Скрыть
вве́дъ насади́ я́ въ го́ру достоя́нiя Тво­его́, въ гото́вое жили́ще Твое́, е́же содѣ́лалъ еси́, Го́споди, святы́ню, Го́споди, ю́же угото́вастѣ ру́цѣ Тво­и́:

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-3, 5-11, 13-19 Пойте Господеви славно прославившемуся, т.е. Господу, Который наказал коней и всадников, ввергнув их в море. Он мощен и славен; мощен в потоплении Египтян, и славен в избавлении Евреев. Бог Господь, то есть, Сый; Он соделался нашим Спасителем, а не тельцы, едва только слитые. Итак, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего Авраама, и вознесу Его. Господь исполин и муж брани, потому что Он сражался за нас с Египтянами, когда мы оставались в покое; Он вверже в море грозные колесницы Фараоновы и крепкую силу его, чем Фараон гордился; и избранные исполины его, которых извел он на нас, погрязли в чермнем мори. Пошли во глубину и по тяжести собственных тел своих погрязли, яко камень. Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, то есть имела столько силы, чтобы сокрушить врагов Твоих - Египтян. Послал еси гнев Твой, и пояде я, яко стеблие в Египте и в море. От духа твоего восхолмились воды, то есть, от Духа, Тобою движимого, восхолмились воды, чтобы потом расступиться, или повелением уст Твоих умудрены они прекратить свое течение, пока не пройдут шестьсот тысяч сынов Израилевых. Огустеша пучины в сердце моря, чтобы потопить Египтян. А чтобы показать, за что потоплены Египтяне, написано: рече враг: постигну их, разделю корысть, поглотит их душа Моя и пр. Ты дхнул духом Твоим, и покры я море; и вместе с ними рушились их гордые замыслы. Кто подобен Тебе, в именуемых так, бозех, Господи? Кто подобен Тебе, прославлен в святыне Твоей, то есть, во святом жилище Твоем? Страшен для Египтян, и хвален для Евреев; и творяй чудеса в море и в земле египетской. Извел Ты в облаке и столпе благостью Твоею люди сия, яже избавил еси из Египта. Слышаша языцы, то есть, услышали Аммореи о реке превратившейся в кровь, и вострепетали: в ужас пришли живущии в Филистиме, узнав об умерщвлении египетских первенцев. Владыки едомстии и князи моавитстии устрашились, и прият я трепет при разделении моря. Рассеялись вси живущии в Ханаане. Нападет на ня страх; то есть, жители Хананеи поражены будут слухом о потоплении в море Фараона и его войска. Нападет страх на сии народы, и они не осмелятся вступить в брань, дондеже пройдут людие сии, яже избавил еси. Насади я в гору достояния Твоего, то есть, в земле Хананеев. Твердым в жилище Тебе в Иерусалиме соделал еси, Господи, святилище; утверди оное, Господи, руками Твоими, да будет оно твердо по мановению Твоему. Господь будет царствовать над нами во век, а не чуждые народы. Вошли колесницы Фараоновы и всадники его в море, чтобы преследовать нас; но воды возвратились и покрыли их собою.

Толкования на священное Писание. Книга Исход

Георгий Константинович Властов (†1899)

Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, которое создали руки Твои, Владыка!
Ст. 17 Не столько занятие Палестины овладевает мыслию боговдохновенного поэта, сколько устройство народа Божия во святилище Господнем; как насаждение винограда обещает богатый плод насаждающему, так просит Моисей насадить народ «на горе достояния Господня, на месте святилища Господня». Великий Моисей желает для народа прежде всего быть народом достойным избрания Господня, зная, что если он не отступит от Господа, то величие мирское приложится ему.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, которое создали руки Твои, Владыка

Но и при этом условии введение и поселение евреев в Ханаане зависит от Бога (Втор 31:1–6), в силу чего он и умоляется довести данное дело до конца. «Гора достояния Твоего» — гористая Ханаанская местность (Пс 67:16–17; Ис 5:1), составляющая собственность Господа (Иер 2:7) и, как жилище Его, являющаяся местом святым, святилищем (Пс 77: 54).

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

VII. Паримия на вечерне в великую субботу (Исх. 13:20–22, 14:1–32, 15:1–19). В сей паримии описывается путешествие Израильтян от Сокхофа до Чермного моря, чудесный переход их чрез Чермное море, и приводится благодарственная Господу песнь, воспетая Израильтянами вслед за сим чудом.

Введ насади я в гору достояния Твоего, в готовое жилище Твое, еже соделал еси, Господи, святыню, Господи, юже уготовасте руце Твои

Песнопевец сравнивает Израильский народ с растением, которое из одного места пересаживают в другое. Подобно сему в псалме 79-м (9–12) тот же народ изображается под образом виноградной лозы, перенесенной Господом из Египта, посаженной на очищенном для нее месте в Ханаанской земле, тенью своею покрывшей горы ее, ветви свои пустившей до моря (Средиземного), и отрасли свои до реки (Евфрата). Песнопевец Моисей просит Господа ввести и насадить Израильтян в горе достояния Своего, под которою, как видно из последующих соответствующих слов, разумеется гора храма – Мория. Она называется горою достояния, или наследственного удела Господня потому, что, как сейчас увидим, еще со времени Авраама сделалась священным местом. Израильтяне насаждены, или водворены были, во всей Обетованной земле, но корень их существования, как народа Богоизбранного и священного, был на горе храма. Весь смысл его бытия заключался в веровании в Единого истинного Бога, в сохранении истинного Богопочтения, средоточием которого был храм. Охлаждение усердия к храму означало упадок в народе истинной веры, и с нею упадок народа в нравственном и гражданском отношении. Только «насажденные в доме Господнем цветут во дворах Его» (Пс. 91:14). И об этом-то насаждении, или укоренении народа в преданности храму и в благочестии песнопевец умоляет Господа. – В готовое жилище Твое, еже соделал еси, Господи. Храм на горе Мории называется готовым жилищем Господним в том смысле, что гора храма заранее была предуготовлена к этому назначению жертвоприношением на ней Исаака (Быт. 22:13). Этот же храм называется далее святынею или святилищем Господним, ради приносимых в нем жертв. Это святилище уготовали руце Господни. Оно имело быть создано руками человеческими, но они в сем случае будут только орудием рук Божиих, – воли Господа.

Толкование на паремии из книги Исход

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible