Скажите пожалуйста, правильно ли я понимаю, что православные должны придерживаться креационизма? И теистический эволюционизм противоречит Православию? Можно ли сказать: я знаю, что все сотворено Богом, но не знаю, как это было. И еще, шесть дней творения надо воспринимать буквально и отрицать предположение о миллиардах лет существования планеты и всякие эры и периоды? И что из эволюционного учения является правдой, а что - вымыслом? Я просто изучая все это, совсем запутался, что противоречит нашей вере, а что нет)
5 Ответов
Неправильное представление о сотворении мира влияет на образ Бога Творца. Всемогущий Творец не должен ждать миллиарды лет, чтобы завершилось появление всех видов живых существ. Благой Творец творит мир как "училище душ человеческих" (св. Василий Великий), а не ждет миллиарды лет, когда наконец появится на земле существо, способное воспринимать Его любовь. Премудрый Творец творит сразу и хорошо, а не упирается в "тупиковые ветви" эволюции и не вынужден постоянно экспериментировать, чтобы добиться желанного результата.
Если в Библии сказано, что вначале Бог создал растения, а потом солнце, то что мешает Ему поверить? Если растения произошли из семян, а Ева из ребра Адама, почему Бог не мог сделать именно так? Или у Него для этого не было сил и знаний?
Одним словом, отцы Церкви всегда считали, что мир творится за 6 дней, каждый из которых равен по продолжительности сегодняшнему. Например, прп. Ефрем Сирин пишет:
Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание. Непозволительно также говорить, будто бы что по описанию сотворено в продолжении шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании том представлены одни наименования: или ничего не означающие, или означающие нечто иное.
Свету надлежало пребывать двенадцать часов, чтобы день заключал в себе такое же число часов, какую меру и продолжительность времени пребывала тьма. Ибо хотя и свет, и облака сотворены во мгновенье ока, но как день, так и ночь первого дня продолжались по двенадцать часов.
Почитайте работы оо. Георгия Максимова, Константина Буфеева, Серафима (Роуза).
Обратите также внимание: креационизм - это современная научная теория, имеющая протестантские корни. Святоотеческое учение о сотворении мира не занимается обоснованием естественно-научных механизмов для доказательства повествования книги Бытия и веры Церкви.
Православие не занимается наукой о мире. Оно занимается спасением человека от смерти.
Вот подумайте. Человек попал в тяжелое ДТП, лежит скрученный в железной коробке, вокруг стонут близкие. Какие у него в это время мысли? Он думает - как бы выжить, как бы бензин не вспыхнул, как позвать на помощь. И точно не думает о том, за сколько дней Бог создал мир.
Нелепые вопросы, которые задают люди, требуют ответа. Ответы креационистов направлены к тем, кто не верует в Бога. Для тех, кто уверовал, нужно думать как выбраться из разбитой коробки живым.
Понял, спасибо.
Почитайте работу отца Георгия Максимова "Правда о "православном" эволюционизме" и труд недавно каконизированного в Грузии отца Серафима Роуза "Бытие:сотворение мира и первые ветхозаветные люди". Я раньше придерживался теории теистического эволюционизма, но пересмотрел взгляды в том числе благодаря этим работам
Понял, спасибо.
Есть православные догматы, которые связаны с происхождением мира и человека. Постольку, поскольку различные теории совместимы с ними - постольку они допустимы для православного христианина. И наоборот.
- Мир сотворен Богом из ничего.
- Человек сотворен по образу и подобию Бога.
- Бог сотворил человека с тем, чтобы он познавал Бога, любил и прославлял Его, и через то вечно блаженствовал.
- Бог сотворил первых людей, Адама и Еву, особенным образом, отличным от сотворения других Его созданий.
- Род человеческий произошел от Адама и Евы.
- Человек состоит из невещественной души и вещественного тела.
- Для упражнения и укрепления в добре нравственных сил Бог заповедал человеку, чтобы он не вкушал плодов от древа познания добра и зла.
- Человек не сохранил заповеди, и через то лишился своего достоинства.
- Все люди произошли от Адама и его грех есть грех всех людей.
- Смерть пришла к человеку от зависти дьявола к Богу.
- Следствия падения в душе: расторжение союза с Богом, потеря благодати, смерть духовная, помрачение разума, извращение воли и преклонность ее более ко злу, нежели к добру, искажение образа Божия.
- Следствия падения для тела: болезни, скорби, болезненные роды, смерть.
- Следствие для внешнего состояния человека: потеря или уменьшение власти над животными, потеря плодоносности земли.
Понял, спасибо.
В дополнение к работам, которые Вам посоветовали выше, советую посмотреть статьи и книги, изданные центром «Шестоднев» под руководством отца Константина Буфеева http://shestodnev.ru
Понял, спасибо.
Понял, спасибо.