Скрыть
Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 16-17 Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано!Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!

Горе тебе, земля, у которой царь юн, и князья твои рано едят. Блаженна земля у которой царь твой сын благородных, и князья твои едят вовремя, в силе, а не в смущении. По-видимому, не одобряет правление юношей и осуждает властолюбивых судей, – что у юного князя по его летам не тверд ум, а у судей и зрелый возраст расслабляется от наслаждений и наоборот, одобряет князя с добрыми нравами и хорошо направленного, а также восхваляет тех судей, которые удовольствий не предпочитают делам общественным, а только после многого труда и занятий общественными делами принимают пищу как бы по необходимости. По мне под смыслом буквальным представляется нечто более таинственное, – что в Писании юношами называются те, которые уклоняются от авторитета старины и пренебрегают седыми заповедями предков, – те, которые, пренебрегая заповедью Божьею, хотят установлять предания человеческие. О них и у Исайи (Ис. 8) Господь высказывает угрозы Израилю за то, что он не захотел пить тихо текущей воды Силоамской и уклонился от старого водоема, избравши себе потоки Самарийские и пучины Дамасковы. «И поставлю, говорит, юноши князи их, и ругателие господствовати будут ими» (Ис. 3:4). Читай Даниила, и ты найдешь Бога ветхаго денми (Дан. 7); читай Апокалипсис Иоанна, и ты встретишь главу Спасителя чистую как снег, и белую как волну (Откр. 1). И Иеремии, так как он был мудр и сединами его почиталась мудрость, запрещается говорить, что он юн (Иер. 1). Итак, горе земле, у которой царь – диавол, который, всегда замышляя новое, и Авессалома вооружает против отца; горе земле, которая имеет судей и князей таких, которые любят наслаждения мира сего, которые, пока не наступит день смерти, говорят: «да ямы и пием, утре бо умрем» (Ис. 22:13). Напротив, блаженна земля церкви, царь коей есть Христос, сын благородных, происшедший из рода Авраама, Исаака, пророков и всех святых, коими не обладал грех и кои, поэтому, были истинно свободны. От них родилась Дева свободнейшая, Святая Мария, не имеющая никакого сучка, никакого бокового отпрыска, но вся плодоносная сила Которой произрастила цвет, говорящий в Песни Песней: «аз цвет польный и крин удольный» (Песн. 2:1). Князья земли этой – апостолы и все святые, имеющие царем Сына благородных, Сына свободной, рожденного не от рабыни Агари, а от свободы Сарры. Не едят они ни рано, ни скоро. Ибо не в настоящем веке ищут наслаждений, а будут вкушать в свое время, когда наступит время воздаяния, и будут вкушать в силе, а не в смущении. Всякое благо века настоящего есть смущение, а будущего – непрестающее укрепление. Нечто подобное говорится и у Исайи: «се работающий ми ясти будут, вы же взалчете»; и еще: «се работающии ми возрадуются, вы же посрамитеся» (Ис. 65:13–14).

Толкование на книгу Екклезиаст

Августин Аврелий, блж. (†430)

Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения

Но в особенности я считаю нужным напомнить из этой книги то, что касается двух градов, одного – дьяволова, другого – Христова, и царей их – дьявола и Христа. Горе тебе, земля, – говорит Екклесиаст, – когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано! (Еккл. 10:16) Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения! (Еккл. 10:17). Отроком он называет дьявола по причине глупости, гордости, наглости и других пороков, обыкновенно в изобилии присущих этому возрасту; Христа же называет сыном благородных, то есть святых патриархов, принадлежащих к свободному граду, от которых Он произошел по плоти. Князья первого града едят рано, то есть до соответствующего часа, потому что не ждут благовременного и истинного счастья в будущем веке, желая насладиться поскорее блеском века этого. Князья же града Христа терпеливо ожидают времени неложного блаженства. На это он указывает словами не для пресыщения, потому что их не обманет надежда.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-17 Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано! Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения

Особенно велико несчастье от глупых людей, когда они оказываются царями и правителями. Царь твой — отрок, т. е. с детским умом, глупый. У Исаии (Ис. 3:12) дурные правители названы детьми и женщинами. Князья твои едят paнo, т. е. ведут невоздержную и беспечную жизнь (ср. Ис. 5:11 и сл.).

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible