Рассказ бывшего каббалиста (последователя учения М. Лайтмана) <br><span class=bg_bpub_book_author>Дмитрий Жигайлов</span>

Рассказ бывшего каббалиста (последователя учения М. Лайтмана)
Дмитрий Жигайлов

– Здравствуйте, в эфире передача «Мой путь к Богу» – о тех людях, для которых их приход в православную церковь стал событием, которое делит жизнь на «до» и «после», которым ради этого пришлось многое в своей жизни переосмыслить, от многого отказаться. Что движет этими людьми, что даёт им силы – об этом мы беседуем с нашими гостями. Сегодня у нас в студии Дмитрий Александрович, который является сектоведом, и собственно, началось как раз это из личного опыта отрицательного. В нашей стране немало самых разных существует сект – и крупных, и мелких; и конечно, для нас важно знать о том опыте, который и приводит в секту, и который может помочь человеку выйти из нее.

Не могли бы Вы рассказать собственно о Вашем опыте, о том, где Вы были до обращения в православие, и что Вас привело туда.

– Да, конечно. В очень зрелом уже возрасте – ну, для меня это казалось, что зрелом, мне было чуть больше 30 лет, я закончил военную службу, был офицером, уволился и, оставшись в Москве, стал строить свою гражданскую жизнь. Интерес к духовным вопросам присутствовал у меня, и я старался для себя какие-то ориентиры тоже найти и в этой области, потому что раньше возможностей было меньше, после увольнения стало больше и свободного времени, и возможностей. И начал с хождения по различным группам, которые декларировали изучение духовных вопросов – не только духовных. Я занимался йогой, и однажды инструктор нашей группы – в общем, милый человек, ничего плохого никому не хотел, – он сказал: «Ребята, мы занимаемся физической практикой, это хорошо; мы энергетической практикой занимаемся – это тоже хорошо; духовной нам не хватает еще накачки». Духовно накачиваться предлагаем – и рассказал о том, что ему стало известно из просмотров интернет-лекций по каббале.

– Хотел немножко прервать. Когда Вы говорите, что появились какие-то духовные поиски, вот интересно: почему не возникло православие? Было какое-то предубеждение, или же это такое, знаете, у нас бывает такое отношение «что имеем, не храним и не ценим». Иногда бывает так, что люди думают: «Ну, «духовно» – это значит что-то издалека пришедшее – там из Индии, из Китая, и еще откуда-то, но уж явно не наше…»

– Совершенно верно, отец Георгий. То есть задним числом уже отслеживая, оценивая путь, который пройден, я видел определенные знаки, определенные намеки, когда мне прямо говорилось, незнакомые люди просто говорили, что для русского человека правильным путем является православие. Не воспринималась информация, просто был не готов. И да, духовность представлялась чем-то обязательно «импортным». Ну, это последствия вообще нашего пребывания в 90-х годах, когда мы вообще все только «не наше» воспринимали положительно. И в общем, вот в таком состоянии оказался, когда духовность в импортной упаковке должна была быть обязательно, какая-то не православная. Потому что православное – это что-то такое сермяжное какое-то, как серьезно к этому относиться, когда там «энергетически над собой работаешь». И вот, таким образом, попав на занятия группы каббалы, просто как дополнительная духовная накачка к энергетической и физической, которая уже имелась, увлекся этим направлением – это школа каббалы Лайтмана, она довольно известная у нас в России, потому что ориентирована на Россию прежде всего. Это русскоговорящие наши русскоязычные иммигранты израильские, которые в Израиле такого большого успеха, такого большого развития не имеют как в России, потому что там своих достаточное количество учителей местных, а русскоязычный Лайтман ориентирован на русскоязычный мир, на Россию, на диаспоры русскоязычные по всему миру.

– Насколько я знаю, каббала – это такое мистическое учение иудаизма, прежде всего. Разумеется, мы знаем, что и на Западе то же самое есть. В последние годы или даже десятилетия такие группы, которые продвигают кабалу как учение универсальное для всех, не только для иудеев, не только для евреев. Насколько я понимаю, в случае Лайтмана то же самое.

– Совершенно верно, так называемая облегченная каббала, но облегченная «каббала-лайт» ее называют сами иудеи, и относятся как к чему-то несерьезному.

– Я думаю, у нас зрители далеко не все знают содержание учения каббалы, не могли бы Вы небольшое такое описание сделать: что именно, чему именно они учат, что именно они обещают своим сторонникам?

– Боюсь, что даже после нескольких лет пребывания в этой организации, учение каббалы так, как ее понимают, может быть, ортодоксальные иудеи, я осветить не смогу, но то, чему учат в школе Лайтмана – да, конечно. Каббала, практикуемая в школе Лайтмана, – это теория строения духовных миров, которая была оформлена впервые и записана, наверно, не впервые, но то, что дошло до учеников Лайтмана, Бааль-Суламом. Это прозвище каббалиста, отца Баруха Ашлага, у которого учился уже непосредственно Михаил Семенович Лайтман, иммигрант из России, из Советского Союза в то время еще. И вот эта наука позиционируется, это наука строения духовных миров и их влияния на наш мир. Поэтому, конечно, ее обязаны изучать все, кто хочет чего-то достичь в этом мире, но и в том мире, кто хочет вечности, там, чистоты, различных духовных сил и постижения.

– Насколько знаю, что, по крайней мере, средневековые каббалисты иудейские были движимы идеей о том, что они могут постичь какие-то тайны мироздания, достичь контроля над какими-то особыми, там, божественными эманациями или сущностями и с их помощью решать те или иные проблемы в этом мире. Что-то похожее было у Лайтмана?

– Нет. Очень интересно, что никаких таких практик таинственных в этой школе не присутствует. Школа – она в буквальном смысле похожа на школу, ну для евреев это привычное понятие «ешива» – обучающий центр, где изучают статьи, изучают Писание и делали для себя какие-то выводы. То есть каббала Лайтмана не подразумевает каких-либо практик таинственных, никаких кровавых жертвоприношений. В чем метод состоит – это изучение, чтение книг, желательно на иврите, даже если ты их не понимаешь, правильных авторов. Правильных авторов два: это Бааль-Сулам, его сын Барух Ашлаг; и наблюдение и контроль за своей внутренней жизнью, так называемая внутренняя работа. В ходе чтения правильных текстов ты притягиваешь высший свет, который тебя исправляет незаметно для тебя. Мне уже потом пришла в голову аналогия с представлением кукольным «Необыкновенный концерт», когда кукла-ведущий говорит: «Моя задача состоит в том, чтобы поднять ваш культурный уровень так, чтобы ни вы, ни ваши окружающие этого не заметили». Вот что-то подобное делает высший свет в варианте изучения каббалы по Лайтману. Он нас изменяет, и мы должны становиться чище, светлее, это должно проявляться в наших внутренних ощущениях, контроле намерения. То есть в идеале ученик этой школы должен контролировать себя настолько, чтобы в любой момент времени понимать, что он сейчас что-то делает, живет, говорит, не потому что ему это хочется, а потому что такова воля Творца, которую он осознает постоянно. И вот очень красивое, в общем-то, такое вот, и посыл такой правильный – постоянный контроль сознания, вот все ради Творца, и поэтому привлекательная конструкция такая вот существует, и многие клюют, как и я, впрочем, тоже. Много лет ушло на то, чтобы разобраться, как это практически выглядит в жизни. К сожалению, мы сейчас видим уже на примере тяжелых окружающих политических событий, что огромному количеству народа можно внушить достаточно противоречивые идеи и взгляды мысли, а небольшому количеству людей это сделать относительно проще, но меньшими средствами. Вот в таком состоянии, когда сказано красиво, когда есть какая-то практика и, вроде бы, предлагается какая-то дорога, люди могут пребывать очень долго.

– Я так понимаю, что Вы там проходили не индивидуальное обучение, там была какая-то группа, наверное, общение между собой?

– Совершенно верно. Более того, группа подразумевается как одно из средств, одно из необходимых условий духовного пути, это группа товарищей, которая друг друга должна поддерживать в этом движении, давать друг другу важность цели, важность Творца. То есть играя друг перед другом, что тебе это важно для того, чтобы психологическими, как я уже потом понял, методами давать возможность не расхолодиться в этом движении. Поскольку там истинного и настоящего света не присутствует, то нужны какие-то механические усилия для того, чтобы постоянно сплачивать, объединять такую группу. Условий несколько: это правильные книги, это правильный учитель, и это правильная группа – вот, собственно, все составляющие школы Лайтмана для движения к цели, к духовному продвижению.

– Наблюдали ли Вы за другими, наблюдали ли Вы в себе вот эти те изменения, которые обещались для сторонников этого пути, этой именно группы?

–Вы знаете, конечно же, наблюдал – в этом, собственно, состоит одна из задач ученика этой группы. Конечно, ты должен наблюдать за собой, конечно, ты должен тесно общаться с другими своими товарищами. И наблюдая, сделал выводы, что изменений тех, которых обещано – даже не обещано, а о которых сказано, что вот это возможно будет – вот они в коллективе, во мне лично, в таком объеме, как декларировалась, не происходили. Это и было причиной сомнений – не у меня одного, у многих. Но, к сожалению, конструкция любой секты сориентирована так, что если ты сомневаешься, ты окажешься сам не прав. Это я понял потом уже, когда начался процесс расхождения с этой структурой. Мне попалась книга «Изменение сознания в тоталитарных культах» иностранных авторов Лири, Стивенсона – большое им спасибо за это. Не знаю живы ли они сейчас, но читая эту книгу, не находил для себя ничего важного и значимого, пока одна фраза просто как стрела, пронзила. Фраза о том, что легитимного выхода из тоталитарного культа у адепта нет. Чтобы он ни делал, в чем бы он ни усомнился, ему всегда объяснят, что ты сам виноват: ты плохо молишься, ты недостаточно усердно медитируешь, поэтому сомнения. Ты должен усилить работу, увеличить усилия на этом пути духовном свои – тогда сомнения уйдут. Вот это самозатягивающаяся петля, в которой многие запутались люди – просто я видел, знал, это я понимал

– В чем были сомнения?

– Сомнения – ну, сама теория очень красивая, то есть и название духовных объектов на непонятном языке, и ночные занятия – а требовались ночные занятия для людей, которые желают духовно продвигаться.

– А почему ночные, как-то объяснялось?

– Эта практика такая, ночная группа «Бней Барух» израильская занимается ночью, в традициях великих каббалистов прошлого, и поэтому тот, кто хочет духовно продвигаться ускоренными темпами, должен, конечно, заниматься одновременно с группой центральной. И несколько лет – порядка двух лет, ночью, с двух до пяти примерно. Причем я работал в это время, и в шесть утра придя домой, можно было поспать там до полвосьмого и к девяти быть на работе.

– Что в это время происходило?

– Первое – это рассказы о внутренней работе, как нужно к себе относиться, и чтение литературы учительной, вероучительной, которое называется «Талмуд Эсэр а-Сфирот» – учение о десяти сфиротах на иврите. Для русскоязычных групп был синхронный перевод, трансляция в интернете, эта практика существует до сих пор, насколько понимаю, хотя уже давно не присматриваюсь к этой практике. То развитие, которое секта получила в России, оно уже тогда планировалось, это там 2003-2007 годы, были разговоры о том, что надо развиваться, надо продвигаться надо делать каббалу понятной для максимального количества людей. Для этого нужно ее понятным языком излагать, поэтому тренируйтесь, пишите статьи по каббале, рассказывайте – вот это есть ваше духовное продвижение. То есть количеством привлеченных людей определяется один из показателей твоего духовного продвижения. Чем больше людей пришло, пообщавшись с тобой, в каббалу, – тем более сильный свет ты притягиваешь соответственно из высших миров в этот несовершенный мир. Уже уйдя из этой группы, я переоценивал, переосмысливал то, что нам говорили и сравнивал это с православными учителями, с отцами Церкви, которых стал активно читать просто для того, чтобы как-то разобраться с тем хаосом и смятением, которое внутри образовалось после выхода из этой структуры.

– Как и из-за чего произошел выход?

– Может, до сих пор я бы, наверно, там оставался. Но верховный учитель Михаил Семенович Лайтман в одно время выдвинул такую инициативу, что ученики из периферийных групп, которые существуют в Канаде, в Германии, в России, в разных городах – хорошо бы им появляться в центральной группе на стажировку для того, чтобы набраться духа центральной группы, самой «передовой части человечества», чтобы научиться, как строить работу, но главным образом, чтобы проникнуться духом, то есть просто вот совпасть как-то. Один из центральных пунктов учения то, что продвижение за счет того, что ты уподобляешься высшему, то есть ты приобретаешь свойства высшего. Как ты их можешь приобрести – ты должен увидеть хотя бы издали, и вот это «посмотреть на свойства высшего» привлекло меня к поездке в Израиль на довольно долгое время, несколько месяцев я там провел в центральной группе. И это послужило окончательным моментом понимания, сознания и уже потом разделения. Я просто посмотрел на людей вблизи, не по интернету.

– И что увидели?

– Что увидел? Я увидел много довольно уставших и отчаявшихся, уставших людей. Это люди, которые потратили годы своей жизни на обучение этой науке, которые ходили по ночам (а режим жесткий), то есть ночные занятия, днем работа, она не может быть слишком уж сложной, потому что у тебя есть определенные обязанности по учёбе, хотя там есть продвинутые ребята на хороших должностях в компаниях крупных, но их меньшинство. И это люди, которые за годы такое не увидели, не поняли, не ощутили обещанного, какого-то ощущения высшего мира у них не пошло, и их довольно много. Вот эта растерянность, которая помогла понять окончательно, что теория группы красива и опровергнуть ее просто невозможно. Когда тебе говорят, что миры духовные построены вот так и рисуют на доске схему – то что можно сказать в ответ? Ну, наверное, человек знает, что он пишет, наверное, да. Но когда практика изучения духовных миров, притяжения высшего света, многолетняя практика вот этих людей привела только к усталости – он приходит на ночное занятие, садится, и он спит, выпадает в осадок просто, и так продолжается довольно долго. Вот эта вот игра, когда ты должен изображать, как для тебя важен путь Творца, путь познания духовных миров для всех окружающих; все-таки игра остается игрой, и более-менее удачная, но, тем не менее, игра. И вот долгое время присутствия в ней говорит: да нет, это что-то ненастоящее, это что-то вторичное. И вот во вторичности этой практики я убедился потом, придя в православие. Читая святых отцов, я понял, что то, что преподносилось как эксклюзив любому слушателю каббалистической группы, вот ему объясняют, что это вещи, значит, унаследованные нашим учителем непосредственно от его учителя, вот так нужно следить за своим внутренним состоянием, вот эта работа со своими желаниями, с намерениями, – многократно глубже, лучше, полнее прописана у святых отцов. То есть вот это слежение за помыслами, отражение помыслов – вот эта практика осознанности, она у православных святых несравнимо глубже, несравнимо лучше. И только практика тотального запрета на чтение – не то что какой-то там православной, либо там какой-то иной религиозной литературы – даже на чтение каббалистов, которые не рекомендованы непосредственно к обучению, а их там всего, говорю, два таких столпа, – то есть чтение даже книг конкурентов по каббале, как Рав Берг, допустим, который известен в Америке, у которого там Мадонна занималась…

– Тоже запрещалось?

– Да, ни в коем случае. Ты не должен читать посторонние книги, потому что иначе ты сбиваешься с духовного пути, и учитель не может больше за тебя отвечать, ты сам выбрал другого учителя – тогда иди к нему. Так ставится вопрос. И только вот эта информационная жесткая блокада и позволяет людям считать, что они получают какую-то вот эксклюзивную духовную энергию, пищу возвышенную – просто незнание элементарное.

– Я вспоминаю один рассказ протоиерея Ефимия Малова, он был миссионером среди мусульман в XIX веке. Он рассказывал, как с одним стариком-татарином близко подружился, много-много лет был с ним знаком. И однажды ему этот старик татарин говорит: «Ладно, ты хороший человек, а я тебе расскажу кое-что важное» (он знал, что он христианский священник), он говорит: «На самом деле Бог один». Отец Ефимий ему говорит: «Ну, мы вообще знаем, что Бог один, мы также и верим». И этот старый татарин не поверил ему, сказал: «Да тебе просто стыдно признаться, что ты не знал этого, это только мусульмане знают!»

– Совершенно верно. Здесь человек попадает в такую же ситуацию, когда то, что Бог один и именно то, что Бог один – это так называется первая и главная статья в сборнике Шамати, то есть «услышанное», – это сборник, по которому ведется внутренняя работа. Разбор статей вот этой книги и составляет внутреннюю работу адептов этой группы. «Нет никого, кроме него» – называется первая статья, «Единство Творца», которая говорит, когда в Соборном послании апостола Иакова прочитал первый раз: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19), – для меня это было очень многое просто. И вообще почему я понял первозданность, первооснову православных учителей: потому что в одной фразе может быть выражена невероятная глубина – то, что я не встречал. Там в этой школе каббалы многозначные рассказы, обсуждения, пояснения, свои мысли – как-то без них не обходится. Одной фразой чеканной какой-то вот такой, как молния, блеснувшей, объясняется сразу глубина, которая там оставалась недоступной. Когда первый раз читал утреннее правило, молитва Ангелу Хранителю «не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе» – в одной фразе огромный пласт этой теории каббалистической. То есть великий каббалисты писали православные молитвы – наверно, люди очень высоких постижений, огромный пласт, который разъясняет человеку, что в нем есть часть, которая тянется к Богу – часть души, и есть часть, которая подлежит как бы к этому миру, и вот надо всячески развивать свою высшую часть и всячески от своей части, которая называется тело, то есть это комплекс желаний, который называется еще телом, который в нашем мире соответствует физическому телу человека, – и вот это тело человека вводит во всякие неприятности, оно служит тормозом на пути продвижения души по ступеням духовных миров. Одной фразой молитва ко Ангелу Хранителю объясняет вот это все многообразное, тоже многосложное построение про различные части души: как эта мировая душа состоит как подобие мировой, каждая человеческая душа из себя что представляет. Вот это вот эта чеканность православных формулировок – она мне сразу тогда как глоток свежего воздуха. Я сразу понял, что я был прав, порвав с этой традицией. Даже не традицией – это сами традиционные иудеи ортодоксальные не воспринимают всерьез – то, что происходит в школе Михаила Семеновича, потому что для них обучение не евреев каббале, и тем более пришедших с улицы (в традиционной иудейской практике каббалу изучает только человек, изучивший полностью Тору, много прошедший, женатый, имеющий детей, который специально допущен к этому изучению), и то, что преподносится для всех окружающих – это очень-очень облегченный вариант, который самими израильтянами всерьез не воспринимается. Видимо, поэтому ему и позволяют развиваться и работать, что это для внешнего потребления большей частью. Это для русскоязычных, русскоговорящих групп по всему миру.

– Я бы еще хотел здесь добавить, что, конечно, какие-то элементы в каббалистическом учении, относительно в том числе и какого-то наблюдения за помыслами: откуда эти помыслы происходят, как с ними можно бороться…

– Прошу прощения, отче: не наблюдения за помыслами, а формирование правильного намерения. То есть намерение твоих действий должно быть ради Творца. Как его достичь – вот об этом и говорит, должна говорить, по идее, вот вся эта каббалистическая наука. То есть намерения. С правильным намерением ты можешь делать, что угодно. У меня есть подозрение, что даже совершать преступление ты можешь с правильным намерением, если это делается ради Творца. То есть ты можешь пойти на какое-то действие – ну, намерение правильное, значит, ты прав в своем действии. Поэтому высшая ступень духовная, олицетворяемая, допустим, учителем, она может тебе позволить в принципе все, что хочет, потому что мы не можем ее оценивать. Низший не может оценить высшего. И там нет борьбы с помыслами, там есть выработка правильного намерения, которая по моим наблюдениям непосредственным, приближенным – она так и не удалось людям. Говорится, что мы не можем оценивать своего товарища, мы этого не видим, только учитель видит каждого и он сообразно своему видению каждому дает какие-то задания. Но в любой тоталитарной секте учитель, гуру, знает лучше всех, видит дальше всех, и он непосредственно определяет действие каждого своего приближенного ученика. Ступенчато это развивается, туда структура опускается ниже. То есть то, что выше, определяет действия низшего – это очень характерный признак вообще любой секты. В случае этой школы это завернуто в оболочку каббалистическую, может быть завернуто в любую другой оболочку. Вторичность того, что там происходило, я понял только тогда, когда смог сделать несколько шагов назад в сторону и посмотреть со стороны немножко на это. Пока ты находишься внутри – очень сложно. Ты должен верить в то, что ты делаешь, и верить своему учителю – значит, давать впечатление правильное товарищам, и не остается душевных сил, духовных никаких сил для того, чтобы самому себе задать какие-то вопросы. Они все равно живут в тебе, но в форме невыясненных сомнений. Прояснению сомнения способствовало поездка, когда я посмотрел вблизи на людей и понял, что люди, которые многократно больше меня занимаются этим учением, в них эти сомнения не изжиты и, очевидно, не могут быть изжиты просто из-за конструкции этой духовной школы.

– Да, нетрудно, конечно, придумать какую-то идею – да даже, собственно говоря, не придумать, а взять из того, что уже наработано человечеством, и как-то это оформив, преподнести людям, призвать их к совершенству, к чистоте нравственной и внутренней и так далее.

– За все хорошее против всего плохого…

– Но силы нужны. Чтобы человек получил силы быть совершенным, стать совершенным – силы внутренне переродиться, а вот это уже дать может только Творец, только Христос может дать этой силы. Почему у святых отцов, как Вы верно заметили, у них все разработано гораздо глубже и точнее? Да потому что они прошли гораздо дальше, чем вот это такое какое-то общее впечатление, какой-то некоторый даже примитив. Потому что святые отцы на опыте прошли дальше. А почему они на пути прошли дальше – потому что они имели связь с Христом. А Христос не просто говорит, как во многих других учениях: будьте такими, не будьте такими; делайте это, не делайте это – Христос даёт нам силы измениться. И поэтому и святые отцы это являют в самих себе, как Вы заметили то, когда смотрели на тех учеников, которые дальше прошли и сделали.

– Они не знают, дальше ли прошли, прошу прощения. Они дольше шли, но вот куда они пришли?..

– Да, я вспоминаю небольшой рассказ, даже не рассказ – историю своего одного приятеля. Он был совершенно неверующий, совершенно далекий от Церкви, занимался тем, что выставлял галереи, как правило, современного искусства, мне это как-то всегда было неблизко. И вдруг он мне однажды звонит и такой восторженный говорит: мы хотим сделать выставку фотографий святых XIX века. Я говорю: а с чем это связано? Потому что это был совершенно далеко от того, чем он занимался. Он говорит: я увидел фотографии Иоанна Кронштадтского, и я увидел него такие глаза на этих фотографиях, которые не видел ни у кого из людей! Меня поразило то, что даже такой человек, далекий от Церкви, не то что, увидев самого святого Иоанна Кронштадтского, а просто фотографии его, он увидел, что это другой человек, что христианство, вот именно православное, правильно выражаемое христианство, его изменило. И собственно, этим определяется, конечно, сила православия.

– А меня спасло то, что других людей я не увидел. Я туда приехал без предубеждений, я туда приехал учиться, припасть к высшей ступени. И понял, что ну честно, припадать особенно не к чему. И после этого, конечно же, обманывать себя после этого было как-то… даже возможности не осталось. Просто все определения произошли, и после этого настало время – все равно ты несколько лет потратил на общение с людьми, ты вошел в эту среду, там друзья, знакомые, круг общения достаточно ограничен у тебя. И вот все проблемы сектантов при выходе из секты оттуда навалились, конечно. Пришлось искать новые какие-то ориентиры в жизни, и опять-таки цепочка событий привела к контакту с людьми, которые дали понимание, что в твоей ситуации надо креститься, парень, а потом уже будешь задавать вопросы.

– А прошлые Ваши друзья по группе – они, наверное, пытались как-то с Вами беседовать, увещевать, или прекратить общение?

– Есть определенный регламент общения с людьми, которые «неправильно себя ведут», как я тогда себя повел – с их точки зрения неправильно. Какое-то время человеку звонят, пытаются его поддержать морально. Но поддержка такая вот, то что люди могут дать – они звонят тебе, говорят: ну как же ты, держись, как же так?.. Потом с человеком перестают общаться. И уже потом, спустя некоторое время мне рассказали о том, что о тебе говорят, в общем, как об умершем, что да, был, коснулся источника света, не выдержал, ну, сгорел, дескать, в высшем свете. Я говорю: хорошо, пусть будет так – сгорел, значит, сгорел. На самом деле, после святого крещения (спасибо всем людям, которые словом, делом помогали прийти к этой мысли) появился серьезный интерес к православию, то есть понять: «а что же это такое»; после этого – обучение в Свято-Тихоновском институте, которое окончательно расставило по полочкам и позволило уже сформировать какую-то картину жизни своей основательно и на твердой основе. Теперь уже окончательно понятным для меня стал вот уровень заблуждений – очень невысокий уровень, вторичность вообще того, что доводилось в этой школе каббалы. Если можно аналогию привести, то похоже на то, что люди, которые занимаются тем, что называется каббала, школа Лайтмана – это где-то в глубоком подвале сидит человек и пыльный гербарий перекладывает, считает тычинки и пестики, вот какие-то цветочки еще видны там на бумаге, какие-то уже рассыпались в труху. Но подняться из подвала, выйти на залитый солнцем луг, вдохнуть свежий воздух и увидеть вот это, под солнцем росу на живых цветах – возможности нет. Вот это описания сухие чего-то того, о чем люди хотят иметь понятие какой-то вот внутренней силы. Вы правы, отче, – внутренней силы не получают для того, чтобы войти в эту жизнь. Остаются сухие гербарии. A луг он есть, он живет, он под солнцем расстилается. А вот в православии – да, я встретил людей, общаясь с которыми, я понимаю, что вот это что-то свежее, что-то другое, оно в них живет, и огромное им спасибо за помощь. И я надеюсь, что этот рассказ поможет людям сориентироваться. Школа каббалы живет, она, в общем-то, не теряется – под разными личинами. Люди продолжают пытаться вербовать сторонников, у них это получается. Потому что обертка научности, которую усиленно внедряют адепты школы Лайтмана – она такая привлекательная. То есть мы говорим о религии? Это наука, зачем религия – нет, ни в коем случае, вот это наука, пожалуйста, изучайте науку жизни, науку духовных миров. Это перекладывание сухих гербариев в тёмном глубоком подвале.

– В процессе Вашего вхождения, воцерковления не было ли у Вас каких-то сложностей, связанных с тем, что у Вас такой багаж? Не мешало ли Вам это при том, что нужно было себя менять под христианское уже мировосприятие и жизнь?

– Ни капельки не мешало. Этот багаж как-то не ощущался. Мне нужно было отделить себя от этого багажа как-то. Просто это был не процесс, не сознанием решается этот вопрос, это душевная потребность возникает; это было неправильно потрачены годы. Очевидно, что результат не достигнут и не может быть достигнут на этом пути. Надо как-то от него отделиться. И крещение, которое в сознательно возрасте уже было принято, оно вот как такой рубеж. Это то, что недопустимо для адепта каббалы, который изучает наследие этих каббалистов, участием в этих ритуалах, в этих обрядах ужасных. Это ниже уровня как бы его высоты духовной до самого последнего ученика. Нет, пойдем и будем вот как писано, как сказано отцами, все будет, крещение – пожалуйста, полностью крещение, воцерковление – это очищает, это помогает. А потом изучение теории подсказало уже, что структура этой группы соответствует обычной структуре тоталитарной секты. Что практика этой группы соответствует обычным методам и практике тоталитарной секты. Не важно на каком материале она создана. Это может быть псевдоиндуистские медитации, и там какие-то поиски лучшей кармы; это может быть на материале любых магических каких-то практик. Структура одна и та же: есть руководитель, есть лица приближенные, ступенчатое управление. Есть разрыв информации, когда тебе говорят одно, потом получается немножко другое. Все эти основные элементы мне удалось вычленить, просто в своей жизни я видел, как это ко мне применяли, но отсюда интерес к структуре и к работе с сектами. Надеюсь, что-то еще в этой жизни сделать такого, что поможет людям в их самостоятельном восприятии избежать контроля сознания, что очень важно. Православие – это абсолютный способ избежания такого контроля: оно открыто, оно честно, никаких эзотерических знаний там не присутствует, все написано, все открыто, все известно. Приходи и пей из этого источника.

– И все проверяется.

– Все проверяемо, да.

– Спасибо большое Вам за ваш рассказ и за ту деятельность, которую Вы сейчас проводите. Дай Бог помощи Вам в каких-то вот сектоведческих трудах. Я хочу напомнить нашим зрителям, что вы можете присылать ваши вопросы, замечания, пожелания на наш электронный адрес. Спасибо всем за внимание. Храни вас Господь.

Ведущий – священник Георгий Максимов

Гость – Дмитрий Жигайлов, сектовед

Видео-источник: Телеканал СПАС

Комментировать