Скрыть
да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

да не будет у тебя других богов пред лицем Моим

Отвлекая людей от идольской прелести и от неразумнаго представления о богах, Писание говорит: «да не будут тебе бози инии разве Мене». Воспрещает людям иметь иных богов, не потому, что иные – действительно боги, но чтобы, отвратившись от истиннаго Бога, не начали обоготворять несуществующее; а таковы наименованные богами у стихотворцев и историков, о которых доказано, что это – не боги. И самый образ выражения показывает, что они – не боги; сказано: «да не будут тебе бози инии»; чем означается будущее время; а что произойдет в будущее время, того, когда говорится о сем, нет еще.

Слово на язычников

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 2-3 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим

Другой бог мыслится как противоположность нашему собственному Богу. Итак, Кто наш собственный Бог? Ясно, что истинный Бог. Кто же этот «другой, чуждый»? Во всяком случае, это тот, кто чужд естеству истинного Бога. Итак, если наш собственный Бог есть истинный Бог, то если Единородный Бог не будет естества истинного Бога, как говорят еретики, то Он есть «чуждый» и не наш.

К Симплицию о вере

Феодорит Кирский, блж. (†457)

да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

[Да не будут тебе бози инии разве Мене.]

Вопрос 37. Как разуметь сказанное: «да не будут тебе бози разве Мене»?


Исповедующие единую сущность Троицы сохраняют закон сего Божественного изречения, потому что не согласны боготворить что-либо иное, кроме Божественного естества, а зараженные Ариевым и Евномиевым недугом явно преступают Божественный закон, когда Сына и исповедуют Богом, и называют сотворенным и чуждым Божественной сущности. Бог говорит: «да не будут тебе бози инии, разве Мене»; а они вводят иного бога.

Толкование на книгу Исход

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Ст. 2-3 Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския, от дому работы: да не будут тебе бози инии разве Мене

Против этой заповеди согрешают безбожники, многобожники, те, кто отвергает промысл Божий, веря в судьбу и рок; все волшебники, гадатели, суеверы и все, кто ходит к ним; еретики, кто не по православному верует в Троичного Бога. И, просто сказать, все те, кто более уповает на человека или на самих себя, а также на природные и приобретенные блага, чем на Бога.

Руководство к исповеди

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

да не будет у тебя других богов пред лицем Моим

Да не будут тебе бози инии, разве Мене. Что сие значит, как не то, что Бог, постановив между Собою и человеком союз любви, желает укрепить его и возвысить до такого совершенства, чтобы любовь сия исключала всякую другую любовь, которая с нею не согласна, и ей не подчинена, или, что тоже, открывает Свою ревность, и ревность нам заповедует? И так вот заповедь ревности. Изъяснение сие не вымышлено, а дано Самим Творцем закона, в продолжении десятословия: Аз бо есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель (Исх. 20:5).

Из сего не трудно усмотреть, как то, что обязанность быть ревностным по Боге и по вере в Него лежит на каждом человеке, так и то, что обязанность сия простирается на все времена и случаи: поелику заповедь ревности неразрывно связана Высочайшим Законоположником с заповедию любви к Богу, которая никогда никакому исключению подвержена быть не может.

Слово в день святителя Николая. 1822 год


Что предписывается словами да не будет у тебя других богов пред лицем Моим?

Словами да не будет у тебя других богов пред лицем Моим, предписывается обращаться и стремиться к единому истинному Богу, или, что то же, благоговейно почитать Его.

Почему человекоугодие и человеконадеяние противоречат первой заповеди?

Человекоугодие и человеконадеяние противоречат первой заповеди, потому что человек, которому мы угождаем или на которого надеемся и забываем Бога, некоторым образом есть для нас иной бог, вместо Бога истинного.

В Священном Писании так говорится о человекоугодии:

Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал. 1:10).

Священное Писание говорит и о человеконадеянии:

Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа (Иер. 17:5).

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О первой заповеди

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О Церкви Небесной


Сектанты говорят: Господу Богу поклоняйся и Ему одному служи: Мф.4:10; ср. Исх.20:3-5.

Православный ответ: Царь не возбраняет получать почести своим подчиненным, но только бы не стремились занять место царя: мы угодниками Царя Небеснаго не отменяем, а что славим угодников, то это им даровал Сам Спаситель – Ин.17:22.

Оружие правды

Николай Сербский, свт. (†1956)

да не будет у тебя других богов пред лицем Моим

Да не будет других богов, кроме Меня, заповедует Господь. Да зачем тебе другие боги, если есть Господь Бог Саваоф? Как только у тебя будет два бога, знай: один из них - диавол. А ты не можешь служить сразу и Богу, и диаволу, как не может один вол одновременно вспахать две нивы, как не может одна свеча осветить одновременно два дома. Волу не нужны двое хозяев, ибо они растерзают его; и лесам не нужно два солнца, ибо сгорят они; и муравью не нужны две капли воды, ибо он в них утонет; и ребенку не нужны две матери, ибо останется «дитя без глазу». И тебе не нужны два бога, ибо станешь не богаче, но беднее. Так оставайся наедине со своим единственным Господом Саваофом, в Котором вся сила, вся мудрость и вся доброта, нераздельная, неисчерпаемая, бесконечная. Его, Единого, почитай, Ему клади поклоны, только Его бойся.

Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею

Фульгенций Руспийский, еп. (†527)

Ст. 2-3 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим

Первая заповедь Декалога открыто провозглашает почитание и служение Единому Богу, а также строго запрещает верующим поклонение и служение всякому творению. Ведь там говорится: Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим. Если считать, что это говорится одновременно Отцом и Сыном, то должно верить, что Отец и Сын – это один Господь Бог. Но если считать, что или Отец без Сына, или Сын без Отца сказал это, то необходимо отрицать или Господа Бога Отца, или Сына. Ведь об этом Он сказал: Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.

Послания

Георгий Константинович Властов (†1899)

Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Ст. 3 «Перед лицем Моим», т. е. не только чтить Иегову должен Израиль, но и не соединять с этим богопочитанием какого-либо другого обожания. Надо при этом заметить, что в первой заповеди запрещается политеизм и пантеизм, между тем как от них отделяется идолопоклонство, которое составляет предмет второй заповеди. Поэтому, всякое обожание сил природы, материи, небесных явлений, или элементов, даже при отсутствии всяких изображений их, есть нарушение первой заповеди, и возмущение противу Творца мира, Иеговы.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-3 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим

Я Господь, Бог откровения, завета, проявивший Себя истинным Богом в целом ряде казней, и факт изведения народа из Египта (Втор 4:32–35) должен быть твоим «Всевышним» – предметом твоего почитания. «Господь есть Бог, нет другого, кроме Его» (Втор 4:4, 35; 6:4). Поэтому с верою в Него несовместимо почитание других богов, – оно исключается ею; «да не будет у тебя других богов пред лицом Моим», при Мне, вместе со Мною (Втор 5:7; 4Цар 17:35).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible