Скрыть
через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей

Кои уже отвергли свои намерения и отложили их, то есть осквернена совесть их.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 1-5 Дух же явственне глаголет, яко в последняя времена отступят нецыи от веры, внемлюще духовом лестчым и учением бесовским, в лицемерии лжесовесник, сожженных своею совестию, возбраняющих женитися, удалятися от брашен, яже Бог сотвори в снедение со благодарением верным и познавшым истину. Зане всякое созданиие Божие добро, и ничтоже отметно, со благодарением приемлемо: освящается бо словом Божиим и молитвою

Дух же явственне (ῥητῶς) глаголет, т.е. очевидно, ясно. Не удивляйся, говорит апостол Павел, тому, что теперь некоторые иудействующие отступают от веры. Будет время, когда вера распространится еще больше, тогда отступники от веры будут поступать еще хуже, подавая гибельные советы не только касательно пищи, но и касательно браков и многого другого. - Внемлюще духовом лестчым. Кто раз уже уклонился от веры, тот может наткнуться на всякую беду; по необходимости он должен уже внимать нечистым духам и бесам, которые уводят человека далеко от истины. И учением бесовским. Этим апостол Павел обозначает всяких еретиков, особенно же манихеев, энкратитов и маркионитов. – В лицемерии: в хитрости, лукавой изворотливости. Зная, что составленное ими учение ложно, они однако ухитряются ложь свою представлять в виде истины. - В лицемерии лжесовесник, сожженных в совести своей, – конечно, вследствие худой жизни, которую они проводят. Так как они сознают за собою много нечистого, то совесть их имеет на себе неизгладимые нажеги нечистой жизни. Будучи на самом деле таковыми, эти отступники от веры, вследствие страха мздовоздаяния, извращают истинные догматы и стараются убедить себя во всем, кроме только того, что Бог есть истинный судья, что есть воскресение мертвых и воздаяние как за добрые, так и за худые дела. – Возбраняющих женитися. Что же? А христиане разве не возбраняют вступать в брак? Нисколько: честна женитва во всех, и ложе нескверно (Евр. 13:4), говорит Апостол; но не желающие вступать в брак убеждаются хранит девство. Отступающие же от веры возбраняют брак, как нечто нечистое. Возбраняющих… удалятися от брашен. В словах Апостола – ἀπέχεσθαι βρωμάτων – нет ни ошибки против правильности речи, как полагали некоторые, ни какого-либо недосмотра; такое выражение свойственно аттической речи. Как в таких, напр., словах: έκώλυσε μη κλέπτειν (запретил не воровать), не заключается повеление воровать, или словами έκώλυσεἀπέχεσθαιἀρρητοποιὶας (дословно: возбранил удерживаться от невыразимо дурного поведения) запрещается дурное поведение, – так и слова: возбраняющих удалятися от брашен нужно понимать так, что лжеучители будут запрещать употребление известного рода пищи. Такого рода оборотов речи очень много как у греческих, так и не греческих писателей. - Яже Бог сотвори в снедение со благодарением. Смотри, как словом – снедение (μετάληψις – причастие, принятие) Апостол отверг наслаждение пищею (τρυφην – роскошь), так как снедение означает умеренное употребление пищи. И самое наслаждение пищею он отверг не как что-либо нечистое само в себе, а как вредное по своей неумеренности и расслаблению для души. Верующим, говорит Апостол, Бог сотворил брашна, чтобы они вкушали их с благодарением. Но не так бывает у неверующих: по своим собственным законам они воздерживаются от некоторых из них. - И познавшым истину. Все что было у иудеев, – все это было только прообразом, а теперь настала истина. Многое им было запрещено, но не потому, что оно было нечисто, а чтобы обуздать их неумеренность. Истиною Апостол называет здесь веру в Иисуса Христа. – Всякое созданиие Божие добро. Речь идет о съедомом. Апостол наперед уже опровергает ересь тех, которые утверждали, что материя не сотворена, и сюда же относили все, что употребляется в пищу. - И ничтоже отметно. Следовательно и вкушение с благодарением идоложертвенного не предосудительно, если только ты этого не знаешь; в противном случае ты сделаешься нарушителем закона, воспрещающего оскверняться идоложертвенною трапезою; значит, ты оскверняешься вследствие преступления закона. Точно также и все чистое, вкушаемое без благодарения, становится нечистым вследствие произвольной твоей неблагодарности. – Освящается бо словом Божиим и молитвою. – Если освящается, то значит оно не чисто? все само по себе чисто; но Апостол высказывает здесь две главные мысли против тех, которые утверждают, что некоторые яства нечисты: во-первых, что всякое творение Божие добро и нет ничего самого в себе нечистого, – а во-вторых, что если бы кто-либо утверждал, что то или другое творение не чисто, то против этого есть врачевство, именно: все освящается словом Божиим, т.е. молитвою. Здесь переставлены слова; а нужно помимать так: словом и молитвою к Богу.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Через лицемерие лжесловесников

То есть о чем они лжесловесят, не по неведению лжесловесят, но зная, что это ложно, притворно учат тому, как истинному.

Сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак

То есть поскольку они знали за собой много нечистого, то совесть имела в них нажженные знаки их нечистой жизни, и потому порицала брак. Так как, если бы действительно чиста была их жизнь, то и совесть их была чиста и не порицала бы того, что Бог благословил. Подобно тому, как страдающий желудок осуждает пищу, тогда как сам внутри себя имеет дурные соки для пищеварения. Итак, что же? Мы разве не возбраняем вступать в брак? Никак. Но тех, кто не желает вступать в брак, направляем к хранению девства, внушая, что оно честнейшее; но отсюда не следует, что брак уже бесчестен, подобно тому, как из того, что золото честнейшее, не следует, что оно честнее честного, и лучшее - лучше хорошего, а не худого. Итак, могущий пусть берется за золото девства; а кто не может этого, пусть принимает серебро брака.

И употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением

Что же? Разве для неверных не создал Бог брашен? Да, но они воздерживаются. Итак, что же? Ужели наслаждение не воспрещено? И очень, но не вкушение пищи. Ибо вкушение блюдет умеренность, а наслаждение не знает меры. Впрочем и наслаждение пищей не само по себе нечисто, но потому, что расслабляет душу предающихся ему. И познавшие истину. Все иудейское было образом, а теперь царствует истина. Иудеям запрещено было многое (Лев. 11:2 и след.), не как нечистое, но чтобы искоренить наслаждение, - чтобы они, будучи приведены в стеснительное положение от многих запрещений, - стали закалать быков и овец и таким образом познали, каких богов изобрели себе египтяне. Итак, под истиной разумей или веру во Христа, или просто - ту истину, о которой тотчас будет речь.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

В лицемерии лжесловесник, сожженных своею совестию

Как успевают распространители бесовских учений увлекать вслед себя? Лицемерством. Принимают вид людей некако особенных, постигших всю премудрость, одеваются в личину святости — и, тем расположив к себе слушающих, делают то, что сии охотно пьют яд их лжеучения и увлекаются. Это и выразил Апостол словами: в лицемерии лжесловесник. Лжесловесниками назвал их святой Павел потому, что в их учении, яко ложном, только слова и слова и ничего отвечающего действительности, как и в призраках. Далее, так как ложь не может держать в должном напряжении нравственные силы, то лжесловесники сии естественно послабляют себе во многом, даже и в тех вещах, которые, как недолжные, запрещаются их учением,— чего, однако ж, явно делать не могут, потому что это подрывало бы их учительский вес и самое учение. Отсюда неизбежно у них лицемерие или забота казаться святыми и непорочными при несвятой и не непорочной жизни. Это одна сторона лицемерия. К ней, можно сказать, неизбежно присоединяется и другая, именно: когда допускаются дела, противные учению, тогда ослабляется или совсем исчезает убеждение в состоятельности самого учения в душе проповедующего его и делается он тогда проповедующим без убеждения или лицемерным учителем. Эту сторону особенно и выставляют наши толковники при сих словах Апостола. «В лицемерии,— пишет Экумений,— значит: в хитрости и лукавой изворотливости, по которой, и зная, что сготовленные ими догматы ложны, ухитряются свое лжесловесие представлять в виде истины». То же у Феофилакта: «о чем они лжесловят, не по неведению лжесловят, но, зная, что то ложно, притворно учат тому, как истинному» (из святого Златоуста). Блаженный Феодорит берет общее: «возложив на себя имя христиан, учат совершенно противному».

Поминает святой Павел о таком лицемерии в предотвращение будущих отступлений от веры. Ибо ничто так не отвращает от учителей, как усмотрение в них лицемерства.

Сожженных своею совестию. Лицемерие и вовне отчасти видимо, а сожжение совестию — совсем внутреннее дело. Только в последних степенях оно обнаруживается некоторым дерзким бесстыдством в преследовании недобрыми сознаваемых целей. Всяко, однако ж, Апостол поставил на вид и эту характеристическую черту лжеучителей, в предотвращение увлечения вслед их, в такой мысли: заметишь лицемерие, присмотрись и увидишь сожжение совестию; а коль скоро это заметишь, то чего доброго можешь ожидать от таких людей?

Сожжение совестию подает две мысли: или ту, что у них совесть сожжена, или ту, что они обожжены совестию. Сама совесть никогда не сгорает; но душа может дойти до такого нечувствия к ее внушениям и обличениям, что совести будто нет, сгорела. Лжеучители представляются Апостолом живущими несогласно с учением и учащими словом несогласно с убеждением. Этого совесть не могла оставлять без обличений и, конечно, обличала их. Если теперь, несмотря на это, продолжают жить и действовать все в том же духе, то очевидно, что совесть уже заглушена ими или они стали глухи к ее внушениям,—то же, что сожжены. Блаженный Феодорит пишет: «сожжеными совестию назвал их Апостол, показывая крайнюю их бессовестность; потому что прижигаемое место, омертвев, теряет прежнюю чувствительность».

Можно сожжение совестию понимать как обожжение или, вернее, нажжение совестию. К этому подает повод греческое: κεκαυστηριασμενον.— Καυστηριαζειν — значит: нажигать знак. На Востоке на животных хозяева нажигают знаки, по которым и они сами, и другие признают, что это их животные. Подобные знаки на челе сознания лжеучителей нажигает и совесть, так что имеющие очи видеть видят и познают, что они принадлежат к числу виновных, и здесь достойных осуждения, и готовых к осуждению там, на суде Божием,— носят осуждение сами в себе. Блаженный Феофилакт пишет: «поелику они знали за собою много нечистого, то совесть имела в них нажженные знаки их нечистой жизни» (то же и у Экумения). Поясняет сие Амвросиаст: «как нажог повреждает кожу и напечатлевает знак, так и совесть намечает лжеучителей в пагубу, за их лживость, по коей они лукаво одно держат в уме, а другое выражают в слове. Апостол дает разуметь, что такие не могут измениться на лучшее, чтобы спастись: ибо как нажог (на животных) не может измениться, так и их душа исправиться. Нет ничего хуже лицемерия».

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

(Ст. 1) Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, (Ст. 2) через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, (Ст. 3)  запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. (Ст. 4)  Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением.


В лицемерии – возбраняющих женитися, удалятися от брашен, яже Бог сотвори в снедение – зане всякое создание Божие добро, и ничтоже отметно (1Тим.4:2-3). С одной стороны, эти слова апостола совершенно опровергают заблуждение еретиков, отвергающих брак; с другой – в них отнюдь нет порицания Церкви, установившей воздержание от скоромной пищи на время поста, подобно сему и апостол хотя и осуждал хулителей брака, однако одобрял временное уклонение супругов друг от друга «для упражнения в посте и молитве» (1Кор.7:5). Церковь не считает ни брака, ни скоромной пищи чем либо отметным, и потому вообще разрешает и благословляет как то, так и другое, но она заповедует воздержание на время ради совершенствования в духовной жизни.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей

Через лицемерие - точнее: «в (en) лицемерии». Эти лжеучители будут действовать лицемерно, не по убеждению. Эта же мысль содержится и в следующем выражении: «сожженных в совести своей». У таких людей совесть будет как бы вся выжжена тем клеймом, какое на нее наложит грех. Печать греха - огненная - сожигает совесть, до которой она касается. Люди с такою сожженною совестью - люди умершие для всего святого и высокого.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 1-2 Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,

Предостерегая против лжеучителей, Апостол указывает источник их учения, называя его бесовским и определяя их характер, как обольстителейлицемеров и бессовестных обманщиков. Апостол говорит, что чрез него о лжеучителях «Дух глаголет». По мнению блаж. Феодорита, слова эти «равно боголепны, как и выражения (пророческие): сия глаголет Господь, и: сия глаголет Бог Савваоф». А св. Иоанн Златоуст в изъяснении слова «явственне» говорит, что свидетельствовал о сем Дух «ясно, очевидно, так что не остается места сомнению» (сравн. Деян. 21:6). «Последние времена – не те, что будут пред концом мира и вторым пришествием Христовым, а те, кои будут после нас (Апостолов), последующие», говорит преосв. Феофан. «Отступят – прямо значит: оставят веру Христову и сделаются не христианами, как Юлиан отступник (сравн. Деян. 20:29). Учением бесовским Апостол называет тот образ воззрения на христианство, который составляется внутри под действием духов лестчих, а затем, облекаясь в соответственные выражения, ходит среди людей в виде особого некоего учения. Бесы нападают, в сознании верующих, сначала на одну какую-либо сторону веры, в которой им легче представить кажущуюся несостоятельность истины и призрачную состоятельность противоположной ей лжи. Успевши в этом, они затем научают и тому, как по духу сей лжи перестроить и все христианское учение. Когда это состоится, бесы разжигают после сего наученных ими ревностию будто по истине Божией, и они неудержимо стремятся распространить внушенное им духами льстивыми лжеучение. Внемлющий ему внемлет бесовскому учению, потому что оно от них получило начало». Блаж. Феодорит пишет: «сожженными совестию назвал еретиков Апостол, показывая крайнюю их бессовестность; потому что прожигаемое место, омертвев, теряет прежнюю чувствительность».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О ложных учителях.

Мф.7:13–15. Врата тесны бывают для тех, кто не любит мирские похоть плоти, очей, гордость: 1Ин.2:15–16, а например «к лукавым делателям», «отступникам от веры» и т. п. эти слова не относятся, но о них говорится: 1Тим.1:3–7; 4:1–2; 2Тим.4:3; 2Петр.2:1–3; 3:16–17; 1Кор.8:2. Лжепророки приходят для прельщения в овечьей одежде, т. е., по внешнему виду ничем не отличаются от овец – пасомых. Пастыри Церкви носят одежду отличную от пасомых.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


Общение с Господом.

Ин.14:23. Явление Господа верующим в Него и соблюдающим слово Его здесь нельзя понимать в чувственном виде, это явление – духовное, таинственное общение Господа с верующими. Это Тоже, что Христос сказал некогда: Лк.17:20-21. Кто если и слышит слова Господа, но не следует им (ст. 21), тот не способен к восприятию духовного явления, откровения, или общения с Господом: Лк.6:46; тем более не может иметь общение с Господом тот, кто не только не исполняет, но еще и повреждает слово Божие: 2Кор.2:17; 1Тим.4:1-2.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

1 Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским,

2 через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,

 

4:1–2. Дух Святой явственно (буквально с греч. членораздельным словом) возвестил святому Павлу, что в последующее после Апостолов время, некоторые отступят от веры, оставят чистую веру Христову и сделаются не христианами, но сами они будут считать себя совершенными христианами, как предсказал о них святой Павел ефесским пресвитерам. Из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (Деян. 20:30). Святой Павел по внушению Духа Божия, предрекает как будет зарождаться лжеучение, и происходить отступление. Две силы будут влечь к отступлению – духи обольстители и учение бесовское. Первая будет действовать внутри, вторая – совне. Духи обольстители – бесы, отуманят умы некоторых нетвердых в вере ложью, под видом истины, и склонят их согласиться на это. Так зарождается лжеучение внутри человека. Оно сначала касается одной какой-либо стороны веры, в которой истина заменяется ложью. Внушив ложь уму, бесы далее учат его по духу этой лжи, перестроить и все христианское учение, а тогда создается система лжеучения в словесной форме. Это уже учение бесовское, которое по внушению тех же бесов, ревностно распространяется, как совершенное учение христианское, между христианами.
Чем лжеучители увлекают в свое лжеучение? Лицемерием, говорит святой Павел. Они принимают вид людей как бы особенно избранных – мудрых, святых, и тем располагают к себе слушателей внимать их учению, которое святой Павел называет лжесловесием, в котором ничего нет истинного, а только ложные слова. А совесть разве не обличает их за это? Она сильно обличала их, но они своим противлением ей, заглушили ее в себе, как бы сожгли ее в себе.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible