Скрыть
да не оби́дими бу́демъ от­ сатаны́: не не разумѣва́емъ бо умышле́нiй его́.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы

Надо опасаться, чтобы он не подпал жестоковластию сатаны, ибо нам не безъизвестны умыслы его: поелику он одинаково может погублять души, как великою скорбью, так и радостью.

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы

Видишь, как он то присваивает (коринфянам) власть суда, чтобы смягчить их, то снова отнимает ее, чтобы истребить в них всякую гордость. Впрочем, не этого только хочет он достигнуть своими словами; он хочет еще и показать, что в случае их непослушания вред будет общий для всех. Так поступил он и вначале. Как тогда он говорил: «малая закваска квасит все тесто» (1Кор. 5:6), так и теперь говорит: «чтобы не сделал нам ущерба сатана»; и везде усвояет прощение согрешившего как себе, так и им (коринфянам).

Пересмотри же снова (все, что он говорил): «Если же кто огорчил, – говорит, – то не меня огорчил, но частью, - чтобы не сказать много, - и всех вас»; затем далее: «для такого довольно сего наказания от многих». Таков его приговор и определение. Впрочем, на этом приговоре он не остановился, но призывает опять к участию в нем и коринфян, говоря: «Так что вам лучше уже простить его и утешить … И потому прошу вас оказать ему любовь». Но, предав виновного в их руки, опять переходит к утверждению свой власти, говоря: «Ибо я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны». Затем опять приписывает прощение согрешившего коринфянам, говоря: «вам лучше уже простить его»; а потом себе: «и я, – говорит, – простил»; наконец им и себе вместе: «ибо и я, – говорит, – если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова», - т.е., или во славу Христа, или потому, что сам Христос повелел (простить согрешившего). Эти последние слова особенно убедительны были для коринфян, так как они боялись уже отказать в прощении, которое служило к славе (Иисуса Христа) и было Ему угодно. Вслед за тем опять поставляет на вид коринфянам общий для всех вред в случае их непослушания, говоря: «чтобы не сделал нам ущерба сатана». Здесь он очень кстати употребил слово хищение (πλεονεξίαν), так как диавол берет уже не свое, а похищает наше. Не говори мне того, что один только согрешивший мог бы сделаться добычею этого зверя, но представляй и то, что угрожает опасность всему стаду уменьшением числа его, и особенно теперь, когда можно возвратить то, что потеряно. «Ибо нам не безызвестны его умыслы», т. е., что (сатана) и путем благочестия может привести к погибели. Он может погубить не только тем, что доводит до блудодеяния, но и противоположным способом может ввергнуть в погибель, именно: безмерною печалью во время покаяния. Таким образом, если (сатана) вместе со своею собственностью захватывает и нашу, когда и того, кого доводит до греха, погубляет, и того, кому мы повелеваем спасительное покаяние, у нас похищает, то как же назвать это, если не хищением? Для него недостаточно, что он низлагает нас чрез грех; он и чрез покаяние делает то же, если мы не бываем осторожны. Вот почему (апостол) весьма справедливо и назвал хищением тот случай, когда (сатана) побеждает нас нашим же оружием. Ему свойственно овладевать нами чрез грех, а не чрез покаяние, потому что последнее есть наше оружие, а не его. Итак, если (сатана) и чрез покаяние может овладевать нами, то рассуди сам, как постыдно для нас это поражение, как он будет насмехаться и издеваться над нами, как над бессильными и немощными, если победит нас нашим же оружием? И подлинно, в высшей степени смешно и крайне постыдно, если он нашими же лекарствами причиняет нам раны. Потому-то (апостол) и сказал: «ибо нам не безызвестны его умыслы», т. е. насколько лукав, коварен, злокознен и исполнен он злобы, и какой вред причиняет нам даже под видом благочестия.

Гомилии на 2-е послание к Коринфянам


Видишь, как неумеренная скорбь является сатанинским делом и произведением его коварства; видишь, как и спасительное лекарство он делает вредоносным вследствие неумеренности? И действительно, оно становится вредоносным и предает ему (сатане) человека, когда он впадает в неумеренность. Вот почему Павел и говорил: да необидимы будем от сатаны.

Смысл его слов таков: овца покрылась множеством струпьев, была отчуждена от стада, отлучена от Церкви, но поправилась от болезни и сделалась овцой, какой была прежде (такова сила покаяния), наконец возвратилась в наше стадо; привлечем же ее к себе всецело, примем с распростертыми руками, обхватим, обнимем, введем в единение с нами самими, потому что если бы мы не захотели сделать этого, то значило бы, что диавол обманывает нас, захватывая не своего, но того, который сделался нашим, — захватывая по причине нашей беспечности, потопляя его в результате неумеренного уныния и, наконец, делая его своей собственностью. Поэтому-то апостол и присоединил: не неразумеваем бо умышлений его, так как диавол имеет обыкновение вовлекать неосторожных в обман, даже и при посредстве того, что часто приносит пользу, если это полезное получает не должное применение.

Письма к Олимпиаде. Письмо 2-е

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы

Чтобы, говорит, не было общего вреда и чтобы не умалилось число стада Христова. Прекрасно назвал он это дело обидой. Ибо диавол не только принадлежащее ему берет, но и наше похищает, преимущественно вследствие нашего же поведения, то есть по причине неумеренно налагаемого покаяния. Поэтому коварство и обман диавола назвал умыслами его, и упомянул о том, как он губит под видом благочестия; ибо он ввергает в погибель не только тем, что вовлекает в блудодеяние, но и безмерной печалью. Как же не обида это, когда он уловляет нас чрез нас же самих?

Толкование на 2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Да не обидими будем от сатаны: не не разумеваем бо умышлений его

Да не обидими будем,– ινα μη πλεονεκτηθωμεν,– да не будем облихоимствованы, да не послужит образ действования нашего ему в пользу, да не извлечет он из него себе выгоды. Как? – Если, закрывши нам глаза ревностию будто по правде, сделает то, что мы допустим погибнуть брату. Сатана всюду вмешивается с своими советами. Он не всегда прямо худое внушает, но нередко и доброе, только цель у него всегда одна – наша погибель вечная. В настоящем случае он мог коринфянам внушать: как можно терпеть такого? Вы язык свят, люди обновления; место ли ему быть среди вас? Гоните его прочь. А ему другие речи мог говорить: пропал уже ты; нет тебе спасения! Брось их; видишь, какие они? Ступай опять к язычникам и живи себе как душе угодно.– Апостол и себя ставит в число обижаемых от сатаны. Конечно, и около их он покушается поживиться, ибо бесстыдству его нет меры, когда и к Спасителю подступал. Но Апостолы, Духом Божиим просвещаемые, видели козни его и тотчас рассекали все узлы и хитросплетения сих козней. Почему и говорит: не неразумеваем бо умышлений его. Мы, говорит, ясно видим и понимаем, к чему он что ведет и как чем может воспользоваться в свою пользу. Разумея же сие, не можем допускать, чтобы он имел в чем-либо успех. В этом – окончательное убеждение простить виновного. Ибо ясно дает видеть, что если они не делают, как он им предлагает, то вместо Христа Господа волю сатаны исполнят и вместо спасительного пагубный для себя сделают шаг. Святой Златоуст говорит: «Апостол поставляет на вид коринфян общий для всех вред в случае их непослушания, ибо говорит: да не обидими будем от сатаны. Здесь он очень кстати назвал сатану обидчиком и похитителем. Ибо он не свое уже берет, но наше похищает. Ты же не о том только помышляй, что один согрешивший мог бы сделаться добычею сего зверя, но представляй и то, что угрожает опасность всему стаду уменьшением числа его, и особенно теперь, когда сатана имеет возможность возвратить потерянное им. Не неразумеваем бо умышлений его, то есть сатана и путем благочестия может привести к погибели. Ибо он не только может довести до блудодеяния, но и с противной стороны безмерною печалию во время покаяния может ввергнуть в погибель. Таким образом, если сатана, вместе со своею собственностию захватывая и нашу, когда и того, кого доводит до греха, погубляет, и того, кому мы предписываем спасительное покаяние, у нас похищает, то как же назвать это, если не обидою и похищением? Ибо для него не довольно, что низлагает нас чрез грех; он и чрез покаяние делает то же, если мы не будем осторожны и осмотрительны. Посему Апостол весьма справедливо назвал хищением и обидою тот случай, когда сатана побеждает нас нашим же оружием. Ибо ему свойственно овладевать нами чрез грех, а не чрез покаяние, которое наше есть оружие, а не его. Итак, если сатана и чрез покаяние может овладеть нами, то рассуди сам, какое постыдное для нас отсюда унижение! Как он насмехается и издевается над нами, как над бессильными и немощными, побеждая нас нашим же оружием! И подлинно, для него весьма смешно и для нас крайне постыдно, что он нашими врачевствами причиняет нам раны. Посему-то Апостол и сказал: не неразумеем бо умышлений его, то есть сколь хитрый, коварный, злокозненный, злодейственный умысел скрывает сатана и на самое благочестие наше. Соображая все сие, и мы не должны презирать никогда и никого из согрешающих. Равно, и согрешая сами, не должны предаваться отчаянию, но, опять, не должны оставаться и в беспечности; напротив, сердечно да сокрушаемся о своих беззакониях, не на словах только раскаиваясь в них (но и делом показывая и болезнование о грехах, и исправление в них истинное)».

2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном

Амвросиаст (†IVв.)

чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы

Говорит это Павел в отношении к вышесказанному, ибо утешение должно последовать брату, оплакивающему свое преступление, чтобы, слишком долго пребывающий в горести и презрении, лишенный любви церкви, он не пришел в отчаяние. Ибо диавол, всегда находчивый и готовый к козням, тогда найдет в уме того человека легкую добычу и совратит его искать наслаждения в настоящем, как навсегда лишенного награды в будущем. И оттого погибнет одержимый диаволом брат, которому, тем не менее, дана была возможность раскаяться, чтобы он обратился и обновился, как говорит пророк Иезекииль: Разве я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы oн обратился от путей своих и был жив? (Иез. 18:23).

На Послания к Коринфянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-11 А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова, чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы

Другой мотив для прощения грешника - это существующее между Апостолом и Коринфянами духовное единение. Прощение может состояться потому, что обе стороны - и Ап., и Коринфяне - в этом отношении мыслят одинаково. Ап. забывает о своем огорчении для того, чтобы церковь Коринфская, которой дело кровосмесника причиняло все еще беспокойство, могла успокоиться для вас. - От лица Христова -точнее: находясь в присутствии Христа (en proswpf Сristos). Прощение должно быть вполне искренним, не имеющим каких либо посторонних целей: Христос является здесь как бы всевидящим свидетелем.

Толковая Библия.

См. также Толкование на 2Кор. 2:5

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

9. Ибо я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны.

10. А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова,

11. чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы.

     Кроме общего назидания, здесь еще явился опыт пастырского руководительства и сыновнего послушания, которое особенно ценно было в виду того, что Апостол не лично делал распоряжение, а письменное предложение. Теперь же уверенный в полноте единения их духа с собою, он заявляет наперед о своем согласии на все постепенные виды внешнего введения бывшего кровосмесника в общество церковное. Однако он предупреждает, что ослабления во взысканиях должны совершаться не иначе, как по соображению с верою во Христа Иисуса, с учением Его о любви, причем должно иметь также в виду, что излишне строгими мерами долгого удаления от общения церковного может воспользоваться враг спасения: посему всякие меры церковного взыскания должны быть соображены с опасностями для наказуемых от диавола, которому всегда приятно отторгать от церкви ее членов, а тем более было радостно тогда, когда число членов христианской церкви было еще не так велико. По изъяснению св. Иоанна Златоуста, Апостол не говорит: «разрешаю простить виновного, потому что он достоин сего, или, что он принес истинное покаяние, но потому, что он слаб. Посему и присовокупил: да никако многою скорбию пожерт будет таковый. Говоря сие, Апостол свидетельствует и о великом раскаянии виновного, и не допускает его дойти до отчаяния... Ибо хотя, говорит, он и не таков, чтобы не мог более переносить мучений продолжительного наказания, но, потеряв терпение и надежду, может посягнуть на свою жизнь, или предаться большему нечестию... Отселе мы научаемся, что меру покаяния надобно познать не только по свойству грехов, но и вместе сообразуясь со свойством духа и состоянием самых грешников». Говоря далее о замыслах и действиях сатаны, он замечает: «очень кстати Апостол назвал сатану обидчиком и похитителем... Ибо ему свойственно овладевать нами чрез грех, а не чрез покаяние, которое есть наше оружие, а не его. Итак, если сатана и чрез покаяние может овладевать нами: то рассуди сам, какое постыдное для нас отсюда унижение. Как он насмехается и издевается, побеждая нас нашим же оружием... Соображая все сие, мы не должны презирать никогда и никого из согрешающих. Равно, и согрешая сами, не должны предаваться отчаянию и не оставаться в беспечности; напротив, сердечно да сокрушаемся о своих беззакониях, делом показывая болезнование о грехах и исправление в них истинное».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

2:10. А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова,
2:11. чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы.


Простите, говорит, виновного, как и я простил его ради вас, но не в угождение вам, а от лица Христова, по воле Иисуса Христа, и для того, чтобы сатана не погубил его.
Сатана всюду вмешивается со своими советами для нашей погибели. В настоящем случае он мог нашептать коринфянам. «Как можно терпеть такого. Вы – народ свят, люди обновления, место ли ему быть среди вас, гоните его прочь». А виновному мог внушить другие мысли. «Пропал уже ты, нет тебе спасения, брось их, видишь, какие они, ступай опять к язычникам и живи себе, как душе угодно».
Апостол и себя ставит в число обиженных сатаной, ибо бесстыдству сатаны нет меры, он и Спасителя искушал. Но Апостолы, просвещаемые Духом Божиим, видели его козни. Мы, говорит, ясно видим и понимаем, к чему он что ведет, и как, и чем может воспользоваться в свою пользу. Разумея же это не можем допускать, чтобы он имел в чем-либо успех. В этом окончательное убеждение простить виновного.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible