Скрыть
Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями

И подвизайся добрым подвигом веры, за что ожидает вознаграждение. Держись не сей временной жизни, но жизни вечной, к коей ты призван моею проповедью, - и исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями, то есть пред многими гонителями ты постоянно и мужественно исповедывал веру, - они угнетали тебя, но ты не отрекся.

Подвизайся добрым подвигом веры

То есть за веру стой непоколебимо и непобедимо - силой слова и безукоризненной жизни.

Держись вечной жизни

Вот и высокая награда за подвиг - это вечная жизнь.

К которой ты и призван

Ибо к надежде на вечную жизнь ты призван.

И исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями

Здесь апостол хвалит его дерзновение и мужество, как исповедавшего Христа среди опасностей. Или говорит об исповедании, бывающем при крещении, когда мы исповедуем, что отрицаемся от сатаны и сочетаемся Христу. Обрати внимание, что требуется не одно только исповедание, но и терпение, чтобы все время оставаться верным своему исповеданию, чтобы не отступить от него даже во время сильного гонения.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 9-12 А хотящии богатитися, впадают в напасти и сеть, и в похоти многи несмысленны и вреждающыя, яже погружают человеки во всегубительство и погибель. Корень же всем злым сребролюбие есть: егоже нецыи желающе заблудиша от веры, и себе пригвоздиша болезнем многим. Ты же, о человече Божий, сих бегай: гони же правду, благочестие, веру, любовь, терпение, кротость. Подвизайся добрым подвигом веры, емлися за вечную жизнь, в нюже и зван был ecu, и исповедал ecu доброе исповедание пред многими свидетели

Не о тех говорит здесь апостол Павел, которые пользуются богатством, как следует, а о тех, которые страстно желают его. Taкиe не станут раздавать его другим, боясь, что самим не хватит его на удовлетворение своих пожеланий. - Впадают… и в похоти многи. Изобильное богатство ввергает в непотребные похоти, потому что доставляет для этого средства. - Яже погружают человеки… так, что они уже не могут более облагоразумиться. – Заблудиша от верыСребролюбие закрывает людям духовные очи и не позволяет им идти по прямому пути. - И себе пригвоздиша. Подобно тернию сребролюбие окровавляет руки всякого, кто берется за него. – Болезнем многим. Страсть к обогащению не только препятствует соблюдать должные отношения к Богу, но и самих приверженцев своих мучительно уязвляет заботами, лишением сна, страхом. Ты же, о человече Божий! Великое достоинство! Правда, все люди – рабы Божии, но преимущественно праведные, не только по той причине, что они создания Божии, но и по причине своей близости к Богу. - Сих бегай: гони же… То и другое делай с напряженным усердием. Не сказал Апостол: от того отступи, а к этому приступи, но: бегай и гони. Гони же правду, чтобы иметь у себя не больше того, что необходимо для жизни, – благочестие – в учении, – веру, не знающую никаких состязаний и словопрений, – любовь, которая рождается от веры, любовь к Богу и людям. И какое прекрасное словорасположение: из веры происходит любовь, из любви – терпение, терпение делает нас кроткими. - Подвизайся добрым подвигом веры. Подвиг веры есть и все выше сказанное, и мужественное перенесение всех искушений. Сейчас же указывается и воздаяние за такого рода подвиг, именно вечная жизнь. - В нюже и зван был ecu. Всякий, приступающий к крещению, призывается к вечной жизни. - Исповедал ecu доброе исповедание. Апостол Павел разумеет здесь исповедание при крещении, когда мы исповедуем, что отрекаемся от сатаны, а сочетаваемся и верим во Христа.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Подвизайся добрым подвигом веры, емлися за вечную жизнь, в нюже и зван был ecи, и исповедал ecи доброе исповедание пред многими свидетели

Урок продолжается. Потому и эти слова надлежит рассматривать в том же направлении, как и предыдущие, то есть в их отношении к нестяжательности или любостяжанию. — Подвизайся добрым подвигом веры. Подвиг предполагает не только усиленный труд, но и борьбу для преодоления препятствий внутренних и внешних, когда требуется не с делом только каким сладить, но при этом себя одолеть и все, что в себе восстает против него, и против других устоять, и над течением обстоятельств взять верх. В отношении к вере подвиг есть уверование, потому что надо и свой ум и волю подклонить под иго веры, и от прежней веры отстать, и с прежними единоверцами разойтись; еще больший подвиг есть и свое внутреннее, и свое внешнее наладить по духу веры, что всегда требует немалой перестройки порядков установившейся жизни своей; затем подвиг есть стоять твердо и в веровании, и в жизни по вере, — каковый подвиг наипаче труден и высок во время гонения и нападков на веру и верующих. Всё это общие всем верующим подвиги; но есть и особые, на некоторых только лицах лежащие подвиги веры, именно распространение веры и руководство других в деле веры, — подвиг Апостольский и пастырский. Какой в настоящем месте разуметь подвиг веры? Все, исключая подвига уверования; но особенно последний — Апостольский и пастырский. Святой Тимофей давно уже уверовал и познал веру во всей широте; об этом и поминать нечего. Но подвиг хранения веры и жизни в духе веры, подвиг перенесения искушений по причине веры, у пастыря же подвиг научения и руководства пасомых никогда не прекращается. Их все и можно разуметь в настоящем месте, как и делают наши толковники. Святой Златоуст говорит при сем о подвиге хранения веры и жизни в духе ее. «Требуется не только исповедание (принятие веры, уверование), но и стояние в нем, дабы постоянно пребывать в принятом исповедании; а для сего по всей справедливости нужны великие подвиги и немалые труды, чтоб не уклониться с правого пути; потому что много предстоит соблазнов, много препятствий. Вследствие сего тесен и прискорбен путь сей. Поэтому надо отовсюду оградить себя, надо со всех сторон надлежащим образом вооружить себя. Отовсюду появляются бесчисленные приманки, которые привлекают к себе душевные очи, именно — утехи, деньги, прельщение, леность, слава, гордость, власть, любоначалие, — и появляются со светлым и приятным лицом, способным привлечь к себе тех, которые подчиняются их влиянию и не очень любят истину, ибо она жестка и не содержит в себе ничего приятного. Почему? Потому что она всевозможные утешения обещает только в будущем, между тем как эти предметы уже теперь обещают почести, удовольствия, покой, конечно, не истинный, но имеющий только наружный его вид. Вследствие сего всякий сластолюбивый, изнеженный и слабодушный прилепляется к ним, бежа от трудов, сопряженных с добродетелию». — Экумений пишет о претерпении искушений за веру: «подвиг веры есть и все сказанное (в стихе 11: правда, благочестие и прочее), и мужество в искушениях за веру». Блаженный Феофилакт поминает и о трудах пастырства: «подвизайся, говорит, добрым подвигом веры, — то есть стой за веру твердо и непоколебимо и ревнуй о ней и силою слова, и чистотою жизни».

Как такого рода подвиги служат противоядием любостяжанию и крепкою основою нестяжательности, очевидно само собою. Дух жизни по вере есть от всего отрешенный и, следовательно, нелюбоимательный; искушения за веру, подобно огню, переплавлением очищающему металлы от сторонних примесей, выжигают всякие пристрастия к земному; пастырские же заботы, кроме сего, и времени не оставляют заняться стяжаниями. Почему Апостол и написал о подвигах: подвизаяйся от всех воздержится (1Кор. 9, 25) и: никтоже воин бывая обязуется куплями житейскими (ср.: 2Тим. 2, 4).

Емлися за вечную жизнь. Это прямо отрицает любостяжание. Взяться за вечную жизнь значит всею душою и всем сердцем взыскать ее. Взыскивать при сем стяжания уже нечем: и мысли, и желания — все переселены в область вечной жизни; для стяжания чего-либо временного не остается уже сил. И Спаситель сказал, что нельзя Богу работать и мамоне. Работы сии взаимно себя исключают. Почему возьмись за вечную жизнь, — и погасишь любостяжание, восприяв вместо него нестяжательность. К тому же, взявшись за вечную жизнь, надо уж и дела направить исключительно к стяжанию ее,— а они все держатся на самоотвержении и любви — деятельных, — кои обе суть для любостяжания огнь поядающий.

В нюже и зван был ecи. Обетование жизни вечной входило в предметы первого оглашения приходящих к вере. Проповедники с одной стороны представляли уму: открывается гнев Божий с небеси (ср.: Рим. 1, 18), — с другой: живот вечный возвещаем вам (ср.: 1Ин. 1, 2). Оттуда страх, отсюда сладкая надежда и влекли к вере, предлагая в ней средство зараз и от гнева избавиться, и вечного блаженства сделаться наследниками. И во все времена эти два побуждения привлекали и привлекают к вере, держали и держат в ней не холодными, а воодушевленными любителями ее. Апостол напоминает святому Тимофею: помнишь, что привлекло тебя к вере? Сладкая надежда вечных благ. Они и обещаны были тебе от лица Божия, так что ты прямо в жизнь вечную и зван, и, окрестившись, записан в наследники сей жизни,—в наследники Божий, сонаследники же Христовы (ср.: Рим. 8, 17). Так тебе, таковому сущу, не пристало любостяжательничать: ибо это значило бы золото и камение драгоценное променять на сор и плевелы. — Это и всем можно напоминать. Ибо «всякий приступающий ко крещению в жизнь вечную зовется» (Экумений).

И исповедал ecи доброе исповедание пред многими свидетели. — Исповедание — разумеется веры, которое добро есть, когда совершается небоязненно, с дерзновением, без всяких колебаний, с полною уверенностию в истине. Про какое поминается исповедание? Исповедание бывает при крещении; провозглашается исповедание пред мучителями; дается оно и пред рукоположением. Какое здесь? Меньше всего последнее. Уместно первое; на него наводит предыдущее: зван был ecи — и то обстоятельство, что святой Тимофей рекомендован был апостолу Павлу от всех верующих на своей ему родине, как жаркий ревнитель веры (см.: Деян. 16, 2). И еще более уместно второе. Сопутствуя Апостолу, святой Тимофей всюду являл исповедание веры; так что свидетельницею его исповедания была вся вселенная. Святой Златоуст говорит: «Апостол хвалит здесь дерзновение и мужество святого Тимофея; ты, говорит, на всех местах являл свое доброе исповедание». Блаженный Феофилакт пишет: «хвалит его дерзновение и мужество, как исповедавшего Христа среди опасностей. Или говорит об исповедании, бывающем при крещении, когда мы исповедуем, что отрицаемся от сатаны и сочетаваемся Христу».

Что есть такое исповедание для любостяжания и нестяжательности? То же, что и добрый подвиг веры. К тому же исповедающий Христа пред лицом смерти, внутреннейше и существенно от всего отрешается; но вместе с тем преисполняется неописанно ублажающими чувствами от действенного при сем общения с Господом, Который близ есть. Память о сем потом не отходит; намеренное же воспоминание о том восстановляет всякий раз в силе и полное отрешение, и всеблаженное вкушение Господа. Таковому где взять вкуса для тленных стяжаний?!

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Подвизайся добрым подвигом веры

Почему вера в Бога и будущую жизнь есть подвиг, т.е. требует с нашей стороны усилий, борьбы, чтобы ее сохранить? – Два главнейших врага для нашей веры: уныние и соблазны. При виде людской несправедливости и гонений на святыни христианские у нас появляется уныние – стоит ли бороться за добро, действительно есть ли Бог… С другой стороны, жизнь земная манит неустойчивых своими красотами. Смотри, говорит, как красиво, хорошо на земле, зачем тебе проходить мимо радостей мирских, вот – они пред тобою, а будущая жизнь, кто знает, есть ли она? Вот и нужно постоянно христианину бороться с унынием и чарами греховными наслаждений… Борьба – и есть подвиг!

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание)

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями

Вера, которая сама уже родилась не без борьбы в человеке, требует для своего утверждения также борьбы против различных искушений. Наградой за такую борьбу, составляющей предмет стремлений для всякого доброго христианина, явится вечная жизнь, к достижению которой Тимофей и призван чрез Евангелие и желание получить которую он засвидетельствовал при своем вступлении в Церковь, принимая св. крещение, в присутствии многих свидетелей, которые слышали читанное им исповедание веры. Апостол называет это исповедание добрым или прекрасным, как выражающее ясное убеждение в существовании загробного блаженства со Христом.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 11-12 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.

Обращаясь с наставлениями к Тимофею, Апостол прежде всего, по связи речи, советует ему убегать от стремления к богатству и потом преуспевать в разного рода добродетелях: в вере, любви, терпении, вообще стремиться к благам, дарующим вечную жизнь, причем делает замечательное указание на исповедание, данное Тимофеем в присутствии множества лиц, как свидетелей. По мнению новейшего толковника (П. Полянского), это есть исповедание, которое произнес Тимофей при своем крещении. Такого мнения держится Феофилакт и большинство других толкователей. Но блаж. Феофилакт говорит о сем так, что это исповедничество можно относить и к другим моментам. Он пишет: «хвалит его дерзновение и мужество, как исповедовавшего Христа среди опасностей. Или говорит об исповедании, бывающем при крещении, когда мы исповедуем, что отрицаемся от сатаны и сочетаваемся Христу». В переводном толковании (изд. в Киеве в 1887 г., говорится: «каждый шаг на священном пути обозначается каким-либо священным обязательством, делаемым в присутствии многих свидетелей. В крещении это обязательство выражается в форме исповедания веры, в призвании к священству, в присяге, а у посвящающих себя монашеской жизни – в обете совершенной чистоты, целомудрия (и нестяжательности); наконец, при возведении в епископское достоинство – во всенародном исповедании веры. Это троякое исповедание производится как для Бога, так и для народа, и служит всесильным побуждением самому (исповеднику) к исполнению обетов, к верному и неуклонному следованию сим». Преосв. Феофан также признаёт все эти виды исповедания. Но он говорит, что первое понимание уместно, третье менее, второе более уместно, ибо св. Тимофей всюду являл исповедание веры, так что свидетельницею его исповеданий была вся вселенная. В этом смысле понимает и св. Иоанн Златоуст, говоря: «Апостол хвалит здесь дерзновение и мужество св. Тимофея. Ты, говорит, на всех местах являл свое доброе исповедание». «Требуется же не только исповедание, но и стояние в нем, дабы постоянно пребывать в нем, а для сего нужны великие подвиги и немалые труды, чтоб не уклониться от правого пути, потому что много соблазнов, много препятствий. Вследствие сего тесен и прискорбен путь сей. Поэтому нужно со всех сторон оградить себя, надлежащим образом вооружить себя. Отовсюду появляются бесчисленные приманки, а именно: деньги, утехи, прельщение, леность, слава, гордость, власть, любоначалие. «Емлися за вечную жизнь». Это прямо отрицает любостяжание. Взяться за вечную жизнь значит всею душою и всем сердцем взыскать ее. Взыскивать при этом стяжания уже нечем: и мысли и желания – все преселены в область вечной жизни, почему возьмись за вечную жизнь, и погасишь любостяжание, восприяв вместо его нестяжательность» (преосв. Феофан). «Бегать любостяжания внушает и заповедует Апостол человеку Божиему, чтобы и здесь быть ему безопасну, и в будущем получить богатое воздаяние. Повелевает же бегать любостяжания и тещи вслед правды, благочестия и прочего, потому, что его нельзя избежать, не прилепившись к тому, что ему противоположно» (Амврос.).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Об исповедниках имени Божия.

Мф.10:32. Не всякий исповедующий, или призывающий Сына Божия будет исповедан перед Богом: Мф.7:21; а только подвизающийся в истинной вере: Рим.10:9-10,15; 1Тим.6:12.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

12 Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.

6:12. «От всякого христианина, особенно же от пастыря, как руководителя других, требуется, кроме принятия веры, еще и стояние в ней, дабы постоянно пребывать в принятом исповедании. А для сего, по всей справедливости, нужны великие подвиги и немалые труды, чтобы не уклониться с правого пути, потому что много предстоит соблазнов, много препятствий. Вследствие сего, тесен и прискорбен путь сей. Поэтому, отовсюду нужно оградить себя, надо со всех сторон вооружить себя. Отовсюду появляются бесчисленные приманки, которые привлекают к себе душевные очи, именно – утехи, деньги, прельщения, леность, слава, гордость, власть, любоначалие. И появляются со светлым и приятным лицом, способным привлечь к себе тех, которые подчиняются их влиянию, и не очень любят истину, ибо она жестка, и не содержит в себе ничего приятного. Почему? Потому, что она обещает всевозможные утешения только в будущем, между тем, как эти предметы уже теперь обещают почести, удовольствия, покой, конечно, не истинный, но имеющий только наружный его вид. Вследствие сего, всякий сластолюбивый, изнеженный и слабодушный прилепляется к ним, бежав от трудов, сопряженных с добродетелью» (Златоуст). Но истинный христианин, особенно же руководитель его – пастырь, должен усиленным подвигом, во имя веры, победить в себе все эти приманки мира, и держаться одного – вечной жизни, работая для нее, и ее только имея пред глазами. Потому что он призван не к этой, а к неземной жизни, и исповедал доброе исповедание веры, с полной уверенностью в истине ее и при крещении, и среди опасностей, и при рукоположении, когда об искренней вере его свидетельствовали многие из братий (ср. Деян. 16:2). Вот к чему должен стремиться истинный пастырь Христова стада!

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible