Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки.
Святые отцы
- Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)
- Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Амвросий Оптинский, прп. (†1891)
Прочие
Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)
Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки
Впрочем, не ты только сам бываешь виновником греха, но есть некто и другой, самый злой подстрекатель к нему - дьявол. Он подстрекает всех, однако же не одолевает тех, которые не повинуются ему. Потому-то говорит Екклесиаст: Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего (Еккл. 10:4). Заключи дверь свою, удали его от себя -и не нанесет тебе вреда. Если же ты беззаботно допустишь помысел похоти, то она пустит в тебе корни свои, свяжет разум твой и увлечет тебя в пучину зол.
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки
Не говори твоему Богу: Он огорчает меня, или: Он не нужен мне, ибо написано: … не оставляй места твоего (Еккл. 10:4). Дьявол хочет этого от тебя, и он хочет завлечь тебя этим. Ибо он завидует твоей надежде и обетованному тебе.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки
В Екклесиасте также читаем: Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего (Еккл. 10:4). Из этого следует, что если мы оставили место из-за того, кто гневается, то позволили согрешить и не низвергли стремительно врага, поднявшегося на стену. Но грозя братьям, то есть своим клеветникам, вечным огнем с дьяволом, не столько, мне кажется, братьев унижаешь, сколько возносишь дьявола, вместе с которым христиане будут отбывать наказание в этом огне.
Если дух имеющего власть взойдёт на тебя, то не оставляй места твоего, потому что врачевание успокаивает грехи великие. Теперь Писание указывает князя мира сего и мироправителя тьмы сей, действующего в сынах противления, о котором упоминает и Апостол (Еф. 2:2, 6:12), и говорит, что если он войдёт в сердце наше, и дух получит рану злого помысла, то мы не должны дальше давать ему места, но должны бороться против нечестивейшего помысла и избавлять себя от греха величайшего; не должны, то есть, помысл исполнять на деле, так как иное дело грешить помыслом, и иное самым делом. Об этом великом грехе и в Псалме написано: «аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика» (Пс. 18:14). Симмах еврейское слово «marphe», которое все сходно переводили словом: ïαμα, то есть исцеление или врачевание, перевёл в ином смысле, сказав: «если дух начальника нападет на тебя, то не сходи с места твоего: потому что целомудрие сдерживает грехи великие», то есть: если диавол будет щекотать ум твой и возбуждать тебя к похоти, то не следуй нечестивейшему помыслу и ласкающей похоти, но стой мужественно и твердо, и холодом целомудрия гаси пламя похоти. Еврей в этом месте подозревал не знаю что в таком роде: если в мире ты получишь какой-либо высокий сан и будешь поставлен начальником над народом, то не оставляй прежних дел своих, не начинай забывать о прежних добродетелях, не ослабевай в прежнем подвиге: ибо врачевание грехов проистекает из доброй жизни, а не из гордой и надменной сановитости.
Амвросий Оптинский, прп. (†1891)
Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки
Слово «владеющаго» относится к искусителю, врагу нашему душевному, который чрез то, что человек преслушал заповедь Божию и послушал злое внушение врага, сделался князем мира и князем владеющим чрез послушание человеческое. Он, как Адама с Евой прельстил под благовидным предлогом, так и теперь тем же способом прельщает многих; если не возможет кого обольстить собственными внушениями, то старается смутить человека и ввести в искушение через друзей и знакомых, под благовидными предлогами.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки
Екклезиаст продолжает характеристику мудрого и глупого. Мудрый человек должен спокойно относиться к раздражению своего начальника, не спешить оставлять свое место, зная, что незаслуженный гнев начальника пройдет, что спокойствие и кротость обезоруживает людей в случаях даже серьезных проступков.