Скрыть
Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью

Ибо те, кои спят и упиваются, они ночью спят и упиваются, то есть все дела, враждебные свету, они совершают ночью.

Толкование на священное Писание. 1-е послание к Фессалоникийцам

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 2,7 ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью… Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью

Итак, что это за день, который сотворил Господь (Пс 117:24)? Живите праведно и пребудете в этот день. Не тот ведь день, который начинается с восходом солнца и кончается с закатом, подразумевал апостол, говоря: Как днем будем вести себя благочинно (Рим 13:13), а также когда он пишет: ибо упивающиеся упиваются ночью. Не видно людей, напивающихся за дневной трапезой, но когда такое происходит, это связано с ночью, а не с днем, который сотворил Господь. В самом деле, как среди тех, кто живет благочестиво, непорочно, набожно, скромно, праведно и трезво, - день, так и, напротив, среди тех, кто живет безбожно, бессовестно, распутно, лелея гордыню, несомненно, - ночь. Для такой ночи будет тать: день Господень так придет, как тать ночью.

Проповеди

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 7-8 ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся

Спящими называет здесь апостол во зле пребывающих, как неподвижных на добродетель и погруженных в мечтательные прелести. Таковы, действительно, дела настоящей жизни, нисколько не отличающиеся от сонных мечтаний. Далее, опьянением называет не одно опьянение от вина, но и от всяких страстей, как выводящее человека из обыкновенного состояния и омрачающее владычественное души, то есть ум. Итак, вам не следует быть таковыми, ибо вы не сыны ночи и тьмы, а сыны дня чрез крещение и восприятие ига заповедей Божиих.

облекшись в броню веры и любви

Не достаточно бодрствовать и трезвиться, следует и быть вооруженным. Ибо кто бодр и трезв, но не имеет оружия, того тотчас могут одолеть разбойники. Сказав: в броню веры и любви, апостол указал этим на догматы и праведную жизнь, что, собственно, и значит трезвиться. И следует не просто иметь это, но как броню. Ибо броню ничто не может скоро рассечь, напротив, она составляет нечто вроде оплота для груди, и ни одна из раскаленных стрел диавола не коснется нас.

и в шлем надежды спасения

Как шлем, закрывая самую важнейшую у нас часть - голову, спасает и сохраняет ее, так и упование оберегает ум и спасает его, не попуская ничему извне упасть в него. Обрати внимание на указанные им в другом месте (1Кор. 13:13) веру, надежду и любовь, сии три, которые он и теперь заповедует приобретать.

Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

спящии бо, в нощи спят, и упивающийся в нощи упиваются

Обязал к бодренности и трезвению. Теперь говорит, что иначе им и нельзя действовать. Ибо небодрствование — спание и нетрезвение; упивание бывает ночью, а не днем, а вы — сыны света и дня; к вам и не должно заходить спание и упивание. Но как бодрствование и трезвение он разумеет нравственное, так в нравственном же значении должно разуметься спание с упиванием. Тут разумеются спящие беспечностию, нечувствием и ослеплением, и упивающиеся пристрастиями, чувственностию, страстями, которые от упоения всем этим теряют свое христианское сознание. Поясняет свою мысль примерами из обыденной жизни. Спят и пьют обычно ночью, днем же работают и дела свои исправляют. Подразумевается: и нам, сынам света, не следует спать и бесчинствовать нравственно, но жить, как велит долг христианский, не беспечно, не без заботы о спасении души, не допуская, чтоб земные заботы поглощали все время и чувственные удовольствия держали нас, как в опьянении: и то, и другое выбивает из памяти вечную, ожидающую вас участь.

Спание и упивание древние толковники так разумеют: «Спящими называет здесь Апостол во зле пребывающих, как неподвижных на добродетель и погруженных в мечтательные прелести» (Феофилакт); «тех, кои не имеют энергичного усердия к деланию добрых дел и пребывают во грехе. Он как бы сказал: грешные живут во тьме греховной; решившимся же совершать дела правды не должно нерадеть о добродетели — спать, — не должно никогда переставать делать добрые дела. Отличительная их черта — пребывание не в нощи греха, а во свете доброделания и праводействования» (Экумений). «Но почему взывает он грех сном? — Потому, во-первых, что грешник не имеет силы, нужной для совершения добрых дел; далее потому, что он непрестанно увлекается воображением и ничего не видит в истинном свете, напротив, исполнен грез и часто безрассудных мечтаний, а если б и видел что хорошее, то не извлекает отсюда ничего твердого и неизменного. Спящий не видит того, что есть и действительно существует, а о том, чего вовсе нет, грезит, как о существующем. Таков грех и такова греховная жизнь! Она не видит существующего, то есть духовного, небесного, неизменного, а видит только то, что течет, улетает и скоро нас оставляет» (святой Златоуст). «Под упиванием разумеет здесь Апостол не опьянение вином, а отуманение и омрачение ума грехами» (Экумений),— не то, которое бывает от вина, но то, которое от страстей, так как они омрачают и выводят из своего чина владычественное (души, то есть ум). «Вам не следует быть таковыми, ибо вы не сыны ночи и тьмы, а сыны дня чрез крещение и восприятие ига заповедей Божиих» (Феофилакт). «Опьянение души составляют и любостяжание, и пристрастие к деньгам, и плотская любовь, и все, о чем бы ты ни упомянул в этом роде, есть опьянение души» (святой Златоуст).

Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам)

Иустин (Попович), прп. (†1979)

ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью

Поскольку по своей природе тьма и грех не любят света! И зло также, поскольку оно является порождением греха. И грех, и зло бегут от света и предпочитают расти во тьме страстей и похотей. Действительно, глубокая ночь распространилась в нашем мире из–за человеческих грехов. В этой ночи бессовестно предаются своим страстям и похотям до последнего издыхания. Когда с Господом Иисусом Христом истинный свет сошел в нашу земную ночь, в ночь зла и смерти, тогда в нашем человеческом мире рассвел день божественной истины, правды и жизни. Но в то же время, из–за любогреховности и любострастия людям всегда более вожделенна тьма, чем свет, поскольку их дела злы и любят прятаться во тьме, чтобы не быть явленными. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны (Ин. 3:19–21).

Христиане всегда изгоняют из себя и вокруг себя мрак греха, смерти и всякого зла светом евангельских добродетелей. Для христиан и тьма смерти не опасна, поскольку ей противостоит негасимый свет Воскресшего Господа, которого не может объять ни вся тьма ада, ни тьма смерти и греха. Каждый грех обязательно порождает только тьму, и чем больше грехов обитает в человеке, тем большая тьма объемлет его совесть, рассудок и душу.

Когда ночь царит в мире, в душе человека, то любогреховный человек, сокрытый во тьме, наслаждается своими страстями, будучи опьянен ими. Это опьянение из–за любогреховности – самое опасное и самое убийственное в человеческой природе, поскольку им человек убивает все божественное и высокое в себе и в мире вокруг себя.

Упорно любогреховные люди не хотят прибегнуть к покаянию, которое неразделимо с самоосуждением, дающим человеку увидеть весь мрак его души. Никогда такие души не могут протрезвиться от своего глубокого опьянения и оставляют свой мрак только тогда, когда их постигнут сильные искушения по Промыслу Божию.

Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью

Ап. Павел намекает здесь на картину полных возлияний, свидетелем которых он мог быть в Ф. и Коринфе.

Толковая Библия.

См. также Толкование на 1Сол. 5:4

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 6-8 Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения
Ст. 6-8 Тѣ́мже у́бо да не спи́мъ, я́коже и про́чiи, но да бо́др­ст­вуимъ и трезви́мся. Спя́щiи бо, въ нощи́ спя́тъ, и упива́ющiися въ нощи́ упива́ют­ся. Мы́ же, сы́нове су́ще дне́, да трезви́мся, оболкше́ся въ броню́ вѣ́ры и любве́ и шле́мъ упова́нiя спасе́нiя
 

Призывая к бодрственности, Апостол заповедует быть трезвыми, не спать и облечься в христианские оружия: в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, напоминая сим, что брань христиан не с внешними врагами, а с духовными прельщениями, с сердечною изменою основным христианским добродетелям, лишаясь которых, христианин теряет все; будучи же облечен в них, бывает силен к самозащите и защите других во всякое время и при всех обстоятельствах, сколь бы ни тяжки были эти времена и сколь бы ни опасны были испытания христиан. При этом пребывание христиан во свете или в сыновстве свету и противоположность их людям тьмы, спящим, упивающимся, Апостол опять выставляет, как нечто благоприятное для торжества добра, могущего удобно являться при свете, как злое во тьме. Сам Спаситель заповедал нам бодрствовать, говоря: бдите на всяко время молящеся, да сподобитеся убежати всех сих, хотящих быти, и стати пред Сыном Человеческим (Лк. 21:3-33). То же внушали и Апостолы (1Петр. 5:81Кор. 16:13).
По изъяснению св. И. Златоуста, «здесь Апостол показывает, что от нас зависит пребывание дневного света. В обыкновенном дне и ночи это не зависит от нас; напротив, с тою ночью и тем сном бывает не так, но можно непрестанно бодрствовать, можно постоянно пребывать среди дня. Смежать духовные очи и предаваться греховному усыплению есть дело не природы, а произвола. Ибо и тот, кто бодрствует, если не будет творить добро, может спать; поэтому и присовокупил: да трезвимся. Трезвенность есть усиление бодрствования». Трезвение, – говорит преосв. Феофан, – есть отрешение сердца от привязанностей и пристрастий; бодренность же есть напряжение деятельных сил». Напоминание о бдении и внимании привело на мысль стражу военную, а стража – вооружение. Вера с любовию весь состав души ограждает, не допуская неправых мыслей и движений сердца, а упование бережет главу жизни – энергию, которая тотчас падает, как скоро в душу закрадывается отчаяние. Вера, любовь и упование, главные отправления христианской жизни, суть вместе и самые оружия к отражению вражеских нападений (ср. 1Кор. 13:132Кор. 10:4, Рим. 6:13, Еф. 6:11).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.

Потому, что небодрствование – спанье и нетрезвление – упивание, бывает обыкновенно ночью, а не днем, а вы, говорит святой Павел, сыны света и днявы и не должны спать, быть беспечными, ослепленными и упиваться пристрастиями, чувственностью, страстями, и упившись теми, терять христианское сознание.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible