Скрыть
И сотвори́ша сы́нове Леві́ины, я́коже глаго́ла и́мъ Моисе́й: и паде́ от­ люді́й въ то́й де́нь до тре́хъ ты́сящъ муже́й.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек

Сыны Левия - побежавшие к Моисею и опоясавшиеся своими мечами - побежали на них. Но сыны Левия не знали, кого им следовало умерщвлять, так как поклонившиеся тельцу были перемешаны с теми, кто не совершал поклонения. Однако Тот, Кому легко различить, отделил впавших в идолопоклонство от тех, кто не поклонялся тельцу, так что невиновные могли вознести хвалу за то, что их невиновность не прошла мимо Праведного, а виновные, напротив, убедились в том, что их преступление не скрылось от Судьи.

Проповедь о Господе нашем.

См. также Толкование на Исх. 32:26

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 26-28 И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, - ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек

Моисей вооружает левитов на соплеменников, и они, прошедши стан от края до края, без разбора избивают встречающихся, острию меча предоставив решение участи умерщвляемых; всякого, кто ни попадался, равно предавали они смерти, не различая убиваемых людей, не обращая внимания, враг ли кто или друг, сторонний или домашний, родственник или чужой, но было одно какое-то направление руки, одинаково и равно устремленное на всякого встречного. Сказание же об этом может служить для нас следующим полезным уроком: поскольку на худое дело умудрились все целым народом и все ополчение участвовало в грехе, как один человек, то и бич поражает их без различия. Как наносящий удары застигнутому в каком-либо грехе налагает бич на какую бы то ни было часть тела, так что боль, ощущаемая в одном члене, сообщается и всему телу, так и в этом теле, решившемся на грех, всякий член наказываем был одинаково, и бич, обращаемый на части, уцеломудривал целое. Поэтому если равный грех усматривается во многих, гнев же Божий действует не на всех, но только на некоторых, то надлежит разуметь это так, что Бог по человеколюбию исправляет сделанное, и, хотя не все несут на себе удары, однако же все уцеломудриваются и отвращаются от греха ударами частными. Но это еще только исторический смысл написанного, применительный же смысл может оказать нам пользу таким образом: законодатель в общей проповеди говорит всем: Аще кто есть Господень, да идет ко мне, т.е. таков глас закона, повелевающий всем: кто хочет быть другом Божиим, да будет другом мне - закону, потому что друг закону, конечно, и друг Божий. И собравшимся к нему по такой проповеди дает повеление действовать мечом против брата, и друга, и ближнего. Взирая же на последовательность этого обозрения, разумеем это так: всякий помышляющий о Боге и законе, очищается убиением в себе того, что усвоил он на зло себе. Ибо не всякий брат, друг и ближний в Писании понимается хорошо, но иной бывает и брат и чужой, и друг и враг, и ближний и сопротивник. Разумеем же под этими именами постоянные наши помыслы, жизнь которых соделывает нашу смерть, а смерть - нашу жизнь.

О жизни Моисея законодателя

Георгий Константинович Властов (†1899)

И он сказал им: так говорит Господь, Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.

И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек.
Ст. 27–28 Смысл приказания Моисея, в чем согласны комментаторы, заключается в том, что он приказал прибежавшей прежде всех дружине сыновей Левииных, не щадя ни друга, ни брата, избить всех тех упорных идолопоклонников, которые не хотели воспользоваться амнистией, провозглашенной Моисеем и которые, как мы выше сказали, должны, были составлять шайку из людей всех колен, не исключая и Левиина. Не видно, чтобы масса народа оказала какое-либо сопротивление колену Левиину или пыталась защитить идолопоклонников. Таким образом колено Левиино фактически, в этот день, сделалось орудием правосудия и впоследствии получило особое значение в народе служить вечной охранной стражей святыни. Доселе призваны были к священнодействию лишь Аарон и сыны его.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 27-28 И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек

Так как к Моисею собрались все сыны Левия (ст. 26), то убиваемые ими братья, сыновья не были таковыми в буквальном смысле. Три тысячи убитых левитами потерпели наказание не за общую вину всего народа, а за собственную личную вину. Они, как предполагают, продолжали на улице праздновать свой праздник, продолжали и тогда, когда прошло немало времени после возвращения Моисея с горы, после уничтожения золотого тельца.

См. также Толкование на Исх. 32:20

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible