3 Ответа
Конечно, являлся именно Сын, и по-другому быть не могло. Так описано богоявление Моисею при купине:
Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. (Исх.3:1-6)
Итак, Явившийся вначале назван Ангелом Господним, потом Господом, а потом Он же Богом, и так же Он называет Себя. "Ангел" в переводе значит "вестник", т.е. Он выступает не только Сам от Себя, но сообщает волю пославшего Его, хотя Сам же является Богом. Ясно, что речь идет о Сыне, открывшем нам Отца.
Вот как говорит об этом блж. Феодорит Кирский:
Вопрос 5. Иные говорят, что Моисею в купине явился ангел?
Само чтение места сего показывает, Кто явился. Сказано: «явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины» (Исх.3:2), и чрез несколько слов: «егда же виде Господь, яко приступает видети, воззва его Господь из купины» (Исх.3:4), и еще чрез несколько: «рече ему: Аз есмь Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль» (Исх.3:6); и вслед за сим присовокуплено: «отврати же Моисей лице свое; благоговеяше бо воззрети пред Бога» (там же); и к сему присоединено: «видя видех озлобление людий Моих, иже во Египте, и вопль их услышах» (Исх.3:7) и т.д., и еще: «Аз есмь Сый. Тако речеши сыном Израилевым: Сый посла мя к вам» (Исх.3:14). Да и все место сие показывает, что явившийся есть Бог. Но Моисей назвал Его ангелом и сим дает нам знать, что явившийся есть не Бог Отец (ибо чьим ангелом будет Отец?), но Единородный Сын, Великого Совета Ангел, изрекший священным ученикам: «вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам» (Ин.15:15). Но Моисей, как дал имя ангела, не означая тем чего-либо служебного, а указуя на лицо Единородного, так возвещает опять и естество, и власть Его, говоря, что Сам изрек: «Аз есмь Сый и Аз есмь Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль; сие Мое есть имя вечное и память родов родом» (Исх. 3:14-15). А сие изображает Божественную сущность и показывает вечность и нескончаемость.
Несколько я понимаю, все ветхозаветные Богоявления — это явления именно Сына. Видение Ветхого днями из Дан. 7:9-14 некоторые считают видением Отца (хотя большинство говорит о Боговоплощении и соответственно двух природах Сына Божия). Но это всё-таки видение, а не явление.
Когда мы отвечаем на вопрос «Кто являлся ветхозаветным пророкам и общался с ними во время Богоявлений?», мы имеем в виду – Триединый Бог, и не имеем в виду, что к ним «приходил» (перемещаясь из точки А в точку Б) или являлся обособившийся от Отца и Святого Духа Сын (то есть исключительно Сын).
Бог един и неделим, и наполняет Собою все. Другое дело, что в процессе взаимодействия с пророками Бог мог являть им различные символические образы, в том числе образы Мужа. Когда святые отцы утверждали, что тот или иной пророк созерцал образ Сына, это не значит, что они имели в виду, будто пророка посещал (являлся) исключительно Сын, отделившийся каким-то неведомым нам образом от двух других Божественных Ипостасей.
Триединый Бог и действительно мог явить тому или иному пророку образ Сына, но в основе такого действия лежало бы единое действие Отца и Сына и Святого Духа. Бог являл Свое присутствие и посредством образа облака, облачного столпа, но из этого не следует, что те, кому Он так являлся, общались не с Отцом и Сыном и Святым Духом, а «всего лишь» с облаком.
Насчет того, чей именно образ (а не Кто «приходил») созерцали пророки, встречаются разные мнения. Но разве кто-либо из святых отцов когда-либо утверждал, что богоявления, происходившие во времена Ветхого Завета, были явлениями какой-либо одной Божественной Ипостаси, отделившейся в Своем действии от двух других?
Ср. слова свт. Василия Великого на видение пророком Исаией Господа Саваофа: «Ст. 1, 9-10 Пророк Исайя сказал: «видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном…». Сколько можно заключать по самому порядку и по связи пророческого писания, виденный пророком и вещавший ему есть Сый над всеми Отец. Но сын громов… сказал, что виденный пророком и вещавший ему был Сын… (Ин. 12:39–41). А Павел протолковал, что это видение и пророчество Духа… (Деян. 28: 25–27). Пророк вводит лицо Отца, в которого веровали иудеи, евангелист – лицо Сына, Павел – лицо Духа, все же согласно именуют Виденного единым Господом Саваофом. Делится у них слово об Ипостаси, но нераздельным пребывает в них мудрствование об едином Боге» (Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. Книги 4-5).
Свт. Кирилл Александрийский, комментируя то же видение, сказал: «Что пророк созерцал Сына в славе Бога и Отца, в этом никто не может сомневаться, когда Иоанн ясно пишет о нем: Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем (Ин. 12:41) (Толкование на пророка Исаию).
Он же, в комментарии на то же видение, на троекратное произнесение серафимами слова «Свят», утверждал: «Трижды же произносят: свят и заключают славословие словами: Господь Саваоф, полагая чрез то во едином естестве Божества Святую Троицу: потому что мы несомненно признаем подразумеваемым здесь Отца, а равным образом и Сына и Духа Святого» (Толкование на пророка Исаию).
Ср. комментарий блж. Иеронима Стридонского на видение Господа пророком Иезекиилем: «А что под человеком должно разуметь Бога Отца, это показывают многие свидетельства… И Иоанн говорит: сия рече Исаии, егда виде славу Сына Божия (Ин. 12, 41), но потому, что в Отце царствует и Сын. Ибо все, принадлежащее Отцу, принадлежит Сыну, иже есть образ Бога невидимого (Кол. 1, 15)… И при избиении первомученика Стефана был видим стоящий одесную Отца (Деян. 7, 55 – 56)» (Толкование на пророка Иезекииля).
См. также комментарий свт. Иоанна Златоуста на видение пророком Даниилом Ветхого Днями и Того, кто был подведен к Нему: «Дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. Отсюда видно, что они имеют равную честь» (Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 7 ).
Конечно, действие всей Святой Троицы едино, но образ действия у Каждого из Лиц отличается. Например, каков образ участия в творении мира согласно Символу веры? Отец — Творец (и мы знаем, что Он изволяет творить мир), Сын — тоже Творец, но Он именно творит мир («имже вся быша»), Дух — вновь Творец («животворящий), но он восполняет и усовершенствует сделанное Сыном. Так учит свт. Василий Великий в «Беседах на Шестоднев». То же касается и прочего. Многие отцы прямо усваивали богоявления Сыну. Помимо процитированного, добавлю:
Св. Ириней Лионский: «Слово из купины говорило Моисею: Я знаю, что фараон, царь Египетский, не отпустит вас, если не употреблю мощную руку (Исх. 3, 19)».
Св. Иустин Мученик: «И я повторил дальнейшие слова Моисея, мною уже приведенные и изъясненные которыми, – говорил я, – доказывается то, что Тот, Который, называясь в Писании Богом, являлся Аврааму, Исааку, Иакову и другим патриархам, подчинен Отцу и Господу и служит воле Его. Еще я присоединил то, чего прежде не говорил: так же, в то время, как люди ваши пожелали есть мяса и Моисей не поверил Тому, Который назван здесь Ангелом, когда Он обещал им насыщение от Бога, – тогда Он, будучи и Бог и Ангел, посланный от Отца, как повествуется, сказал и сделал это».
Что касается представления, что никак не возможно только Одному из Лиц являться, что мы скажем о Воплощении? Неужели воплотились все три Лица? Но если воплотился лишь Один, почему Он же не мог являться в образах Моисею и прочим пророкам? Ясно, что это было единое действие Троицы, но являлся-то Сын, согласно сказанному.
Во всяком случае, имея такое облако свидетелей, я бы не дерзнул сказать, что предлагаю ошибочное мнение.
Божественное действие нельзя рассматривать как сумму трех обособленных действий Отца, Сына и Святого Духа. Тем более нельзя утверждать, что какая-либо Божественная Ипостась действует автономно от двух других. Отец и Сын и Святой Дух – один Бог, а не три. Единое Божественное действие всегда проистекает от Отца через Сына и проявляется во Святом Духе. Это касается и того действия, которое мы называем Божественным откровением.
Ср. свт. Григорий Палама: «энергия трех ипостасей – едина. Не так, как у людей, где действие троих будет похожим, но, – поскольку каждый действует сам по себе, – особым. Не так, стало быть, но поистине одна и та же [у Них энергия], поскольку одно движение божественной воли, производимое от непосредственно предшествующей причины Отца и через Сына ниспосылаемое и во Святом Духе проявляемое…» (О Божественном соединении и разделении)
Свт. Григорий Нисский: «всякое действование, от Божества простирающееся на тварь и именуемое по многоразличным о Нем понятиям, от Отца исходит, чрез Сына простирается и совершается Духом Святым» (К Авлавию, о том, что «не три Бога»).
Прп. Анастасий Синаит: «Едино и подобно действие Отца и Сына и Святого Духа, как едины мощь, сила, хотение и воля Их. Ведь когда Отец совершает что-нибудь, то неотделимо соучаствует с Ним и Сын; а когда Сын или Святой Дух исполняют что-нибудь, то нераздельно содействует Им и Отец. Ни Сын не делает ничего самопроизвольно и сам по себе без Отца, ни Отец – без Сына и Духа, ни Дух – без Отца и Сына» (Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему)
Теперь, что касается процитированных слов св. Иустина Мученика «И я повторил дальнейшие слова Моисея, мною уже приведенные и изъясненные которыми, – говорил я, – доказывается то, что Тот, Который, называясь в Писании Богом, являлся Аврааму, Исааку, Иакову и другим патриархам, подчинен Отцу и Господу и служит воле Его».
Когда Бог, во времена Ветхого Завета, являлся людям, это было действие Единого и Нераздельного Бога-Троицы. Разумеется, можно говорить, что в рамках тех откровений действовал Сын, но (!) не только Сын, но Отец и Сын и Святой Дух.
Конечно, речь шла о совместном действии всех Лиц, хотя бы являлся лишь Один в виде Ангела Господня. То же касается и Воплощения: воплощается Сын, но по воле Отца и при содействии Духа. Аналогично и при ветхозаветных теофаниях. Даже именование Сына Ангелом Великого Совета показывает Его общее с Отцом действие, когда Он являет волю Отца при содействии Святого Духа.
Итак, последнее Ваше утверждение полностью отражает ту мысль, которую я хотел изложить.
Сверхъестественные Божественные Откровения, преподававшиеся людям в ветхозаветный исторический период, были Откровениями Единого и Нераздельного Бога-Троицы: Отца и Сына и Святого Духа.
Откровение Божие людям - действие Бога, которым Он открывается людям. Действие Отца и Сына и Святого Духа едино: проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом.
Визуальные образы, в которых Бог, во времена Ветхого Завета, являлся людям, носили символический характер.
Возьмем, к примеру, видение пророком Исаией (образа) Господа Саваофа (Ис.6:1–10).
Ев. Иоанн, упоминая об этом видении, сказал, что Исаия видел тогда славу Сына Божия: «Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем» (Ин.12:41).
В свою очередь апостол Павел, отметил, что Исаия имел тогда общение со Святым Духом: «…Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святой сказал отцам нашим через пророка Исаию: пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите» (Деян.28:25–26).
Обратим внимание, что окружавшие Господа серафимы, воспевая Его совершенство, взывали трижды: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис.6:3). Свт. Иоанн Златоуст, комментируя это обстоятельство, высказал следующую мысль: «Не очевидно ли, что они поступали так, воспевая песнь Троице? Потому-то Иоанн относит эти слова к Сыну, Лука к Духу, а пророк к Отцу»
В отношении ветхозаветных Богоявлений следует различать 2 аспекта, порождающих 2 вопроса:
- Кто явился? Это всегда Бог Троица.
- В образе кого (чего) явился. Несгорающего куста, огненного столпа, Ангела...
Если рассматривать Новый Завет, то Бог Сын воплотился как человек (стал человеком). В действии воплощения участвовали все три Лица Святой Троицы, т.к. любое действие Бога едино и нераздельно, но воплотилось одно Божественное Лицо - Сын.
И абсолютно ВСЕ явления Бога в Ветхом Завете — явления Сына? Не было исключений?