Святитель Иоанн Златоуст в Беседе 5 на книгу Бытия пишет:
Если и после такого повторения, объятые еще заблуждением и ожесточившиеся сердцем иудеи пытаются спорить и считают вечер началом наступающего дня, обольщая и обманывая сами себя, продолжают сидеть в тени, когда истина сделалась столь ясной для всех, и пользуются свечой, когда солнце правды повсюду разливает лучи свои, то кто мог бы вывести упорство неблагодарных, если бы (Моисей) предложил это учение не с такой точности?30
В сноске к этому месту говорится:
Это обличение Златоуста падает и на тех толкователей, которые при объяснении истории творения начинают, подобно иудеям, счета дней или суток с вечера.
Но у нас же богослужебные сутки начинаются с вечера и в Октоихе каждый суточный цикл начинается с Вечерни, которая начинается со 103-го Псалма — гимна творению. И в учебниках по Литургике я встречал такое объяснение со ссылкой на 1-ю главу Бытия. Получается, что мы, по святителю Иоанну, иудействуем.
Вот, например, Алексей Сергеевич Кашкин в своём учебном пособии по Литургике «Устав православного богослужения» пишет:
Суточный круг богослужения составляют службы, совершаемые в течение суток, причем сутки по церковному счислению начинаются с вечера, так что каждый вечер относится уже к грядущему дню. Это счисление перешло в христианскую Церковь из Ветхого Завета. Евреи считали началом суток время солнечного заката (примерно 18.00), и поэтому сутками считался период между солнечным закатом настоящего дня и следующего дня39.
Как согласовать критику, данную святителем Иоанном, с богослужебной практикой?
4 Ответа
Богослужебный Устав твёрдо сложился намного позднее периода жизни святителя. Основа современного Устава формируется с IX века.
Во времена Златоуста, только-только вводился праздник Рождества Христова. Эта римская традиция в Византии отсутствовала. Службы в монашеских пустынях и в городах значительно отличались.
Вполне, что Златоуст в спорах с иудействующими, как аскет, имел свои соображения.
Правильный вопрос. Вот посты, как раз, начинаются и завершаются в полночь.
Так, действующий Типикон начало Великого поста отмеряет с полуночи. Он позволяет монахам после вечерней в воскресенье плотно потрапезничать, и даже количество поклонов для этого снижает. См. Гл. 49, раздел «В туюжде неделю сырную вечера», и после раздел «Начало святаго и великаго поста. В понедельник первыя седмицы…»
Думается, в приведенном месте Златоуст предлагает обличение иудеев, духовно находящихся во тьме, так что они утверждают, что у них начался день и свет, тогда как в действительности наступила ночь и они во тьме.
Вместе с тем, святитель не решает вопросы богослужения или первоначального счета дней. Вот его же цитата из четвертой беседы:
«И нарече, – говорит (Моисей), – Бог твердь небо, и виде Бог, яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день вторый». Дав имя тверди и похвалив сотворенное, положил конец второму дню и продолжает: «И бысть вечер, и бысть утро, день вторый». Видишь, с какой тщательностью он учит нас, называя окончание света – вечером, а конец ночи – утром, а все вместе именуя днем, чтобы мы не думали ошибочно, будто вечер есть конец дня, но знали ясно, что продолжительность25 того и другого составляет один день. Справедливо поэтому может быть назван вечер окончанием света, а утро, т.е. конец ночи – довершением26 дня. Это и хочет показать Божественное Писание, когда говорит: «И бысть вечер, и бысть утро, день вторый».
Само собой понятно, что свт. Иоанн совершал и всенощные бдения - с вечера до утра.
Скорее всего, Златоуст просто отстаивает привычную для него практику древнеримского счисления суток, начиная с раннего утра, тогда как в Ветхом Завете действительно сутки отсчитывались с вечера. Можно рекомендовать по данному вопросу две статьи:
Календарь в "Православной энциклопедии"
Счёт времени в древнехристианскую эпоху М. Арранца и Ю. Рубана
В лунном календаре и правда удобнее было использовать отсчет новых суток с появления луны на небе, хотя в статье "Календарь" замечено, что вполне вероятно, иудеи отсчитывали новые сутки с вечера только в области богослужения (раз у них было 2 календаря: гражданский и религиозный, вполне могло быть две практики отсчета времени).
Насчет влияния иудейской традиции на христианское богослужение: об этом сказано много, вполне возможно, что и здесь Церковь переняла практику от иудеев начинать новый день с вечера. Высказывание Златоуста в данном случае - больше его мнение и отражение контекста его эпохи. Тем более что здесь предлагается богословский вывод: иудеи предпочитают тьму и игнорируют пришествие Солнца Правды.
Спасибо!
Но тогда получается и у нас два календаря. Богослужебные сутки начинаются вечером, но пост начинается в полночь. Но при этом в среды и пятницы венчают, а во вторник и четверг — нет. Супружеский пост опять получается с вечера до вечера.
И мнится мне, что если пост и молитва — это два крыла, то сутки богослужебные и «пищевые» должны совпадать.
Какие-то нестыковки тут. Что вы думаете?
Что тут скажешь? В плане суток действительно у нас два календаря. С одной стороны, служба начинается накануне, тогда как пищевой день совпадает с сутками по гражданскому календарю.. Возьмем в к примеру службу в сочельник Рождества Христова: совершается великая вечерня с литургией святителя Василия Великого, поется тропарь и кондак праздника,, сама по себе служба торжественная, а пища — по постному варианту (вино и елей).
Насчет супружеского поста тут вопрос остается открытым. Посмотрите вот эту книгу https://azbyka.org/otechnik/Aleksej_Pavlov/50-ja-glava-kormchej-knigi/ С. 89 — 93. Там сказано, что по факту вопрос ограничений относительно венчания не решен. В XVI веке у нас венчали во вторник и четверг, то есть там ограничения среды и пятницы понимались буквально, Потом появилась современная традиция — не венчать накануне среды и пятка. И тут еще вопрос: насколько ограничение на венчание распространяется на запрет супружеского общения? Это — совершенно разные вещи.
У нас есть чат преподавателей Литургики, там как-то обсуждали вопрос интимного общения для священников и пришли к выводу, что единственное принципиальное ограничение — канун совершения Евхаристии.
Здравствуйте!
Все просто. У иудеев день начинался с наступлением темноты. И начиналось богослужение у христиан в это время.
Такое положение вещей даже промыслительное, так как начиная молиться накануне, лучше приуготовляем себя к Литургии. К тому же в переходе между сутками предыдущими и новыми есть богослужебная пауза, которая означается "да молчит всякая плоть". И эта пауза выпадает не на сон, а на бодрствование.
Сутки постные начинаются ночью тоже по простой причине. Подвижники первых веков жили в теплом климате вкушали пищу один раз в сутки - после Литургии. Так и установилось.
Помощи Божией!
Спасибо! Возможно, что в IV веке ещё были актуальными дискуссии с иудеями и иудействующими христианами.
И вдруг появился дополнительный вопрос. Если богослужебные сутки начинаются с Вечерни, то посты должны начинаться и заканчиваться тоже вечером. Например, пост среды начинается после Вечерни во вторник и заканчивается после Вечерни в среду.