Скрыть
притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно

А вместе и бездельныя приучаются они обходить дома, говоря также то, чего не должно.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 9-13 Вдовица же да причитается не менши лет шестидесятих, бывши единому мужу жена: в делех добрых свидетельствуема, аще чада воспитала есть, аще святых нозе умы, аще странныя прият, аще скорбным утешение бысть, аще всякому делу благу последовала есть. Юных же вдовиц отрицайся: егда бо разсвирепеют о Христе, посягати хотят, имущыя грех, яко первыя веры отвергошася. Купно же и праздны учатся обходити домы: не точию же праздны, но и блядивы и оплазивы, глаголющыя, яже не подобает

Здесь апостол Павел вместе с другими качествами вдов точно определяет и возраст их, затем указывает и причину этого, – но так однако, что та вдова, которая имеет шестьдесят лет, но не удовлетворяет другим качествам, не должна быть причисляема к вдовам. – Некоторые полагают, что он говорит здесь о вдовах, зачисляемых во вдовье учреждение (έις τὸ χηρικὸν τεταγμένας). - В делех добрых свидетельствуема. Сказавши вообще: в делех добрых, Апостол далее подробно исчисляет эти добрые дела. О воспитании детей он и прежде говорил. Но как же ей быть, если она не имеет детей? Пусть исполняет остальные требования. - Аще странныя прият. Видишь ли, что и здесь благодеяния к своим домашним Апостол ставит прежде благодеяний, оказываемых чужим! Прежде он сказал: аще чада воспитала есть, а потом уже присоединяет: аще странныя прият. – Аще святых нозе умы. Но вдова может сказать: я по своей бедности не имею возможности принимать странников и помогать нуждающимся. Но разве ты не можешь, отвечает ей Апостол, умыть ноги святым? Разве не имеешь возможности быть усердной ко всякому доброму делу? Аще святых нозе умы, т.е. если не стыдясь исполняла самые низкие обязанности по отношению к ним. Так понимает и Климент в седьмой книге Гипотипоз. - Аще всякому делу благу последовала есть, т.е. принимала участие, служила. Если ты сама не можешь сделать чего-либо, то по крайней мере можешь послужить, содействовать доброму делу. – Юных же вдовиц отрицайся. Почему Апостол нигде, кажется, не выражает особенной заботы о девственницах, хотя их подвиг гораздо труднее? Потому что девственницы вследствие особенной ревности по вере не вступали в брачную жизнь, а вдовы часто вследствие необходимости, вследствие того, что остались одне; с другой стороны, Апостол выразил не малую заботу и о девах, когда сказал, чтобы оне «благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения» (1Кор. 7:35). - Егда бо разсвирепеют о Христе. Может быть некоторые и поступили так. Смотри же, что истинные вдовы обручаются Христу и, обручившись Ему, поставляются наравне с девами. Обручих бо вас единому мужу деву чисту представити Xpиcтoви (2Кор. 11:2), пишет Апостол в Коринфянам, но это относится и ко всякой церкви. – Но что значит: егда разсвирепеют (καταστρηνιάσωσι)? Это значит: когда вознерадят о вдовстве, когда развратятся, когда будут притворяться нежелающими брака, когда с надменностию или безчувствием отнесутся ко Христу и, отвергши Его, как Жениха, пожелают вступить в брак. Так сделают оне, очевидно, потому, что избрали вдовство, не подумав хорошо. - Имущыя грех, яко первыя веры отвергошася. Апостол разумеет здесь обет, данный Христу. Обещавшись обручиться с Ним навсегда, вдовы эти после отвергают Его, когда вступают в брак с человеком. – После этого оне, говорит Апостол, впадают и в другой грех, – в праздность. Значит, он заповедует трудиться не только мужчинам, но и женщинам, так как всякое зло рождается из праздности. - Купно же праздны учатся обходити домы… Имея себе незаконных мужей, которые доставляют им все необходимое, оне уже не занимаются делом, а заботятся только о том, чтобы нравиться мужчинам. - Не точию же праздны, но и блядивы (φλύαροι – болтливы) и оплазивы (περίεργοι – любопытны). Творец даровал нам ум деятельный, и потому, если мы не направляем его к доброй деятельности, то он сам стремится к худой.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам.

Кроме упомянутого уже осуждения за грехи, они виновны еще в другом, именно в том, что приучаются к праздности, потому что ходят по домам. А праздность научает всякому злу. Следовательно, праздность неприлична не только мужчинам, но и женщинам.

И бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.

Справедливо. Ибо, ходя по домам, они ничего другого не делают, как переносят сплетни от одной к другой, от этой к той, и, выведывая обо всем, необходимо впадают в любопытство, а говоря всем обо всем, впадают в болтливость.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Купно же и праздны учатся обходити домы: не точию же праздны, но и блядивы <болтливы> и оплазивы <любопытны>, глаголющия, яже не подобает

Вдовица истинная, искренно возлюбившая вдовство, определяет себя на уединенную, строгую жизнь и, внимая себе, пребывает в молитвах и трудах. Душевное довольство, почерпаемое из такой жизни, паче и паче утверждает ее в ней и служит ей подпорою и ограждением против искушений. Но вдовица, не обдумавшая всего этого и легкомысленно решившаяся на вдовство, скоро соскучивает в нем и охладевает к нему. Когда это произойдет, тогда дела вдовства уже не идут на ум. Сидеть в уединении, молиться и трудиться — скучно. Настоит нужда искать развлечений, и пошла по домам; а с этим уж необходимо вяжутся болтливость, любопытство и неподобные речи. Это вторая причина, почему отрицать должно юных вдовиц. Апостол говорит как бы: пусть иная и не будет иметь желания вступить во второй брак, после обета — не вступать в него; но если она не возьмется строго за дела вдовства — уединение, труд и молитву, — чего естественно ожидать от юной,— то скоро сделается праздношатайкою, болтливою и пытливою на соблазн всем,— и своим и чужим. И этого одного достаточно, чтоб относительно них действовать осторожнее. Святой Златоуст говорит: «не этой только вине (нарушению обета) подлежат они, но и другим грехам (праздности, шатанию по домам). Что пользы из того, когда они откажутся от попечения о мужах и не приложат старания о Боге? Тогда они без сомнения соделаются праздными, болтливыми, без нужды пытливыми; потому что тот, кто не заботится о своем, непременно будет заботиться о чужом, равно как пекущийся о своем и говорить не станет о чужом, и не будет иметь никакого о том попечения. Нет ничего до такой степени неприличного женщине, как всячески разузнавать чужие дела, — притом не только женщине, но и мужчине, ибо это есть величайший признак бесстыдства и наглости».

Поводом или исходным началом к такому уклонению молодых вдовиц от благообразного поведения может послужить, как полагает блаженный Феодорит, само церковное обеспечение. «Пользуясь церковным вспомоществованием и без заботы удовлетворяя телесным потребностям, живут в праздности; и праздность приводит с собою лукавые мысли». А от мыслей потом и самое поведение теряет свое благообразие: от праздности по домам ходят, — бывают блядивы,— то есть болтливы, φλυαροι, — и оплазивы, — то есть любопытны, περιεργοι. Это тем неодобрительнее, если при сем прикрываются своим званием вдовства. «Почитая вдовство, достаточные принимают их в свои домы, а они, узнав, что им приятно слушать, собирают по другим домам и к ним переносят; за это пользуются от них подачами — и навыкают таким образом жить более сплетнями, чем трудами рук своих» (Амвросиаст).

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-13 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру; притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно

Молодые вдовы не должны быть вносимы в список вдов, получающих пособие от Церкви, потому что они, утешаясь Христом или, точнее, получая пособие от Церкви Христовой (по-русски выражение katasthnaacosi) переведено слишком обще: «впадая в роскошь противно Христу»), в то же время думают не о том, чтобы послужить Христу или Его Церкви, а о личных своих выгодах и прежде всего об утехах брачной жизни.

Они подлежат осуждению (какому и от кого - не сказано), потому что изменили своему прежде высказанному решению - отдать себя на служение Церкви. Кроме того, апостол считает нужным указать и на то, что такие вдовы привыкают к праздности и пустым пересудам в разговорах с другими женщинами.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 11-15 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру; притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно. Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.

Молодых вдов изображает Апостол неблагоприятными чертамиНе занимаясь делом, они бродят по чужим домам, разносят всякие слухи, разузнают их, предаются болтовне, ищут мужей, с готовностию оставить веру, что уже и сделалось с некоторыми, чем предались сатане и дали повод верным и неверным к осуждению. Чтобы предотвратить все эти неблаговидности, Апостол заповедует Тимофею не включать таковых молодых вдов в число церковных вдовиц, но содействовать вступлению их в брак, чтобы потом в рождении и воспитании детей они нашли обычное для всех женщин дело и тем избегли от всяких поводов к злоречию, особенно со стороны противников веры: Иудеев и язычников, а также и еретиков, проповедовавших вредное безбрачие, отчасти по заблуждению и отчасти с гнусными целями, коих они с удобством достигали среди молодых вдовиц.

Молодые вдовицы сами подали повод к такому постановлению о них», говорит блаж. Феофилакт. «Они не выдержали вдовства. Приемля таковое решение, вдовствовать для Христа, они вступают в завет с Ним, чем обручаются Ему навсегда. Склонясь же на брак, они нарушают завет сей и за то подлежат осуждению. Быв побеждены желаниями сластей и охладевши к вдовству, они уже только притворно показывают себя чуждающимися брака, в самом же деле вожделевают его, и, вследствие того, с грубою надменностию и бесчувствием (свирепеют) отвращают очи свои от Христа, яко жениха». «Очевидно, что они избрали вдовство легкомысленно, не подумав хорошо», говорит св. Иоанн Златоуст. «Лучше было бы, конечно, если бы они не отворачивались от Христа и не нарушали своего обета. Но как некоторые поскользаются на это, то лучше пусть не вступают в завет со Христом и, не давая обета посвящать себя Ему, вступают вновь в брак» (Экумений). «Ибо в таком случае и Бог не бывает отвергаем, и сами они не учатся быть праздными. Но дабы ты не подумал, что Апостол дает им вольную проводить жизнь, он прибавил: ни едины же вины даяти противному хулы ради... Он отвергает сих вдовиц, не желая того, чтобы они прелюбодействовали, не желая того, чтобы они были праздны, без нужды пытливы, чтобы не говорили чего не следует, не желая, чтобы диавол находил в них повод (к осуждению), так что, если б сего не было; то он и не отверг бы их».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

11. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.

12 Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру;

13 притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.

Что касается вдовиц молодых, то таким святой Павел советует вступать во второй брак.
5:11–13. Что касается до молодых вдовиц, то их, говорит, не вноси во вдовий список, чтобы содержать их на счет церковный. Почему? Как видно, некоторые молодые вдовицы давали обет остаться в своем вдовстве, что и заявляли настоятельно Церкви, прося пособия, а потом изменяли своему обету, подпадали неудержимым (свирепым) стремлением плотской жизни, отвращали очи свои от Христа, Которому посвятили себя по обету, обманули Его, отвергли Его, и тем впали в грех и нарушили свой обет – отвергли прежнюю веру (Златоуст) тем, что опять хотят вступить в брак. Притом же молодая вдовица живет не в уединении, ей это скучно, а ищет развлечений, ходит по домам знакомых, и здесь предается болтливости, любопытству и всяким праздным речам.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible