Скрыть
Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих

«Но страдал добровольно и не открывал уст Своих». Почему же Он молчал и не давал ответа? Если свидетельство Его дел не могло склонить их, то тем менее могли сделать это слова. Даже суд не мог убедить их (иудеев), но они, как господа, против закона приготовили Его смерть, будучи настолько яростными, что, хотя бы Он и отвечал, они, однако не послушали бы. Молчание могло освободить Его от Креста. Но Он молчал также и потому, что они сделались совершенно недостойными Его ответа: ни сон жены Пилата, ни удавление предателя, ни краска стыда лжесвидетелей, ничто иное не могло преклонить их ума. Вы распинаете Его, – почему же вы взываете к кесарю?

«Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих», показывая Свою кротость не только всем прочим, но и самою смертью. Мне кажется, что пророк назвал Его овцой не только потому, что Он молчал, но и потому, что Он был жертвою; и Симмах говорит: «и жертва пришла для жертвоприношения». Молчание тех, которых ведут на смерть, должно иметь малое действие, так как они молчат вследствие страха. Но молчание Того, от одних слов Которого державшие Его пали на землю, было велико. «Сказал им: кого ищете?.. и все они отступили назад и пали на землю» (Ин.18:4, 6). Какой ответ был больше этого? Какие слова – более сильными? Ты видел силу, смотри также и на кротость. Как Он силен, как кроток! Не только от силы, но и от самой кротости нам можно познать Его божество. «Как агнец пред стригущим его связанный, – говорит, – так Он не отверзал уст Своих». Однако, Он отверзал Свои уста и говорил. Но чтобы показать Свое смирение, Он никогда не употреблял жестоких и суровых выражений. «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин.18:23). Такой ответ был кротче самого молчания. И мы или ничего не будем отвечать, или же будем отвечать смиренно.

Толкование на пророка Исайю

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 34-40 Отвещав же каженик к Филиппу рече: молю тя, о ком пророк глаголет сие? о себе ли, или о ином некоем? Отверз же Филипп уста своя, и начен от писания сего, благовести ему Иисуса. Якоже идяху путем, приидоша ни некую воду, и рече каженик: се вода, что возбраняет ми креститися? Рече же ему Филипп: аще веруеши от всего сердца твоего, мощно ти есть. Отвещав же рече: верую Сына Божия быти Иисуса Христа. И повеле стати колеснице: и снидоста оба на воду: Филипп же и каженик: и крести его. Егда же изыдоста от воды, Дух Святый нападе на каженика, Ангел же Господень восхити Филиппа, и не виде его ктому каженик: идяше бо в путь свой радуяся. Филипп же обретеся во Азоте: и проходя благовествоваше градом всем, дондеже приити ему в Кесарию

Молю тя, о ком Знать, что пророки иногда говорят и о других, или о себе самих в другом лице, потому что это показывает вопрос его, это свойство человека очень наблюдательного. Се вода: что возбраняет ми креститися? Посмотри, как благоразумно он поступает. Сначала читает и не понимает, потом читает то же пророчество; в нем содержится учение о страдании, воскресении Иисуса Христа и о даровании благодати Святого Духа. Затем просит крестить; Филипп изъясняет ему по порядку, начавши с этого пророчества. А окрылившись готовностию, он постепенно приводится к крещению. Но он не сказал: «крести меня», но: что возбраняет? Этим вопросом он показал сильное желание принять крещение. Егда же изыдоста от воды, Дух Господень восхити Филиппа. Его берет Дух, тем самым придавая случившемуся больше чудесности, а вместе доставляя радость и Филиппу, что он удостаивается того же, чего и пророки, как например Аввакум. Его берет Дух, а не ангел, как прежде. Это потому, что ангел являлся тогда людям более плотяным, а Дух - более духовным. Хорошо, что он был взят от евнуха; потому что евнух стал бы просить Филиппа, чтобы он отправился с ним, и Филипп опечалил бы его, если бы, по требованию обстоятельств, отказался. Так все устроялось божественным образом. Дух поставил Филиппа во Азоте. Здесь он и должен был затем проповедывать.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

32 А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. 33 В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его. 34 Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом? 35 Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.

Место из пророка Исаии (53, 7–8), которое читал евнух, когда подошел к нему Филипп, изображает Отрока Иеговы (ср.: Ис. 42,1), который за грехи людей идет безропотно на вольные страдания и смерть. В этом добровольном уничижении совершился суд, предопределение Божие о Нем. Однако же кто поймет род (γενεὰν, ср.: Мф. 11-16) Его, современное Ему поколение людей, их нравственное падение? Ибо именно их злобою против своего Спасителя вземлется от земли жизнь Его. Относительно этого-то места евнух спросил Филиппа: о ком пророк сие говорит? о себе или о ком другом? И Филипп, начав объяснять ему это место Писания как пророчество о Мессии, благовествовал ему об Иисусе, уже осуществившем на Себе это пророчество и Своими крестными страданиями и смертью очистившем человеческий род от его беззаконий.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

34. Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать:о ком пророк сое говорит? О себе ли, или о ком другом?

Евнух же сказал: точнее – отвещав же евнух сказал Филиппу. Вероятно, Филипп, сев на колесницу с евнухом, снова предложил ему в том или другом виде вопрос о понимании им читаемого, или же дееписатель передает только сущность разговора, не упоминая о вопросе Филиппа, на который евнух отвечал также вопросом. Как бы то ни было, только в вопросе евнуха ясно выразилось, что он действительно не понимает как следует прочитанного и – что он не знаком был даже с мнением о сем раввинов, относивших это место к Мессии (хотя не к Иисусу), ибо предполагает возможным, что пророк говорит здесь о себе самом.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом

Евнух же сказал Филиппу - apokriqeiV de o eunoucoV t Filippw eipe… - отвещав же каженик к Филиппу рече, точнее по-русски: евнух же сказал Филиппу в ответ

Прошу тебя - т. е. объяснить.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 34-35.
Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?
Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.


Вопрос евнуха о внутреннем смысле читанных им пророческих слов показывает, что он был довольно знаком с этою пророческою книгою и даже с видами объяснения ее – в смысле непосредственном и переносном, или пророческом. Можно предположить, что он, слышавший о Свете в откровении языков, даже догадывался, к кому эти слова относятся, так что ему нужно было только удостовериться в своей догадке. Если сравнить его умонастроение с таковым же у Симона, то как тот во всем (неподготовленный человек) отходил в сторону, так, напротив, сей шел, так сказать, вседушевно навстречу Евангельскому благовестию. И вот Филипп возвестил ему сокращенно все христианское благовестие, раскрыв его в своей довольно торжественной и вдохновенной речи, которая лилась так же от всего сердца, как и слушалась. Сущность речи очевидно началась с показания отношения пророческих слов к Иисусу Христу и сосредоточивалась на Нем же. А заканчивалась речь указанием средств и способов к тому, как войти в Царство Мессии, чтобы жить с Ним духовно на земле и блаженствовать в вечности. «Царедворец отверстым слухом внемлет слову благовестника. Свет небесный осиял ум его; и сила веры полагает в то же время зерно благодатной жизни в его сердце. Теперь понятны для него слова пророка Исаии; он убеждается, что Тот великий Праведник и великий Страдалец, Царь и Отец всего, есть Богочеловек Иисус; он разумеет всю важность звания ученика Христова» (см. «Христианское Чтение» 1834 г., ч.III, стр. 58). «А окрылившись готовностью, он постепенно приводится ко крещению» (Феофилакт).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О толковании и чтении Священного Писания.

Ин.5:39. Писание, читаемое без исследования, может возбуждать недоумения и могут быть некоторые места толкуемы ошибочно: 2Петр.3:16. Посему то и требуется при чтении Писания руководство более сведущих учителей и пастырей Церкви: Тит.1:9; Деян.8:30-35; 2Петр.1:20-21. Что в деле спасения необходимо не одно новозаветное, но и ветхозаветное Писание, об этом свидетельствуется: Ин.5:45-46.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible