Обычно преподавание Священного Писания Ветхого Завета представляет собой простое изложение библейской истории. Лекции превращаются в рассказы о героях и событиях, которые происходили когда-то. Всё это конечно интересно, но в результате теряется понимание того, для чего необходим христианину Ветхий Завет и как он связан с Новым.
Такое увлечение историей почти исключает возможность преподавать Ветхий Завет, как книге о Мессии. Поэтому, лишь случайно учащиеся слышат упоминания о Спасителе. Он смутно видится ими, заслонённый длинным рядом ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков. Только немногие из изучивших курс Ветхого Завета, приходят к выводу, что эта история в своей сущности есть история подготовки Богом евреев и всего человечества к принятию Искупителя, а вовсе не изложение событий из жизни родоначальников и вождей еврейского народа.
Есть ещё одна опасность увлечение историей. Это может привести к пренебрежению Ветхим Заветом и представлению о том, Новый Завет отменяет Ветхий. Существование подобной практики и оправдывающих её мнений — очень тревожный симптом, поскольку презрение к Ветхому Завету — характерная черта многих древних еретиков 1. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть список ересей у прп. Иоанна Дамаскина: «Валентиниане: они отрицают воскресение плоти, отвергают Ветхий Завет… Архонтики… отрицают воскресение плоти и отвергают Ветхий Завет. Кердониане: они происходят от Кердона… он отвергает воскресение мёртвых и Ветхий Завет. Маркиониты… [учат] о том, что Новый Завет чужд Ветхого и Говорившего в нём… Севириане… Подобно другим еретикам, отвергают воскресение плоти и Ветхий Завет… Манихеи… Ветхий Завет и глаголавшего в нём Бога хулят» (О ста ересях вкратце. 31, 40-42, 45, 66)2.
Однако, по учению Церкви основной темой Библии, начиная с первых глав книги Бытия (Быт.3:15) и кончая последними главами Апокалипсиса (Откр.21:6, 21, 22:20), является Богочеловек, Господь наш Иисус Христос. Замечательны по этому поводу слова Блеза Паскаля: «оба Завета взирают на Него, Ветхий как на своё упование, Новый — как на образец, и оба как на своё средоточие»3.
Прп. Симеон Новый Богослов говорил: «Всё Божественное Писание, Ветхое и Новое, ведёт естественно больное человеческое естество к Иисусу Христу, единственному Врачу душ и телес наших» (Слово VI, 3)4.
Из этих слов следует, что при преподавании Ветхого Завета необходимо указывать на Христа. Такой метод преподавания полностью находится в русле православной традиции. Например, свщмч. Ириней Лионский писал: «Если кто станет внимательно читать Писания» (свщмч. Ириней имел в виду именно Ветхий Завет), «то найдёт в них речь о Христе и предизображение нового призывания. Ибо (Писания) суть сокровище, скрытое на селе, т.е. в мире, — ибо «село есть мир» (Мф.13:38), — а сокровище, скрытое в писаниях, есть Христос, Который изображался посредством образов и притчей, потому что то, что относится к Его человечеству, невозможно было понять прежде исполнения пророчеств, т. е. пришествия Христа» (Против ересей, IV, 26, 1)5.
Необходимо составить новую программу, чтобы показать Христа в Ветхом Завете. Её главной темой должна быть не история, а «Завет», т.е. союз Бога с человеком. Раскрытие этой темы позволит показать, что Христос — главное и основное Лицо Священного Писания, и Он — взаимосвязь Ветхого и Нового Заветов. Митрополит Платон (Левшин) утверждал: «Вся сила и существенное содержание Священного Писания есть Спаситель наш Иисус Христос... В Священном Писании содержатся разные вещи... Но всё сие ни куда клонится, как токмо к откровению предвечного совета Божия об Искуплении человеческого рода через Спасителя нашего Иисуса Христа»6. Такие лекции будет христоцентричной, т.е. позволит указать начало, центр и завершение Писания — Христа.
Прочтение Ветхого Завета через Новый, по мысли свт. Игнатия Брянчанинова, является одним из важнейших условий для правильного его понимания7. О том же говорил и свт. Афанасий Александрийский: «Ветхим доказывается новое, а новое свидетельствует о ветхом. Посему отрицающие последнее исповедуют ли то, что оным доказывается? Павел стал апостолом благовестия, «которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях» (Рим.1:2). Сам Господь сказал: «исследуйте Писания, ибо… они свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39). Посему как же будут исповедовать Господа, не испытав прежде Писаний о Нём?» (К епископам Египта и Ливии окружное послание против ариан, IV) 8.
При построении курса важно помнит, что всё Священное Писание — это сверхъестественное нераздельное Божьего Откровение, составляющие «единое тело истины» (прп. Ефрем Сирин)9 или единый Завет Бога с человечеством. В то же время необходимо понимать, что, несмотря на единство и богодухновенность всей Библия, Богу было угодно открыть Себя, сообразуясь с духовными и интеллектуальными способностями и дарованиями человечества. Оставаясь неизменным, Бог соразмерно уровню их понимания постепенно и непрерывно раскрывал учение о Мессии. Это и нужно показать в лекциях.
Таким образом, единый Завет Бога с людьми распадается на несколько этапов.
Прежде всего, он разделяется на два Завета — на «Завет первобытный» или «дел» и «Завет благодати» или «восстановленный». Их разделяет грехопадение Адама.
Началом Завета дел со стороны Бога был Предвечный Совет, на котором предопределился план творения мира, искупления и спасения человечества. Концом этого Завета было обетование об Искупительном Семени жены (Быт.3:15). Для человека первобытный Завет начинается с создания Адама и оканчивается падением людей. Завет дел — это союз между Богом и Адамом, по которому Адаму было за совершенное послушание обещана жизнь, а за неповиновение — смерть10.
Восстановленный Завет, начинается от первого обетования об Искупителе в раю и заканчивается концом мира. Завет благодати — это союз между Богом и грешником, по которому Бог обещает спасение по благодати, а грешник обещает жизнь в вере и послушании. Все ветхозаветные верующие, так же как и современные верующие входят в завет благодати.
Этот Завет в свою очередь делится на две части: на Завет Ветхий, в котором люди спасались верою в Искупителя грядущего, и на Завет Новый, спасающий верою в Искупителя пришедшего.
Ветхий Завет, имея началом Первоевангелие (Быт.3:15), распадается на два: на Завет, заключённый Богом со всем человечеством через Адама и Ноя, и на Завет с избранным еврейским народом — через Авраама, Исаака и Иакова. Первый из этих двух заветов относится ко всем потомкам Адама до Ноя, (как это видно из 1Пет.3:18-20, 4:4-7), а после Ноя предназначен для всего человечества, не знавшего о других Заветах.
Завет, заключённый с еврейским народом через Авраама, был нарушен в Египте, но затем восстановлен, расширен и разъяснён через Моисея. О нём можно говорить как о двух: о Завете патриархальном — до Моисея и о Завете подзаконном — от Моисея до Христа.
Этот подзаконный завет дважды был подтверждён и возобновлён. В первый раз это произошло при царе Давиде, которому Господь обещал воздвигнуть из его рода Христа. Вторично — при Ездре, после того как десять израильских колен совершенно отпали от истинной веры; а Завет, заключённый с домом Давида, был ослаблен нечестием последних иудейских царей. В период последнего завета, заключённого при Ездре, окончательно прекратилось правление династии Давида, в Иерусалиме и Иудее воцарился идумей — Ирод. Наконец, пришёл в мир Искупитель, Которого с нетерпением ждало человечество и Который заключил Новый Завет.
На основании рассказов об этих периодах можно и построить программу.
Такая программа, во-первых, позволит показать единство Священного Писания как единого Свидетельства о Христе.
Во-вторых, это раскроет отношение между Ветхим и Новым Заветом как отношение между хорошим и лучшим Заветом. Хороший союз, который Бог предложил в Ветхом Завете, был отвергнут идолопоклонниками-израильтянами. Но Бог заменил его Новым заветом благодати, ещё более милосердным, чем предыдущий.
В-третьих, станет видно, что этот ряд Заветов оказывается расположенным так, что каждый предыдущий из них входить своей существенной частью в последующий. Например, завет с Ноем, заключённый после потопа, органически связан с допотопным заветом; он просто пополнился подробностями благодатного общения. Завет с Моисеем не упразднил завета с Авраамом, скорее Моисеев завет был добавлен к Авраамову завету (Гал.3:17-22).
В-четвёртых, учащиеся смогут увидеть, как общий Завет благодати в истории спасения отражается в каждом из специфических Заветов. Человеческие существа призваны по благодати, оправданы благодатью и с самого момента грехопадения входят в семью Божию по благодати.
При чтении лекций нужно стараться раскрыть следующие учения:
- Единый Бог в Троице, Создатель и Правитель Вселенной.
- Падение человечества.
- Искупление через Мессию.
- Спасения через веру.
- Божий Промысл в языческом мире.
1) Учение о Едином Боге в Троице, Создателе мира и Правителе Вселенной.Для раскрытия этого учения в программе необходимы две темы: «Предвечный совет» и «Историю творения невидимого и видимого мира».
В теме «Предвечный совет» необходимо рассказать о Предвечном совете Пресвятой Троице, на котором Бог-Отец избирает Сына вечным ходатаем, посылает Его творить Его волю, предопределяет творение мира, создание человека, падение людей и весь план спасения человечества. Бог-Сын, Творческое Слово, принимает на Себя дело создания мира невидимого и видимого, посредничество между Богом и творением, дело воплощения и искупления человечества, а Бог-Святой Дух выбирает Себе оживление первобытного хаоса и освящение искуплённого Сыном человечества11.
В теме «История творения» описывается творение невидимого ангельского мира и мира видимого. Бог-Отец предопределил создать из Своей творческой воли и мысли духов, видимый мир и человека и вложил всю необъятность Своих творческих образов в Бога-Слово. Бог-Слово осуществил эти образы Своим мирообразовательным «да будет» сначала в небесных духах, а затем отобразив Себя в человеке, созданном по образу и подобно Божию. Дух Святой оживотворил землю, пока она не проявила своё современное устройство и не произвела из себя жизнь.
При дальнейшем изложении ветхозаветной истории важно показывать, что Ветхий Завет есть христианская книга; Ветхий и Новый завет говорят об одном и том же Боге. Очень плодотворным может оказаться анализ образа Ангела Господня — Существа, которое, хотя и названо ангелом, но говорит, действует и называется как Бог. В христианской экзегетике явления этого Ангела в Ветхом Завете рассматриваются как явления второго Лица Пресвятой Троицы — Бога-Сына (Быт.16:7-11, 22:11-12, 15, 31:11-13, 48:15-16; Исх.3:2, 4-5). Более того, Святые отцы рассматривали всякое явление Бога в истории Израиля как действия не Бога-Отца, а Бога-Сына12. О таком понимании свидетельствует и православное богослужение. Например, иудеев через Красное море провёл Христос: «Коня и всадника в море Чермное … Христос истрясе, Израиля же спасе» (Ирмос 1 песни воскресного канона, глас 5).
2) Учение о падении человечества. Во всей выразительности, глубине, важности, и полноте это учение раскрывает, конечно же, рассказ о грехопадении первых людей. Та же идея о греховности человека проходить красной нитью и через всю ветхозаветную историю, начиная с повествования о Каине и кончая описанием всеобщего ожидания Мессии перед Рождеством Христовым. Её иллюстрируют эпизоды, в которых:
- видна слабость и растлённость нравственных сил человека, например, «Смешение племён», «Всемирный потоп», «Призвание Авраама» и др.;
- говорится о невозможности оправдания пред Богом делами закона, например, «Осуждение Моисея», «Падение Давида»;
- указаны неудержимая склонность к греху, например, «Слабости Соломона»;
- описан перевес зла над добром, если не действительный, то, по крайней мере, кажущийся, например, «Вавилонское столпотворение», «Нарушение евреями Завета»;
- определяется значение Моисеева закона, как показателя и обличителя греховности человека, например, «Законы Моисея о священнодействиях»;
- приведены вопли и стоны ветхозаветных праведников, сознающих свою беспомощность и ищущих Искупителя, например, «История Иова», «Видение Бога пророком Исаиею», «Видение Бога Илиею» и др.
При рассказах о ветхозаветных праведниках нельзя умалчивать о негативных сторонах их характера. Это покажет учащимся силу греха и послужит хорошим поводом поговорить о единстве нравственного учения Ветхого и Нового Завета. Более того это позволит показать, что в смысле учения Новый Завет по существу не даёт ничего нового 13. О том новом, что принёс Христос говорит свщмч.Ириней Лионский: «Если у вас возникнет такая мысль, и скажете: что же нового принёс Господь пришествием Своим? То знайте, что Он принёс всё новое тем, что принёс Себя Самого и тем обновил и оживотворил человека» (Против ересей. IV, 34, 1) 14.
3) Учение об искуплении человечества через Христа раскрывается в разнообразных пророчествах и прообразах, особенно в тех, где говорится о пришествии на землю Искупитель, Который спасёт падшего человека от греха, проклятия и смерти. Обетование Избавителя, данное падшим прародителям ещё в раю (Быт.3:15), — это начало непрерывной цепи ветхозаветных мессианских пророчеств, которые начались Адамом и кончились Захарией, отцом Иоанна Крестителя. Христос будет Семя жены, Которое сотрёт главу змия. С эпохи Ноя это обетование уточняется: семенем жены называются лишь дети Сима (Быт.9:26). В эпоху Авраама происходит новое уточнение. В его Семени (т.е. в Иисусе Христе, по толкованию ап. Павла, Гал.3:16) возвещается спасение всему человечеству (Быт.12:2-3, 13:1, 6, 15:5, 17:6-7, 18:18). Впоследствии из потомства Авраама был выделен Исаак (Быт.21:12), а потом Иаков (Быт.27:27, 28:13-14), позднее Иаков даёт особое благословение своему сыну Иуде о рождении у него потомка, обетованного Примирителя и чаяния народов (Быт.49:8-10). В дальнейшем ещё чётче определялись различные черты мессианского служения. Так, пророк Валаам говорит о царственной власти Мессии (Чис.24:17), Моисей — о Его тройственном служении: царском, первосвященническом и пророческом (Втор.18:18-19). Он будет величайший пророк, которого сыны Израиля будут обязаны слушать больше, чем самого Моисея. Этот обетованный Избавитель будет Богочеловеком. Он будет потомком царя Давида и в то же время Сыном Божий (Пс.2:4). Он — сам Яхве (Пс.109), поставлен от Господа не только вечным первосвященником, но и вечным царём над Сионом (Пс.71:17), божественным пророком, учителем, у которого благодать льётся из уст и наполняет всю землю ведением. Он, будучи сам Бог и Слово Яхве, в то же время есть и Помазанник Божий, Христос (Пс.44:3-8, 2:2-7). Время Боговоплощения было определено ещё патриархом Иаковом, который, благословляя сына своего Иуду, предсказал, что Примиритель придёт, когда оскудеют князья от колена Иудина и вожди избранного народа. По пророчеству Даниила, с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа предназначено 68 семилетий, по истечении которых будет предан смерти Христос (Дан.9:25-27). Наконец, пророк Аггей прямо указывал, что слава второго Иерусалимского храма будет больше, нежели первого (Агг.2:9), а Малахия от лица Господня обещал появление Предтечи, который приготовить путь перед Христом (Мал.3:1). Предсказываются многие события из жизни Мессии — о происхождении Мессии из царского рода Давидова (2Цар.7:12-14), о рождении в Вифлееме (Мих.5:2) от Девы (Ис.7:14), о схождении на Него Духа Божий всеми своими дарами (Ис.61:1), о торжественном входе в Иерусалимский Храм (Мал.3:1), о крестных страданиях и смерти (см. Ис.53; Пс.21:17-19, 39:79, 40:9-10, 68:22; Зах.11:12), о славном воскресении (см. Ис.53:9-21; Пс.15:10, 19:6-7, 40:11, 67:2), о заключении Нового Завета (Иер.32:40; Иез.34:23-25), о наступлении Его благодатного царства (Пс.21:28-32, 44:7, 14-17, 71:7-19; Иоил.2:28; Ис.35:1-2, 10, 61:1-2), и о Его Втором Пришествии (см. Дан.7:25 и Дан.12:7; Зах.14:2-3, 9). Можно утверждать, что нет ни одной черты из жизни Христа, которая не была бы предуказана в Ветхом Завете15.
Здесь необходимо сделать важное замечание. Преподаватель не должен разделять Священное Писание и, воздавая почитание Новому Завету, рассматривать Ветхий Завет только как приготовление к нему. Экзегет должен стремиться раскрыть вечное значение Ветхого. Толкователю необходимо видеть, что существует одно Божественное Откровение и единый Завет между Богом и человеком. Этот Завет неоднократно возобновлялся, достигая всё большей глубины и значения. При всей контрастности существует и глубинное созвучие Ветхого и Нового Заветов. Новозаветное Откровение не может раскрыться без Ветхозаветного. Покрывало, лежащее на Ветхом Завете, снимается во Христе (2Кор.3:14). Но для человека, жившего до Христа, все ветхозаветные постановления имели непосредственное и божественное значение. Можно сказать, что Ветхий Завет — это не просто условные знаки, обозначающие путь к Новому Завету, не предисловие к нему, а напряжённая духовная жизнь, возводящая человека к Евангелию16.
4) Учение об оправдании ветхозаветного человека верою в грядущего Искупителя. Этим учением проникнуты все рассказы обо всех ветхозаветных святых, которые с верой ждали Пришествия обетованного Мессии. Свою славу они все заслужили верой в истинного Бога, своими подвигами и непоколебимой надеждой на грядущего Мессию. Перечисление этих святых можно найти в 11 главе Послания к Евреям. Автор Послания указывает на те подвиги веры, которые совершали святые. Во время лекции именно на эти подвиги нужно обращать внимание учащихся.
5) Учение о Промысле Божием, действовавшем в языческом мире можно раскрыть через описание исполнения того Завета, который Бог заключил через Ноя со всем человечеством. Это можно показать в следующих событиях. Бог сходил на землю произвести Вавилонское смешение народов и являл своё помышление о строителях Вавилонской башни. Господь означил как в пространстве, так и во времени границы каждого народа (Втор.32:8). Он проявлял свою заботу не только о предках еврейского народа, но и о Мелхиседеке и об Иове, о Валааме, Рааве, Руфи, Неемане. Его Промысл можно увидеть в истории пророка Иона, Навуходоносора, Кира, Александра Македонского. Промысл Божий виден и в предсказаниях о будущем древних народов, оставленных Исаиею, Иеремиею, Иезекиилем и другими пророками, и в видении Навуходоносора о будущности языческого мира. Наконец, Промысл виден в переводе Священных еврейских книг на греческий язык и в появлении прозелитизма, который, привлекая некоторых язычников к вере в истинного Бога, готовил их к принятию христианства.
Не нужно объяснять, что все эти учения раскроются в сознание учащихся не в виде отвлечённых догматических или моральных положений, а в виде живых рассказов о ветхозаветных лицах и событиях. Поймут ли учащиеся, что такой-то рассказ иллюстрирует какое-то учение, — это вопрос равносильный вопросу о том, понимают ли и принимают ли вообще учащиеся истины веры. Конечно, когда учитель будет только сухо излагать догматы, или пересказывать исторические события, то невозможно будет и думать о смысле или плодотворности подобного преподавания.
Чтобы успешно изложить программу, в лекции необходимо включить три составляющие: история, прообразы и пророчества.
История. Историческая составляющая при преподавании Ветхого Завета является главной, т.к. Ветхий Завет есть, прежде всего, история. Но при преподавании нет необходимости до мелочей воспроизводить все события и подробно излагать деяния тех или иных ветхозаветных героев; достаточно брать лишь главное, т.е. идею Завета. Если представить историю Ветхого Завета, как ряд союзов Бога с человечеством и признать, что средоточием этих союзов был приход Искупителя, то станет понятным место той или иной истории.
Прообразы — это события, личности и установления Ветхого Завета, которые указывают на события, личности и установления более позднего времени в истории спасения. События или лица Ветхого Завета рассматриваются как реальные, но одновременно являющиеся своего рода поводами, с помощью которых Бог раздвигает исторические рамки и заставляет священного писателя и читателей задуматься над грядущими событиями17. При изложении той или иной истории или рассказе о каком-либо установлении необходимо указывать их прообразовательный смысл18.
Прообразами Мессии и Его служения в Ветхом Завете являются некоторые личности (например, Авель, Мелхиседек, Исаак, Иосиф, Моисей, Давид, Соломон, Илия, Иона, Иеремия, Зоровавель, первосвященник Иисус); события (например, жертвоприношение Исаака, переход евреев через Красное море); предметы в видениях (например, лестница Иакова, храм славы Господней, виденный Иезекиилем, «несекомая гора» в видении Навуходоносора); действительным предметам (например, агнец пасхальный, неопалимая купина, ковчег завета, сосуд с манной, медный змей, камень источивший воду, вавилонская печь); установлениям (жертва всесожжения, сан первосвященника); всему устройству скинии и богослужебных действий (Евр.9:1-7, 10:1, 14-19; Рим.4:11; Гал.4:24-29; Мф.12:40; Лк.11:23; Ин.10:14, 1Пет.1:19)19.
Пророчества. Эта составляющая будет включать в себя рассказы о мессианских пророчествах. Особое внимание необходимо уделить пророчествам эпохи царя Давида. Самому Давиду было дано несколько мессианских откровений частью через пророка Нафана, частью непосредственно (2Цар.7:12-29, 1Пар.28:4; ср. Быт.49:10, 2 Царств 23:2-5). Откровения эти гласили, что Мессия произойдёте не только из колена Иудина, но конкретно из дома Давида. Он будет праведным и кротким Царём, принесёт с Собой свет и жизнь, будет в самом тесном общении с Богом и за всех заключит с Ним вечный Завет.
Образ Мессии как вечного Царя, величайшего Первосвященника и Страдальца за грехи мира раскрывается в мессианских псалмах20, которые следует включить в программу. Это будет не особо трудно, т.к. многие псалмы написаны по поводу важнейших событий в истории царя Давида или Израиля. Например, Давид пророчествовал о Мессии, спасаясь от Саула (Пс.91), после окончания преследования (Пс.68), при вступлении на царство (Пс.39), после завоевания Иерусалима (Пс.109), при перенесении Ковчега Завета в Иерусалим (Пс.23), по поводу восстания на него соседних народов (Пс.2); по случаю разных побед (Пс.117:88, 131), по случаю брака Соломона (Пс.44), при вступлении Соломона на престол. (Пс.71) и т.д. В некоторых псалмах Давид говорит о Мессии так же, как, например, пророк Нафан (2Цар.7; ср. Пс.2:7-9, 12, 109:1-6). В некоторых псалмах пророчество о Мессии раскрываются через воспоминание о бывших в век патриархов обетований (Пс.71:17). В некоторых псалмах образ Мессии раскрывается в личных переживаниях (например, Пс.21:17, 19, 20-22, 28-32, 15:10-11, 88:27-30, 39:4, 7-9, 131:11, 13, 17-18, 44, 71, 23, 8, 68 и др.). Наконец, Давид предсказывал о Мессии в прообразах (Пс.21:2, 109:44, 117, 40, 54, 87, 108 и д.). Из всех этих псалмов наиболее важны: 2, 8, 15, 21, 23, 39, 44, 68, 71, 88, 109 и 131. На них при изложении «Завета Божия с Давидом» нужно сосредоточить внимание учащихся.
При разборе пророческих книг книги пророков Исаии и Иеремии целесообразно поставить на первом месте.
В книге пророка Исаии находится ряд ясных мессианских пророчеств. Это предсказание о рождении Эммануила (Ис.7:14, 9:6-7); о пророческом служении Господа Христа (Ис.9:1-2, 11:1-10, 35:1-10, 42:1-4, 50:4-5, 61:1-3); о Предтече Мессии (Ис.40:1-11); о страданиях Мессии (Ис.50:6-9, 52:13-53:12, 59:20-21); о славе Вечного Царства (Ис.60:1-22).
В книге пророка Иеремии, хотя и немного мессианских пророчеств (Иер.6:27, 9:1, 11:18-20, 23:5-6), он сам является живым прообразом внутренних и внешних страданий Мессии (Иер.1:5; Мф.16:14, 23:37, 24:2; Лк.23:28).
История о пророке Ионе представляет интерес как прообраз Воскресения Христа (Мф.12:39-40, 16:4) и проповеди Евангелия (Мф.12:41; Лк.11:30, 32), а так же свидетельство Промысла Божия о языческих народах.
В книге пророка Иезекииля важны прообразы воскресении мёртвых (Иез.34:1-14) и затворённых вратах храма (Иез.44:1-4).
Историческую часть книги пророка Даниила можно ограничить содержанием лишь Дан.1:1-4, 19-21, 2:1-49 и Дан.3:1-26, 88-97. Пристальное внимание нужно уделить пророчествам о втором пришествии Спасателя (Дан.7:13-14; см. Мф.26:63-65) и о седьминах (Дан.9:20-27).
Из книги пророка Осии целесообразно разобрать пророчества о Церкви (Ос.1:1, 2:23 ср. Рим.9:25, 26, 1Пет.2:10) и о победе над смертью (Ос.13:14 ср. 1Кор.15:55).
Книга пророка Михея содержит пророчество о рождении Мессии в Вифлееме (Мих.5:2 ср. Мф.2:6), но его можно опустить.
О мессианских пророчествах Аггея (Агг.2:9 ср. Евр.12:26), 3ахарии (Зах.3:8-9, 4:12-13, 9:9-10, 11:13, 12:10) и Малахии (Мал.3:1-4 ср. Мф.11:10; Мк.1:2; Лк.7:27, 4:5-6 ср. Мф.17:10-11) можно рассказать в разделе о последнем Завете, заключённом при Ездре.
Литература
- Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
- Афанасий Великий, свт. Творения. Т. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902.
- Иоанн Дамаскин, прп. Творения. Т. 5. М.: Индрик, 2002.
- Брек И., протопресв. Чтение Священного Писания по учению Святых Отцов. / Православие и Библия сегодня. Сборник статей. К.: Центр православной книги, 2006.
- Верклер Г. А. Герменевтика Принципы и процесс толкования Библии. Schaumburg: Gospel Literature Services, 1995.
- Даниель-Ропс А. Общее введение в Священное Писание. Библия. Брюссель, 1973.
- Добыкин Д. Г. Введение в Священное Писание Ветхого Завета: курс лекций. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2013.
- Иларион (Троицкий) свщмч. Без Церкви нет спасения. М.: Сретенский монастырь, «Знамение», 1999.
- Ириней Лионский, свщмч. Творения. М., 1996.
- Каменский Н, свящ. Изображение Мессии в Псалтири. Каз. 1878.
- Максимов Ю. «Неинтересный» Ветхий Завет. // «Православие и современность», 2008, 7 [Электронный ресурс] http://www.eparhia-saratov.ru/pages/5550_neinteresniy_vethiy_zavet
- Петровский С., прот. О новом построении священной истории Ветхого Завета по идее мессианской. Одесса, 1909.
- Платон (Левшин). Полное собрание сочинений. СПб., 1913.
- Симеон Новый Богослов. Творения. Т. I. М., 1892.
- Смирнов М. С. Предъзображение Иисуса Христа и Его Церкви в Ветхом Завете. М., 1857.
- Сове Б. Тезисы по Священному Писанию Ветхого Завета для I конгресса православных богословов в Афинах (ноябрь 1936 года). // «Альфа и Омега», 1994, 2.
- Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов. Под ред. А. П. Лопухина. T. I. СПб, 1904.
- Фаст Г., прот. Экзегетическое руководство к изучению Ветхого Завета (предисловие к учебнику) [Электронный ресурс] Сайт православной экзегетики «Пчела» http://beebible.narod.ru/protoierej-gennadij-fast-ekzegeticheskoe-rukovodstvo-k-izucheniyu-vetxogo-zaveta-predislovie-k-uchebniku.html
- Штаудингер, Р., диак. Зачем читать Ветхий Завет? // «Альфа и Омега», 2007, 2.
- Юревич Д., прот. Лекции по библейской герменевтике. [Электронный ресурс] http://iviron.ru/166/
Проект программы библейской истории Священного Писания Ветхого Завета
А. Первобытный или Завет дел
- Предвечный совет Пресвятой Троицы. Бытие Бога в вечности (3Цар.8:12,1Тим.6:16). Предвечный совет (Пс.109:4) — предопределение о создании мира и человека, о падении людей и их искуплении (Притч.8:22-30; Гал.3:10-14; Евр.5:6-7, 7:18-22, 10:5-10; Откр.13:8).
- Создание Сыном Божиим невидимого мира. Творение ангелов. Завет Бога с ангелами. Падение Денницы (Евр.2:6; сопост. Ис.14:12-15, 9:6; Притч.8:22-31; Мал.3:1; Иуд.6; Нав.5:13-16, 6:1; Исх.3:2-18; Еф.6:12, 2Пет.2:4; Откр.12:1-12).
- Творение видимого мира. Порядок творения. Участие в творении мира всех лиц Святой Троицы. (Быт.1:25, 2:1-6). Создание человека. (Быт.1:26, 2:7).
- Жизнь первых людей в раю. (Быт.1:27-31, 2:8-25). Что такое рай? Как представлять себе рай? Как Адам жил в раю? Как Адам видел Бога в раю? Назначение человека в раю. Наречение имён животным. Способность внутреннего зрения у Адама. Благословение Богом Адама и Евы. Невинность первых людей. Райские Деревья: «древо жизни» и «древо познания добра и зла»: символическое их значение по учению отцов церкви). Заповедь Бога. Сущность и смысл первобытного завета Бога с человеком.
- Падение Адама и Евы. (Быт.3:1-7). Внешние причины падения: зависть змея (диавола); склонность Евы к лести; перевес в Адаме любви к жене над любовью к Богу. Разговор змея (сатаны) с Евой. Как пала Ева? Как пал Адам? Смысл, падения прародителей. Первые следствия падения.
Б. Завет благодати или восстановленный.
I. Завет со всем человечеством
- Cуд Божий над Адамом и Евою. Первоевангелие. (Быт.3:8-24). Явление Бога Адаму и Еве после падения. Суд Божий над людьми. Совокупность последствий греха. Первое обетование о Мессии. (Быт.3:15). Основа восстановленного завета — кровавая жертва. Происхождение и смысл кровавых жертв. Изгнание Адама и Евы из рая.
- Авель — прообраз Мессии (Быт.4:1-16).
- Допотопные люди. (Быт.4:20-24, 5:6-29, 6:1-4). Потомство Каина. Потомство Сифа. Смешение племён. Смысл допотопной жизни (Быт.6:5-7, 1Пет.3:2-22).
- Завет Божий с Ноем. Всемирный потоп (Быт.6:8-14, 17-22; Быт.7, Быт.8). Завет Бога с Ноем (Быт.9:1-17). Благословение Ноем сыновей (Быт.9:18-27). Пророчество Ноя о сохранении истинной веры в потомстве Симовом (Быт.9:26). Вавилонское столпотворение (Быт.11:1-9). Цель рассеяния племён.
II. Патриархальный Завет
- Завет Божий с Авраамом. Призвание Богом Авраама и переселение его из Халдеи в Ханаанскую землю. (Быт.11:14-32, 12:1-8). Мелхиседек — представитель патриархального Священства; его преобразовательное значение (Быт.14:17 — 20; см. Пс.109:1, 4; Евр.5:6-7, 7:18-27, 10:5-10). Заключение Богом завета с Авраамом (Быт.15:1-18). Явление Бога Аврааму в виде трёх странников (Быт.18:1-15). Рождение Исаака (Быт.21:2-8). Жертвоприношение Исаака (Быт.22:1-13) и его прообразовательный смысл. Обетование Аврааму о Мессии (Быт.22:15-19). Значение патриарха Авраама.
- Дети Исаака (Быт.25:20-28). Закон первородства в патриархальное время и его значение. Благословение Исааком своих детей (Быт.25:29-34, 27:1-46). Бегство Иакова в Месопотамию (Быт.28:1-5). Видение лестницы (Быт.28:10-22) и её преобразовательное значение.
- Возвращение Иакова на родину (Быт.31:1-5, 11, 11:13-18, 32:1-13, 21-32, 33:1-20). История Иосифа. (Быт.37:1-36, 39:2-4, 20-23; Быт.40>-45.). Преобразовательное значение Иосифа. Переселение семейства Иакова в Египет (Быт.46:5-7, 28-34). Благословение Иаковом сыновей (Быт.49:1-27). Пророчество Иакова о Примирителе (Быт.49:9-11).
- 13. Повторение: Образ Мессии, раскрытый в обетованиях, пророчествах и прообразах патриархального времени.
III. Завет с израильским через Моисея народом
- Состояние израильского народа в Египте перед появлением Моисея (Исх.1:1-22). Рождение Моисея; его воспитание; бегство в Мадиамскую землю и жизнь у Иофора (Исх.2:1-25). Явление на Хориве (Исх.3-4 глл.). Возвращение Моисея в Египет; подготовка израильтян к выходу из Египта в Ханаанскую землю (Исх.4:27-31, 5:1-23, 6:10-13, 7:1-14). Первая Пасха (Исх.11:4-8, 12:1-34, 13:1-2, 11-15) и её прообразовательное значение. Выход евреев из Египта (Исх.12:37-41, 13:17-20). Переход евреев чрез Красное море (Исх.14:1-31); его преобразовательный смысл (1Кор.10:1-2, Евр.12:29).
- Чудесные события на пути евреев от Египта к Синаю (Исх.14:21-22, 15:22-27, 16:17) и их мессианское значение (1Кор.10:3-4; Ин.6:30-35, 47-58). История Синайского законодательства (Исх.19:1-25, 20:1-18). Первое восхождение Моисея на Синай (Исх.20:18-20, 23:22-33). Обетование о Великом Пророке и новом законе (Втор.18:15-19). Установление завета с Богом (Исх.24:1-11;Евр.9:11-25). Четвёртое восхождение Моисея на Синай и нарушение народом Завета (Исх.24:12-32, 35). Явление Бога Моисею на Синае (Исх.33:1-34, 9:28-35).
- Устройство Моисеем скинии и её принадлежностей (Исх.31:2-11; глл. 25-27). Прообразовательное значение скинии (Евр.8:5-13, 9:1-10). Учреждение священства: первосвященник и его прообразовательное значение (Лев.21:10-12, 16-23; Ос.2:20; Иер.2:2; Лев.16:1-34; Исх.28:30; ср. Ин.1:9, 8:26). Кровавые и бескровные жертвы и их мессианский смысл (Втор.12:11-12, 14:22-27; Ис.гл. 53;Пс.15:5, 22:5, 35:9; Мф.8:11, 22:2-14; Лк.14:15-24, 22:30; Ин.1:29; Откр.19:9,1Кор.10:16-21; Лев.24:5-9; Ин.6:52-58; Лев.6:14-18; Мал.1:7, 11).
- Последний год странствования евреев по пустыне: прибытие их в Кадес. Изведение воды из камня. Медный змей и его прообразовательное значение (Чис.20:1-13, 21:6-9; см. Ин.3:14, 1Кор.1:23; Гал.3:13; Мф.16:24). Пророчество Валаама о звезде от Иакова (Чис.22-24 глл.; 24:17). Смерть Моисея (Втор.34 гл.). Значение Моисея, как посредника и законодателя Ветхого Завета.
- Повторение: Образ Мессии, раскрытый в лице Моисея, пророчествах и прообразах его времени.
IV. Завет Божий с царём Давидом.
- 19. Краткие сведения о завоевании евреями ханаанской земли и её разделении. Предки царя Давида: Салмон и Раав (Нав.2:1-24, 6:21-24; ср. Мф.1:5). Период судей. Вооз и Руфь (Книга Руфи). События предшествующие воцарению Давида.
- Помазание Давида на царство (1Цар.16:1-13). Вступление Давида на престол (2Цар.2:1-4, 11, 5:1-5). Завоевание Иерусалима и перенесение в Иерусалим Ковчега Завета (2Цар.5:6-12, 6:1-23).
- Намерение Давида построить храм Богу. Завет Божий с Давидом и обетование о Мессии (2Цар.7:1-29, 1Пар.17:1-27, 22:7-16, 28:2-7). Победы Давида над соседними народами. Падение Давида и его раскаяние. (2Цар.10-12 глл.). Восстание Авессалома (2Цар.13-18 глл.). Помазание на царство Соломона. Завещание и смерть Давида (3Цар.1:1-11, 1Пар.22:28-29 глл.).
- Образ Мессии в Псалтири (Псс. 2, 8, 15, 21, 23, 39, 44, 68, 71, 88, 109, 131).
- Царствование Соломона. Строительство Соломоном Храма и его освящение (3Цар.5-9:15, 2Пар.2:1). Его слабости и суд Божий над ним (3Цар.4-5 глл.; 7:1-12, 9:17-28, 11 гл.; 2Пар.8-9 глл.). Мессианские черты в лице Соломона (См. Ис.9:6, 11:2, 6, 9; Мих.5:4-5, Мф.12:42; Деян.4:11; Еф.2:20; Откр.21:14; Пс.71:10; Ос.3:5; Иер.30:9).
V. Раскрытие значения Завета Божия с царём Давидом через пророков
- Значение пророков и пророческого служения.
- Пророк Илия. Его борьба с язычеством среди израильского народа. Видение Бога Илией на Хориве. Взятие Илии на небо (3Цар.16:29-34, 17-19 глл.;4Цар.2:1-13). Мессианское значение пророка Илии и его деятельности (Мф.17:1-9, 12; Лк.1:17, 4:25-26; Сир.48:1-15; Откр.11:3-12),
- Пророк Елисей. Продолжение борьбы с язычеством в Израильском царстве. Чудеса Елисея: умножение масла у вдовы; воскрешение умершего отрока; исцеление сирийца Неемана; чудо от костей пророка Елисея (4Цар.4:6, 13, 20-21 глл.; см. Лк.4:27).
- Пророк Иона и его мессианское значение (Книга пророка Ионы; Мф.8:11, 12:39-41).
- Пророк Осия. Обстоятельства его жизни. Пророчества о Церкви (Ос.1:1, 2:23 ср. Рим.9:25, 26, 1Пет.2:10) и о победе над смертью (Ос.13:14 ср.1Кор.15:55).
- Пророк Исаия. Призвание Исаии (Ис.1-6 глл.). Ахаз и Исаия. Пророчество Исаии о рождении Спасителя от Девы (4Цар.16:15, 29, 2Пар.28 гл.; Ис.7:1-14). Деятельность Исаии при царе Езекии (4Цар.18-20 глл.; 2Пар.29-31 глл.; Ис.36-39 глл.). Образ Мессии по книге пророка Исаии: пророческое служение Мессии (Ис.9:1-2, 11:1-10, 35:1-10, 42:1-4, 50:4-6, 61:1-3); предтеча Мессии (Ис.40:1-10); страдания Мессии (Ис.50:6-9, 52:13-15, 53:1-12, 59:20-21); слава вечного царства Мессии (Ис.60:1-22).
- Пророк Михей и его предсказание о рождении Спасителя в Вифлееме (Мих.5:2).
- Пророк Иеремия. Его жизнь и деятельность при последних иудейских царях. Значение времени царей. Плен вавилонский. Прообразовательное значение пророка Иеремии (Иер.1:2-12, 21, 27, 36-38, 41-43 глл; ср. Мф.16:14, 23:31, 37, 24:2; Лк.3:33, 23:28). Пророчества Иеремии о Христе (Иер.6:27, 9:1, 11:18-20, 23:5-6).
- Пророк Иезекииль. Явление ему Бога в Месопотамии и значение этого видения (Иез.1-3 глл.). Мессианские прообразы в книге пророка Иезекииля (о воскресении мёртвых 34:1-14; о заключённых вратах храма 44:1-4).
- Значение вавилонского плена для иудеев для их религиозно-нравственного воспитания.
- Пророк Даниил. Видение Навуходоносором во сне истукана и смысл этого видения. Друзья Даниила в печи огненной. Пророчества Даниила о семидесяти седьминах (Дан.9:20-27) и о втором пришествии Спасителя (7:13-14).
- Повторение: Образ Мессии на основами пророческих книг.
VI. Завет с Богом при Ездре
- Указ персидского царя Кира о возвращении иудеев в Иерусалим из вавилонского плена (1Ездр.1 гл; 2Ездр.2:1-15). Мессианские черты в образе Кира (Ис.41-45 глл.; 1Ездр.1:2-4; Мал.4:2, 6:3-5; Ин.10:11; Мф.27:19, 24).
- Зоровавель и первосвященник Иисус. Их мессианское значение (Агг.1:12, 14, 2:3, 5; Зах.3:1, 4:5-6; Мф.3:17, 17:5). Построение Второго Храма в Иерусалиме. Пророки Аггей и Захария. (1Ездр.3-6 глл.; 2Ездр.2:16-31, 15:7).
- Заключение Завета иудеев с Богом через Ездру (1Ездр.7-10 гл.; 2Ездр.8 и 9 глл.).
- История еврейского народа после Ездры. Подчинение иудеев сирийским царям. Гонения Антиоха Епифана. Мученики Маккавеи (1Мак.1 гл.; 2Мак.4:7-50, 5 гл.; 6:1-11, 18-31, 7 гл.). Восстание Матафии (1Мак.2 гл.). Подвиги Иуды Маккавея (1Мак.3-9, 21 глл.; 2Мак.8-15 гл). Иуда Маккавей как прообраз Мессии (Мф.28:18; Пс.68:10; Ин.2:14-18; Иез.40-44 глл.; Мф.7:29).Гибель династии Хасмонеев. Царь Ирод.
VII. Причины неприятия евреями Обетованного Мессии
- Эллинизм среди евреев рассеяния. Его влияние на жизнь и литературу евреев рассеяния. Фарисеи и саддукеи.
- Религиозно-нравственное состояние евреев перед Рождеством Христовым: буквализм в понимании Закона; разложение нравов под влиянием эллинизма; замкнутость и нетерпимость евреев по отношению к язычникам. Земное воззрение на Мессию и Его Царство.
VIII. Приготовление языческого мира к принятию Спасителя.
- Появление идолопоклонства. Ступени перерождения древних языческих верований от первобытного единобожия до обоготворения человека. Разложение языческой нравственности. Библейские примеры Промысла Божия в языческом мире: рассеяние племён; разделение стран между народами в пространств и времени (Втор.32:8); установление Богом ангелов-хранителей для народов (Дан.10:13, 20-21; Исх.33:2-3, 12-16). Следы истинной веры у язычников: история Иова; Валаам; Раав; Руфь; Нееман; проповедь Ионы в Ниневии. История еврейского народа и Промысл Божий в языческом мире: значение Вавилонского Плена для прозелитизма; завоевания Александра Македонского; перевод Священного Писания на греческий язык; значение философии в деле подготовки язычников ко Христу.
- Почему Евреи не узнали в Иисусе Христе Мессию, хотя образ Мессии всесторонне был раскрыть для них в Священном Писании Ветхого Завета? Почему Христа-Мессию приняли язычники? (Тайна домостроительства спасения мира по глл. 9 и 10 Послания к Римлянам).
Примечания:
1 Максимов Ю. «Неинтересный» Ветхий Завет.
2 Иоанн Дамаскин, прп. Творения. Т. 5. М.: Индрик, 2002.
3 Цит. по: Даниель-Ропс А. Общее введение в Священное Писание. Библия. Брюссель, 1973, С. 15.
4 Симеон Новый Богослов. Творения. Т. I. М., 1892, С. 67–68.
5 Ириней Лионский, свщмч. Творения. М., 1996, С. 386.
6 Платон (Левшин). Полное собрание сочинений. СПб., 1913, С. 720.
7 См: Штаудингер, Р., диак. Зачем читать Ветхий Завет? // «Альфа и Омега», 2007, 2, С. 24.
8 Афанасий Великий, свт. Творения. Т. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902, С. 14–15.
9 Сове Б. Тезисы по Священному Писанию Ветхого Завета для I конгресса православных богословов в Афинах (ноябрь 1936 года). // «Альфа и Омега», 1994, 2, С.
10 Верклер Г. А. Герменевтика Принципы и процесс толкования Библии. Schaumburg: Gospel Literature Services, 1995, С. 69.
11 Петровский С., прот. О новом построении священной истории Ветхого Завета по идее мессианской. Одесса, 1909, С. 10.
12 Брек И., протопресв. Чтение Священного Писания по учению Святых Отцов. / Православие и Библия сегодня. Сборник статей. К.: Центр православной книги, 2006, С. 161.
13 Иларион (Троицкий) свщмч. Без Церкви нет спасения. М.: Сретенский монастырь, «Знамение», 1999, С. 3-4.
14 Ириней Лионский, свщмч. Творения. М., 1996, С. 414.
15 См. Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов. Под ред. А. П. Лопухина. T. I. СПб, 1904, С. XI.
16 Фаст Г., прот. Экзегетическое руководство к изучению Ветхого Завета (предисловие к учебнику) [Электронный ресурс] Сайт православной экзегетики «Пчела» http://beebible.narod.ru/protoierej-gennadij-fast-ekzegeticheskoe-rukovodstvo-k-izucheniyu-vetxogo-zaveta-predislovie-k-uchebniku.html
17 Юревич Д., прот. Лекции по библейской герменевтике. [Электронный ресурс] http://iviron.ru/166/
18 О прообразовательном смысле Священного Писания см.: Добыкин Д. Г. Введение в Священное Писание Ветхого Завета: курс лекций. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2013, С. 97–106.
19 См. Смирнов М. С. Предъзображение Иисуса Христа и Его Церкви в Ветхом Завете. М., 1857.
20 Каменский Н, свящ. Изображение Мессии в Псалтири. Каз. 1878.