Хра́мовый свято́й – святой, в честь которого освящен храм или какой-либо придел (дополнительный алтарь) храма.
В православной традиции достаточно часто храм именуется в честь и память) какого-либо святого Православной Церкви. Например: Храм в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского.
История понятия
Понятие «храмовый святой» тесно связано с традицией наименования христианских храмов в честь конкретных лиц – святых из числа людей, ангелов и пр., с традицией «посвящения храмов» тому или иному святому (тем или иным святым).1
Утверждается, что традиция освящения храма в качестве особого обряда восходит, как минимум, к V веку. Между тем, традиция именования храмов в честь святых (воздвижения храмов в честь святых, посвящения храмов святым) была отмечена на IV-м Вселенском соборе (Халкидонском). В 6-м правиле этого Собора содержится упоминание т. н. «мученических храмов»2, то есть храмов, посвященных памяти определенных мучеников. Довольно часто храмы в честь мучеников воздвигались на местах их мученической кончины или захоронения. С этим связана традиция посвящения храма тому или иному святому.
Параллельно в древней Церкви сосуществовала иная традиция именования храмов: ряд известных храмов имели довольно непривычные для нас наименования.
Наиболее ярким примером таких церквей, является комплекс монашеских храмов III–IV веков в Каппадокии. До нас дошли довольно необычные и неожиданные названия этих христианских церквей: «Змеиная церковь», «Церковь Хищника», «Церковь Черных голов», «Яблочная церковь» и т. п. Следует отметить, что и храмы, освященные в соответствии с современными каноническими нормами, могут, помимо официального церковного названия, связанного с тем, в честь кого или чего освящен храм, иметь дополнительное (иногда даже более популярное в народе) название. Второе название может быть связано с местом расположения храма, с событием, по поводу которого возведен храм, и пр. Например, Чесменская Церковь в Санкт-Петербурге, освящена в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Тем не менее, для неё обычно название: «Чесменская» (постройка храма была осуществлена в ознаменование победы русского флота в «Чесменском сражении»). Что касается, скажем, вышеупомянутого названия «змеиная Церковь», его объясняют исходя из представленного там изображения с поражением змея. Заметим, что название древней Десятинной церкви связывается с дарованием ей десятины от княжеских доходов.
На Русь традиция посвящения храмов святым пришла с момента принятия христианства. Так, первый каменный храм Руси – Десятинная церковь в Киеве, был посвящен Пресвятой Богородице (предполагается, что этот храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, хотя встречаются и иные версии, например: он был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы). При этом храм, согласно преданию, был возведен на месте мученической кончины христиан Феодора Варяга и сына его Иоанна. Традиция особого празднования дня памяти святого, в честь которого освящен храм или один из его приделов хорошо засвидетельствована в Русской Церкви минимум с XIII века. Поскольку в память того или иного святого мог быть освящен один из нескольких пределов храма, помимо понятия «храмовый святой» в источниках также встречается понятие «придельный святой». Кроме того в православной традиции используются обозначения: «приходской святой», «часовенный святой». Вплоть до XIX века празднование дней памяти святых могло занимать несколько дней и походить внешне на небольшой фестиваль, выходя за рамки богослужения (очень часто к таким дням приурочивали ярмарки и прочие общественные мероприятия), а само почитание святых-покровителей храма имело важное значение для местного населения3.
Храмовые святые в жизни современной Русской Православной Церкви
Согласно современной богослужебной практике, посвящение храма тому или иному святому происходит в рамках «чина на основание храма» содержащегося в Большом Требнике. Как следует из названия, этот чин совершается при основании храма. Во время его совершения особо поминается тот святой, в честь которого возводится храм.
На месте закладки храма обыкновенно полагается металлическая доска, на которой делается надпись, в честь какого праздника или святого освящен храм, при каком патриархе и епископе, какого года, месяца и числа.
Богослужебное празднование дня памяти храмового святого, согласно действующему уставу Православной Церкви, подразумевает совершение всенощного бдения. Существует традиция приглашать совершать богослужения в этот день правящего архиерея епархии.
Поскольку современный устав рассматривает день памяти храмового святого, как особый праздничный день в жизни конкретной приходской общины, в честь храмового святого служится всенощное бдение вне зависимости от того, какой знак этому святому указан в Месяцеслове.
Примечания
1 Тульцева Л. А. Религиозные верования и обряды русских крестьян на рубеже XIX и XX веков (по материалам среднерусской полосы) // Советская этнография. № 3, 1978. – М.: Наука, 1978. – С. 192–195.
2 Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Четвертый Вселенский Собор – Халкидонский
3 Тульцева Л.А. Религиозные верования и обряды русских крестьян на рубеже XIX и XX веков (по материалам среднерусской полосы) // Советская этнография. № 3, 1978. – М.: Наука, 1978. – С. 192–195.
Комментировать