Скрыть
Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии

Негодных же слов Иудейских и чуждых сект избегай, а упражняй себя в благочестии, то есть в делах праведных.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 6-7 Cия же вся сказуя братии, добр будеши служитель Ииcyca Христа, питаем словесы веры и добрым учением, емуже последовал ecu. Скверных же и бабиих басней отрицайся

Cия вся…, т.е. то, что Апостол сказал о великой благочестия тайне, о ересях, о запрещении употреблят некоторые яства. Обрати внимание на то, что Апостол не сказал: повелевая, но сказуя (ὑποτιθέμενος), т.е. как бы советуя. Иногда, значит, епископу должно обнаруживать и снисхождение, а иногда начальственную власть. - Добр будеши служитель. Хорошо служит Иисусу Христу тот, кто научает пасомых тому, чему желает научить их Сам Иисус Христос. – Питаем словесы веры. Подобно тому как не можешь быть без пищи, так и без этих словес. Или: питайся ими, как духовною пищею, потому что не о хлебе едином жив будет человек (Мф. 4:4). Teбе должно не только предлагать это братиям, но и самого себя тем же питать. – И добрым учением…, так как бывает и злое учение, учение еретиков. - Емуже последовал ecu…, т.е. которому ты был научен. – Скверных же и бабиих басней отрицайся. Здесь Апостол имеет в виду иудейские обычаи и наблюдения; будучи в свое время полезными, теперь они устарели и сделались непригодными. Мог разуметь здесь Апостол и еллинские (языческие) бредни, равно как бредни тогдашних еретиков. И в самом деле, скверны, нечестивы и подобны произносимым в бреду старухами такие напр. сказания: Зевс имел общение с Герою, Арей совершил прелюбодеяние, Гефест сброшен с неба.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Негодных, же и бабьих басен отвращайся.

То есть напоминай своим о том, что я сказал, с развращенными же не вступай в состязание; ибо им нельзя принести пользы, кроме разве того случая, когда зародится соблазн, будто по нашему бессилию мы отказываемся от состязания с ними. Баснями апостол называет иудейские наблюдения, или потому, что они измышлены, или потому, что несвоевременны. Ибо представь, если бы человек лет тридцати прильнул к сосцам, как он был бы достоин посмеяния за безвременность? Бабьими называет потому, что это уже устарело. Скверными и нечистыми - потому, что составляет препятствие для веры. Ибо подчинять страху душу, которая стала выше всего этого, свойственно нечистым правилам.

А упражняй себя в благочестии.

То есть приучай себя к вере чистой и жизни праведной; потому что в этом состоит благочестие. Итак, нужно упражняться и постоянно трудиться; ибо кто упражняется в телесной гимнастике, тот без всякого состязания подвизается в этом до пота.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Скверных же и бабиих басней отрицайся.

Скверных, βεβηλους, — пошлых, таких, которыми брезговать следует. Напоминает Апостол о том же, что в начале Послания сказал: ниже внимати баснем и родословием безконечным (1, 4),— то есть о ходящих пустых речах и учениях лжесловесников. Ни там, ни здесь не сказывает определенно, в чем эти басни состояли, потому, может быть, что не стоило и поминать об них, или потому, что как норма истины известна, то все чуждое ей само собою определялось и было известно святому Тимофею. Обще же напоминает только для воодушевления к отрицанию и противодействию. Наши, впрочем, толковники полагают, что здесь Апостол разумеет иудейские убеждения или ту часть иудейства, которая вошла в состав учения лжесловесников. Феодорит пишет: «бабиими баснями назвал Апостол иудейские учения, не закон, но лживое перетолкование закона и неблаговременное его хранение». Святой Златоуст выставляет и причину такого наименования: «о каких баснях он здесь говорит? Об иудейских вычислениях и наблюдениях? Разве их он называет баснями? Да, или потому, что они измышлены, или потому, что несвоевременны. Что благовременно, то полезно. А что временно, то не только не полезно, но и вредно.— к тому же представь себе: если бы человек на Двадцатом году жизни прильнул к сосцам кормилицы, то в какой степени он был бы достоин посмеяния за безвременность? Видишь, что он называет сие и нечистым, и бабьим. И называет так частию потому, что это уже устарело, частию потому, что составляет препятствие для веры».

Но Экумений допускает, что, может быть, тут разумеет Апостол «и еллинские бредни, равно как бредни тогдашних еретиков. Ибо, поистине, походят на пустые, в бреду произносимые старушонками, слова такие, например, сказания еллинов: Зевс (Юпитер) свалялся с Ирою (Юноною); Арес (Марс) соблудил с <Афродитою> (Венерою); Ифест (Вулкан) сброшен с неба».

Очень вероятно, что учения лжесловесников взяты частию у иудеев, частию у еллинов, частию почерпнуты из других восточных вер. Как верующие, в самом действии уверования, всё то отвергают, то, по уверовании, нечего уже более и заниматься тем. Почему Апостол пишет не: отрицай,—как бы состязайся, а: отрицайся. «Чрез это он показывает, что окончательно нужно избегать сего. Именно слова его имеют такой смысл: даже не принимай на себя труда когда-либо вступать в разговор с ними; кроме разве того случая, когда предвидишь какой-либо вред от того, что мы, будто по нашему бессилию, отказываемся от собеседования с ними» (святой Златоуст).

Обучай же себе ко благочестию.

Благочестием называет Апостол жизнь в духе веры христианской. Хотя жизнь сия обнимает не одно достодолжное отношение к Богу, что собственно есть благочестие, но и всякие подвиги и весь круг доброделания; но так как и эти две стороны ее, или части, блюдутся христианами ради Бога и Ему посвящаются, так что живот их всецело сокровен есть со Христом в Боге (Кол. 3, 3), то Апостол и назвал всю жизнь по вере благочестием. «Обучай себе ко благочестию,— то есть в вере чистой и жизни праведной (упражняйся), к наилучшему поведению (настроивай себя); потому что в этом состоит благочестие» (святой Златоуст). «Оно есть с правою верою соединенное ревностное тщание о жизни богоугодной» (Экумений).

Но что здесь хочет внушить Апостол, то совмещается в слове: обучай себе. Обучай, γυμναζε, — упражняй себя в делах благочестия христианского, чтоб сделаться искусным их делателем, как гимнасты упражняются в телодвижениях разных, чтоб приобресть в них навык и искусство. Тело способно к очень ловким движениям, но его надо к сему приучить упражнениями. Так и верующий, по крещении и приятии благодати, способен, то есть и готов, и силен, на всякие дела и подвиги в духе и по требованию святой веры; но, чтобы все сие делать достодолжно и плодотворно, для сего надлежит упражнять себя в такого рода делах. Но гимнаст сначала упражняется в разных телодвижениях один, особо, только примерно, а на деле пригодятся ему сии телодвижения после; христианский же гимнаст прямо вступает не в примерные, но в настоящие дела и их совершением обучает себя к наилучшему их совершению. Потому обучай себе — то же значит, что: не пропускай ни одного случая, в коем можешь совершить дело по духу своей веры, или даже и более: изыскивай такие случаи, чтобы поскорее утвердиться в делах по вере нашей и потом уже без труда являть себя пред Богом и человеками делателем непостыдным (ср.: 2Тим. 2, 15). Опыт уже показал, что такое упражнение себя необходимо для стяжания совершенства в жизни,— и упражнение всестороннее, то есть и в том, как вести внешние свои дела, или держать свое поведение, и в том, как держать в порядке внутри возникающие разнообразные движения. Ревностное упражнение в том и другом всегда увенчавается успехом,— то есть навыком в угодной Богу жизни, и внутренней и внешней. Само собою сие совершенство не приходит: надо обучать себя. Так у всякого верующего, тем паче у пастыря верных. Почему и святому Тимофею не излишне было сказать: обучай себе ко благочестию.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-8 Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал. Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.

Уча других - христиан (братий), в чем заключается истинное благочестие, Тимофей явится добрым, вполне подходящим служителем Иисуса Христа. Но для этого и он сам должен постоянно питаться теми учениями евангельскими, которые он принял от своего учителя - Апостола Павла (ср. 2Тим. I:13). Вместе с этим апостол внушает Тимофею необходимость отвращаться, удаляться от пустых, бесполезных бабьих басней (см. 1, 3, 4), занимаясь только тем, что действительно утверждает в душе человека благочестивую настроенность - именно, делами христианской любви и подвигами воздержания. Чтобы показать полезность благочестия деятельного, апостол сравнивает это благочестие с обыкновенным упражнением тела. И это последнее занятие, несомненно, приносит пользу, укрепляя тело, делая его более способным к перенесению разных трудов, давая человеку возможность приложить к делу свои силы. Но все это - лишь немногое; здесь - польза для тела и внешней жизни, это не то, к чему главным образом должен стремиться христианин. Благочестие же, напротив, полезно во всем, во всех отношениях: даже и в отношении здоровья, потому что благочестивый человек не станет разрушать здоровье свое грехами и пороками (жизнь настоящая). Главным же образом благочестие ведет человека к получению вечной блаженной жизни (будущей).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 6-8 Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал. Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
 

Внушая Тимофею разъяснять истинное учение о браке и о пище, учение, основанное на духе веры и преподанных ему наставлениях, Апостол заповедует ему отвращаться от указанных лжеучений, как бабьих басен, упражняться не во внешнем совершенстве, как мало полезном, а во внутреннем (духовном) благочестии, как благотворном во всех отношениях и дарующем блага жизни сей и будущей. «Следуя сему, ты будешь добрый служитель Иисуса Христа», говорит Апостол. Вот сколь многое должно исполнять, чтобы быть хорошим архипастырем! Отсюда очевидно, как глубоко верно раньше сказал Апостол, что кто епископства желает, тот доброго желает. Он должен и себя упражнять, и еретиков обличать, и вверенных ему наставлять.

«Служителем назван пастырь потому, что его долг не властвовать и величаться, а верно исполнять повеленное (Христом) и передавать единоверным Владычние приказания», говорит блаж. Феодорит. Питаем словесы веры и добрым учением... Этим Апостол, по изъяснению св. Иоанна Златоуста, «указывает на постоянное внимание к таким предметам. Ибо подобно тому, как мы ежедневно употребляем пищу, так и слово о вере всегда принимать и им всегда питаться должно, пережевывая, постоянно повторяя (в уме) одно и то же, всегда поучаясь одному и тому же»... «Обучай себе ко благочестию, т. е. к вере чистой и жизни праведной, к наилучшему поведению, ибо в этом состоит благочестие»... «Но для чего, спросишь ты, упоминает он здесь о телесных упражнениях? Для того, чтобы чрез сравнение показать превосходство духовных подвигов. Упражнение первого рода только несколько доставляет пользы, а благочестие – плод и на будущую жизнь; и здесь и там доставляет утешение. Ибо тот, кто не знает за собою никакого преступления и творит добрые дела, радуется и в настоящей жизни. Между тем как человек порочный, не только там, но и здесь переносит наказание, живя в страхе, ни на кого не смея взглянуть... Это не жизнь, а скорее самая тяжелая смерть».

Относительно того, что Апостол назвал бабьими баснями, преосв. Феофан замечает, что «учения лжесловесников взяты частию у Иудеев, частию у Еллинов, частию почерпнуты из других восточных вер. Апостол называет их скверными, т. е. такими пошлыми, которыми брезговать следует, отрицаться. И как верующие в самом действии уверования все то отвергают, то, по уверовании, нечего уже более и заниматься тем. Почему Апостол пишет: не отрицай, – как бы состязайся, а: отрицайся».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

7 Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии,

4:7. Святой Павел указывает, как сделаться добрым пастырем – служителем Христовым. «Не только других наставляй, но и сам упражняйся в этом» (Златоуст), именно питайся, как духовной пищей, словами веры – Евангельским учением, этим добрым учением, которому ты последовал. Он уже усвоил это учение. Что же значит теперь, питаться им? "Пережевывать, постоянно повторять его в уме своем, всегда поучаться одному и тому же» (Златоуст), чтобы таким образом и ум и сердце всецело прилепить к нему единому. Всякое же другое учение должно быть тотчас же отвергнуто. Так, скверных, пошлых, бабьих басней о необходимости Моисеева закона для спасения, о родословиях разных, о чем болтают лжесловесники, следует избегать без всяких о них разговоров.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible