Скрыть
потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,

Святые отцы

Прочие

Николай Варжанский, мч. (†1918)

Молитвы за умерших


Сектанты говорят: напрасно молиться за умерших, так как в загробном мире нет перехода из ада в Рай, как сказал Спаситель в притче о богатом и Лазаре (Лк.16:19-31).

Православный ответ: Верно, перехода из ада в Рай не было, доколе Христос не победил ада (Откр.1:18) и не вывел из ада души с верою ожидавших его, как сказано об этом: 1Пет.3:18-20;4:6; Еф.4:8-10. С этого часа возможно облегчение участи умерших.

Истинный смысл притчи тот, что, если и мертвый воскреснет, противники Христовы не поверят Господу. Так и случилось, когда воскрес Лазарь.

Оружие правды


О бессмертии души


Сектанты говорят: «Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя – в месте тления?»(Пс.87:11-12).

Православный ответ: Излагается пророчество царя Давида о нисхождении во ад (1Пет.3:18;4:6) и проповеди душам, об этом чудесном утешении умерших.

Оружие правды

Экумений (†VIв.)

потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом

Праведник страдает либо за это, либо за спасение других, как Христос. Потому Петр здесь и обращается к примеру Христа: то, что выстрадал Христос, Он выстрадал не за Свои грехи, а за наши. Поэтому [апостол] и добавляет: праведник за неправедных.

Ведь Сам Он, как Он и явил через пророка, не совершил греха. Указывая же на Его силу и мощь, [апостол] говорит - однажды. Он имеет в виду, что такова была сила Страдавшего за людей, что, пусть даже они совершили и множество грехов, одного лишь страдания Господа было довольно, чтобы смягчить силу наших грехов.

Комментарий на 1-е Кафолическое послание Петра

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,

Потому что
: обозначение причины для предшествующего изречения; потому лучше христианину пострадать за добрые дела, то есть невинно, что Сам Христос пострадал невинно, – это общая мысль, и именно она в общем виде имеет здесь полное значение. Что касается частных черт, в которых далее раскрывается эта причина, то в них содержится несравненно более, чем сколько нужно для обоснования истины о пользе неповинного страдания христиан, ибо неповинные страдания Христовы имеют несравненно высшее значение для всего мира, чем неповинное страдание христианина только для него одного. Потому, рассматривая эти частные черты, не должно и невозможно соотносить их все с развитием мысли о неповинном страдании христиан, так как соотношение таковое есть только именно в общей мысли, что христианин должен, если угодно Богу, страдать неповинно, потому что и Христос так пострадал.

Христос однажды пострадал: так как страдания Христовы имеют иное и несравненно высшее значение, чем страдания какого бы то ни было человека, то Он и пострадал, и мог пострадать только однажды; христианин может страдать невинно многократно: то, пострадав, на время освободиться от них, то опять подвергнуться им, и так – многократно, если то угодно будет Богу, но Христос пострадал только однажды (ср. Рим.6:10; Евр.7:27-28). «Чтобы показать могущество Страдавшего, прибавил: однажды» (Феофилакт). Разумеются страдания Христовы нераздельно от Его смерти, которою окончились они, и именно в этой насильственной смерти Его – сущность и значение Его страданий; в ней как бы в одно соединились все те страдания, которые Он претерпел, как человек, в продолжение всего общественного Его служения, о которых повествует нам Евангелие (ср. Евр.4:15,5:7).

Пострадал за грехи, то есть наши, человеческие, всего мира (ср. 1Пет.2:24; Рим.8:3). В этом и последующих выражениях указывается все неизмеримо высшее значение неповинных страданий Христовых сравнительно с неповинными страданиями христиан: причина Его страданий – грехи не Его, но всего мира; уничтожение силы греха для верующих в Него – цель Его страданий. – «Христос однажды пострадал не за Свои грехи, но за наши; почему и прибавляет: Праведник за неправедных, ибо Сам Христос не сотворил никакого греха (1Пет.2:22)» (Феофилакт).

Праведник за неправедных: весь мир грешен пред Богом и потому виновен пред судом Его святой правды, требующей наказания за грех, – один Христос Богочеловек чист от всякого греха и потому праведен пред судом правды Божией, и Сей Праведник пострадал за неправедников, то есть вместо неправедных, так что виновность этих неправедных возложена на Него одного, и Он претерпел наказание, какому подлежали все эти неправедные, то есть весь мир. Страданиями и смертию Сего одного Праведника весь мир, таким образом, освободился от ответственности за грех и приобрел праведность, или оправдание, пред Богом. Но это оправдание должно быть усвоено верою в действительность искупительных страданий и смерти Христовой, иначе сила этой искупительной жертвы не воздействует на нас, не дарует нам оправдания пред Богом.

Чтобы привести нас к Богу: грех человека поставил средостение между ним и Богом, Христос уничтожил это средостение, пострадав за грех и уничтожив его приятием на Себя вины за грех и, таким образом, даровав оправданному верою в Него человеку свободный доступ к Богу, или действительные средства к внутреннему духовному общению с Ним. Очищенный верою и очищаемый покаянием, человек может входить в таковое общение с примиренным с ним святым Богом, и Бог приемлет его в общение с собою как очищенного и освященного. Образ речи (приведение) заимствован из Ветхого Завета: по законным постановлениям, осквернение грехов возбраняло доступ к Богу; священник же имел право и обязанность приступать к Богу и быть посредником в примирении народа с Богом – приводить народ к Богу. Так и Христос, как первосвященник, принесши Себя в жертву за грехи мира, открыл ему доступ к Богу, привел его к Богу.

Быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым, сошедши и проч.: общая мысль понятна: Христос умер и воскрес и тем всех привел к Богу; но выражения, которыми обозначается эта общая мысль, не все ясны и породили неодинаковые толкования. Неодинаковость эта зависит от неодинакового понимания слов – ожив (собственно – оживотворенный) духом, и от неодинакового представления об образе сошествия Иисуса Христа во ад, называемый здесь темницею. Не обозревая всех этих толкований, излагаем правильнейшее. Умерщвлен плотию – выражение понятное: насильственно доведенный до смерти телесной и умерший телом.

Ожив (оживотворенный) духом: в каком смысле принимается здесь слово – дух? По соответствию сего выражения с предшествующим, надобно полагать, что как там слово плоть означает тело Христово человеческое, так здесь слово дух означает душу человеческую Богочеловека, и, следовательно, плоть и дух означают здесь то же, что тело и душа, как сии последние выражения нередко в писаниях апостольских заменяются первыми, и наоборот. Смысл выражения будет таков: будучи умерщвлен по телу, но жив душою, которою и сошел в темницу к духам, то есть в то время, когда тело Христа было мертво и покоилось во гробе, душа Его сходила во ад, к духам. Следовательно, нельзя понимать выражения так, что Христос, умерщвленный по телу, но оживотворив оное Духом Своего Божества, сошел с Ним, одухотворенным, во ад, но так, что Христос сходил туда душою только Своею, которая называется здесь Духом, так как душа и дух, при представлении двоечастного состава человеческого существа, нередко употребляется безразлично, без точного различения души и духа. Такое представление о сем Церковь выражает в известном песнопении: во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог. Он не был во аде телом Своим, которое покоилось, как мертвое, во гробе, по Божеству же Своему Он постоянно вездесущ, следовательно – сходил во ад Своею душою человеческою, или, точнее,– богочеловеческою. Слово – ожив, или оживотворенный, употреблено, а не просто – будучи жив духом (так как душа не умирала и не требовала оживотворения), или в соответствие с словом умерщвлен по плоти, или по обычному у апостола Петра слововыражению, так как этот апостол обычно о воскресении Христовом выражается, что Бог воскресил Христа (Деян.2:24,3:15), или, например, о вознесении Господа выражается не так, что Он вознесся, а был вознесен десницею Божиею (Деян.2:33); подобно сему и здесь он говорит не – будучи жив, а ожив, или будучи оживотворен духом. – Которым (то есть духом, или душою, отделившеюся от умершего тела) Он и находящимся в темнице духам проповедал: по всему составу речи союз и нужно понимать здесь в смысле даже, даже и тем духам, которые находились в темнице, Он, сошедши к ним душою, проповедал, – так далеко простиралась Его мессианская искупительная деятельность, что коснулась даже и находившихся во аде. Сын Божий сошел на землю, нисшел до ада и вознесся на небо, Его действия объемлют и небо, и землю, и преисподнюю (ср. Еф.4:9-10).

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-20 потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды

Обосновывая только что высказанную мысль о невинных страданиях христианина (ст. 14-17), Апостол теперь (ст. 18) говорит, что Сам Христос пострадал невинно; при этом Апостол, «чтобы показать могущество Страдавшего, прибавил: однажды» (блаж. Феофил.), а неизмеримо высшее, всемирно историческое искупительное значение страданий Христа Спасителя Апостол показал «праведник за неправедных»; цель же и спасительное следствие страданий Христа в том, что Он, как Истинный Первосвященник, привел нас к Богу, т.е. открыл грешному человечеству доступ к Богу, подобно тому, как ветхозаветное священство имело долг и власть быть посредником в примирении народа, оскверненного грехом, с Богом.

Со второй половины ст. 18 Апостол излагает догматическое христианское учение о сошествии Христа по смерти и до воскресения в ад для проповеди дохристианскому человечеству. Состояние Христа Спасителя по смерти, у Апостола означенное выражением «умерщвлен быв плотью, ожив же духом», точно передано в известном пасхальном церковном песнопении «во гробе плотски, во аде же с душою яко Бог…» Страдательная форма глагола Zωοποιηθεις - собств. «будучи оживотворен» - стоит у Апостола в соответствии с обычным его словоупотреблением: спасительные действия Иисуса Христа в деле домостроительства Ап. Петр обычно представляет, как действия Бога Отца: «Бог воскресил Христа» (Деян 2:24; 3:15); «Христос был вознесен десницею Божиею» (Деян 2:33). По ст. 19 Христос в оживленном или оживотворенном своем духе - но еще до воскресения Своего из мертвых сходил в подземную темницу (φυλαχή), т. е. шеол, или ад (ср. Еф 4:9-10) с целью проповеди Евангелия (ср. Мф 4:23) находившимся там духам. Содержанием этой проповеди могло быть только благовествование о совершившемся искуплении и его спасительных плодах, с призывами всех духов к покаянию и вере, Еф 4:6. По верованию Православной Церкви, проповедь Христа в аду была предварена проповедью о Нем там Предтечи и Крестителя Христова (Тропарь Предтечи). В ст. 20 из всех, кому проповедовал в аду Христос покаяние и спасение, ради примера названы нечестивые современники Ноя, в свое время противившиеся или непокорные долготерпению Божию, ожидавшему их раскаяния и нарочито звавшему их к нему через Ноя, через его проповедь и самим делом построения ковчега (Быт 6:3 след). Если на столь великих грешников простерлась спасительная проповедь Господа Иисуса Христа, то, без сомнения, проповедь Его коснулась всех вообще грешников и праведников (ср. Пс 15:10), живших до Ноя и после Ноя, до пришествия Христа. Современники же Ноя в ст. 20 названы именно для примера и, вероятно, по связи с дальнейшим течением речи Апостола (ст. 20б-21а), где он в образе Ноя с семьею, спасшихся от потопа, показывает спасение христиан через крещение; притом вообще в Новом Завете времена Ноя неоднократно представляются типическими в отношении к последующим христианским временам (Мф XXIV:37 сл. ; 2Пет. 2:5; III:6-7; Евр 11:7 и др.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

3:18-20. Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.

      Приводя в пример единократное страдание Иисуса Христа, Апостол раскрывает обстоятельства и цель страданий и смерти Иисуса Христа, а именно: Он пострадал невинно, за грехи людские; умерши телесно, Он духом был жив, сходил во ад (Деян.2:27-31) и возвестил там о Себе всем, начиная с ожесточенных грешников, не послушавших Господа во дни потопа. Учение о схождении Иисуса Христа во ад возвещается в известной церковной песне: «Во гробе плотски, во аде же с душею»... Умерши телом, Иисус Христос душою не только не умирал, но и был оживотворен ею к новой жизни, носящей сверхъестественный характер. Некоторые толкователи выражали недоумение относительно того, почему возвещалось о спасении не послушавшим Господа во дни Ноя, так как по смерти невозможно покаяние. Но должно помнить, во-первых, что некоторые из непокаявшихся во время строения ковчега покаялись во время самого потопа; во-вторых, что Иисус Христос возвестил о Себе всем находящимся во аде: одним в утешение и радость, а другим в наказание и страх (4:6). А почему из числа всех выделены Апостолом погибшие во дни Ноя, это видно из дальнейших слов его о потопе.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О воскресении мертвых.

Ин.5:25-27. Вот ясное доказательство того, что у Бога все живы: Лк.20:38; и что искупительная жертва Спасителя послужит на пользу всех, в вере и надежде скончавшихся: 1Пет.3:18-20;4:6.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible