Скрыть
И воста́въ по́йде: и се́, му́жъ Му́ринъ, евну́хъ си́ленъ Кандакі́и цари́цы Му́ринскiя, и́же бѣ́ надъ всѣ́ми сокро́вищи ея́, и́же прiи́де поклони́тися во Иерусали́мъ:

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 26-40 А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию. Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице. Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним. А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его. Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь. А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию

Мне кажется, что (Филипп) получил это повеление, находясь в Самарии, потому что из Иерусалима (в Газу) на­добно идти не к полудню, а к северу, от Самарии же к полудню. «Которая пуста». Это сказано для того, чтобы он не опа­сался нападения со стороны иудеев. И он не спросил: для чего? – но «он встал и пошел». «И вот», говорит (писатель), «муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию» (ст. 27, 28). Много похвального сказано о нем в этих словах; несмотря на то, что он жил в Ефиопии, занят был таким множеством дел, находился в суеверном городе, и праздника не было, он приезжал на поклонение в Иерусалим. Великое усердие его (видно) и из того, что, сидя на колеснице, он читал. «Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице. Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня?» (ст. 29-31). Вот и еще похвальное качество. Какое? То, что он, не понимая, читал. Но потом, по прочтении, старается уразуметь. «И попросил Филиппа взойти и сесть с ним. А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его. Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе» (ст. 31-35). Видишь ли, как устраивается дело его (обращения)? Сначала он читает и не понимает; притом читает то место, где повествуется о страдании, воскресении и даре (Господнем). «Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?» (ст. 36) Видел ли ты готовность? Ви­дел ли усердие? «И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь» (ст. 38, 39). Зачем, ска­жешь, восхитил Филиппа Дух Господень? Затем, что ему предстояло идти и в другие города и проповедовать; и для того это сделано, чтобы он сам впоследствии, удивляясь этому, не считал случившегося с ним делом человеческим, но Бо­жиим. «А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию» (ст. 40). И отсюда видно, что он был из числа семи (диаконов); он же и впо­следствии оказывается там в Кесарии. Не без цели восхитил его Дух; иначе евнух стал бы просить его сопутствовать ему, и Филипп опечалил бы его, не согласившись и отказавши, так как еще не пришло время (для этого). Видел ли ты, как ангелы содействуют проповеди, однако не сами проповедуя, но призывая их (апостолов)? И здесь открывается достойное удивления: что прежде бывало редко и едва ли случалось, то здесь происходит весьма часто. Кроме того, это происшествие было некоторым предзнаменованием того, что (апостолы) обратят и иноплеменников. Достойное вероятия свидетельство могло рас­положить и других, узнавших об этом, к такой же ревности. Поэтому-то евнух и отправился «радуясь»; а если бы он не по­знал, то и не радовался бы. Но что, скажешь, препятствовало ему хорошо познать все это, сидя на колеснице и особенно в пустыне? То, что это не было ясно. Но обратимся к прочитан­ному выше. «И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской». Отсюда видно, что (ефиопляне) были управляемы ею; в древности и женщины управляли; таков был у них закон. Таким образом Филипп не знал, для чего он «пошел» в пу­стыню, так как не (прежде) ангел, но (после) восхищает его. Евнух же и ничего этого не видит, – потому ли что он был еще не совершен, или потому, что это – дело не телесных, но духовных очей, и еще не знает того, чему научает его Фи­липп. А почему ангел не является ему и не приводит его к Филиппу? Может быть, потому, что тогда он не послушался бы, но только был бы изумлен. Посмотри на любомудрие Фи­липпа: он не укорил, не сказал: ты не знаешь, я тебя научу; не сказал: я хорошо знаю это; не польстил и не сказал: бла­жен ты, читающий. Так, слова его были чужды и надменности, и лести, но более выражали попечение и человеколюбие. Ему са­мому нужно было спросить, самому нужно было пожелать. Сказав: «разумеешь ли, что читаешь?» он выражает, что ему из­вестно, что тот ничего не знает, и вместе показывает, что великое сокровище заключается (в прочитанном).

Но смотри, как благоразумно отвечает и евнух: «как могу», говорит, «разуметь, если кто не наставит меня?» Он не посмотрел на (внешний) вид (Филиппа), не сказал: кто ты таков? – не укорял, не тщеславится, не говорил, что знает, но сознается, что не понимает; потому и получает наставление. Он показы­вает рану врачу; уразумел, что (Филипп) и знает это, и же­лает научить. Он заметил смирение (его), – так как он был не в блестящей одежде. Такое он имел желание слы­шать и внимать словам его, что и слова (Писания): «ищущий находит» (Мф. 7:8) исполнились на нем. «И попросил», сказано, «Филиппа взойти и сесть с ним». Видел ли ты усердие? Видел ли желание? «Попросил Филиппа взойти и сесть с ним». Он еще не знал, что тот скажет ему, но просто думал услышать что-нибудь о пророчестве. Очень большая честь (Филиппу) и в том, что (евнух) не просто посадил его, но «попросил». «Филипп подошел и, услышав, что он читает». Приближение показывает (в Филиппе) желание говорить, а чтение – знак усердия (в евнухе). Он чи­тал в то время, когда солнце производит сильнейший зной. «А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание». И это слу­жит доказательством его любомудрия, что он держал в ру­ках такого пророка, который выше прочих. Потому и говорит (Филиппу) не с тщеславием, но спокойно, и притом говорит так не прежде, как будучи спрошен, когда тот спросил его. Точно также он и далее говорит: «прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это?» Мне кажется, он не знал, что пророки го­ворят о других; или, если не так, то не знал, что о самих себе они говорят в другом лице. Устыдимся мы, и бедные, и богатые, этого хранителя сокровищ! Потом «продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода». Это – (знак) сильно пламенеющей души. «Что препятствует мне креститься?» Видишь ли его готовность? Не говорит: крести меня, и не молчит; но говорит нечто сред­нее, выражающее и желание, и благоговение: «что препятствует мне креститься?» Смотри, как он уже получил совершенное (по­знание) догматов; ведь пророчество содержало в себе все: вопло­щение, страдание, воскресение, вознесение и будущий суд; это-то в особенности и произвело в нем сильное желание (креститься). Устыдитесь вы, которые остаетесь еще непросвещенными! «И приказал остановить колесницу». Сказал и в то же время повелел, прежде чем услышал (ответ). «Когда же они вышли из воды, Филиппа восхитил Ангел Господень». Хорошо (сделано), – чтобы явно было, что происходящее есть дело Божие, и чтобы (евнух) не поду­мал, что (Филипп) – простой человек. «И продолжал путь, радуясь». Это сказал (писатель), выражая, что он опечалился бы, если бы узнал (об удалении Филиппа); так от великой ра­дости, по получении Духа, он и не заметил происходившего около него. «А Филипп», говорит, «оказался в Азоте». И Филипп полу­чил от того великую пользу. Что он слышал о пророках, об Аввакуме, Иезекииле и прочих, увидел исполнившимся на себе, оказавшись прошедшим мгновенно далекий путь; «и оказался в Азоте», останавливается там, где ему и надлежало проповедовать.

Гомилии на Деяния Апостолов

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения

Он называется мужем из-за доблести и безупречности души по заслугам. Он, действительно, имел такое стремление изучать Писания, что даже в пути не переставал их читать, и проявлял такую любовь к вере, что, покинув царский двор, из дальних пределов земли пришел в храм Господа. Поэтому по справедливости он «нашел Христа, Которого искал, ища толкователя прочитанного»; и скорее, как говорит Иероним, «он обрел Его в пустынном источнике Церкви, а не в золотом храме синагоги». Ведь там, что удивительным образом предсказал пророк Иеремия, Эфиоплянин переменил кожу свою (Иер 13:23), то есть, смыв грязь греха, он вышел убеленным из купели Иисуса.

Царица Эфиопская, посылая хранителя сокровищ в Иерусалим, обозначает Церковь язычников, собирающуюся принести Господу дары добродетелей и веры. Этому соответствует и этимология ее имени: ибо Кандакия может переводится с еврейского как «измененная». Она, конечно, та, кому говорится в псалме о тех, кто изменится: Слыши дщерь, и смотри, и преклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего (Пс 44:11) и прочее.

Изложение Деяний Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 26-33 Ангел же Господень рече к Филиппу, глаголя: востани и иди на полудне, на путь сходящий от Иерусалима в Газу: и той есть пуст. И востав пойде: и се муж Мурин евнух силен Кандакии царицы муринския, иже бе над всеми сокровищи ея: иже прииде поклонитися во Иерусалим. Бе же возвращаяся и седя на колеснице своей, чтяше пророка Исаию. Рече же Дух к Филиппу: приступи и прилепися колеснице сей. Притек же Филипп услыша его чтуща пророка Исаию, и рече: убо разумееши ли, яже чтеши? Он же рече: како убо могу (разумети), аще не кто наставит мя? Умоли же Филиппа да возшед сядет с ним. Слово же писания, еже чтяше, бе сие: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец прямо стригущему его безгласен: тако не отверзает уст своих. Во смирении его суд его взятся, род же его кто исповесть? яко вземлется от земли живот его

Мне кажется, что этот Филипп был из числа семи; потому что иначе из Иерусалима он не шел бы на полдень, но на север, а из Самарии, где находился и учил Филипп, принадлежавший к числу семи, путь идет на полдень. Сходящий от Иерусалима в Газу: и той есть пуст. Это ангел сказал для того, чтобы Филипп не боялся нападения от иудеев. И востав пойде. Заметь послушание. Не спросил и не сказал Филипп: для чего? но вместе с повелением востав пойде. Иже прииде поклонитися во Иерусалим. Женщины властвовали в этой Эфиопии; одна из них по праву наследства была Кандакия; у нее евнух был казнохранителем. Заметь, что не было праздника, и однако он ехал в Иерусалим, и что ехал из города преданного суеверию, и что на пути читал и притом Исаию, величайшего из пророков, к тому же читал не понимая того, что читал, и так усердно был занят чтением. Убо разумееши ли, яже чтеши? Удивительным образом спрашивает; потому что не льстит и не хвалит и опять не упрекает в невежестве. Но спрашивает так, чтобы возбудить большее желание и показывая, что в читаемом находится великое сокровище. А тот не скрывается, но говорит: како убо могу разумети. Потом просит научить его. Яко овча на заколение ведеся. Очень понятен смысл приведенных сейчас слов; потому что в известное время овцы отводятся для стрижки и пастухи возлагают на них орудия стрижки, и однакож они терпят это и не делают нападения на тех, кто это делает. Так и Христос, терпя поношения, не платил поношением за поношение. Во смирении его суд его взятся. Указывает на противозаконный суд над Ним, произведенный тогда, как была скрыта истина. Род же его кто исповесть? То есть, обнаружившееся после воскресения и высокое Его достоинство, доказательством которого служит то, что было Им сделано в деле домостроительства. Кто будет в состоянии выразить словами, когда придет на мысль: кто это и какой такой, да еще Сын Божий единородный претерпел все это? Яко вземлется от земли живот его, - вместо выражения: отнимается и возносится выше земного жизнь Его, то есть, поприще деятельности и существование Единородного, когда Он созерцается вне плоти и уже не как находящийся среди нас.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения

Дивно смотрение Божие о спасении людей. Господь Иисус видел расположение мыслей и сердца евнуха-язычника к принятию веры во Христа, и вот орудием Своей благодати Он избирает апостола Своего. Дух Святой заповедывает Ангелу Своему сказать Филиппу, чтобы он пошел на юг, на путь, ведущий из Иерусалима в Газу, по которому неведомо для Филиппа возвращался обратно из святого града означенный евнух, приходивший туда на поклонение. Сказано – Филипп идет и находит его.

Дневник. Том I. 1856

Аратор (†550)

Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения

Ясно виден скрытый образ и в упоминании царства темнокожих. Подтверждает Вседержитель, что Моисей по брачному договору взял себе эфиоплянку (Чис. 12:1), а учение [Писание] говорит, что позднее Моисей говорил с Господом лицом к лицу. Что удивительного, если теперь любовь закона (то есть Ветхий Завет) начинает возрастать, когда она была соединена с Церковью? То, что Вечная Невеста (то есть Церковь) вышла из этого народа, не скрывает и Песнь Песней, называя ее смуглой и прекрасной (Песн. 1:4-5). Она приходит с юга, который жжет землю эфиопов, чтобы восхвалить устами Соломона своего Миротворца, этим именем уже издавно было запечатлено то, что принадлежит Христу. Она посылает в качестве своего долга миру хранителя богатств, и, имея его своим поручителем, предлагает свои сокровища. Какое богатство в ней лучше, чем сокровище, получаемое от купели? Какое золото дороже обильной веры сердца? Как, наконец, правильно, что предшествующий ей - скопец! При ее появлении страсть отвергается, и чистые наследуют Царство Небесное.

История апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

26 А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. 27 Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, 28 возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию. 29 Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.
 

Вскоре по насаждении христианства в области Самарии совершилось другое великое событие распространения Церкви Христовой вне Иудеи – обращение к вере во Христа и крещение диаконом Филиппом эфиопского вельможи. Этот вельможа ефиоплянин, вероятно, не только по месту жительства, но и по национальности, приезжал, однако, в Иерусалим для поклонения единому истинному Богу, а возвращаясь отсюда, читал, сидя на колеснице, пророка Исаию; из этого очевидно, что он был прозелитом. А та указанная дееписателем черта, что он был в то же время евнух, заставляет предполагать, что он был не полным прозелитом, «прозелитом правды», а только «прозелитом врат», ибо скопец, по закону Моисееву (Втор. 23, 1), не мог быть принят в общество Иеговы.

Событие обращения к вере мужа эфиоплянина было тем особенно важно, что в этом случае членом в Церковь Христову удостаивался быть принятым не только нечистый иудей, но даже и не самарянин, а язычник по рождению, по крови, хотя и иудей по вере. Далее этот муж эфиоплянин и по месту своего жительства был язычник, вследствие чего обращением его ко Христу Церковь распространялась далеко вне пределов правоверной Иудеи и даже прямо в языческой стране. Вследствие этого-то обращение к вере во Христа мужа эфиоплянина и совершается по особому чрезвычайному внушению и распоряжению: ангел Господень видимо является Филиппу, когда этот продолжал еще оставаться в Самарии, и самым точным образом определяет место, куда он должен направить свой проповеднический путь. Даже и этого мало: когда Филипп пришел на указанное ангелом место и увидел там языческого вельможу, сидящего на колеснице и занятого чтением слова Божия, то воспоследовало особенное внушение Духа Божия Филиппу, чтобы он приступил к благовестию Христа именно этому мужу.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

27. Он встал и пошел. И вот, муж Eфиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения,

28. Возвращался, и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.

И вот (когда Филипп пришел на указанную ему дорогу) муж Ефиоплянин и пр.: дееписатель определяет тремя чертами личность этого мужа; он был Ефиоплянин, евнух и вельможа царицы. Он был эфиоплянин: не по месту только жительства и подданству, но по национальности, т.е. не природный иудей только живший в Эфиопии, но именно эфиопского происхождения; иначе дееписатель, кажется, яснее высказался бы, если бы этот муж был природный иудей. То обстоятельство, что он читал книгу пророка Исайи, не дает еще права предполагать его еврейского происхождения, так как он мог читать книгу в греческом переводе (LXX) и, вероятно, читал в этом переводе (ср. прим. к ст. 31–32). Несомненно, что в Эфиопии жили в то время евреи и довольно в значительном количестве, но дееписатель называет его не евреем из Эфиопии, но эфиоплянином.

Евнух: слово означает скопца. Таковыми были на востоке между прочим смотрители над царскими гаремами, – должность, с которой нередко поступали на высшие должности государственные; притом же евнухов брали вообще иногда на высшие государственные должности; вследствие сего имя евнух употреблялось иногда в значении вообще лица, занимающего высокую государственную должность, хотя бы то лицо и не было скопцом. Посему многие полагали, что и здесь слово евнух не означает собственно скопца, но человека занимающего высокую государственную должность при царице эфиопской, подкрепляя это соображение тем, что по закону Моисея (Втор.23:1), скопец не мог принадлежать к обществу Иеговы, а этот евнух путешествовал в Иерусалим как богомолец и читал книгу пророка. Но если бы этот евнух не был бы в собственном смысле евнухом, т.е. скопцом, то это слово было бы лишнее в тексте, так как далее прямо говорится о его высокой должности при царице. Притом, само его положение, как близкого к царице вельможи, заставляет предполагать, по восточным обычаям, что он был евнух в собственном смысле. Скопец, по закону Моисея, не мог быть принят в общество Иеговы, но это значит только, что таковой не мог быть полным прозелитом, «прозелитом правды», но таковой мог быть прозелитом второй степени, «прозелитом врат» (см. прим. к Ин.12:20). Таков, вероятно, был и этот эфиоплянин-евнух.

Вельможа: далее поясняется это слово выражением, что он был хранителем всех сокровищ царицы, следовательно, одним из важнейших правительственных на востоке лиц и одним из приближеннейших к царице.

Кандакии, царицы эфиопской: Эфиопией называлась страна, лежащая к югу от Египта, где ныне Нубия и Абиссиния; политическим и торговым центром ее был Мерое. Страна эта управлялась даже во времена уже Евсевия, как и в древние времена, женщинами, и как в соседнем Египте все цари назывались Фараонами, так в Эфиопии все царицы назывались Кандакиями (Плиний Hist. natur. 6, 35).

Приезжавший в Иерусалим для поклонения: как прозелит врат, он имел доступ во храм и мог, наравне с иудеями, приносить жертву в храме истинному Богу. Вероятно, он обращен был в иудейскую веру каким-нибудь из евреев, в значительном количестве обитавших в Эфиопии и всегда ревностных к пропаганде своей веры. Может быть с некоторыми из евреев, из разных стран во множестве стекавшихся в Иерусалим на праздники, он и путешествовал туда также на один из праздников, но возвращался, как видно, один. Возвращался он, как видно, не через Аравию, а через Египет, конечно потому, что этот путь был и безопаснее и удобнее, так как Египет был и в это время одной из более цивилизованных стран востока.

Читал пророка Исаию: видно, что эфиоплянин был искренно благочестивый человек и совершал путешествие не как дело религиозной формальности; он и на возвратной дороге, сидя на колеснице, поучается в слове Божьем, как бы продолжая свою духовную беседу с Богом во храме углублением своего внимания в чтение одной из книг величайшего из пророков Ветхого Завета. Может быть, и вероятно, будучи в Иерусалиме, он слышал рассказы о Господе Иисусе Христе (Лк.24:18), и доброе религиозное чувство влекло его читать книгу ветхозаветного евангелиста и именно – место о страждущем Отроке Иеговы, где пророк будто стоя перед крестом невинно пострадавшего Господа изображал с очевидностью евангелиста страдания Его и смерть, что и было для Филиппа ближайшим поводом завязать речь с незнакомцем и благовествовать ему о Христе.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения

Встретившийся Филиппу на указанном пути человек обозначается Дееписателем тремя особенностями: Ефиоплянин, евнух, и вельможа царицы. Первое означает не место только жительства, но именно национальность встретившегося. Он был не природный иудей, живший в Эфиопии, а именно ефиоплянин родом. То обстоятельство, что он путешествовал в Иерусалим для поклонения и читал книгу пророка Исаии (вероятно, в переводе LXX), говорит о том, что он был прозелит, и если был скопец (каковые по закону Моисееву не могли быть принимаемы в общество Иеговы), вероятно, был «прозелит врат», а не «прозелит правды» то есть II, а не I степени.

Евнух, по обычным понятиям - скопец, каковые состояли на Востоке хранителями царских гаремов, а иногда удостаивались и высших государственных должностей, как видим и в данном случае.

Кандакии, царицы Эфиопской. Эфиопия - страна к югу от Египта, где ныне Нубия и Абиссиния, политическим и торговым центром коей был Мерое. Страна эта управлялась обыкновенно женщинами, которые все назывались Кандакиями, подобно тому, как египетские цари - фараонами. (Плин. Hist. natur, VI:35).

Как прозелит врат, он имел доступ во храм и мог, наравне с иудеями, приносить жертву Богу истинному, Которого познал, очевидно, от кого-либо из живших в Эфиопии иудеев. Его доброе религиозное настроение, делавшее его достойным и достаточно подготовленным к вере во Христа, ясно открывается из того, что он и в пути занят был чтением Слова Божия.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 27-28. Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения,
возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.


Обращение евнуха Ефиопской царицы показывает, что подготовление людей ко Христу совершалось во всех концах земли и представители этих краев были слышателями, а многие и очевидцами сошествия Святого Духа, необходимого для просвещения истиною всех пародов. Евнух был Ефиоп, житель нынешней Абиссинии или Нубии, где издавна правили царицы (Савская царица при Соломоне) и где Евреи имели давно свободный доступ, почему многие и знали их священные книги, сделавшиеся особенно доступными тогда, когда их перевели на Греческий язык в Египте (около 250 г. до Рождества Христова). Здесь, вероятно, нередко бывал сам евнух и легко мог приобрести эти книги, несмотря на их дороговизну, ибо, несомненно, он был небеден, как вельможа, притом же хранитель всех сокровищ царицы. Познав истинного Бога, он сделался прозелитом врат (Ин.12:20), ибо его, как скопца, нельзя было принять в более тесное общение с Евреями (Втор.23:1). Между тем, он был настолько благочестив, что несмотря на дальность расстояния, ездил в Иерусалим (вероятно, на праздник Пятидесятницы), чтобы принять возможное участие в молитвах и торжествах около священного храма Иерусалимского. И благочестие его было так велико, что он читал Божие слово, сказанное через пророка, даже едучи по нелегкому, пустынному, непрямому пути, хотя и более безопасному, нежели другие, более прямые и благоустроенные. Сообщается, что Ефиопские царицы получали царство по праву наследия. Название же Кандакии было для них общее, как для Египетских царей – фараона.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible