Скрыть
Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов

Отныне не одну только воду пей, не скажу и того, чтобы ты пил вино, - но немного (вина) пей, ради желудка твоего и частой твоей немощи, - слаб он сделался от многих постов, - а также ради многочисленных немощей, кои непрестанно посещают тебя по причине болезни желудка твоего.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 22-23 Руки скоро не возлагай ни на когоже, ниже приобщайся чужим грехом. Себе чиста соблюдай. Ктому не пий воды, но мало вина приемли, стомаха ради твоего и частых твоих недугов

Здесь апостол Павел рассуждает о рукоположении, потому что пишет епископу. Скоро, т.е. не по первом, не по втором испытании, но по неоднократном и тщательном. - Ниже приобщайся чужим грехом, рукополагая недостойного в тайносовершителя для народа. - Себе чиста соблюдай. Апостол увещавает блюсти целомудрие. Если он пишет об этом мужу, который постничеством и употреблением одной только воды до такой степени истощил себя, что подвергался частым недугам, то что нужно делать нам? как нужно остерегаться? - Ктому не пий воды. Зачем апостол Павел, исцелявший и от недугов телесных, не даровал исцеления Тимофею, который был болен желудком, а хочет уврачевать его диетою? Затем, чтобы мы не соблазнялись, когда видим, что люди добродетельные подвергаются недугам; чтобы болезнь самому Тимофею не позволяла возгордиться, и наконец, чтобы мы знали, что святые мужи, будучи одинаковой с нами природы, совершали однако все то, что совершали. Апостол Павел мог, конечно, исцелить Тимофея одною молитвою, но это не принесло бы никому пользы. Много говорит по этому поводу святой Златоуст. Просмотри его книгу, в которой идет речь о статуях, и в ней найдешь много прекрасно сказанного об этом предмете богомудрым Златоустом, во вступительном, кажется, слове. - Но мало вина приемли…, столько, сколько полезно для здоровья, так как он знал, что много вина употреблять – вредно (Еф. 5:18). Отсюда, между прочим, видно, что Тимофей подвергался недугам не только желудка, но и других частей тела.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов

Видишь ли, что, имея сколько недугов, Тимофей еще истощал себя употреблением воды? Научись же и ты не огорчаться, когда кто-нибудь дает наставления относительно воздержания, ибо и Тимофею, который столько времени употреблял воду, так что часто стал подвергаться недугам, Павел дает заповедь о воздержании, и не просто сказал: употребляй вино, но ограничил сие употребление, прибавил: немного. Для здоровья, говорит, а не для удовольствия. Ибо юность горяча, и от вина скоро приходит в движение. Почему же не исцелил его Павел, который платками своими воскрешал мертвых (Деян. 19:12)? Чтобы мы, когда и теперь видим святых людей, подверженных недугам, не соблазнялись и не думали, будто древние выше нашего естества, но верили, что и они люди, подобные нам; наконец, чтобы и сам Тимофей не возгордился своей добродетелью. Об этом пространнее сказано у святого Иоанна Златоуста, в начале так называемой книги проповедей «О статуях». Но кажется, Тимофей от природы был болезненный человек, подвергался недугам не желудка только, но и других частей, поэтому апостол и прибавил: и частых твоих недугов.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ктому не пий воды, но мало вина приемли, стомаха ради твоего и частых твоих недугов

Слова: себе чиста соблюдай — могли понудить святого Тимофея к большему воздержанию и к большей строгости в отношении к телу, как самому прямому средству к соблюдению чистоты. Но святой Тимофей и так постоянно вел крайне воздержную жизнь, несмотря на то, что не пользовался крепким здоровьем и часто недуговал, может быть, особенно недугами стомаха (желудка). Припомнил сие Апостол и, умеряя данный урок, говорит как бы: слыша сие: себе чиста соблюдай,— ты не бросься на больший подвиг воздержания. Не делай этого. Тебе, по состоянию твоего здоровья, напротив, нужно некое послабление, и ты, с этих пор, не одну пей воду, но употребляй немного и вина. Разумеется виноградное, легкое и притом употребляемое большею частию с водою.

Не пий воды, μηκετι υδροποτει, — не значит: совсем не пей воды, а: не одну пей воду, не одною водою напояйся, или утоляй свою жажду, как тебе обычно.— Мало вина приемли, οινω ολιγω χρω, — употребляй немного вина. «Этим не дано ему позволение неумеренно напиваться вином, но разрешено пить его, сколько нужно для здоровья, а не для удовольствия» (святой Златоуст). «Не просто сказал: употребляй вино, но ограничил сие употребление, прибавив: немного. Ибо юность горяча и от вина скоро приходит в движение» (блаженный Феофилакт). Стомаха ради — указывает на болезни желудка. «Но кажется, святой Тимофей подвергался недугам не желудка только, но и других частей, как на это намекают слова: и частых твоих недугов» (святой Златоуст, блаженный Феофилакт).

Амвросиаст рассуждает при сем: «здесь святой Апостол дает святому Тимофею частный (его лично касающийся) совет, чтоб он благоразумно управлял собою. Бог хочет, чтоб Ему служили посильно, а не так, чтоб расслабляли себя чрезмерностию и потом имели нужду искать помощи врачей. Надобно так вести дело воздержания, чтоб, если можно и потребуется, постепенно его усиливать, а не так, чтоб приходилось потом умалять его, по причине в начале допущенной чрезмерности. Чрезмерность (телесного воздержания) самую душу делает немощною, и она, обеспокоенная изнеможением тела, не столько уже бывает усердна к Божественным службам. Душа же, покойная с этой стороны, всем сердцем своим восторгается к Богу, с нераздвояемым вниманием умоляя Его даровать ей потребное ко спасению».

Святой Златоуст такой задает при сем вопрос: «почему святой Павел не исцелил желудка У святого Тимофея?» И отвечает: «не потому, что не мог, а потому, что хотел отсюда извлечь какое-либо важное наставление; ибо тот, чья одежда воскрешала мертвых, без сомнения, мог сделать и это.— Зачем же именно не сделал? Затем, чтобы мы, когда и теперь видим подверженными недугам людей великих и добродетельных, не соблазнялись этим. Таким образом и это сделано с пользою. К тому же если ему самому дан был ангел сатанин, чтоб он не возгордился, то тем более (подобное предотвращение возгордения нужно было) Тимофею, потому что знамения легко могли привести его к гордости. Потому Апостол позволил ему пользоваться правилами врачебной науки, дабы и он сам меньше думал о себе, и другие не соблазнялись — и уразумели, что и те святые мужи, совершая то, что совершали (дела дивные), не переставали быть одинаковой с нами природы». «Чтоб мы не думали, будто древние выше нашего естества, но верили, что и они люди (подобные нам)» (блаженный Феофилакт).

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 21-23 Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию. Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым. Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов

Вопрос о суде над пресвитерами так важен, что апостол заклинает Тимофея Богом, Христом и ближайшими к престолу Божию избранными Ангелами, чтобы он помнил его указание, только что им высказанное. Тимофей должен быть чужд всякого пристрастия при разборе обвинений, предъявленных пресвитерам. Не должен Тимофей также быть скорым в рукоположении лиц на разные церковные должности и прежде всего в пресвитеры, потому что недостаточно подготовленный к пресвитерскому служению человек может сделать немало проступков, нравственная ответственность за которые должна по справедливости лежать и на епископе, поставившем такого человека в пресвитеры… Но кроме ответственности за чужие грехи, епископ может подлежать осуждению и за свои личные, и апостол внушает Тимофею, чтобы он держал себя в чистоте. Впрочем, Тимофей не должен быть и излишне суров к самому себе: он может употреблять понемногу и вино для укрепления желудка (красное вино дается врачами при слабости желудка как вяжущее средство), тогда так Тимофей, по-видимому, вовсе не хотел вкушать вина из боязни, чтобы его не упрекнули в сластолюбии…

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 22-23 Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым. Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.

Продолжая речь о священстве, Апостол заповедует Тимофею не спешить посвящениями, чтобы, не разузнавши посвящаемого, не посвятить недостойного и через то не сделаться ответственным в тех виновностях, в которых окажется неспособный и недостойный священнослужитель. К сему же отчасти можно относить и завет о чистоте, в смысле предостережения от всяких подозрений в чистоте намерений, в избрании и посвящении в разные чины священства. Впрочем, по связи с последующим советом относительно употребления вина с водою для укрепления желудка, и речь о чистом можно понимать более частно, т. е. в отношении личной чистоты, как физической, так и нравственной.

Руки скоро не возлагай. «Что значит: скоро?» вопрошает св. Иоанн Златоуст. И отвечает: «не по первом, не по втором, не по третьем испытании, но неоднократно рассмотрев и тщательно исследовав, так как это дело не безопасное. Доставив власть (недостойному), подвергнешься наказанию за соделанные им как прежние, так и будущие грехи. Ибо, неблаговременно отпустив ему грехи прежние, ты сделаешься виновником и в тех, которые он совершит в последствии времени, – именно будешь причиною сих последних потому, что не дал ему оплакать их и придти в состояние сокрушения. Ты становишься участником как благих его дел, так и грехов». К сему, по мысли преосв. Феофана, Апостол как бы присоединяет и следующее: «но, распознавая, достойны ли рукоположения другие, смотри, своего достоинства не теряй». Или так: «чтобы тебе смелее было пытать, хорош ли тот, не дурен ли другой, будь сам чист; тогда будешь иметь очи для зрения, чист ли и достоин ли другой».

В совете пить воду с вином толковники видят указание о воздержании. «Если, мужу, который до такой степени соблюдал посты и столько времени употреблял воду, что стал оттого подвергаться болезням и частым недугам. Апостол заповедует воздержание, и тот не отказывается, то тем более мы должны не огорчаться, когда слушаем чьи-либо наставления о сем» (Златоуст).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

23 Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.

Но чтобы Тимофей не подумал, что святой Павел этим налагает на него особенное воздержание для приобретения духовной чистоты, Апостол устраняет эту мысль.
5:23. Тимофей вел крайне воздержанную жизнь, несмотря на то что не пользовался крепким здоровьем и часто болел, особенно желудком. Святой Павел и говорит как бы так: слыша мой наказ о чистоте, ты не бросься на крайний подвиг воздержания. Не делай этого. Ты, по состоянию своего здоровья, нуждаешься в послаблении, а потому, как бы случайно прибавляет, с этих пор не одну пей воду, но употребляй немного и вина. Разумеется вино виноградное, легкое, и притом употребляемое большею частью с водой.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible