Литургия является службой, которая не имеет смысловой связи с определенным временем суток и с определенным временем вообще, поскольку она являет таинство будущего века. Но, будучи установленной Господом Иисусом Христом в вечернее время, в традиции раннего христианства Евхаристическая служба совершалась вечером. В книге Деяний апостольских приводится случай совершения «преломления хлеба» (термин, которым в древности называлась Литургия) ночью. «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. …и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.» (Деян.20:7,11) Постепенно, начиная уже со II века, обычным временем совершения Литургии становится утро. Это установление связано с постепенным развитием традиции всячески готовиться ко причащению Святых Тела и Крови Христовых, и в том числе – готовиться постом.
Время служения Литургии регулирует 8-я глава Типикона (монастырского устава Богослужения и общежития, 1682 г.). Согласно этой главе, в воскресные дни и в великие Господние праздники надлежит начинать Литургию в начале 3-го часа дня (около 8-00 по нынешнему счислению времени), чтобы трапеза пришлась на начало 4-го часа дня (около 9-00 по нынешнему). В субботы же и будни Типикон указывает совершать литургию позже, чтобы и трапеза приходилась на более позднее время. Типикон связывает (хотя и не всегда) начало Литургии с соответствующим ему временем трапезы. Изменением времени начала Литургии регулируется время окончания пощения (т. е. полного воздержания от пищи) того или иного дня. Причем, для праздничных и воскресных дней длительность пощения бывает меньше, чем для будней. Так на Пасху Типикон дает указание совершать литургию «порану», на Богоявление – «порану, труда ради бденнаго».
«Известие учительное» при московском Служебнике (кон. XVII в.) предписывает начинать литургию не ранее рассвета и не позднее полудня, за исключением постных дней, в которые положено поститься до девятого часа (около 15-00 по-нынешнему), и в которые Литургия должна начаться позднее – после полудня, с тем расчетом, чтобы закончиться к предписанному времени окончания пощения. Однако, на практике оба эти указания «Известия учительного» уже не действуют в большинстве храмов Русской Православной Церкви:
- В большинстве храмов и монастырей по постным дням Литургия служится ранее предписанного времени и заканчивается чаще всего ранее полудня.
- Ежегодно на Пасху в большинстве храмов и монастырей Литургию служат ночью – тотчас же по окончании пасхальной светлой заутрени, которую принято начинать в полночь, и пасхальных часов.
- Литургию на Рождество Христово также принято совершать ночью, сразу же после окончания бдения, которое редко где достигает времени рассвета.
- Во многих храмах принято совершать по праздникам две литургии, так что в зимнее время ранняя литургия начинается еще в темное время суток.
Обычай совершать в некоторые дни Литургию ночью вошел в повсеместное употребление в Русской Православной Церкви.
Такая же практика существует и в других Поместных Православных Церквах. В афонских же монастырях Литургия, как правило, всегда совершается в ночное время.