Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Исход 32:13
помяну́въ Авраа́ма и Исаа́ка и Иа́кова, Твоя́ рабы́, и́мже кля́лся еси́ Собо́ю, и ре́клъ еси́ къ ни́мъ, глаго́ля: зѣло́ умно́жу сѣ́мя ва́ше, я́ко звѣ́зды небе́сныя мно́жествомъ, и всю́ сiю́ зе́млю, ю́же ре́клъ еси́ да́ти сѣ́мени и́хъ, и облада́ютъ е́ю во вѣ́ки.
Святые отцы
Прочие
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Вопрос 67. Как должно разуметь сказанное: «и ныне остави Мя, и возъярився гневом на ня, потреблю их, и сотворю тя в язык велик»?
Сим выражается и бесстрастие, и человеколюбие Божие. Кто делает что-либо в раздражении, тот негодует и на умоляющих его. А Бог сказал: «остави Мя, и возъярився гневом на ня, потреблю их». Умоляющих же ожидает всякий не для того, чтобы разгневаться, но чтобы успокоиться. Посему сказал: «остави Мя», вместо «удержи Меня». Пoелику великий Моисей не знал еще о беззаконии народа, то Бог объявил ему оное и побуждал к ходатайству. Слова «и сотворю тя в язык велик» прознаменуют совершившееся с нами. Ибо что тогда не исполнилось, то совершилось по пришествии нашего Спасителя. Впрочем, законодатель, хотя и сказал Бог, что и его достаточно, чтобы ходатайствовать за народ, не помыслил о себе, что в состоянии он прекратить Божий гнев, а потому вместо молитвы произнес имена патриархов, напомнил клятвы, им данные, и умолял подтвердить завет с ними (Исх.32:13).
Георгий Константинович Властов (†1899)
Но Моисей стал умолять Господа, Бога своего, и сказал; да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою.
Чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли. Отврати пламенный гнев Твой, и отмени погубление народа Твоего.
Вспомни Авраама, Исаака и Израиля (Иакова) рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая, умному семя ваше, как звезда небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть (ею) вечно.
И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой.
Ст. 11–14 Из последнего, Исх. 32:14 стиха мы видим ясно, что Господь испытывал Моисея. Но какая прекрасная молитва Моисея к Богу, с какою пламенною ревностию за славу имени Иегова молится он о пощаде Израилю, воспоминая обетования. Из сердца его выливаются слова любви и плача за прегрешения Израиля. Преступление требует наказания, справедливости Божией, но милость царствует на суде. В этом случае праведность Моисея принимается Господом как удовлетворение за греховность Израиля. И здесь Моисей является прообразованием будущего посредника, примирителя правосудия Божия с греховным человеком. Последние слова Господни дают Моисею спокойствие и силу, которые ему нужны были, чтобы восстановить среди народа нарушенный закон.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 11-13 Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего; вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно
Умоляя об отмене грозного суда над преступным народом, Моисей не пытается умалить его вину. Он только указывает на прежние благодеяния Бога к евреям (ст. 11), как на основание вновь явить милость. Другим основанием для этого является со стороны Всевышнего ревность о славе Своего святого имени: если Он истребит Израиля, то другие народы и прежде всего египтяне с злорадством скажут: «от того, что нет у Господа силы ввести этот народ в землю, которую Он с клятвою обещал Ему, погубил Он его в пустыне» (Числ. 16:13-16; Втор 11:28). Не может Господь погубить Израиля и в силу данных его предкам обетований. Обещания размножить, сохранить и ввести в землю обетованную даны семени Авраама вообще (Быт 48:19), а потому перенесение их на колено Левия, в частности – на поколение одного Моисея, было бы прямым нарушением клятвой подтвержденного завета.