Скрыть
Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой.

Святые отцы

Прочие

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой

Петр символически называет Рим Вавилоном, очевидно, из-за беспорядочного и разнообразного идолослужения, среди которого святая Церковь, пусть еще юная и невеликая, просияла по примеру народа израильского, который, некогда немногочисленный, находясь в пленении, при реках Вавилонии сидя, оплакивал далекую святую землю и не мог петь песню Господню на земле чужой. И правильно блаженный Петр, когда призывает своих слушателей терпеть настоящие бедствия, также вспоминает Церковь, которая вместе с ним учреждена в Вавилоне, то есть в пучине скорбей, и, однако, утверждает, что она избрана, подобно им, чтобы показать, что святой град Божий в этой жизни не может оставаться непричастным смятению и скорби града дьявола, который обозначается как Вавилон.

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 12-14 Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите. Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой. Приветствуйте друг друга лобзанием любви. Мир вам всем во Христе Иисусе. Аминь

Этот Силуан превосходно верует и усердно подвизается в деле проповеди. О нем и Павел упоминает, и вместе с Тимофеем называет, в посланиях, сотрудником; так, он пишет: Павел и Силуан и Тимофей (1Фес. 1, 1). Вавилоном называет Рим по причине его знатности, которой и Вавилон пользовался долгое время. Избранной называет Церковь Божию, составившуюся в Риме. Марком называет евангелиста, именуя его и сыном по Духу, а не по плоти. Ему-то он и повелел написать Евангелие. Тогда как Павел пишет (Рим. 16, 16; 1Кор. 16,20), чтобы верующие приветствовали друг друга лобзанием святым, Петр говорит: приветствуйте целованием любви. Но у обоих мысль одна и та же. Павел знает, что любовь о Господе больше всех добродетелей, даже мученичества за Христа, и потому целованием святым называет то, которое дается в Боге. И Петр, когда говорит о целовании любви, разумеет: истинной любви. Посему и прибавляет: мир вам всем во Христе Иисусе. Говорит не об обычном, человеческом мире, но желает им получить тот мир, которого удостоил их Христос, отходя на страдания и говоря: мир оставляю вам, и замечая о различии: не так, как мир дает (Ин. 14, 27). Ибо должно хранить мир не по пристрастию, но потому, что вы связаны любовью, так что должно переносить удары от соперников. Ученики Господа везде, в конце посланий, прилагают молитву, как бы печать, и тем показывают искреннюю свою святость. Некоторые из бывших прежде нас думали, что Марк, о котором говорит святой Петр, был сыном его и по плоти. Догадку эту они основывали на том, что в Деяниях апостольских Лука говорит, что после того, как ангел Божий чудесно освободил апостола Петра из темницы, в которую он посажен был Иродом, и перестал руководить его, он, апостол Петр, пришел к дому матери Иоанна, называемого Марком (Деян. 12, 12). Они полагали, что он пришел к собственному дому и к законной своей супруге.

Толкование на 1-е послание апостола Петра

Евсевий Кесарийский (†339)

Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой

Петр упоминает о Марке в Первом послании, которое, говорят, составил он в самом Риме; город этот метафорически называет он Вавилоном.

Церковная история

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-14 Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой. Приветствуйте друг друга лобзанием любви. Мир вам всем во Христе Иисусе. Аминь

В послесловии требуют объяснения слова: «в Вавилоне», «соизбранная» (suneklektikh) и (Марк) «сын мой». Что Вавилон в ст. 13, вероятно, означает Рим, мы уже говорили в предисловии к комментарию. В древности, а отчасти и в новое время, некоторые толкователи понимали выражение «соизбранная» в смысле жены Апостола Петра, а Марка (Апостола и евангелиста) считали плотским его сыном (догадку эту основывали на рассказе Деян XII гл.). В действительности же «избранною» называет Церковь Божию, составившуюся в Риме. Марком называет евангелиста, именуя его и сыном по Духу, а не по плоти« (блаж. Феофил.). Оканчивает свое послание Апостол приветствием любви и мира. Тогда как Павел пишет (Рим 16:16; 1Кор.16:20), чтобы верующие приветствовали друг друга «целованием святым», Петр говорит: приветствуйте «целованием любви». Но у обоих мысль одна и та же. Павел знает, что любовь о Господе больше всех добродетелей, даже мученичества за Христа, и потому целованием святым называет то, которое дается в Боге. И Петр, когда говорит о целовании любви, разумеет: истинной любви. Посему и прибавляет: «мир вам всем во Христе Иисусе». Говорит не об обычном, человеческом мире, но желает им получить тот мир, которого удостоил их Христос отходя на страдания и говоря: «мир оставляю вам», и замечая о различии: «не так, как мир дает вам» (Ин 14:27) (блаж. Феофил.).

Андрей Монах (†?)

Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой

Вавилоном он образно называет Рим. Избранной же - собранную в этом Риме Христову Церковь. А Марком он именует евангелиста, которого называет также сыном во Христе. Ему он и повелел написать Евангелие.

Фрагменты

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой.

Избранная
: точнее – соизбранная, избранная как вы, подобно вам.

В Вавилоне: (см. Предисловие, пункт 3).

Марк, сын мой: сын не по плоти, ибо нет никаких свидетельств, чтобы у Петра был таковой сын, а сын по духу, по вере; разумеется святой апостол и евангелист Марк (см. Предисловие, пункт 3).

Толковый Апостол. Соборные послания.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

5.12-13. Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите. Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой.
 

      После заключения послания Апостол сделал приписку, в которой означает, что он посылает послание с Апостолом Силуаном, прежде сопутствовавшим Апостолу Павлу (2Кор.1:19), и потому известным им и заслуживающим их доверия. Впоследствии Силуан был епископом Солунским (память его ублажается 30 июля). Определяя далее цель, с которою он написал послание, Апостол говорит, что он хотел засвидетельствовать, в утешение их, что состояние их есть истинно благодатное, наилучшее, несмотря на то, что тяжелые испытания их веры (через злую клевету и страдания) омрачают его на время. Наконец, он высказывает приветствия от Церкви в Вавилоне, от Марка Евангелиста, прежде сопутствовавшего Павлу, а потом Петру, под руководством коего Марк написал и Евангелие, которое посему некоторыми называлось Петровым.
        Под именем Вавилона известно было несколько городов, носивших это название в память древнего знаменитого города Вавилона, бывшего столицею царей Вавилонских, разрушенного Киром и представлявшего во время Апостолов пустынную груду развалин с весьма незначительным населением. Вавилоном называлась одна Римская военная станция в Египте (близ нынешнего города Каира). Более населен был город Вавилон, построенный Селевком Никанором при слиянии Евфрата и Тигра. Чаще город этот, по сказанию Иосифа Флавия, назывался Селевкиею. Здесь жило много Иудеев, из которых, конечно, первее всего и образовалась здесь небольшая христианская Церковь. Но вернее под Вавилоном, в иносказательном смысле, должно разуметь город Рим, который назван так по сходству его с развращенным идолопоклонническим, властолюбивым и гордым Вавилоном. Великая столица всемирного языческого царства, город Рим нередко назывался Вавилоном в Иудейской письменности и в Апокалипсисе (Откр.14:8; 16:19; 17:5-8; 18:2). Рим под именем Вавилона разумели и многие древние толковники, например Климент Александрийский, блаженный Иероним, Экумений, Феофилакт и другие. Пребывание Апостола Марка в Вавилоне также говорит о том, что под сим Вавилоном нужно разуметь Рим, так как он пребывал здесь около этого времени, что видно из посланий Апостола Павла (Кол.4:10), и (Флм.1:24), а равно из предания.
        Приветствие Римской Церкви, цветущей несмотря на пребывание в средоточии всех мерзостей языческого мира, всякой вражды и притеснений со стороны языческого мира, могло быть особенно утешительно и назидательно для Малоазийских христиан, тем более что в этом приветствии можно видеть выражение общего с ними единомыслия и союза любви.



 

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible