Скрыть
Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились

Неужели, говорит, Павел распялся за вас, или во имя Павла вы крестились, - если уже так тщеславно хвалитесь именем Павла?

На 1-е послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 11-13 Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились

«Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои» (1Кор.1:11). Не вдруг сказал это, но наперед изложил обличение, потому что верил возвестившим; если бы не верил, то не стал бы и обличать; а поверить слепо Павел не мог. Таким образом он не вдруг сказал: «сделалось известным», чтобы не показалось, что он обвиняет их только по словам возвестивших, и не умолчал об этом, чтобы не показалось, что он говорит только сам от себя. Здесь опять называет их братиями. Хотя грех их был явный, но ничто еще не препятствовало называть их братиями. Притом, – заметь мудрость его, – он не указал на отдельное лицо, но на целый дом, чтобы они не восстали против возвестившего: так он и его сокрыл и вину их прямо открыл! Он знал, что полезно для одних, и что нужно для других. Потому не сказал: сделалось мне известным от некоторых: он указал на известный дом, чтобы это не показалось вымышленным. Что же было возвещено? «Что между вами есть споры». Когда сам укоряет их, то говорит: чтобы не было между вами разделений; а когда передает слышанное от других, то выражается более кротко: «ибо сделалось мне известным, что между вами есть споры», – чтобы не подвергнуть опасности возвестивших. Потом говорит, в чем именно состояло несогласие: «то, что каждый у вас говорит: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов» (1Кор.1:12). Разумею, говорит, несогласия не в частных делах, но гораздо важнейшие. «То, что каждый у вас говорит». Зло касалось не части, но всей церкви. Впрочем коринфяне не говорили так ни о нем, ни о Петре, ни об Аполлосе; но он показывает, что если и таких лиц не следует ставить в такое к себе отношение, то тем более других. А что они не говорили этого, он сам объясняет ниже: «это… приложил я к себе и Аполлосу…, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано» (1Кор.4:6). Если не следует называться именами Павла, Аполлоса и Кифы, то тем более – других. Если не следует усвоять имени учителя, первого из апостолов и просветителя стольких народов, то тем более – людей ничего не значущих. Таким образом он только применительно перечисляет эти имена, чтобы скорее исцелить их болезнь. Притом делает речь свою менее неприятной, не упоминая по имени разделявших церковь, но как бы прикрывая их именами апостолов: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «а я Кифин».

Он поставил Петра последним, не предпочитая ему себя, а напротив именно предпочитая себе Петра. Он ведет речь от меньшего к большему; и чтобы не подумали, что он поступает по зависти и предвосхищает себе честь у других по тщеславию, ставит себя первым. Кто себя первого считает недостойным, тот делает это не из честолюбия, но по великому презрению к такой чести. Так и он прежде от себя самого отклоняет такую честь, а потом от Аполлоса, и наконец от Кифы; следовательно делает это не из предпочтения себя самого, но прежде всех на своем собственном лице показывает, чего не должно быть. А что принимавшие сторону того или другого грешили, это очевидно. Потому справедливо он и укоряет их, внушая, что они худо делают, когда говорят: ««я Павлов»; «я Аполлосов»; «а я Кифин»». Но для чего он присовокупил: «а я Христов»? Если согрешали те, которые прилеплялись к людям, то неужели грешили и те, которые прилеплялись ко Христу? Нет; он укорял их не за то, что они назывались Христовыми, но за то, что не все они (делали это). Я думаю, что он прибавил это от себя, чтобы сделать обличение более сильным, чтобы показать, что в таком случае и Христос усвояется только одной части, хотя они не делали этого. Что он действительно внушал такую мысль, видно из следующих слов его: «разве разделился Христос?» (1Кор.1:13). Это значит: вы разделили Христа и расторгли тело Его. Видишь ли его гнев, видишь ли укоризну, видишь ли речь, исполненную негодования? Он не доказывает, а только предлагает вопрос в знак очевидной нелепости заключающейся в нем мысли. Некоторые находят здесь и другую мысль в словах «разве разделился Христос?», именно: разве Он расторг и разделил Церковь между людьми, и одну часть взял Себе, а другую отдал им?

Далее старается уничтожить такую нелепость и говорит: «разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» Смотри, с какою любовью ко Христу он относит все доказательство к своему имени, и тем самым ясно внушает, что эта честь не принадлежит никому. Чтобы не подумали, что он говорит все это по зависти, он непрестанно повторяет свое имя, и заметь, с какой мудростью. Не сказал: разве Павел сотворил мир, разве Павел привел вас из небытия в бытие? – но представляет то, что было особенно близко к верующим и показывало великое промышление Божие: крест и крещение и происходящие от них блага. Человеколюбие Божие открывается и в сотворении мира, но особенно в крестном Его уничижении. Не сказал также: разве Павел умер за вас? – но: «разве Павел распялся за вас?» – представляя таким образом самый род смерти. «Или во имя Павла вы крестились?» Не сказал: разве Павел крестил вас? – так как он крестил многих, и не в том дело, кем они были крещены, а в том, в чье имя крещены. Так как причиной распрей было и то, что они назывались по именам крестивших их, то он исправляет это и говорит: «или во имя Павла вы крестились?» То есть: не говори мне, кто тебя крестил, но в чье имя. Важно не то, кто крестил, но Кто призывается в крещении, так как Он отпускает грехи. Сказав это, он не распространяется о последующем, не говорит: разве Павел обещал вам будущие блага? – разве Павел обещал вам царствие небесное? Почему же он не присоединил и этого? Потому, что не одно и тоже – обещать царствие и распяться; первое не представляло опасности и не приносило бесчестия, а последнее заключало в себе все это.

С другой стороны, в последнем разумеется и первое, сказав: «Тот, Который Сына Своего не пощадил», прибавил: «как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим.8:32). И еще: «ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся» (Рим.5:10). Потому он и не присоединил этого; притом (верующие) первого еще не имели, а последнее уже знали на опыте; первое было только обещанием, а последнее действительностью.

Гомилия 3 на 1-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Разве разделился Христос

Зачем разделили вы Христа? Зачем расторгли тело Его? Речь, исполненная гнева. Некоторые же слова разве разделился Христос? понимали так: разве Христос разделил Церковь с людьми и одну часть взял Себе, а другую отдал им?

Разве Павел распялся за вас

Этим опровергает неразумное поведение их, и упоминает о своем имени, дабы не подумали, будто он упоминал об именах других по зависти. Не сказал же: разве Павел сотворил или привел вас из небытия в бытие? но, что гораздо более, показывая неизреченное человеколюбие Христово, говорит о кресте. Не сказал также: разве Павел умер?, но: распялся, указывая тем на мнимую бесчестность смерти.

Или во имя Павла вы крестились

И я, говорит, крестил многих, но во имя Христово. Говорит о крещении потому, что причиной разделения было и то, что называли себя по именам крестивших. Но не в том дело, кто крестил, а в том, в чье имя крестит; ибо Христос отпускает грехи, а не тот, кто крестит.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Амвросий Оптинский, прп. (†1891)

Ст. 11-13 Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились

Этими словами апостол Павел упрекает как тех, которые отвергают духовное отношение к наставникам, и прямо хотят относиться ко Христу, так и тех, которые при духовном отношении делятся на партии, нарушая этим взаимный мир, единодушие и единомыслие, заповеданное Самим Господом и апостолами, которые, устраняя взаимное роптание, как делящихся, так и не делящихся, и предотвращая происходящий от сего общий душевный вред, увещавают всех к взаимной любви. Святой Иаков, брат Божий, пишет: Не воздыхайте друг на друга, братие, да не осуждени будете (Иак. 5:9). И паки: Не оклеветайте друг друга, братие: оклеветаяй бо брата или осуждаяй брата своего, оклеветает закон и осуждает закон (Иак. 4:11). И паки: Аще же зависть горьку имате и рвение в сердцах ваших, не хвалитеся, ни лжите на истину. Несть сия премудрость свыше низходящи, но земна, душевна, бесовска. Идеже бо зависть и рвение, ту нестроение и всяка зла вещь (Иак. 3:14-16). И святой апостол Павел глаголет: весь закон во единем словеси исполняется, во еже: возлюбиши ближняго твоего якоже себе. Аще же друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете (Гал. 5:14-15). Облецытеся убо якоже избранныи Божии, святи и возлюбленны, во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение: приемлюще друг друга и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение: якоже и Христос простил есть вам, тако и вы (Кол. 3:12-13). И паки: Аще живем духом, духом и да ходим. Не бываим тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 5:25; 6:2).

Письма

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Еда разделися Христос? Еда Павел распятся по вас, или во имя Павлово крестистеся

Одних этих вопросов достаточно было, чтобы разорить паутинные сплетения коринфских мудрецов: «Апостол не доказывает, а только предлагает вопрос, в знак очевидной нелепости заключающейся в нем мысли» (Святой Златоуст). Еда разделися Христос? Христос есть единый глава Церкви; и Церковь есть едино тело под главою Христом. Как же вы наделали себе столько глав? Как при этом и тело Церкви пребудет едино, будучи поставлено под разные главы? «Значит вы разделили Христа и расторгли тело Его» (Святой Златоуст). Святой Златоуст прибавляет затем: «некоторые находят здесь и такую мысль: разве Христос расторг и разделил Церковь между людьми, и одну часть взял Себе, а другую отдал им?»

Апостол, сказавши этим, что мы все соединены под единым Христом Господом и потому нелепо избирать себе в головы человека, хочет сказать теперь, что и все блага духовные мы имеем непосредственно от Него. И потому нелепо прилепляться так к людям и как бы чаять от них всего. Он умер за нас, и мы, чрез святое крещение вступая в общение смерти Его, приемлем отпущение грехов и ветхую жизнь переменяем на новую благодатную. В этот собственно момент мы становимся и христианами. Сказать бы только: как же все это вы перезабыли? Но святой Павел сильнее и впечатлительнее выражает все это вопросами: еда Павел распятся по вас? Или во имя Павлово крестистеся? Блаженный Феодорит мысль Апостола здесь сокрытую так изображает: «Не Он ли один за всех вас приял смерть? Не в Его ли имя прияли вы благодать крещения? Человеческих ли имен призывание даровало вам оставление грехов?» Но контраст в слове Апостола поразителен. Он должен был заставить встрепенуться всех противностию толков их первым основам веры во Христа Господа. Они не могли после сего не сказать себе: как эта простая мысль не пришла нам в голову при наших пустых спорах. Теперь ясно как день, как неосновательно наше смышление. Вразумление, отсюда исходящее должно было быть полное. Святой Павел и не продолжал более говорить о сем. «Ясно доказано, что честь, какую воздавали коринфяне своим учителям, никому не может принадлежать кроме Господа» (Святой Златоуст).

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Амвросиаст (†IVв.)

Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились

Разделенным Павел называет Христа, поскольку славу Его люди себе приписывают. Например, еретики фотиниане и ариане, или катафригии, или новациане, или донатисты, или манихеи , - называться так не боятся. Так же и коринфяне начали делиться по именам различных еретиков, чтобы выглядело все так, будто вместо Христа почитаются человеки. Те же, кто различия во Христе принимает, разделяют Христа. Один почитает Христа как просто человека, другой толкует о Христе как о чистом божестве без человека или плоти. Иной утверждает, что Христос предсказан через пророков, иной отрицает упоминание Христа пророками. В то время как Христос един есть Бог и Сын Человеческий, те, то одно, то другое из Него себе присваивая, разделяют Христа. А поскольку по именам своим создают много церквей, добавляет здесь апостол Павел: Разве Павел распялся за вас? И оттого с себя начал, чтобы не дать повода думать, что хочет принизить статус других. Ибо, если Христос, говорит он, смерть принял за нас, как можно так несправедливо в отношении Христа приписывать Его благодать и благословение человекам?

На Послания к Коринфянам

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились

Такими вопросами Апостол обличает тех коринфских христиан, которые за честь себе ставили именоваться или Павловыми или Аполосовыми или Кифиными: так именуясь, они как бы разделяли Христа или расторгали Церковь, Его тело. Как бы так спрашивал Павел: разве Христос разделил свою Церковь, и одну часть отдал Павлу, другую Аполлосу, третью Кифе? Или: разве Христос не един, но одного проповедует Павел, другого Аполлос? И затем, показывая несообразность и нелепость мнений и поступков тех Коринфян, которые хотели искать себе преимущества в личных преимуществах своих учителей, Апостол говорит: Разве Павел распялся за вас? Или, разве Павел принес за вас умилостивительную жертву, предав себя на крестную смерть, и тем совершил спасение ваше? Или во имя Павла вы крестились? Или в крещении дали вы обет последовать учению Павла? Или вера в Павлово имя даровала вам в крещении возрождение в новую, благодатную жизнь? Так святой Павел напоминал и внушал Коринфянам ту истину, что едино тело, един дух, един Господ, едина вера, едино крещение (Еф. 4:4, 5). А потому и должны Коринфяне стараться сохранять единство духа в союзе мира, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг к другу любовью (ст. 2, 3).

Апостол относил к самому себе вопросы: разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? – конечно, потому, как выше замечено, что не хотел такими вопросами оскорблять имена других; а хотел, по своему смиренномудрию, относить неприятные вопросы к самому себе. Вместе, в этом он показывал свое смирение пред Господом Спасителем и свою любовь к Нему. Но коринфские читатели послания Павлова, без сомнения, хорошо понимали, что сказанное Павлом о себе самом относилось и к тем учителям, именами которых превозносились они, одни пред другими.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились

Разве разделился Христос? этот упрек Павел обращает к партии Христовых, которая полагала, что она одна имеет истинного Христа, тогда как остальные христиане почитают, очевидно, кого-то другого. Нет - хочет сказать Ап. - Христос у всех христиан один и тот же! Нельзя делать Христа достоянием какой-либо партии! - Разве Павел распялся за вас?… этот и следующий вопросы показывают нелепость поведения тех, кто называл себя Павловыми вместо того, чтобы называть себя учениками Христовыми. Первый вопрос, в частности, относится к деятельности Христа как искупителя, а второй к Его положению как Главы Церкви.

Толковая Библия.

См. также Толкование на 1Кор. 1:10

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились

Обличая непригодную в Христианстве склонность к разделению по именам учителей веры, Апостол показывает, что в Христианстве всю силу Божию составляет И. Христос, пострадавший для нашего спасения, которое Он приходил совершить по воле Отца и совершает по благодати ниспосланного Им Духа Святого, почему самое первое и важнейшее действие, которое совершается над уверовавшими (крещение), совершается только во имя Святой Троицы. Напоминая им о единстве крещения, Апостол показывает, что всех Христиан должны одушевлять одни мысли и чувства. По слову св. И. Златоуста этим «ясно показано, что честь, какую воздавали Коринфяне своим учителям, никому не может принадлежать, кроме Господа».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились

Христос есть единый глава Церкви, и Церковь есть единое тело под главою Христом. Коринфяне же, избрав себе учителей, как глав Церкви, как бы разделили Христа и расторгли тело Его – Церковь (Златоуст). Христос один – виновник нашего спасения. Он умер за нас, и мы чрез святое крещение, вступая в общение смерти Его, получаем отпущение грехов и переменяем ветхую жизнь на новую, благодатную. В этот, собственно, момент мы становимся и христианами. Христос, а не Павел, или Аполлос, или Кифа, есть виновник нашего спасения, ибо никто из людей для нашего спасения не распинался и не крестил в свое имя, да и не может.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Священом Предании.

Сектанты говорят:  Предание не нужно, так как оно есть мудрствование «сверх того, что написано» (1Кор.4:6).

Ответ: Апостол, имея в виду, что коринфские христиане разделились на партии из-за учителей (1Кор.1:12) и превозносились друг перед другом, обличает их за эти разногласия (1Кор.1:13, 3:1-4), убеждает, что из-за учителей не должно превозноситься и разделяться (1Кор.3:5, 9:21-23). Достоинство апостолов и учителей Церкви определяется не внешними качествами (напр., ученостью, красноречием), а верностью Христу (1Кор.4:1-2). Суд ο степени этой верности принадлежит Господу, а не коринфянам (1Кор.4:3-5). Это (т.е. все сказанное выше ο значении апостол. и учител.), говорит Апостол, я применил к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы не мудрствовали ο проповедниках «сверх того, что написано» (больше, иначе, чем написано здесь, в этом послании) и не гордились друг пред другом их достоинствами. «Коринфяне, – пишет блаженный Феодорит, – разделившись на толки и положив называться, одни – именем одного, а другие – именем другого, препирались одни с другими, и каждый усиливался своему учителю отдать первенство пред другими». – «Это я переложил на себя и Аполлоса ради вас, чтобы от нас вы научились, как мы, так и вы, не мудрствовать более, нежели написано, т.е. не хвалитесь мудростью, – объясняет святой Ефрем Сирин, – ибо написано ο ней, что она есть глупость пред Богом (1Кор.3:19), и как ею, так и всем прочим, да не надмевается один пред другим».

В приведенном сектантами месте совсем нет речи ο Священном Предании, как равно и ο том, будто оно излишне при существовании Священного Писания.

Православная Церковь и сектанты

Николай Афанасьев, протопр. (†1966)

Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились

Вопрос «Разве разделился Христос?» был почти что первым, о чем апостол Павел спросил у Коринфян. Христос не может быть разделенным, поскольку Он всегда один во всей Своей полноте. Вот почему Церковь тоже всегда во всей своей полноте и в полном единстве, потому что она есть Тело Христово, которое не может быть разделенным. Где Тело Христово, там и Христос, поскольку невозможно отделить Христа от Его Тела или Тело от Христа. Тело Христово неразделимо, потому что Христос неразделим. Связь между Христом и Его Телом, связь, которую нельзя разорвать, являет другой аспект Церкви: она есть Христос в Своем Теле. Следовательно, будет ошибочным ставить вопрос об идентичности Христа и Церкви. В самом деле, понятие об идентичности принадлежит земному миру, и тогда не нужно его приспосабливать к тому, что превосходит пределы этого мира. Церковь идентична Христу, потому что она Его Тело, неотделимое от Него, но также она не идентична Ему, потому что она лишь только Его Тело, но не Он Сам. Христос остается личным Христом и не становится Христом коллективным и пантеистическим. Существуют понятия, которые не могут быть полностью постигнуты нами, и всякая попытка их рационализировать фальсифицирует сами понятия. Концепция Церкви как Христа в Своем Теле воспринимается не в порядке некой богословской спекуляции, но благодаря евхаристическому восприятию Церкви. Как в Евхаристии хлеб и вино являются Его Телом, в котором Он присутствует в Своем земном и прославленном состоянии, так и Церковь есть Христос в Своем Теле. Понятие Церкви как Христа в Своем Теле встречается часто в трудах апостола Павла. Когда он спрашивал у Коринфян: «Разве разделился Христос?», Христос мог означать «Церковь». Когда апостол Павел в своем послании к Коринфянам оканчивает описание «тела-σώμα», которое состоит из множества членов, словами «так и Христос» (1Кор. 12: 12), то здесь также под «Христом» он подразумевает «Церковь», у которой множество членов. Это учение могло зародиться в мысли апостола Павла от самого понятия σώμα, соответствующий арамейский или древнееврейский эквивалент которого (bisra или basar) может означать и тело, и всего человека. Очень вероятно, что источник этого учения следует искать в личном опыте апостола Павла. В своей речи перед Агриппой он цитирует слова, обращенные к нему Христом: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?<…> Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 26:14–15). В своем послании к Галатам апостол Павел говорит, что перед своим обращением он жестоко гнал и опустошал Церковь Божию (1: 13); но из своей первой встречи с Христом он узнал, что, преследуя Церковь, он преследовал именно Христа. Этот первый опыт апостола был основой всей его экклезиологии – Церковь есть Христос в Своем Теле, но этот опыт полностью открылся ему только в евхаристической жизни.

Церковь Божия во Христе

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible