Скрыть
а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих

Если бы давший закон о субботе сказал им: делайте доброе в субботу, а злого не делайте, – они не удержались бы и от зла. Поэтому и предписан общий закон: не делайте ничего. Впрочем, они и этого не выполнили. Таким образом, Сам Законодатель, предписывая закон о субботе, иносказательным образом указывал на то, что Он желает, чтобы удалялись только от злых дел. Не делайте, сказано, ничего, кроме того, что будет сделано для души. Между тем, в Храме совершалось все, и даже с большим усердием и с двойным старанием. Так, с помощью самой тени Господь открывал им истину.

Гомилии на Евангелие от Матфея

Феодорит Кирский, блж. (†457)

а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;

Вопрос 42. Для чего субботу почтил Бог покоем от дел?


Обучал сим народ человеколюбию. Ибо присовокупил: «да упокоятся ты и раб твой и раба твоя, и вол твой и осля твое и всякий скот твой, и пришлец обитаяй у тебе»

Толкование на книгу Исход

Григорий Палама, свт. (†1359)

а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих

Один день недели, называемый Господним, посвящай Господу, воскресшему в этот день из мертвых, и предпоказавшему и предуверившему нас в общем воскресении. В этот день успокойся от всех мирских земных дел (Втор. 5:12; Откр. 1:10) освяти этот день, оставляя все житейские занятия, кроме самых необходимых. Всем подчиненным твоим и всем живущим с тобою под одним кровом, дай покой, чтобы все вы единодушно могли славить стяжавшего нас Своею смертию, воскресшего и совоскресившего наше естество. Памятуй о будущем веке, и поучайся во всех заповедях и оправданиях Господних, и испытуя себя, не преступил ли ты чего либо, не сделал ли упущений, исправляй себя во всем.

Пребывай в храме Божием, находись при общественном Богослужении и с светлою верою и незазорною совестию приобщайся Св. Тела и Крови Христовой. Положи начало жизни совершеннейшей и обнови себя, уготовляя себя к приятию будущих вечных благ, ради коих и в другие дни тебе не должно чрезмерно прилепляться к земным, в день же Господень ты должен воздержаться от всех, чтоб непрестанно пребывать с Господом, кроме самых необходимых и таких, без которых жить невозможно. Таким образом, ходя пред Богом, ты избегнешь поводов ко греху, не преступишь закона, не воспламенишь огня страстей, не подъимешь на себя бремени греха (Исх. 12:16; Иер. 17:24; Неем. 13:15; Мф. 12:2; Ин. 5:10), и освятишь день субботный, субботствуя бездействие относительно грехов. Подобно дню Господню проводи и прочие установленные Церковию великие праздники, соблюдая относительно их вышеизложенные наставления и предостережения.

Изъяснение десяти заповедей

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Ст. 8-10 Помни день субботный, еже святити его: шесть дний делай и сотвориши (в них) вся дела твоя: в день же седмый, суббота Господу Богу твоему

Против этой заповеди погрешают те, кто не ходит в церковь в воскресный день, на который перенес Господь ветхую субботу. И потому что Сам Он – Господь субботы (Мф. 12:8), и не подчиняется никому. Потому что в этот день произошло Его Воскресение и обновление всего мира. Кто не ходит в церковь также и в иные Господские и Богородичные праздники, в праздники святых, чтобы слушать божественные словеса. Или идут в церковь, но лишь по привычке, чтобы провести время, не внимая службе, но пустословят и беседуют о своих мирских делах. Кто от безмерного пожелания богатства работает в праздники или заставляет работать других. Кто совершает в эти дни игрища, танцы, пирушки и драки, и подобные неуместные вещи. Кто обучен грамоте, но не читает в праздники священных книг. Те пастыри и предстоятели церквей, кто не поучает в эти дни народ. Кто не дает от своих имений малейшую часть на сбор для нищих, который бывает в праздники, о чем пишет божественный Павел (1Кор. 16).

Руководство к исповеди

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих

Почему именно седьмой день повелевается посвящать Богу?

Седьмой, а не другой день недели полагается посвящать Богу потому, что Бог в шесть дней сотворил мир, а в седьмой почил от дел творения (Исх. 20:11).

Почему в праздничные дни запрещено работать?

Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственно совершать святые и Богоугодные дела.

Почему в праздничные дни порочные дела особенно грешны?

Те, кто в праздники позволяют себе легкомысленные игры и зрелища, светские песни, невоздержанность в пище и питье, — оскорбляют святость праздников. Если невинные и полезные работы не сообразуются со Святыми днями, то тем более — дела бесполезные, плотские и порочные.

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О четвертой заповеди

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих

Слава Богу, что Он по Своей премудрости и благости установил праздновать день седьмой и посвящать его богомыслию, исключая всякое житейское дело. Люди, при всей забывчивости своей и поползновению к неблагодарности, невольно, так сказать, должны были приводить себе на память величайшие благодеяния Божии, явленные в творении мира или в воззвании его из бездны ничтожества к бытию. Христиане, новый Израиль! Вы празднуете новую субботу, которая по важности своей не меньше древней. В субботу опочил от всех страданий Единородный Сын Божий, воззвавший разумную тварь Свою к новому, благодатному бытию от нравственной погибели. А в воскресенье Он воскресил с Собою из мертвых все человечество.

Дневник. Том I. 1856

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О субботе и воскресении


Сектанты говорят: Лк.23:55-56. Евангельские женщины в субботу оставались в покое, по заповеди. Значит, нужно и нам субботствовать.

Православный ответ: Женщины субботствовали по заповеди: Исх.16:23;20:8-10;35:3; Чис.15:32-33; Неем.10:31;13:15-21; Иер.17:21; Чис.28:9-10. Адвентисты, конечно, так не соблюдают, как женщины, значит, этот пример не по ним.

Оружие правды

Николай Сербский, свт. (†1956)

Ст. 9-10 шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих

Шесть дней созидал Творец, а на седьмой день почивал от трудов Своих. Шесть дней временны, суетны и недолговечны, а седьмой - вечен, мирен и долговечен. Сотворением мира Господь Бог вошел во время, но не вышел из вечности. Тайна сия велика… (Еф. 5:32), и о ней приличествует больше мыслить, чем говорить, ибо она доступна не всякому, но лишь Божьим избранникам.

Избранники Божьи, находясь плотски во времени, духом своим поднимаются до вершин мира, где вечный мир и блаженство.

А ты, брат, трудись и отдыхай. Трудись, ибо и Бог трудился; отдыхай, ибо и Господь отдыхал. А труд твой пусть будет созиданием, ибо ты чадо Творца. Не разрушай, но созидай!

А в седьмой день отдыхай.

Посвяти седьмой день целиком Богу, и тогда воистину отдохнешь и исполнишься новых сил.

Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею

Георгий Константинович Властов (†1899)

Помни день субботний, чтобы святить его.

Шесть дней работай, и делай (в них) всякие дела свои.

А день седьмый суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих.
Четвертая Заповедь (Ст. 8–10). День субботний, день покоя (шабат-значит покой после работы) связан с другим повелением, в этой же заповеди высказанным: шесть дней работай. Но покой, как разумеют все комментаторы, относится не только к физической природе человека, сколько к его нравственной. Житейский дела запрещаются в субботу, чтобы человек один из семи дней мог посвятить стремлениям духовной природы и возвыситься мыслию до Того, Который даровал ему жизнь и создал прекрасный мир, окружающий его. Поэтому и мысль о субботнем покое связывается с мыслию о творении, и о той таинственной эпохе, когда творение было закончено "и Бог почил от дел своих» (Исх. 20:11). День субботний, по всей вероятности, был соблюдаем патриархами и составлял часть Ноевых преданий, которые, вместе с жертвоприношениями, молитвами и сказаниями о допотопном мире, передали в новое общество и закон соблюдения субботы. Мы можем заключить об этом потому, что у весьма многих народов древности существовало то разделение времени, которое мы называем неделей, а предания и жертвоприношения, как мы говорили не раз, носят отпечаток общего источника. Но у Израиля в Египте, вероятно, суббота была забыта уже потому, что они были рабы. Учреждение субботы, или, лучше сказать, восстановление ее Моисеем, между прочим служило напоминанием им, что они отныне не рабы, а свободные, ибо только свободные могут располагать своим временем.

Ст. 10 Втор. 5:14-15 высказана трогательная мысль, в дополнение к закону субботы, распространенному и на рабов: « чтобы отдохнул раб твой, как и ты, и помни, что ты был рабом в земле Египетской». Необычайно человеческое, нравственное высокое направление закона Моисеева доказывает его Божественное происхождение.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-11 Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его

Предписание о субботе было уже известно народу еврейскому (Быт. 2:3; Исх. 16:23 и д.), поэтому оно только напоминается: «помни день субботний», а не объявляется в качестве нового закона.

Израиль должен помнить об освящении субботы (31:13-14; Лев. 19:3, 30; 26:2; Втор. 5:12), т. е. о выделении ее из ряда других недельных дней. Это выделение выражается в том, что шесть из них посвящаются работе разного рода (31:15; 34:21; Лев. 19:3), а седьмой Господу. Шесть первых дней – время заботы о земных нуждах, в седьмой же еврей должен освободиться от погружения в житейские интересы, отрешиться от привязанности к земле. Средством к этому является прекращение всякого дела (Лев. 23:3), – собирания манны (16:26), приготовления пищи в вареном и печеном виде (16:23), сеяния и жатвы (34:21), возжигания огня (35:3), собирания дров (Чис. 15:32), ношения тяжестей (Иер. 17:21), торговли (Ам. 8:5), работы в точилах, перевозки снопов и товаров (Неем. 13:15). Работа запрещается не только самому еврею с семейством, но даже рабу, пришельцу и скоту. В противном случае, т. е. при работе раба, хозяин-еврей невольно бы переносился мыслью к его труду, не отрешился бы, следовательно, от забот о земном.

Основанием для субботнего покоя служит освящение субботы самим Богом (ст. 11): священное не может быть включаемо человеком в круг явлений житейского обихода (31:16-17). По указанию Втор. 5:15, суббота празднуется в также в воспоминание исхода из Египта. Освобождение от рабства было вместе и избранием евреев в народ Божий, теократический, положило начало ему. По идее же теократии Израиль должен служить Всевышнему. Празднование субботы – посвящение ее Богу и служило прямым выражением этой основной идеи ветхозаветной теократии, идеи избрания евреев в народ Божий и вытекающего отсюда служения Господу.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible