Скрыть
если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их;

Святые отцы

Прочие

Григорий Богослов, свт. (†389)

если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их

В древности то, что на жертвенник не восходила секира и при сооружении его не было видно и слышно орудий каменотесов, имело важность по тому высшему знаменованию, что все посвящаемое Богу должно быть естественно и безыскусственно.

Погребальное слово об отце (Слово 18)

Феодорит Кирский, блж. (†457)

если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их;

[Аще же олтарь от камений сотвориши Ми, да не устроиши их тесаных: сечиво бо твое аще возложиши на них, то осквернятся]

Вопрос 44. Что значит сказанное: «аще же олтарь от камений сотвориши Ми, да не устроиши их тесаных; сечиво бо твое аще возложиши на них, то осквернятся»? 


Никто, думаю, не будет спорить, что употребляли железные орудия, обделывавшие дерева для скинии, равно и обрабатывавшие золото, серебро и медь. Полагаю несомненным и то, что священники ножами закалали жертвы, снимали с них кожу и рассекали их на части. Поэтому спрашивается, почему того не оскверняло железо, оскверняли же тесанные ими камни. Но явно, что Бог одним предустрояет другое. Пoелику израильтяне пробыли сорок лет в пустыне, беспрестанно странствуя и переменяя места, то Бог запрещает созидать жертвенники из обделанных камней, чтобы по занятии ими земли Обетованной жители соседних стран на сих жертвенниках не стали совершать жертв демонских. Посему-то и постановил устроять алтари или из земли, или из самородных камней, потому что то и другое скоро разрушается. А что по создании храма было недозволительно приносить жертвы в другом месте, тому научает сам закон. Если же закон запрещал закалать жертвы вне храма, то возбранял также и созидать жертвенник. Так, например, великий Илия, будучи принужден в обличение нечествующих принести жертву на Кармиле, сложил алтарь из самородных камней, взятых по числу колен, и на нем принес жертву, чтобы построенный жертвенник вскоре разрушился и никто другой не приносил на том месте жертвы.


Толкование на книгу Исход

Апостольские постановления

Ст. 24-25 сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя; если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их

Бог говорит: Если же будешь делать Мне жертвенник, сделай Мне жертвенник из земли. Не сказал: «сделай», но: если будешь делать – не принудил, но предоставил воле, как свободной. Бог, по естеству ни в чем не имеющий нужды, не нуждается в жертвах.

Апостольские постановления

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 22-26 И сказал Господь Моисею: так скажи сынам Израилевым: вы видели, как Я с неба говорил вам; не делайте предо Мною богов серебряных, или богов золотых, не делайте себе: сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя; если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их; и не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота твоя

С данного стиха начинается изложение законов, возвещенных на Синае одному Моисею и им переданных впоследствии всему народу. К этим законам и относятся слова Втор 5:5. Первым из таких постановлений является постановление о месте совершения богослужения – жертвеннике. Так как жертвенник назначается для Бога (ст. 24-25), то он должен быть сооружен в духе истинного богопочитания, не должен носить и следов язычества. И прежде всего на нем или при нем не могут находиться статуи, – золотые и серебренные идолы, несогласные с верой в единого истинного Бога. Ввиду этого и повторяется вторая заповедь, с указанием основания для запрещения делать кумира: невидимость Бога – «говорил с неба» (Втор 4:36; Неем 9:13).

Так как далее евреи подражая язычникам, могли делать на камнях жертвенника изображения и кланяться им (Лев 26:1), то во избежание этого закон требует, чтобы жертвенник был сделан из земли, а если из камней, то непременно из не тесанных (Втор 27:5 и д.; Нав 8:31; 1Мак 4:47), так как на них труднее вырезать то или другое изображение. В виду временного отсутствия одного определенного места для совершения богослужения (Втор 12:5, 11, 21; 14:23; 16:6, 11) жертвенник может быть сооружаем там, где «Господь положит память имени Своего» (24), т. е. там, где Он проявит Свое присутствие (3Цар 9:3, – по поселении евреев в Ханаане получил полную силу закон Второзакония об единстве места богослужения, цит. мм.). Только тогда будет угодна Богу приносимая на жертвеннике жертва. И, наконец, как жертва покрывает грехи человека, так должна быть скрываема и нагота, напоминающая о грехе: при жертвеннике не должно быть ступеней, восхождение по которым способствует открытию наготы.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible