитателем рая.

32. Сотириху

Говоришь, что не знаешь, какими словами умолять о помиловании прогневанного тобой Владыку. Есть у тебя книга научающего тебя святого Даниила. Поэтому, пользуясь его словами, умоляй Бога: Преклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие. Господи! услыши; Господи! прости; Господи! внемли и соверши не умедли (Дан. 9:18–19).

33. Димитрию

Осмелься наконец приступить к угождению Богу, не падая духом, прилагая попечение и надеясь на успех. Потому что всякий желающий обучиться какому-либо искусству, если боится, думая обо всём, что может помешать делу, никогда не будет в состоянии привести дело к концу. Так, например, пловец, который боится кораблекрушений, или купец, который высчитывает неудачи. Напротив, каждый из них приступает к делу и берётся за него, подкрепляя себя доброй надеждой.

34. Евстигнею

Нет бедствия, которое не могло бы разрешиться по Божией воле. Немедленно по одному мановению благого Владыки вина разрешается и исчезают греховные язвы. Ты только не ослабевай, со слезами умоляя человеколюбивого Спасителя Христа и храня добрые надежды. А если будешь малодушествовать, то утратишь спасение. Поэтому мужайся и крепись, храня в сердце упование, не забывай горнего отечества, чтобы, возлюбив чуждое бедное жилище, не утратить вечного спасения.

35. Епископу Агафону

Люди, не зная будущего, отчаиваются в спасении тех, кто живёт порочно. Бог же не оставляет надежды, пока не умрут они, но, взирая последующее, увещевает их и призывает.

36. Монаху Иоанну

Сейчас демоны мучают тебя различными искушениями, ввергая в тяжкую печаль и в бедствие – отчаяние и безнадёжность. Но вспомни Божий присмотр за тобой, защиту, помощь и многие благодеяния, полученные тобой еще до принятия монашеского образа. Это воспоминание восстановит готовую упасть душу, укрепит её, возродив надежду, и отразит врагов, доводящих душу до отчаяния. Кроме того, подумай о том, что Господь заботился о тебе раньше, когда ты еще не служил Ему, а тем более теперь, промышляя о тебе, поможет благодеяниями Своими, будет руководить тобой, по мере сил трудящимся для Него и служащим Его милосердию.

37. Градоначальнику Конону

Если Господь привёл тебя из небытия в бытие, то тем более может исправить тебя существующего, но погрязшего в грехе и совратившегося в неестественное состояние. Этого только и хочет Владыка, если только хочешь ты. Нет порока, которого не в силах смыть покаянные слезы. Ты без труда убедишься в этом, если вспомнишь Господню сеть, из глубины порочности извлекшую мытаря – эту неуловимую добычу. Сеть, сделавшую землю – золотом, пленника – доблестным воином и писателем Божественного Евангелия146. Как же Господь спас блудницу? Как разбойника сделал достойным рая? Как волхвов и чародеев поставил проповедниками Своего пришествия в мир сей? Как ел и пил с мытарями и грешниками, по милосердию желая оказать им пользу и обратить их? Как хулителям и гонителям даровал благодатный дар – славословить Бога? Как заставил их головы свои положить за истину, убедил их жить не для самих себя, но для Бога, в теле подражая житию небесных Ангелов и почитая всё видимое за сор? Как сидящих во тьме и сени смертной из-за сластолюбия и лукавства, по произвольному пребыванию в пороках, извёл на свет, побудив гнушаться беззаконием, заставил отвергнуть нечистоту, преобразив в состояние непорочности и благочестия?

Помня об этом, никогда не отчаивайся в спасении. Дьявол будет ввергать тебя в безотрадность и безнадежность, но ободряй сам себя, утешай скорбящего, вразумляй утомлённого, подкрепляй и ободряй и не переставай успокаивать собственное сердце, думая о Боге. Потому что мы имеем Владыку Человеколюбца, положившего душу Свою за нас. Мы имеем Господа и Спасителя Христа, великого Врача душ и тел, Который превыше всякой болезни и немощи. Поэтому не стоит отчаиваться даже многогрешной душе, достойной вечного мучения.

38. Евторпию

Быть нерадивым, не желая претерпеть за Христа различные бедствия, – свойственно неразумным. О том, что притесняемый спасается, говорит песнописец: «Когда будет он падать, не упадёт, ибо Господь поддержит его за руку». То есть, если случится доброму человеку где оступиться – он не пропадёт, имея Заступником и Помощником Бога.

39. Монаху Марианну

Следи за своим языком и зрением, простирай руки к небу во внимательной молитве, шествуй по воле святого и пречистого Владыки. В беседах соблюдай благолепие, уважительность и обдуманность, ходи твёрдо и соблюдай воздержание в пище, будь умерен во сне, проявляя ревность в воздержании.

40. Авксентию

Человек – прекраснейшее творение человеколюбивого Бога. Поэтому не отчаивайся и не ропщи – Бог всем людям желает спасения. Не переставай делать добро и не предпочитай ни что материальное спасению души. Ибо и для самых слабых возможно взойти хотя бы на одну ступень лестницы добродетелей и стать, насколько возможно, выше земли.

41. Лесвию

Не отчаивайся в переменах к лучшему, не угашай светильник – упование и надежду души на Бога. Как ты знаешь, что Господь воскресил Лазаря из мертвых и жены получали умерших своих воскресшими (Евр. 11:35). Поэтому, укрепившись надеждой, сможешь освободиться от смерти в гробнице греха.

42. Асклепиаду

Если у пришедшего к тебе человека – врача не требуешь объяснений, как он лечит, а только просишь вылечить, то почему же допытываешься у Бога о способе спасения? Когда в покаянии приступаешь к Господу, не любопытствуй узнать способ очищения твоих грехопадений, но веруй, поклоняйся и благодари.

В противном случае расскажи мне о Божественной премудрости, каким способом из земли было сотворено это разумное животное – человек? Если же не можешь сказать, каким способом устроил тебя Бог, не требуй объяснений, как Божественной силой и Божиим человеколюбием врачуется душа, как очищается она от многих грехов. Потому что где действует Бог, там не стоит исследовать способ спасения.

43. Монаху Павлу

Сказано: затворил море воротами (Иов. 38:8), то есть милостыней удержал злобу дьявола, чтобы она не потопила тебя, напав внезапно. Ибо, как написано: Господь творит правду (Пс. 102:6), щадя род человеческий и не давая врагу искушать сверх сил.

44. Зосиме

Грех истощает и сушит, а вера во Христа питает душу, способствуя её расцвету. Человека, несомненно и безропотно уповающего, не оставляет Господь. Ибо написано: Но чем более изнуряли его, тем более он умножался (Исх. 1:12).

45. Диакону Еортасию

Когда, вспоминая оскорбившее тебя лицо, ты переборов себя, был в состоянии освободиться от этого воспоминания, ты поступил как Давид, исторгнув добычу из уст львиных. Под львом я понимаю раздражение, когда же ты одолеешь и медведицу – то есть лукавое пожелание, тогда можно будет применить к тебе сказанное: Душа его пребудет во благе (Пс. 24:13).

46. Диакону Афанасию

Ввергшие себя в безнадёжность страдают забвением Господа, потому что из души их изъят спасительный дух обращения. О них сказано: Ни мертвые восхвалят Господа (Пс. 113:25).

Скорбящие же о грехах своих и о лености своей, внимательные к своему спасению, уповающие на Христа Спасителя будут причислены к живущим вечной жизнью, чтобы восхвалять Господа. Также и всякая душа, опечаленная величиной всякого зла, душа немощная, душа жаждущая и смиренная – воздадут славу Господу.

47. Димитрию

Ты спрашивал меня, что такое головы окружающих (Пс. 139:10). Вспомни, что Господь повелел поражать головы змеев. Первая внушенная врагом плотская и пристрастная мысль, производит и собирает вокруг себя многие лукавые мысли. Поэтому зарождение лукавых мыслей назовём главой. Кроме того, поскольку и сам дьявол собирает вокруг себя полчища демонов, то он называется главой лукавства.

48. Сириану

Искушением называется и сам дьявол, и тот способ, которым враг искушает людей.

49. Феоклу

Ты спрашивал, что означает написанное: голодные отдыхают (1Цар. 2:5)? Знай же – те, кто алчно вожделеет божественной правды, не заботятся о земных благах. Они презирают всё видимое, оставив всё земное, чтобы воспарить благочестивым помыслом. Они прошли мимо всего материального и, шествуя по небу, торжествуют с Ангелами.

50. Диакону Юлиану

Старайся не впадать в нерадение, сонливость и рассеяние мыслей. Принуждай себя к трудам и подвигам добродетели, рассуждая, что постоянный труд лучше беспечного состояния.

51. Монаху Епифанию

Ныне для нашей же пользы искушают нас дьявол и окружающие его свирепые силы. Ныне нужен нам подвиг, брань и борение с супротивными. Ныне можем показать духовное мужество. Еще немного (Ин. 14:19) – как говорит Писание, и мы получим великую помощь свыше, сокрушим дьявола и наступим на мысленных врагов наших. Наступим на змеев и скорпионов и всю силу вражью, только если не будем нерадивы.

52. Молчальнику Руфину

Блажен ты, пребывая в безмолвии, безмятежности и безопасности, поскольку презрел всю суету этой тленной жизни, вошёл в тихую пристань, очутившись в прекрасном краю. Ты бежал от людского моря и волн человеческого страдания, стяжав одну заботу, как благоугодить Владыке Христу, как войти в славу и Царствие Его.

53. Дионисию

Готовясь вкусить таинственную Пасху147, обезопасим свою душу воздержанием. Этим мы сломаем иглы мысленных терний, препятствующих нам восходить внутрь невидимого и утонченного начинания.

54. Епископу Епифанию

Чтобы тело пребывало в спокойствии, не возмущаясь ни одной из страстей, происходящих от пресыщения, нужно позаботиться о воздержанности поведения, установив мерой и правилом для пользования вещами, служащими для утешения, не удовольствие, но необходимость. Если же к необходимости примешивается услаждение, потому что скудость делает приятным всё необходимое, то не должно отвергать необходимого, из-за последующего наслаждения. Благодари Бога, из всего извлекая пользу. Презирай чувственное удовольствие и во всегдашней скудости, благодаря Бога, пользуйся необходимым.

55. Епископу Евфимию

Должно избегать раболепства, угодливости и невоздержания в пище, но со скромностью, страхом Божиим и благодарностью надлежит принимать предлагаемое.

56. Ему же

Проводником многого зла бывает безразличное употребление скоромной пищи и неумеренный смех. Потому что невоздержанность в смехе и чревоугодие порождают неисчислимое множество грехов. Епископу же надлежит избегать всякого греха.

57. Монаху Павлу

Я слышал что связанный ленью, ты с раннего утра до захода солнца сидишь, взявшись за книгу, как свинцом припаянный к скамье. Но не так поступал первоначальник наш Антоний148, напротив, по указанию Ангела он то садился за рукоделие, то опять вставал на молитву. При этом он был столь просвещён, что однажды сказал философу: как по книге читаю в природе созданий Господне слово. Он так приближался к Богу во время ночи, когда наступала кромешная тьма, что при рассвете восклицал: что мне в этом чувственном свете?

Поэтому если знаешь, что из одного камня не выстроишь дом, то не думай, что надлежит овладеть лишь одной добродетелью – то есть чтением. Надо, наконец, заняться и молитвой, и псалмопением, и трезвением, и бдением, и тому подобным. Так ты сможешь постепенно благоустроить себя как должно в Боге, ревнуя о всех добродетелях и свергнув с себя грязь тягостной лени.

58. Епарху Олимпиодору

Ты пишешь мне, что готовишься воздвигнуть величественный храм в честь святых мучеников и Самого Христа, прославленного их мученическими подвигами. Ты спрашиваешь, уместно ли будет поставить в святилище иконы, а стены с обеих сторон расписать изображением ловли животных, чтобы были видны растягиваемые по земле сети, спасающиеся бегством зайцы, серны и другие животные, преследуемые охотниками с собаками. А также закидываемые в море сети, пойманные рыбы, руками рыбаков извлекаемые на сушу. Кроме того, различные лепные изображения. В месте общего собрания верных желаешь изобразить множество крестов, а также различных птиц, зверей, пресмыкающихся и растения.

В ответ на твоё письмо скажу, что лишь детям прилично обольщать верных подобными картинами. Зрелому же и рассудительному мужу прилично изобразить крест на восточной стороне храма. Потому что крестом был спасён человеческий род, им же проповедуется надежда всем отчаявшимся. Святой же храм пусть рука искусного живописца наполнит историями Ветхого и Нового Заветов, чтобы неграмотные, не могущие читать Божественное Писание, рассматривая живописные изображения, вспоминали подвиги послуживших истинному Богу. Это возбудит в них ревность к подобным подвигам, которыми земля обменивается на небо и видимому предпочитается невидимое. В месте же общего собрания верных, разделённом на многие пределы, необходимо каждый храм снабдить крестом, а всё излишнее оставить.

Советую же тебе и умоляю тебя пребывать в молитвах, неколебимой вере и подаянии милостыни. Супругу же свою и детей наставлять украшаться смиренномудрием и неоскудевающим упованием на Бога, поучаться в божественных словах, сострадать соплеменникам, человеколюбиво относиться к слугам, и исполнять все заповеди Господа нашего Иисуса Христа.

59. Силентиарию Илиодору

На всяком месте, в разное время Господь совершает чудеса, призывая к твердой вере маловерных и неверных и приумножая веру и надежду верных. Из тысяч чудес я хочу рассказать тебе о чуде мученика Платона.

В горе, называемой Синай, где Моисей принял от Бога скрижали Завета, обитали монахи. В их числе подвизались и старец Галатянин с сыном, возлюбившие уединённую жизнь. Однажды внезапно вторглись варвары-язычники – люди, совершенно отчаянные. Они без труда захватили в плен монахов и в их числе сына старца Галатянина; связав им руки, они увели их в пустыню, гоня голодных и нагих и без обуви по безводным и непроходимым местам. Старец же, укрывшись в пещере, слёзно молился о сыне Владыке Христу и призывал на помощь мученика Платона. В это же время сын старца, находясь в плену, просил Бога, по молитвам мученика Платона, умилостивиться над ним и совершить чудо.

Молитвы их были услышаны. И вот мученик Платон внезапно предстал юноше, сидя на коне и ведя другого оседланного коня. Юноша сразу узнал его, потому что часто видел изображение святого на иконах. Мученик приказал ему немедленно встать и, взяв коня, сесть на него. И немедленно, подобно паутине, были разорваны связывавшие его узы. Следуя на коне за святым мучеником, юный монах быстро достиг пещеры, где молился и плакал старец. А победоносный мученик, спасший юношу, стал невидим149.

Так везде и всюду святые подвижники совершают чудеса для вопиющих через них к Богу. Это я написал тебе, как почитателю мучеников, всегда готовому чтить их память.

Из творений преподобного Нила Синайского...

Узы на ногах – препятствие скорому шествию, а печаль – препятствие созерцанию. Пленника варвары оковывают железом, а пленника страстей связывает печаль. Не усиливается печаль, когда нет других страстей, как и узы не вяжут, когда нет связующих. Кто связан печалию, тот побеждён страстями, и в обличение своего поражения носит узы, потому что печаль бывает следствием неудачи в плотском пожелании, а пожелание сопрягается со всякою страстию. Кто победил пожелание, тот победил страсть, а кто победил страсти, тем не овладеет печаль. Не печалится воздержный, что не удались снеди, и целомудренный, что не успел в задуманном неразумно непотребстве, и негневливый, что не возмог отмстить, и смиренномудренный, что лишён человеческой почести, и несребролюбец, что потерпел утрату. Они с силою отклонили от себя пожелание всего этого, потому что как одетого в броню не пронзает стрела, так бесстрастного не уязвляет печаль.

***

Уныние ослабляет душевную силу, а тщеславие напрягает ум, отпадший от Бога, болезненного делает здоровым, старика более сильным, нежели каков юноша, если только много свидетелей того, что делается; тогда легки и пост, и бдение, и молитва, потому что похвала многих возбуждает усердие. Но ты не продавай трудов за славу человеческую и не отдавай будущей славы за похвалу, ничего не стоящую. Слава человеческая пребывает в персти, и хвала ее угасает на земле, а слава добродетели пребывает вовеки.

***

Велик человек, когда помогает ему Бог, а как скоро оставлен Богом, познает немощь естества. Нет у тебя ничего доброго, чего не приял бы ты от Бога. Поэтому для чего величаешься чужим как своим? Для чего хвалишься благодатию Божиею как собственным своим достоянием? Признай Даровавшего и не превозносись много; ты – тварь Божия, не презирай Сотворшего. Бог помогает тебе, не отрицай Благодетеля. Взошёл ты на высоту жития, но путеводил тебя Бог. Преуспел ты в добродетели, но действовал в тебе Бог. Исповедуй Возвысившего, чтобы твердым пребыть тебе на высоте. Признай своего единоплеменника, он одной и той же с тобою сущности. Не отрицай родства по надменности.

***

Слово смиренного – мягчительная мазь душе, а слово гордого исполнено кичения. Молитва смиренного преклоняет Бога, а прошение гордого оскорбляет Бога. Смиренномудрие – венец дому и вошедшего блюдёт в безопасности. Когда восходишь на высоту добродетелей, тогда великая тебе потребность в ограждении. Ибо стоящий на полу, и упав, скоро восстанет, а упадший с высоты подвергается опасности умереть. Драгоценному камню прилична золотая оправа, и смирение мужа блистает многими добродетелями.

***

Но достойны похвалы проходящие ныне посредственность нестяжательности, не увлёкшиеся, вместе с многостяжательными, непостоянною легкостию помыслов и не связавшие ума пустыми заботами. Ибо в не имеющих твёрдости как всё ненадлежащее производит ревность к подражанию, так особенно – телесная пышность, весьма много способствующая к наслаждению и к людской славе, так как долговременный обычай научил сих суемудренных почитать блаженными живущих в изобилии, за богатство пользующихся славою и обильно наслаждающихся тем, что приобретается богатством. А поистине великими почесть и назвать мужественными надлежит тех, которые, как на поприще, одерживают победу, между тем как помыслы, конечно не без основания, борются и состязаются, как бы убедительными телодвижениями стараясь доказать, что должно согласиться с мнением многих и кажущееся хорошим признать уже действительно хорошим, не отказываться от того, что, по общему мнению, почтено достойным цены, не уклоняться от обладания данным на употребление от Самого Создателя и с кичливостию мнимого любомудрия не обличать напрасно приобретение того, что приведено в бытие с известною целию, а не даром.

***

Итак, поскольку путь, ведущий в Царство, имеет столько затруднений, будучи узок и с обеих сторон окружён стремнинами, то какая нужда, обременив себя кучами денег или заслушавшись тех, которые хвалят или порицают, покушаться так идти путём сим, как идти невозможно? Заботы о вещественном, рассеивая, сильно влекут долу, и внимательность к славе или бесчестию и здесь и там лёгким делает падение, так как всякое парение представляет удобные случаи к поползновению, когда глаз не имеет досуга там, где безопасность требует великой заботливости, и притом самой трезвенной. Ибо и в таком случае шествие едва проходит без падений, представляя много затруднений, по причине узкого пути по стремнинам. И если, по Господню слову, узок и тесен путь, вводяй в живот (Мф. 7:14), то шествующему оным, без сомнения, надлежит быть осторожным и бодрственным, не обременять себя тяжестью, не изнемогать во время шествия и не озираться небоязненно туда и сюда, потому что с обеих сторон великая и крайне страшная опасность и малейшее уклонение может на погибель низринуть в зияющую пропасть.

***

Немногого утешения требует тело – попекись о сём утешении, потому что до времени связан ты с телом, чтобы и его иметь содейственником в делании добродетели и чтобы не встретило препятствия преуспеяние души, желающей в короткое время приобрести всё и едва сподобившейся немногого для нужд своих. А кто имеет радение о волах, ежедневно пересчитывает стада овец, непрестанно ухаживает за виноградниками, рощами, нивами и садами, так что и продолжения дня недостаточно ему для сих работ, тот – где и когда будет иметь время вспомнить о Боге? Когда ему заняться псалмопением? Когда помолиться? Какое время посвятить упражнению себя в нравственном, естественном и богословском умозрении?

А если и найдёт возможность изредка делать это между многих дел, то как принесёт он Владыке чистое моление, когда мысль его не отрешена от того, о чём имеет он много заботы и попечения? Как последует за движениями страстей, чтобы узнать вчерашнюю и сегодняшнюю разность в перемене на лучшее или худшее? Как отыщет соплетения помыслов, которые многообразно одни другими заменяются и самоё наблюдение делают трудным?

***

Каждое видимое светило научает чему-либо полезному. Солнце сиянием своим приводит к уразумению Совечного Отцу Сына, и свидетелем в этом представляю Павла, который говорит: Иже сый сияние славы и образ ипостаси Его (Евр. 1:3). Ибо Апостол, что видел, то и уразумел, как научила природа видимого распознавать зорким оком души тот сокровенный в устроении солнца закон, который вложил Создатель, символически возводя ум взирающих к тому отношению, какое имеет к Нему Собезначальный Его Сын. А луна, возрастая и убывая, даёт видеть удобопременяемость наших дел и возвратными изменениями своего вида научает тому, что не должно и благоденствию радоваться как постоянному, и дни неблагополучия почитать прискорбными как продолжительные, потому что скоро заменяются одни дни другими, так что при скорости минования не производят и ощущения своего присутствия, между тем как один день заступает место другого и предшествующий заменяет собою непрерывно за ним последующий, подобно непрестанным видоизменениям луны, которые в такой же мере уступают одно другому, в какой совершаются обыкновенные перевороты и в жизни, и в приращении света, и перемены в них с трудом бывают приметны, потому что постепенное прибавление или убавление естественным образом утаивается от чувства.

Так и многое, подобным образом возрастающее и умаляющееся, имеет ежедневные не явные (в чём бы то ни было) перемены, и никто не бывает в состоянии удобно узнавать, насколько каждый день прибавляется возраст возрастающих, во всём преуспевающий и не обнаруживающий меры преуспеяния, пока время не даст заметить того, что незаметно при непрерывном наблюдении совершающегося.

* * *

144

 Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой (Лк. 7:12–16).

145

 В расписных комнатах обычно ставили идолов, которым приносили жертвы.

146

 Речь идёт о святом Евангелисте Матфее, прежде бывшем мытарем – сборщиком пошлин.

147

 Таинственная Пасха – причастие.

148

 Имеется в виду преподобный Антоний Великий – родоначальник монашества.

149

Описанное чудо произошло с самим преподобным Нилом Синайским и его сыном.


Источник: Письма / Преподобный Нил Синайский. - Москва : Благовест, 2010. - 511 с.

Комментарии для сайта Cackle