Скрыть
Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-2 Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай

Сверх того поучай, чтобы все, кои под игом рабства находятся, да почитают господ своих достойными всякой чести, - особенно тех, кои вместе с ними подчинены игу Христову.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 1-2 Елицы суть под игом раби, своих господий всякия чести да сподобляют, да имя Бoжиe не хулится и учение. Имущии же верных господий, да не нерадят о них, понеже братия суть: но паче да работают, зане верни суть и возлюблени, иже благодать восприемлющии, сия учи и моли

В первом стихе апостол Павел говорит о верующих рабах, которые имеют господ неверующих. - Да имя Бoжиe не хулится и учение. Если верующие рабы не будут слушаться своих господ и будут дерзкими по отношению к ним потому, что господа их не веруют, то этим подадут им повод хулить Иисуса Христа и проповедь о Нем, которая как-будто становится причиною неповиновения рабов. – Имущии же верных господий, да не нерадят о них, понеже братия суть. То, что господа ваши – братья вам по вере, не должно служить для вас причиною небрежного обращения с ними; напротив принявши во внимание, что они верующие и возлюбленны Богом, вы тем более должны служить им, соединивши со страхом и любовь. На сколько облагодетельствованы вы тем, что имеете господ братьями, на столько и сами будьте благодарны, усерднее служа им. Но паче да работают, зане верни суть и возлюблени, иже благодать восприемлющии (οἱ τῆς εὐεργεσίας ἀντιλαμβανόμενοι), т.e. которые облагодетельствованы со стороны господ своих тем, что те питают их и одевают; а слова: зане верни суть и возлюблени (господа) – будут поставлены в средине вышеприведенных слов по особой риторической фигуре (ὑπέρβατον). Можно понимать все эти слова и в таком порядке, в каком они стоят в тексте: но паче да работают (рабы), зане верни суть и возлюблени, иже благодать восприемлющии, т.е. господа, которые заботливо стараются благодетельствовать рабам. - Сия учи и моли. Учитель должен употреблять не только власть, но и великую кротость.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им

Нельзя так, - что поскольку ты братом стал иметь господина в силу крещения, то тебе можно небрежно относиться к нему; напротив, в этом самом находи побуждение служить и рабствовать ему еще с большим усердием, потому что он и сам верный и возлюбленный, то есть брат вместо господина. Затем, вспомни, что он еще и благодетель тебе, беспокоится и печется о тебе, чтобы накормить тебя, чтобы одеть и всякой другой удовлетворить твоей потребности и нужде: так что у него много прав на тебя, кроме того, что он купил тебя. Сказав: возлюбленные, апостол изгоняет страх, имея который к господам, слуги часто впадают в ненависть к ним, - и вместо него вводит любовь. Таким образом, говорит, еще более должны служить те, которые получают благодеяния, то есть рабы. Чтобы сделать удобный переход в речи, он прибавляет это, между тем в выражении они верные и возлюбленные должно подразумевать слово: господа. Или просто можно понимать так, как говорится в тексте: и благодетельствуют им, то есть господа, которые заботливо стараются благодетельствовать рабам.

Учи сему и увещевай

Учителю нужна не одна только власть, что выражено словом: учи, но и кротость, что заключается в настоящем выражении: увещевай. Ибо он врач, а врач берег иногда мягкостью, а иногда и строгим принуждением.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Имущии же верных господий, да не нерадят о них, понеже братия суть; но паче да работают, зане верни суть и возлюблени, иже благодать восприемлющии. Сия учи и моли

То была речь об отношении к господам неверным, а теперь об отношении к верным. Верные господа разумеются не веру только содержащие, но и живущие в духе веры, следовательно, братски относящиеся к рабам, не обременяющие их сверх силы, жалеющие их и радеющие о них. Видя это, неразумные слуги могли забываться, поблажать чувству равенства господам и вследствие того нерадеть о своих службах и непочтительно относиться к господам. Предотвращать это и внушает здесь святой Павел. Учи, говорит, чтоб слуги верными господами не пренебрегали, а еще усерднее им работали. «Рабы, у которых господа благочестивы, благочестие их да не обращают в повод к небрежению; но да удостаивают их поэтому большей услужливости (блаженный Феодорит). Говори им: «если вы удостоились такой чести, что господами имеете братии (или господ имеете братиями), то должны ради сего преимущественно повиноваться им» (святой Златоуст). «Нельзя так,—что поелику ты братом стал иметь господина в силу крещения, то тебе можно небрежно относиться к нему; напротив, в этом самом находи побуждение — служить и рабствовать ему еще с большим усердием» (блаженный Феофилакт).

Побуждением же к сему выставляется: зане верни суть и возлюблени, иже благодать восприемлющии. Вера не отнимает права господства, а украшает его. Слуга, чтущий высоко веру, высоко чтит ее и в господине, а ради нее и господина. Отсюда — не умаление чувства обязанности рабствовать, а возвышение и как бы освящение. И рабствуй паче, говорит, зане верни суть. Но в силу веры они и возлюблени, — возлюбленны Богу (см.: Экумений),— возлюбленны и рабам, потому что к этому обязывает и располагает вера, учащая любить и чужих всех, а не только своих, и притом таких, кои господа им суть. Нельзя вам не чувствовать, сколь благо для вас, что имеете господ верных и возлюбленных. Но «насколько облагодетельствованы вы тем, что имеете господ братьями, настолько и сами будьте благодарны, Усерднее служа им» (Экумений). «Сказав: возлюблени,— Апостол изгоняет страх, имея который к господам слуги часто впадают в ненависть к ним, — и вместо него вводит любовь» (блаженный Феофилакт), или «со страхом сочетавает любовь» (Экумений).

Иже благодать восприемлющии, — которые благодать восприемлющие суть, восприемлют, причастны суть благодати, то есть получили отпущение грехов, приняты в сыновство Богу, снабжены дарами Духа Святаго. Те, которые приняты в такую милость Божию и так Богом почтены, не должны ли и слугами более быть почтены чрез изъявление большей покорности и большего усердия в служении им? Такую мысль подает славянский перевод,— каковой перевод допустим и греческим текстом: οι της ευεργεσιας αντιλαμβανομενοι, — которые благодеяние восприемлют, или причастны благодеяния,— разумеется,— Божия благодеяния нам, грешным, верх которого есть устроение спасения в Господе Иисусе Христе — сия благодать возблагодать (ср.: Ин. 1, 16).

Но греческий текст может подавать и такую мысль: которые пекутся и ревнуют о благодеянии, подразумевается, рабам,— «которые заботливо стараются благодетельствовать рабам» (Экумений, блаженный Феофилакт). По-русски так и переведено: которые благодетельствуют им — рабам. И наши толковники все эту мысль держат. Святой Златоуст говорит: «господа больше доставляют рабам, чем рабы господам; ибо первые и золото тратят на них и заботятся о снабжении их необходимыми вещами, одеждою и всем прочим. И, на это здесь указывая, Апостол говорит: οι της ευεργεσιας αντιλαμβανομενοι, — которые пекутся добро делать вам, рабы. Они беспокоятся и трудятся ради вашего спокойствия — и ужели не должны пользоваться великою честию от своих домочадцев?» То же и у блаженного Феофилакта: «вспомни (слуга), что он (господин) еще и благодетель твой (не только верный и возлюбленный), беспокоится и печется о тебе, чтоб накормить тебя, чтоб одеть и всякой другой удовлетворить твоей потребности и нужде: так что у него много прав на тебя (на твою ему покорность и служение), кроме того, что купил тебя».

Предполагается, что господа, уверовав и освятившись благодатию, изменили свой деспотский нрав и стали обращаться с рабами, как с своими кровными, и содержа их хорошо, и любовное к ним расположение являя. Вследствие чего они, возлюбленные рабам по вере, еще более возлюбленны по благодеяниям своим к ним. Почему сии последние естественно усерднее должны служить им теперь, чем прежде. Верным господам, говорит Апостол, рабы должны усерднее служить, потому что они верны и возлюбленны и тем паче потому, что они им самим благодетельствуют, будто воздавая им добром прежде, чем они делают что для них; считайте себя уже отблагодетельствованными со стороны господ за ваше им служение (см.: Экумений). Служа им, отплачивать им будете долг благодарности за их благодеяния к вам, вас покрывающие и обнимающие.

Сия учи и моли. Учи, как власть имеющий, умоляй, — уговаривай, убеждай, как любящий отец или брат. «Делай первое, как учитель, второе, как отец» (блаженный Феодорит). «Учителю должно употреблять не только власть, но и великую кротость, и, с другой стороны, не только кротость, но и власть» (святой Златоуст). «Ибо врач есть, а врач берет иногда мягкостию, а иногда и строгим принуждением» (блаженный Феофилакт).

Слова сии у нас стоят в связи с предыдущим, то есть с тем, что следует внушать рабам. Так может быть и требовалось, не столько по важности самого предмета, — покорности рабов господам, сколько по вреду, какой могла нанести Церкви и верующим непокорность их. — Но кажется лучше соединять их с последующим и относить ко всему сказанному выше. Святой Златоуст отрывает сии слова от этого, 2-го, стиха и соединяет с следующим,—3-м.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-2 Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай

Апостол не идет против сложившихся в обществе отношений, по которым все общество разделялось на господ и рабов. Он увещевает рабов-христиан повиноваться господам показывать им почтение, чтобы не опорочивалось в глазах язычников христианское учение, как будто ведущее своих последователей к уничтожению признанных законами государства отношений. Еще с большим усердием имеют основание служить рабы-христиане своим господам - христианам, потому что эти последние, конечно, относятся к своим рабам с любовью. Ср. 1Кор. 7:21, 22.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 1-2 Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай.

О рабах Апостол говорит, что они должны с почтением относиться к своим господам, чтобы не подать повода своею непокорностию не хорошо подумать о христианстве вообще; а если господа – христиане, то служить им с неослабным радушием, как братьям возлюбленным, которые и по христианству и по заслугам могут быть особенно милостивы к своим рабам. В древности рабов в Греко-Римском мире было великое множество, а потому установление отношений их, как христиан, к господам, составляло существенно-важное дело, ибо они своим множеством могли давать такое или иное представление о христианстве язычникам, а с другой стороны и содействовать распространению христианства, как такого, которое благодетельно влияет даже на рабов. Следовательно, оно (христианство) прекрасное дело и вообще, – так могли думать непредубежденные. А для самих рабов-христиан здесь разрешался тот вопрос, что, с освобождением от греха, не могут они считать себя свободными от внешней житейской зависимости, ибо дело внутреннее и положение внешнее – это две различные сферы жизни, которые определяются Богом и людьми, во главе с кесарем, так что и здесь можно сказать то, что о сем сказал Христос: «кесарево кесареви и Божие Богови».

По изъяснению св. Иоанна Златоуста Апостол как-бы так говорит рабу-христианину: «не думай, что если ты верный, то и свободен. Нет, ибо, если неверный увидит, что через веру люди впадают в самомнение, будет часто поносить ее, как учение, располагающее к возмущению; а если заметит, что они стали более покорны, то тем скорее сам покорится и тем внимательнее будет к тому, что говорится (в проповеди Евангельской). И если вы удостоились такой чести, что господами имеете братий, то ради сего должны преимущественно повиноваться им. Господа больше доставляют рабам, чем рабы господам. Они трудятся и беспокоятся ради самого спокойствия, и ужели же они не должны пользоваться великою честию от своих домочадцев?»

К этому преосв. Феофан присовокупляет: «предполагается, что господа, уверовав и освятившись благодатию, изменили свой деспотический нрав и стали обращаться со своими рабами, как со своими кровными, и содержа их хорошо, и любезное к ним расположение являя. Почему и сии последние естественно усерднее должны служить им теперь, чем прежде. Это последнее замечание касается и современных слуг, которые должны усерднее относиться к своим господам, ибо они, сверх всего сказанного, слуги свободные, а не рабы вечные».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

2 Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай.

А как рабы должны относиться к своим господам – христианам?
6:2. Под верными господами, разумеются не веру содержащие только христианскую, но и живущие в духе веры, следовательно, братски относящиеся к своим рабам, жалеющие их и радеющие о них. Некоторые неразумные рабы видя это, могли забываться, и вследствие того нерадеть о своих обязанностях, и непочтительно относиться к своим господам. Учи, говорит он Тимофею, чтобы слуги не пренебрегали верными господами, а еще усерднее служили бы им. Побуждением к этому выставляется то, что они верные и возлюбленные, и благодетельствуют им. Слуга, чтущий веру, высоко чтит ее и в господине, а ради веры и самого господина. Отсюда, не умаление чувства обязанности раба, а возвышение, и как бы освящение. В силу веры, господа – возлюбленные и Богу и рабам, ибо вера повелевает любить и врагов. Они же заботливо стараются благодетельствовать рабам. «Господа больше доставляют рабам, чем рабы господам, ибо господа и золото тратят на них, и заботятся о снабжении их необходимыми вещами, одеждою и всем прочим. Они беспокоятся и трудятся ради вашего (рабов) спокойствия, и ужели не должны пользоваться великою честью от своих домочадцев? » (Златоуст). Все это Тимофей и должен разъяснить рабам, научить их, как пастырь их, власть имеющий, и убедить – уговорить, как любящий отец или брат.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible