Скрыть
не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.

Святые отцы

Прочие

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение

Поскольку блаженный Петр запретил нам воздавать злом за зло и даже велел благословлять проклинающих нас, он прямо подкрепил пророческим свидетельством то, что и добрые, и злые всегда наблюдаются свыше, доколе мы будем помнить. И наше терпение, благодаря которому мы выносим злых, и наша благожелательность, благодаря которой мы желаем добра своим гонителям, должны получить вечную награду; а наши гонители, если они не сумеют покаяться, должны получить достойную кару. Если же покаются, мы за их спасение, о котором мы молили, получим от Господа венец подлинного сорадования.

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 8-9 Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение

Связь с предыдущим наставлением такая: наконец, или сказать кратко, будьте все единомысленны и проч., зная, что вы к тому призваны, чтобы благословлять всех. Ибо и Павел говорит: благословляйте гонителей ваших (Рим. 12, 14). Поступая таким образом, вы от всех будете слышать наименование вас благословляющими (Пс. 36, 20). Ибо Жаждущему вечной жизни не следует никого злословить языком. Посему и Давид тех, которые сильно желают достигнуть истинной жизни, убеждает удерживать язык от зла (Пс. 33, 14). Когда вы так устроите себя, то Всемогущий будет к вам милостив. А в таком случае кто может сделать вам зло? Но если вам и при делании добра и ревности по нем будет нанесено оскорбление, то не горюйте, но радуйтесь, во-первых, потому, что это не зло, а во-вторых, потому, что вы чрез это блаженны. Посему святите в сердцах ваших Бога, а страха человеческого не бойтесь, и не смущайтесь. Иначе. Окончив частные наставления, касающаяся мужей и жен, обобщает убеждение ко всем, мужьям и женам, и говорит: наконец. К чему частные наставления? Говорю всем вообще. Ибо это конец, у всех одна цель - спасение, у всех один закон - любовь. Отсюда рождается всякая добродетель, смиренномудрие, сострадание, милосердие, и проч. Из них единомыслие есть совершенное согласие в чем-нибудь. Сострадание - сожаление к страждущим такое же, как и к самим себе. Братолюбие - расположение к ближним такое, какое должно быть к братьям. Милосердие - душевное стремление к благотворению однородным. Дружелюбие - кротость со всеми, как со знакомыми и друзьями. Смирение или смиренномудрие - перенесение хулы от другого, сознание своей греховности, перенесение обвинений, что можно бы назвать благомыслием. Сими-то добродетелями украшайтесь; при чем не поддавайтесь злобе (ругательство есть происходящая от дурной привычки наклонность к злословию), но ревнуйте по добре, проводя жизнь святую и совершенную. Ибо благословляемый всеми есть и ревнитель.

Толкование на 1-е послание апостола Петра

Андрей Монах (†?)

не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение

Что же есть смиренномудрие? Переносить поношение другого, познавать грех, переносить злословие. И это дело не смиренномудрия, но признательности.

Фрагменты

Иларий Арелатский, еп. (†449)

не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение

Злом за зло и злом за добро воздают. И ругательством за ругательство, а также даже за благословение ругательством платят. Но наоборот [поступают] благословляющие, как гласит истина: благословляйте злословящих вас. Благословляйте и не злословьте.

Трактат на семь Кафолических посланий

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.

Не воздавайте злом за зло
, ибо это совершенно несогласно с учением христианским, как с учением, в основе коего лежит любовь ко всем, даже и ко врагам, как то изрекал Сам Христос (Мф.5:39 и далее; ;Лк.6:27 и далее; ср. Рим.12:17).

Напротив, благословляйте: так повелел Сам Господь (Мф.5:43 и далее, ср. прим.); благословлять – желать всяческого блага и доказывать то словами и делами,– настроение духа, совершенно противоположное тому, какое побуждает воздавать злом за зло и ругательством за ругательство. – «Говорю всем вообще, ибо это конец, у всех одна цель – спасение, у всех один закон – любовь. Отсюда рождается всякая добродетель, смиренномудрие, сострадание, милосердие и проч. Из них единомудрие есть совершенно безразличное согласие в чем-нибудь. Сострадание – сожаление к злостраждущим, такое же, как и к самим себе. Братолюбие – расположение к ближним такое, какое должно быть к братьям. Благоутробие – душевное стремление к благотворению однородным. Любомудрие-кротость и дружелюбие со всеми, как со знакомыми и друзьями. Смирение, или смиренномудрие, – перенесение хулы от другого, сознание своей греховности, перенесение обвинений, что можно бы назвать благомыслием. Досаждение есть происходящая от дурной привычки наклонность к злословию. Сими-то добродетелями украшайтесь» (Феофилакт).

Зная, что вы и проч.: как ученики Христовы и чада Божии, вы призваны на то, чтобы благословлять, а не проклинать врагов ваших и тем самым наследовать и самим благословение Божие (Лк.6:38 и парал.), как здесь, на земле, так и на небе, в Царстве Небесном.

Наследовать: см. прим. к Мф.5:5.
 

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-9 Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение

От частных наставлений лицам отдельных состояний Апостол опять обращается к общим наставлениям всем вообще христианам, и сущность этих наставлений - заповедь о любви и ее видах и проявлениях. «Окончив частные наставления, касающиеся мужей и жен, обобщает убеждение ко всем… Говорю всем вообще. Ибо это конец, у всех одна цель - спасение, у всех один закон - любовь. Отсюда рождается всякая добродетель, смиренномудрие, сострадание, милосердие и проч. Из них «единодушие» есть совершенно безразличное согласие в чем-нибудь. «Сострадание» - сожаление к злостраждущим такое же, как и к самим себе. «Благоутробие» - расположение к ближним такое, какое должно быть и к братьям. «Благоутробие» - душевное стремление к благотворению однородным. «Любомудрие» - кротость и дружелюбие со всеми, как со знакомыми и друзьями. «Смирение» или «смиренномудрие» - перенесение хулы от другого, сознание своей греховности, перенесение обвинений, что можно было бы назвать благомыслием. «Досаждение» (ругательство) есть происходящая от дурной привычки наклонность к злословию. Сими-то добродетелями украшайтесь» (блаж. Феофил.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

3:9-12. Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли).

      От положительных советов Апостол обращается к запрещениям и повелевает не злословить, а благословлять, т. е. говорить о людях только доброе. Благословите кленущия вы, говорит Иисус Христос. Но Апостол приводит при сем слово псалмопевца, показывающего, что злые речи расстраивают всю жизнь, разрушая мир и посеевая зло (Пс.33:13-17), почему он словами псалмопевца повелевает бежать от зла и стремиться к миру, срвн. (Еф.2:14-15). Только тем, которые и в словах, и в делах избегают зла и стремятся к миру, дается жизненное счастье, ибо они всегда живут под покровительством Божьим. Его лице и уши устремлены на них. Смотрит Господь и на грешников, но не так, а гневно, чтобы изречь им наказание и погибель, срвн. (Пс.33:17) и (Пс.2:12).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible