Скрыть
чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом

Дабы Им Одним только хвалиться нам, как написано: хвалящийся, Господом да хвалится (Иер. 9:24).

На 1-е послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 30-31 От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом

«От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1Кор.1:30). Словом: «от Него», я думаю, апостол выражает не приведение из небытия в бытие, но приведение к вере, т. е. то, что мы стали чадами Божиими «ни от крови, ни от хотения плоти» (Ин.1:13). Не думайте, что, лишив нас основания к превозношению, Он так и оставил нас – нет, Он даровал нам другую похвалу, большую. Не должно хвалиться пред лицом Его. Вы – чада Его, и сделались ими чрез Христа. Сказав: «буяя мира избра… и худородная» (1Кор.1:27–28), апостол теперь показывает, что они стали благороднее всех, потому что имеют Отцем Бога; и виновник этого благородства не такой-то или такой-то, но Христос, соделавший нас мудрыми, праведными и святыми; это и означают слова: «бысть нам премудрость».

Кто же мудрее нас, имеющих не Платонову мудрость, но – самого Христа, по воле на то Божией? Что значит: от Бога? Сказав нечто великое о Единородном, апостол упоминает и об Отце, чтобы кто не подумал, что Сын не рожден. Он сказал о столь великих делах и все приписал Сыну, изъяснив, что Сын сделался для нас премудростью, правдою, освящением и избавлением; теперь чрез Сына возводит все к Отцу, прибавляя: от Бога. Но почему он не сказал: умудрил нас, а: «бысть нам премудрость»? Этим он показывает обилие дара, как бы так говоря: дал нам самого Себя. И смотри, какую он соблюдает постепенность. Сначала (говорит) Бог сделал нас мудрыми, освободив от заблуждения, потом праведными и святыми, даровав Духа, и таким образом избавил нас от всех зол, так что мы стали Его (достоянием), разумеется не по существу, а по вере.

В другом месте он говорит, что мы сделались правдою в Нем: «ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор.5:21); а теперь говорит, что Он сделался для нас правдою, так что всякий желающий может приобщаться Ее обильно. Не такой-то или такой-то сделал нас мудрыми, но Христос. Поэтому кто хочет хвалиться, тот пусть хвалится Им, а не таким-то или таким-то: все ведь совершено Христом. Потому, сказав: «Который сделался для нас премудростью, праведностью и освящением и искуплением», апостол присовокупляет: «чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом» (1Кор.1:31). Для того он сильно и восстал против языческой мудрости, чтобы этим убедить людей хвалиться Богом, как и следует.

Гомилия 5 на 1-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом

Хвалящийся хвались Господом (Иер. 9:24). Все это, говорит, сделано для того, чтобы никто не почитал себя чем-нибудь и не хвалился ни самим собой, ни другим кем, но только Богом, Который даровал нам столь великие блага. Как же вы гордитесь и самими собой и учителями - людьми?

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Да, якоже пишется: хваляйся, о Господе да хвалится

Внешние преимущества – ничто; вся цена принадлежит преимуществам духовным. Но как они все приемлются от Господа и в Господе, то, если хочешь хвалиться, хвались только о Господе. Хвалиться о Господе, потому, будет,– не языком только, но постоянным чувством сердца исповедать, что если есть что в духе, все то есть от Господа и Господне, и что если есть надежда на сохранение имеющегося и приобретение большего, она вся опирается на Господа. Хвалиться о Господе, значит, то же есть, что славословить Господа за милости Его с исповеданием надежд на продление их. Такая мысль и в том месте Пророка Иеремии, применительно к которому говорит здесь Апостол. Тако глаголет Господь: да не хвалится мудрый мудростию своею, и да не хвалится крепкий крепостию своею, и да не хвалится богатый богатством своим, но о сем да хвалится хваляйся, еже разумети и знати, яко Аз есмь Господь, творяй милость и суд (Иер. 9, 23–24). «Посему не приписывай ничего себе, но во всем хвались Богом. Не приписывай никогда ничего никакому человеку, ибо если не следует ничего приписывать Павлу, то тем более другим. Аз, говорит он, насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти (1Кор. 3, 6). Кто научился хвалиться Господом, тот никогда не будет превозноситься, но всегда будет смиряться и за все благодарить Его» (святой Златоуст).

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Амвросиаст (†IVв.)

чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом

Это написано у пророка Иеремии. Достойные слова, сказанные пророком о том, что в Боге нам хвала и слава, ибо нет, не может быть осуждения хвалящемуся Господом.

На Послания к Коринфянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 30-31 От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом

Вместо гордости верующие должны возгревать в себе чувство благодарности к Богу за Его великие милости. - От Него и вы. Здесь следует прибавить выражение: существуете (в греч. este). Раньше они, можно сказать, не существовали (ср. ст. 28), а теперь они представляют собою, благодаря Богу, нечто очень важное. - Во Христе Иисусе. Христос дает им с избытком все, чего они были лишены во мнении мира, а что именно дает, об этом сказано в следующих словах. Прежде всего Он стал для них премудростью от Бога, - т. е. высшею мудростью, чем человеческая, о неимении которой, может быть, жалели коринфские христиане, - праведностью и освящением, - т. е. дает действительную праведность людям и ведет их по пути святости к предназначенной им цели (ср. Рим I:18 и VI:1 и сл. ). Наконец Христос стал для нас искуплением т. е. вводит нас в вечную славу, какую имеет Сам, воскресит наши тела и прославит нас после этого в Своем Царстве (ср. Рим VIII:18-30 и Лк XXI:28; Еф I:III, IV:30; Евр XI:35). - Хвались Господом. Эти слова выражают основную мысль всего отдела, начиная с 13-го стиха. Не учителей веры следует восхвалять, а Самого Христа - Ему одному подобает Слава! (Хотя у пр. Иеремии под Господом разумеется Иегова, но Ап., очевидно, главным образом обозначает этим именем Христа).

См. также Толкование на 1Кор. 1:18

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтоб было, как написано: хвалящийся хвались Господом (Иер. 9:24)

Бог, как Творец и Промыслитель, был всегда Высшею Премудростию, но в последние лета Премудростию Божиею явился по преимуществу Единородный Сын Божий чрез милостивое оправдание грешных людей, дарованное принятием Им на Себя ответственности за виновных (в чем милость и истина сретостася, правда и мир облобызастася), а еще более освящением их дарами благодати и, наконец, избавлением их от смерти и приведением к вечной жизни. Вот это – истинная, благоплодная и высшая Премудрость, которою можно и похвалиться, как и хвалился Ап. Павел, говоря: «мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего» (1Кор. 2:2). А святой Иоанн Златоуст замечает, что «кто научился хвалиться Господом, тот никогда не будет превозноситься, но всегда будет смиряться и за все благодарить Бога».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом

Таким образом, внешние преимущества – ничего, вся цена принадлежит преимуществам духовным. Но как они все подаются от Господа и в Господе, то если хочешь хвалиться, хвались только о Господе, то есть славословь Его за милости Его, и проси Его продлить их для тебя, как написано об этом у пророка Иеремии (см. Иер. 9:24).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible