Скрыть
Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?

Не помните ли, говорит, что когда еще я был у вас, это говорил вам? Отсюда можешь видеть, что еще за много времени до того Фессалоникийцы были научены высказанному в этих словах.

Толкование на священное Писание. 2-е послание к Фессалоникийцам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?

Отсюда ясно, что апостол передавал фессалоникийцам великие тайны и не письменно. Видишь ли, что необходимо постоянно говорить об одном и том же, с настойчивостью повторять одни и те же слова. Вот они слышали апостола, говорящего об этом, когда он был у них, и, однако, опять имели нужду в подтверждении. Ничего, говорит, необыкновенного я не говорю, но то же, что и всегда говорил. Апостол несколько пристыжает фессалоникийцев, говоря: не помните ли? Так ли скоро вы забыли?

Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Не помните ли, яко еще живый у вас, сия глаголах вам?

См. также Толкование на 2Сол. 2:3

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?

Из этого стиха видно, что Ап., проповедуя Ф., много и подробно говорил им о парусии Христа (см.: 1Сол. 5:1 - 2), и о временах и сроках в связи с нею, что находит подтверждение и в Деян. 17:7.

Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам.

См. также Толкование на 2Сол. 2:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 5-6 Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что́ не допускает открыться ему в свое время
Ст. 5-6 Не по́мните ли, я́ко еще́ живы́й у ва́съ, сiя́ глаго́лахъ ва́мъ? И ны́нѣ удержава́ющее вѣ́сте, во е́же яви́тися ему́ въ свое́ ему́ вре́мя
 

Напомнив Солунянам о том, что им было говорено об антихристе, Апостол для успокоения их говорит, что они теперь, после сказанного им и написанного, должны знать, что времена антихриста еще не наступили, и, следовательно, второе пришествие Господне еще не столь скоро совершится, причем все то, что должно совершиться пред выступлением антихриста, он назвал «удерживающим». Профессор А. Беляев считает возможным так перевести шестой стих: «И ныне вы знаете удерживающее, чтобы он открылся в свое время» (стр. 457).
В самом широком смысле это «удерживающее», по слову блаж. Феодорита, есть «Божие определение». А так-как, на основании Божественного определения, учение веры и спасение по действию благодати должно распространиться на всех людей, чтобы никто не погиб, то в частности под «удерживающим» св. Иоанн Златоуст разумел благодать Св. Духа и даже Римское государство, или, правильнее, царскую власть, как удерживающую некоторый порядок жизни. Он говорил: «пока будут бояться государства (Римского), никто скоро не подчинится антихристу, но после того, как оно будет разрушено, водворится безначалие, и он устремится похитить всю и человеческую и божескую власть». «Этот момент Бог отодвинул до последней возможности, ожидая, не явится ли кто еще желающий к Нему обратиться и Ему служить. Когда уже некого будет такого ждать, примет Господь удерживающую руку, зло разовьется, – и антихрист явится. Можно полагать, что удерживающее антихриста есть вместе и то, что нет еще должной подготовки в людях к принятию его. Перевеса еще не взяли неверие и нечестие, много еще добра и веры в людях. И так, когда заведутся порядки, благоприятные раскрытию антихристовских стремлений, тогда и явится антихрист. Он явится не против воли Божией. В Божиих планах стоит и он, и подготовка его и последствий того» (преосв. Феофан).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Ст. 3-5 Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?
 

Смотрите, остерегайтесь, чтобы на будущее время кто не прельстил вас чем-либо подобным, чем прельстились теперь! Разве вы позабыли, что я говорил вам лично, будучи у вас, ибо если не придет прежде отступление, не придет и день Господень, не придет и Господь. От чего отступление и какое? Апостол, очевидно, говорил об этом отступлении, которое придет пред пришествием Господа. Об этом поминает он в других посланиях. Так, в Первом послании к Тимофею он пишет: Дух (Божий) ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским (4:1, ср. 2Тим. 3:12Пет. 3:3). И Сам Господь предрекал, что в конце мира проповедано будет Евангелие по всей вселенной (Мф. 24:14), но наряду с этим, многие лжепророки восстанут и прельстят многихи что по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24:11-12), так что, когда придет Он, то найдет ли веру на земле (Лк. 18:8). Итак, пред пришествием Христа будет отступление от истинной веры и от евангельско-христианской нравственности.

На основании вышеприведенных свидетельств нравственно-религиозное состояние людей в последнее время представляется таким. Евангелие будет всем известно, но одна часть людей пребудет в неверии ему, другая, наибольшая, будет еретичествовать, вымышляя себе свою веру, хотя и на основании слова Писания. Этим самостоятельным верам не будет числа. Их и теперь уже много, а будет еще более. Что ни царство, то свое исповедание, а там, что ни область, а далее, что ни город, а под конец, быть может, что ни человек, что ни голова, то своя вера. Где сами себе строят веру, а не принимают Богопреданную, там иначе не может и быть, и все такие будут присвоять имя христиан, будет часть и содержащих истинную веру, как она предана святыми Апостолами, и хранится в Православной Церкви, но и из этих немалая часть будет только правоверными, в сердце же не будут иметь того строя, какой требуется верою, возлюбив нынешний век. Вот какая широкая область отступления ожидается в последние дни! Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут храмы и чины церковные, но все это только видимость, внутри же, настоящее отступление! На этой почве народится антихрист, и вырастет в том же духе видимости без существа дела. Потом, отдавшись сатане, явно отступит от веры и, вооруженный обольстительными кознями его, всех не содержащих христианства во истине, увлечет к явному отступлению от Христа Господа, заставив себя самого почитать за Бога. Не увлекутся избранные, но он будет иметь покушение прельстить, если возможно, и их. Чтобы этого не случилось, прекратятся эти злые дни. Явится Господь на землю и истребит антихриста, и все его дело явлением Своего пришествия. Это-то явное отступление от Христа к антихристу, как Богу, и разумеет Апостол, по толкованию святых отцов.

Кто же сам антихрист? По характеристике святого Павла, он – человек греха (в слав. беззакония), как бы воплотивший в себя все беззакония – беззаконно родится, беззаконно будет жить, будет повсюду распространять беззаконие, в беззаконии и погибнет. Но он будет человеком, как и всякий другой, состоящим из души и тела, только полное орудие сатаны. Не сатана в образе человека и не воплощение сатаны, а человек, в котором будет жить сатана и действовать чрез него, как чрез свое послушное орудие. Сын погибелипроизвольно отдавший себя в погибель, и идущий на нее с сознанием, что погибает, пропащий, отчаянный человек, и не только сам погибельный, но будет стараться как можно больше погубить и других людей. Противящийся Богу и Господу Христу во всем, будет заставлять отвергать Бога и Христа, и себя почитать вместо Них. Превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, он будет с пренебрежением же относиться ко всему тому, что люди тогда будут называть Божеством, к предметам благоговейного религиозного чествования – храмам, иконам, и прочему, считать себя выше них, так, что в храме Божием сядет он как Бог. Будет где-нибудь столица антихриста, где он в готовом, старом храме или во вновь устроенном, воссядет как Бог, объявит себя Богом, во всех же других храмах для поклонения себе поставит свои изображения, выдавая себя за БогаОн окружит себя такой, хотя и призрачной, славой в этом храме, будет совершать такие знамения и ложные чудеса, что все, последовавшие за ним, увидят в этом явление Бога (см. Дан. 11:31-32). Впрочем, (прерывает свою речь Апостол), обо всем этом я уже говорил вам лично, живя у вас, а вы уже успели забыть (как бы с упреком замечает он).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible