Скрыть
Да не когда́ реку́тъ Еги́птяне, глаго́люще: съ лука́в­ст­вомъ изведе́ и́хъ погуби́ти въ гора́хъ и потреби́ти и́хъ от­ земли́: утоли́ гнѣ́въ я́рости Тво­ея́ и ми́лостивъ бу́ди о зло́бѣ люді́й Тво­и́хъ,

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.


Вопрос 67. Как должно разуметь сказанное: «и ныне остави Мя, и возъярився гневом на ня, потреблю их, и сотворю тя в язык велик»?


Сим выражается и бесстрастие, и человеколюбие Божие. Кто делает что-либо в раздражении, тот негодует и на умоляющих его. А Бог сказал: «остави Мя, и возъярився гневом на ня, потреблю их». Умоляющих же ожидает всякий не для того, чтобы разгневаться, но чтобы успокоиться. Посему сказал: «остави Мя», вместо «удержи Меня». Пoелику великий Моисей не знал еще о беззаконии народа, то Бог объявил ему оное и побуждал к ходатайству. Слова «и сотворю тя в язык велик» прознаменуют совершившееся с нами. Ибо что тогда не исполнилось, то совершилось по пришествии нашего Спасителя. Впрочем, законодатель, хотя и сказал Бог, что и его достаточно, чтобы ходатайствовать за народ, не помыслил о себе, что в состоянии он прекратить Божий гнев, а потому вместо молитвы произнес имена патриархов, напомнил клятвы, им данные, и умолял подтвердить завет с ними (Исх.32:13).

Толкование на книгу Исход

Магн Аврелий Кассиодор (†580)

чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего

Со всей любовью, со всей благодарностью Моисей просит Господа, чтобы Тот смягчил Свою справедливость некоей мягкостью, чтобы могли умолить Его грешники, познавшие справедливый гнев Его. Но надо отметить, что он не сказал [Господу] полностью смягчиться, но хоть сколько-нибудь, потому что лучше всего нас приводит к порядку то, когда нас язвит некое острие принуждения, чтобы после частого увещевания мы могли заслужить помилование грехов с помощью спасительного обращения.

Изъяснения Псалмов

Георгий Константинович Властов (†1899)

Но Моисей стал умолять Господа, Бога своего, и сказал; да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою.

Чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли. Отврати пламенный гнев Твой, и отмени погубление народа Твоего.

Вспомни Авраама, Исаака и Израиля (Иакова) рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая, умному семя ваше, как звезда небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть (ею) вечно.

И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой.
Ст. 11–14 Из последнего, Исх. 32:14 стиха мы видим ясно, что Господь испытывал Моисея. Но какая прекрасная молитва Моисея к Богу, с какою пламенною ревностию за славу имени Иегова молится он о пощаде Израилю, воспоминая обетования. Из сердца его выливаются слова любви и плача за прегрешения Израиля. Преступление требует наказания, справедливости Божией, но милость царствует на суде. В этом случае праведность Моисея принимается Господом как удовлетворение за греховность Израиля. И здесь Моисей является прообразованием будущего посредника, примирителя правосудия Божия с греховным человеком. Последние слова Господни дают Моисею спокойствие и силу, которые ему нужны были, чтобы восстановить среди народа нарушенный закон.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-13 Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего; вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно

Умоляя об отмене грозного суда над преступным народом, Моисей не пытается умалить его вину. Он только указывает на прежние благодеяния Бога к евреям (ст. 11), как на основание вновь явить милость. Другим основанием для этого является со стороны Всевышнего ревность о славе Своего святого имени: если Он истребит Израиля, то другие народы и прежде всего египтяне с злорадством скажут: «от того, что нет у Господа силы ввести этот народ в землю, которую Он с клятвою обещал Ему, погубил Он его в пустыне» (Числ. 16:13-16; Втор 11:28). Не может Господь погубить Израиля и в силу данных его предкам обетований. Обещания размножить, сохранить и ввести в землю обетованную даны семени Авраама вообще (Быт 48:19), а потому перенесение их на колено Левия, в частности – на поколение одного Моисея, было бы прямым нарушением клятвой подтвержденного завета.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible